От чего зависит острота слуха? Дополнительные исследования или анализы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ И ОСТРОТЫ СЛУХА

Цель: познакомиться с особенностями строения и функциями зрительной и слуховой сенсорной систем, гигиеническими рекомендациями по охране зрения и слуха, методами профилактики сенсорных расстройств.

1) определить остроту зрения;

2) оценить остроту слуха;

Оборудование: таблицы для определения остроты зрения, рулетка

длиной 5 м, указка, сантиметровая лента

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ

Под остротой зрения понимают способность глаза различать две светящиеся точки раздельно. Для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы между возбужденными фоторецепторами находился как минимум один невозбужденный фоторецептор. Так как диаметр, например, колбочек равен 3 мкм, то для раздельного видения двух точек необходимо, чтобы расстояние между изображениями этих точек на сетчатке составляло не менее 4 мкм, а такая величина изображения получается при угле зрения 1". При рассматривании под углом зрения менее 1" две светящиеся точки сливаются в одну.

Для определения остроты зрения используют стандартные таблицы с буквенными знаками, которые расположены в 12 строк. Величина букв в каждой строке убывает сверху вниз. Сбоку каждой строки стоит цифра, обозначающая расстояние, с которого нормальный глаз различает буквы данной строки под углом зрения 1".

Остроту зрения можно оценить, пользуясь таблицами различного вида: для детей младшего возраста – таблицей Орловой; для определения остроты зрения в диапазоне от 1,0 до 2,0 ед. – таблицей О. М. Новикова. Также используется буквенная таблица Головина – Сивцева.

Таблицу повесьте на хорошо освещенной стене (освещенность должна быть не ниже 100 лк) или дополнительно осветите ее электрической лампочкой. Испытуемого усадите на стул на расстоянии 5 м от таблицы и предложите ему закрыть один глаз щитком или ладонью. Указкой покажите испытуемому буквы и попросите их назвать. Определение начните с верхней

строчки и, опускаясь вниз, найдите самую нижнюю строку, все буквы которой испытуемый отчетливо видит в течение 2–3 с и правильно называет. Если испытуемый называет правильно знаки десятого ряда, острота зрения составляет 1,0 по таблице Головина – Сивцева и 2,0 ед. по таблице О. М. Новикова.

Затем определите остроту зрения другого глаза. Остроту зрения рассчитайте по формуле

где V – острота зрения; d – расстояние от испытуемого до таблицы; D – расстояние, с которого нормальный глаз должен отчетливо видеть данную строку.

Полученные результаты исследования запишите в тетрадь протоколов опытов, сравните их с нормальной остротой зрения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТРОТЫ СЛУХА

Наш слуховой орган отличается очень высокой чувствительностью. При нормальном слухе мы способны различать звуки, вызывающие ничтожно малые (исчисляемые в долях микрона) колебания барабанной перепонки.

Чувствительность слухового анализатора к звукам различной высоты неодинакова. Человеческое ухо наиболее чувствительно к звукам с частотой колебаний от 1000 до 3000. По мере понижения или повышения частоты колебаний чувствительность падает. Особенно резкое падение чувствительности отмечается в области самых низких и самых высоких звуков.

С возрастом слуховая чувствительность изменяется. Наибольшая острота слуха наблюдается у 15-20-летних, а затем она постепенно падает. Зона наибольшей чувствительности до 40-летнего возраста находится в области 3000 Гц, от 40 до 60 лет - в области 2000 Гц, а старше 60 лет - в области 1000 Гц.

Минимальная сила звука, способная вызвать ощущение едва слышимого звука, называется порогом слышимости, илипорогом слухового ощущения. Чем меньше величина звуковой энергии, необходимая для получения ощущения едва слышимого звука, т. е. чем ниже порог слухового ощущения, тем, стало быть, выше чувствительность уха к данному звуку. Из сказанного вытекает, что в области средних частот (от 1000 до 3000 Гц) пороги слухового восприятия оказываются наиболее низкими, а в области низких и высоких частот пороги повышаются.

Исследование разговорной и шепотной речью является достаточно простым, но надо соблюдать точные правила его проведения, чтобы получить правильное суждение о состоянии слуховой системы.

Исследование слуха проводят в условиях полной тишины, в изолированном от посторонних шумов помещении. Нормальный слух (хорошая острота слуха) характеризуется определением шепотной речи на расстоянии более 6м, снижение слуха на расстоянии меньше 5 метров.

Для исследования различения шепотной речи может быть применена следующая примерная таблица слов (табл.).

Таблицы слов для исследования шепотной речи у детей

Слова с низкой частотной характеристикой

http://www.studfiles.ru

(англ. auditory acuity ) - чувствительность слухового анализатора, характеризуется абсолютным и разностным (дифференциальным) порогами слуховых ощущений. 1. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом слухового ощущения. Наиболее низкие пороги слухового ощущения отмечаются в диапазоне 1000-3000 Гц. 2. Минимальный прирост силы звука, дающий едва заметное увеличение громкости, называется разностным порогом интенсивности звука. Величина этого порога составляет в среднем 0,1 первоначальной громкости. О. с. повышается в тишине и снижается под воздействием сильных звуков. 3. Разностным порогом высоты звука называют минимальный, едва заметный для слуха прирост частоты колебаний к их первоначальной частоте. Наибольшая чувствительность к изменению высоты звука отмечается в диапазоне 500-5000 Гц. Для определения О. с. пользуются специальным прибором - аудиометром (см. Аудиометрия ). (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. - М. Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

Смотреть что такое "ОСТРОТА СЛУХА" в других словарях:

острота слуха - - EN hearing acuity Effectiveness of hearing. (Source: CAMB) Тематики охрана окружающей среды EN hearing acuity DE… … Справочник технического переводчика

острота слуха - klausumas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. auditory acuity; hearing acuity vok. Gehörschärfe, f; Hörschärfe, f rus. острота слуха, f pranc. acuité auditive, f; acuité d’ouïe, f … Fizikos terminų žodynas

острота слуха - rus острота (ж) слуха, слуховая чувствительность (ж) eng hearing acuity, auditory acuity, hearing sensitivity fra acuité (f) auditive deu Hörschärfe (f), Hörempfindlichkeit (f) spa agudeza (f) auditiva, sensibilidad (f) auditiva, acuidad (f)… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

ОСТРОТА СЛУХА - показатель слуха, характеризующий способность слышать слабый звук или различать минимальное изменение громкости и высоты звука. Минимальная сила звука, способная вызвать едва заметное ощущение слышимого звука, называется абсолютным порогом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ОСТРОТА СЛУХА - 1. Слуховая чувствительность относительно абсолютного порога к различению звуков по частоте. 2. Способность отличать слабые изменения в звуковых стимулах. Второе значение в большей степени соответствует основному значению термина острота, чем… … Толковый словарь по психологии

острота слуха - (acuitas auditus) чувствительность слухового анализатора; оценивается по порогу восприятия звука … Большой медицинский словарь

Острота слуха - (ocuitas auditus) – чувствительность зрительного анализатора, оценивается по порогу восприятия звука … Словарь терминов по физиологии сельскохозяйственных животных

ОСТРОТА - остроты, мн. остроты, жен. 1. только ед. Отвлеч. сущ. к острый во всех знач. кроме 6. Острота ножа. Острота зрения. Острота слуха. Острота боли. «Борис Алексеевич был богат и силен, ума особенной остроты.» А.Н.Толстой. 2. только ед. Пряность,… … Толковый словарь Ушакова

СЛУХА, ОСТРОТА - См. острота слуха … Толковый словарь по психологии

Острота чувств - Фармакологические группы: БАДы - естественные метаболиты ›› БАДы - продукты растительного, животного или минерального происхождения Нозологическая классификация (МКБ 10) ›› E63 Физические и умственные перегрузки ›› H53 Расстройства… … Словарь медицинских препаратов

Книги

  • (Не)музыкальное приношение, или Allegro affettuoso. Лейтмотивом этого сборника, посвященного 65-летию Бориса Ароновича Каца, основателя и профессора факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, стали связи между… Подробнее Купить за 673 руб
  • М. Глинка. Пьесы. М. Глинка. В этот сборник включены все законченные оригинальные произведения для фортепиано в 4 руки выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки, кроме авторских переложений, написанных им… Подробнее Купить за 259 руб

http://psychology.academic.ru

Факторы, влияющие на слух

Вспомним, как работает ухо - этот чудесный приемопередатчик. Итак, звук «влетает» в ушную раковину и, пройдя через наружный слуховой канал «ударяется» в барабанную перепонку. Она начинает вибрировать. Вибрации усиливаются цепью слуховых косточек (молоточек, наковальня и стремечко) среднего уха отсюда звук попадает в заполненные жидкостью каналы внутреннего уха, а затем в так называемую улитку.

Здесь вступают в дело несколько десятков ресничек, погруженных в заполняющую улитку жидкость, что вызывает передачу нервных раздражений через слуховой нерв в соответствующую часть мозга. Чувствительность уха огромна: оно воспринимает все звуки в диапазоне от 130 до 8500 Гц, а также их обертоны.

Что влияет на остроту слуха?

Серные пробки. Наружное ухо следует регулярно и осторожно прочищать ватным тампоном, удалять ушную серу, чтобы не допускать образования серной пробки.

С этой целью нельзя использовать твердые или о заостренным концом предметы, такие, как шпильки для волос, зубочистки, спички и т.д. которые могут поцарапать кожу слухового прохода или повредить, барабанную перепонку.

Среднее ухо тоже нужно беречь, особенно от воспалений, частых у детей и молодежи. Воспаление среднего уха может стать хроническим, а это приводит к отвердеванию барабанной перепонки и суставов слуховых косточек, вследствие чего снижается острота слуха. Воспаление может охватить и внутреннее ухо (лабиринт).

Очень опасна для среднего уха баротравма (перепад давления), вызванная резким изменением давления на барабанную перепонку. Перепады высоты полета самолета, ныряние в море - факторы риска.

Большое давление на внешнюю сторону перепонки, не уравновешенное давлением в камере среднего уха, может привести к растяжению или даже разрыву перепонки. Вследствие этого снижается слух, возникает угроза воспаления среднего уха.

Внутреннее ухо, несмотря на то что расположено в глубине, тоже подвергается риску заболеваний и поражений.

Главная угроза - баротравма, которая возникает при интенсивности звука 90 и выше децибел . Звук в 120 децибел вызывает ощущение боли. Опасны обычно повторяющиеся или длительные, а также очень интенсивные и короткие звуки высокого тона. Некоторые профессии связаны с опасными для здоровья звуками (работа на заводе, аэродроме, с пневмоинструментами и т. д.).

Подвергают себя риску и меломаны - на рок-концертах и дискотеках, где уровень звука часто превышает 100-120 децибел. Врачи, занимающиеся проблемами слуха, забили тревогу: молодежь, слушающая громкую музыку, теряет слух, порой необратимо, на 20-40 процентов высоких звуков. Для ушей могут стать опасными звуки работающих моторов и выстрелов из огнестрельного оружия. Таким образом, в профилактике болезней уха большое значение имеет ограничение громкости звука, шумов, которое достигается использованием специальных заглушек (в простейшем случае - клочков ваты, которыми затыкают уши).

- Старческое снижение слуха может начаться уже на 55-60-м году жизни. Оно проявляется затруднениями при ведении телефонных разговоров в шумном окружении, а также разговоров с несколькими собеседниками.

Старческое поражение слуха связывают с уменьшением числа слуховых нейронов в улитке, а также с потерей чувствительности слуховых рецепторов мозга. Причины могут быть различные: повторяющиеся звуковые травмы, склероз, гипертензия, вирусные заболевания, ототоксичные лекарства (ухудшают слух гентамицин, стрептомицин, хинин), рецидивирующее воспаление среднего уха, а также генетические факторы. В этом случае нужно пройти аудиологическое исследование у врача-отоларинголога. Целью аудиологического исследования у врача-отоларинголога является оценка степени поражения органа слуха и установление его причины. Иногда она кроется в «затвердевании» в области среднего уха, но чаще речь идет о дефекте во внутреннем ухе. Разнообразные способы исследования (тональная аудиограмма, голосовое исследование, потенциалы возбуждения) позволяют правильно назначить лечение.

Неожиданную потерю или снижение слуха, сопровождающиеся «звоном» в ушах и головокружением, связывают со спазмами кровеносных сосудов .

Назначаются препараты, снимающие спазмы, что часто приносит эффект. Если эффект не достигнут, потеря слуха может стать окончательной.

По результатам исследований больного отправляют к специалисту по слуховым аппаратам, который подберет наиболее подходящий для данного случая.

Народные методы лечения женских воспалительных заболеваний (женское здоровье)

Воспаление женских половых органов сопровождается сосудисто-тканевой реакцией на воздействие возбудителей воспаления того или иного органа.

Позаботимся о мозге

Причина умственного переутомления всегда одна: большой объем умственной работы при недостаточном отдыхе. Снизить умственную трудоспособность могут эндокринные нарушения, депрессия, истощающие хронические заболевания.

Коментарии

Бауыржан Темиртау У меня постоянный шум в ушах,тугоухость обоих ушей,можно ли излечить народными средствами,не разбираю,когда говорят тихо,охото сквозь землю провалиться.

Добавить Ваш комментарий

Ринит (насморк). Разновидности ринита

(Женское здоровье)

Насморк, или ринит, представляет собой классический воспалительный процесс, происходящий в слизистой оболочке носа. Казалось бы, нет ничего проще этого заболевания - симптомы его хорошо известны любому человеку, даже далекому от медицины, а причины возникновения насморка легко назовет школьник начальных классов

Вазомоторный ринит: лечение народными средствами

Вазомоторный ринит: причины возникновения, основные симптомы, способы лечения и профилактики.

Частые симптомы насморка не всегда связаны с простудными заболеваниями. Причина может быть в проблемах с эндокринной или нервной системой. Узнайте, что может спровоцировать ринит, и способы лечения в домашних условиях.

http://health.wild-mistress.ru

Человеческое ухо - это маленькое чудо, а его способность слышать уникальна. Каждое ухо индивидуально, как отпечатки пальцев, и способно обнаруживать, распознавать и различать до миллиона различных звуков.

Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха. В ухо входит звуковая волна, раздражает косточки - молоточек, стремечко и наковальню. Механическое колебание передается в улитку и внутри улитки превращается в электрический импульс. Именно этот импульс поступает в кору головного мозга. Центры слуха находятся в височной доле головы. Слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить». Слух - первое чувство, которое формируется у ребенка. Еще в утробе матери он начинает слышать и узнавать окружающие звуки. Слух - самое острое человеческое чувство. Интенсивность звука, вызывающего в ухе самое слабое слуховое ощущение, в миллиарды раз меньше, чем аналогичная интенсивность света. Слух - самое совершенное чувство. Он может не только различать огромный диапазон звуков, но и точно определять пространственное нахождение их источника. Слух позволяет нам чувствовать себя в безопасности. Только он дает возможность услышать шум приближающегося сзади автомобиля и вовремя среагировать.

Звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Поэтому необходимо пользоваться средствами защиты слуха. К сожалению, пользоваться ими на дискотеке и на концерте не принято. А жаль. Когда молодые люди, покидая дискотеку, ощущают звон в ушах, они полагают, что это вполне нормальное явление. Между тем, это один из выраженных симптомов шумовой травмы. И через какое-то время это обязательно скажется на остроте слуха.

Ухо является органом слуха и равновесия.

Ушная раковина принимает участие в ототопике, т.е. определении направления звука. Воронкообразная форма ушной раковины и строение просвета слухового прохода способствует усилению давления звуковой волны на барабанную перепонку, что в известной степени влияет на остроту слуха. Система среднего уха в норме обеспечивает доставку звуковых колебаний во внутреннее ухо без потерь. Перемещение барабанной перепонки при воздействии разных по частоте звуков неодинаково. Под влиянием низких звуков перепонка перемещается в сторону барабанной полости и возвращается в исходное положение приблизительно на 0,5 мм; под влиянием высоких звуков-в пределах долей микрона. На окно преддверия звуковая волна давит с силой, в 60 раз большей, чем сила давления звуковой волны на окно улитки. В результате разницы давления, а также того, что вторичная барабанная перепонка и основание стремени расположены в разных плоскостях, звуковая волна приходит к окнам преддверия и улитки в разных фразах, что также важно для возникновения разницы давления на окна лабиринта, т.е. в конечном итоге для остроты слуха.

Диапазон частот, воспринимаемых нашим ухом, равен 16-22000Гц. Комфортные для нашего уха звуки (шум леса, дождя, моря) находятся в диапазоне около 1000 ГЦ, речь укладывается в диапазоне 500-4000Гц. Острота слуха у человека наиболее выражена в возрасте 20-30 лет; к 50-ти годам происходит снижение остроты слуха, и верхняя граница частот звука, воспринимаемых ухом, составляет только 15000Гц.

Функционирование уха - это проведение звука к рецептору, восприятие его чувствительными клетками спирального органа, проведение импульса по волокнам слухового нерва, анализ в коре головного мозга (слуховая зона). На каждом участке этого пути могут возникнуть изменения, которые в конечном итоге определяются как снижение слуха, тугоухость и даже полная глухота. Соответственно выделяют нарушения в отделах, проводящих звук, воспринимающих звук, подводящих возникающуюимпульсацию в корковый отдел слухового анализатора и проводящих анализ этих импульсов. Выражение уровня поражения слухового анализатора имеет огромное клиническое значение, так как определяет методы оказания помощи страдающему снижением слуха.

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИпроизводится с помощью шепотной, разговорной речи, набора камертонов и аудиометрии.

Исследование слуховой функции шепотной и разговорной речью не представляет сложности для получения представления о состоянии слуха у обследуемого.

При исследовании необходимо соблюдать следующие условия: помещение должно быть звукоизолирующим; необходимо соблюдать полную тишину; длина комнаты должна быть не менее 6 метров.

В норме человек слышит шепотную речь на расстоянии 6 метров, разговорную - на 20 метров. Проверку производят с помощью набора слов из специальной таблицы Воячека, чередуя слова с низкими звуками: море, мороз, нора, окно, со словами с высокими звуками: чаша, дача, заказ, чай и т. д. На практике иногда используют двойные числительные. Произносить слова шёпотом следует, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха. Начинают исследование со здорового или лучше слышащего уха на расстоянии 6 метров. Если пациент предъявляет жалобы на резкое снижение слуха, необходимо стать рядом с обследуемым, постепенно увеличивая расстояние.

Исследование слуховой функции камертонами

В практической деятельности чаще всего используют камертоны с низким звуком — 128 Гц и высоким звуком — 2048 Гц. С помощью камертонов определяют воздушную и костную проводимость.

Для определения воздушной проводимости звучащий камертон подносят к отверстию наружного слухового прохода. Для определения костной проводимости звучащий камертон ставят на темя или сосцевидный отросток. При нормальном слухе воздушная проводимость больше костной.

Дифференциальная диагностика между заболеваниями звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов проводится камертоном С-128 при помощи опытов: Ринне (сравнение костной и воздушной проводи-мости); Вебера (латерализация звука).

Опыт Швабаха проводится с целью сравнения костной проводимости здорового и больного уха. В норме костная проводимость обоих ушей совпадает, разница может быть в 2—4 секунды. Такой опыт Швабаха обозначается как «норма» (N).

Результаты, полученные при исследовании слуховой функции речевым и камертональным способами, заносят в слуховой (акуметрический паспорт):

AD (правое ухо) 6 м + Т = (или удлин. сек)

Ш.р. (P.p.) RWSchAS (левое ухо) 6 м+ 4 = (или укороч. сек)

С помощью камертона С 2048 определяется способность уха к восприятию высоких частот. Снижение этой способности отмечается в пожилом возрасте и при поражении звуковоспринимающего аппарата.

Исследование слуховой функции с помощью электроакустической аппаратуры дает возможность дозировать силу звукового раздражения, измерять ее в децибелах, исследовать слух при резко выраженной тугоухости, проводить различные диагностические тесты. Аудиометрия проводится в звукоизолирующей камере. Звуки различной частоты подаются в наушники (исследование воздушной проводимости) или на сосцевидный отросток (костная проводимость), при этом громкость звука увеличивается. Пациент нажимает кнопку прибора в тот момент, когда начинает слышать звук. Полученные данные фиксируют в виде графика — аудиаграммы, на которой громкость звука в децибелах отмечается на вертикальной оси, а частота колебаний в герцах — на горизонтальной. Аудиометрия является ценным диагностическим методом.

НАРУШЕНИЕ СЛУХА

Есть много причин потери слуха. Возможно, самая распространенная среди них - это возрастные изменения. Cреди людей в возрасте от 50 до 60 лет слабослышащих примерно 20%. В возрастной категории 60-70-летних эта величина возрастает до 30%, а для людей старше 70 лет - превышает 40%. Вторая распространенная причина потери слуха - громкий шум. Неправильные наушники - это легкий путь к потере слуха.

Потеря слуха может произойти в результате сильного стресса, инфекционного заболевания, приема сильнодействующего лекарства, травмы головы, заболевания уха и по многим другим причинам. Так как при нарушении слуха тихие звуки (щебет птиц, шорох листвы, шум дождя) перестают поступать в мозг, он вначале «отвыкает» от них, а затем их «забывает». Плохо слышащий человек может распознать слово, присматриваясь к движению губ говорящего. Но большая часть эмоциональных нюансов остается недоступной для него.

Многие люди не знают о том, что сильный шум убивает сенсорные волосковые клетки, которые после гибели не восстанавливаются, как и любые другие нервные клетки. Бывают проблемы, которые с легкостью можно устранить, например, закупорка слухового прохода ушной серой. При заболевании среднего уха может помочь хирургическая операция. Если медикаментозное лечение не дает успеха, на помощь придет слуховая система - слуховой аппарат или кохлеарныйимплант. При ухудшении слуха необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чем позже слабослышащий человек обратится за слуховым аппаратом, тем больше усилий придется ему потратить, чтобы вновь научиться слышать.

Люди, страдающие нарушениями слуха, подтвердят, что потеря слуха воспринимается и переживается человеком очень тяжело. Это объясняется тем, что каждый из нас является частью слухового мира. Поэтому глухой человек оказывается в изоляции. Одиночество, которого мы так боимся, становится печальной реальностью. Пренебрежительное отношение к слуху ведет к тому, что жизнь окружающих нас людей все чаще отягощают проблемы, связанные с ухудшением слуховосприятия. Более того, по статистике люди обращаются за слуховыми аппаратами на 7-10 лет позже, чем следует. "Невозможность видеть отделяет человека от вещей. Невозможность слышать отделяет человека от людей", - сказал однажды Эммануил Кант и был прав.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стало определение остроты слуха у студентов, которые используют наушники не один год.

Цель работы: Определить остроту слуха с помощью речи, чтобы проверить, как изменилась способность слышать под действием различных факторов.

Задачи исследований: изучить материал по данной теме; определить причины снижения слуха; провести исследование по данной теме; дать советы по профилактике снижения слуха

Нами проведено исследование остроты слуха среди 39 студентов II курса АМК в возрасте 17 - 21 года.

Цель исследования: изучить остроту слуха у студентов, активно пользующихся наушниками, посещающих иногда ночные клубы с громкой музыкой, выявить, если будет возможно, начальные признаки нарушения слуха и сформулировать меры профилактики заболеваний органа слуха.

Сначала испытуемые отвечали на вопросы анкеты, затем проводилось исследование остроты слуха.

Наиболее простой и доступный метод - исследование слуха речью. Его достоинством является возможность провести исследование без специальных приборов и оборудования; кроме того, этот метод соответствует основной роли слуховой функции у человека - служить средством речевого общения.

Измерение остроты слуха - это определение чувствительности слухового органа к звукам разной высоты. Определение заключается главным образом в измерении порогов слышимости звуков разной высоты (частоты), то есть наименьшей силы звука, при которой он становится слышимым.

Исследование абсолютных порогов слуховой чувствительности проводят шепотом. Для исследования мы составили 2 группы слов. Первая группа (низкочастотных) слов включает гласные у, о и согласные м, н, в, р. Например: ворон, двор, море, номер. Вторая группа слов (высокочастотные) - гласные а, и, э и шипящие, свистящие согласные. Например: час, щи, чижик, заяц, шерсть. Мы составили по 20 слов в каждой группе. Далее нами с небольшого расстояния были поочередно произнесены слова из 1-й и 2-й групп, постепенно при этом отдаляясь. Когда расстояние между нами и испытуемым составляло около 3,5- 4-х метров, он начинал называть 50 и более процентов слов неправильно - это является пороговой величиной. Дальше мы продолжали увеличивать расстояние, до того момента пока испытуемый переставал совсем различать слова. Результаты исследования можно увидеть на диаграмме.

При проведении данного исследования мы выяснили, что большая часть студентов (26 человек - 66,7%) имеет начальные нарушения слуха, в течение 2-3 лет они слушают музыку по несколько часов в день. 10 девушек (10,8%) предпочитают пользоваться наушниками не чаще 2-3 раз в неделю в течение 20-30 минут; среди них не выявлено никаких нарушений слуха. 12 студентов (30,8%) отмечают, что имели проблемы с ЛОР-органами, т.к. имеют привычку не носить шапки, даже в холодное время года. Остальные студенты - 3 человека (7,7%) осознают сами, что слух у них нарушен т.к. имеются серьёзные повреждения слухового аппарата ещё с детства (травма уха, последствия применения антибиотиков и осложнение после основного заболевания).

Кроме этого, у 11 студентов (28,2%) отмечались различные заболевания ЛОР-органов (гайморит, ринит, отит, фарингит), перенесенные в детстве или в школьные годы, 13 девушек (33,4%) отмечали головные боли и у 14 студентов (35,9%) появлялся и долго сохранялся шум в ушах после длительного пребывания в помещении с громкой музыкой.

НАШИ ВЫВОДЫ.

  1. Нарушение и ослабление слуха может быть вызвано внутренними факторами (образование серной пробки, повреждение слухового нерва или другими причинами);
  2. Повредить слух можно внешними факторами (сильные, резкие звуки, постоянные громкие шумы, патогенные микроорганизмы, попадание в слуховой проход насекомых);
  3. Нельзя часто и длительно слушать громкую музыку, даже в наушниках.
  4. Нельзя при сильном ветре и минусовой температуре ходить без головного убора.
  5. Полученные нами данные не расходятся с аналогичными данными отечественных и зарубежных исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу и полученные в результате исследования данные, мы пришли к выводу, что здоровье человека зависит от многих факторов, в том числе и от того, как мы соблюдаем простые, известные всем правила. Молодые люди могут и должны быть красивыми и здоровыми. Можно и нужно следовать модным тенденциям при проведении свободного времени, прогулках и занятиях спортом, но при этом соблюдать древний принцип - «не навреди!».

Для профилактики нарушений остроты слуха и связанных с ними нарушений мы предлагаем наши рекомендации.

Как не испортить слух в молодом возрасте, чтобы сохранить свое здоровье и радость полноценной жизни?

  • Избегайте длительного пребывания в местах с большим уровнем шума.
  • Пользуйтесь качественными, лучше большими наушниками. Большие наушники самые безопасные. Они не закрывают наружный слуховой проход, концентрируют звук и не приводят к его усилению. Звуки окружающей среды эти наушники не пропускают. За счет этого сила звука в наушниках может быть небольшая.
  • Избегайте переохлаждений, находясь на свежем воздухе. Заботьтесь о своём иммунитете, чтобы избежать осложнений после вирусных заболеваний.
  • Старайтесь избегать рискованных развлечений. Такие занятия, как продолжительная охота, езда на снегоходе. Для защиты ушей нужно использовать противошумные наушники или отдыхать от сильного шума.
  • детям сделать прививку от свинки, кори, краснухи;
  • избегать большого количества шумов, которое определяется продолжительностью и интенсивностью;
  • можно защитить уши с помощью наушников и берушей, которые предназначены для приглушения громких окружающих звуков;
  • не забывать о защите ушей при стрельбе, езде на мотоциклах и другой шумной технике; исключите воздействие громкого шума;
  • не включайте на полную мощность радио, телевизор и музыкальные установки;
  • давайте отдых ушам, проводите время в тишине; не включайте несколько приборов в одно время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович «Анатомия человека», Медицина, Ленинградское отделение, 1969
  2. Самусев Р.П. Селин Ю.М. «Анатомия человека», Москва, 1990, 1995.
  1. Федюкович Н.И. «Анатомия и физиология человека», Ростов-на-Дону, 2000 и 2002.
  2. Гаврилов Л.Ф. Татаринов В.Г. «Анатомия», Москва, 1995.
  3. Георгиева С.А. «Физиология», Москва, 1995.
  1. Липченко В.Я. «Атлас нормальной анатомии», Москва, 1985, 1989, 1999, 2002
  2. Воронова Н. В., Климова Н. М., Менджерицкий А. М. = Анатомия центральной нервной системы: Уч. пос. д. вуз. — М.: 2005
  3. Пальчун В.Т., Преображенский Н.А. «Болезни уха, горла, носа», Москва, Медицина, 1980
  4. Ананьева С.В. «Болезни уха, горла, носа», Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
  5. http://uho.e2e.ru/book/nasus/n-3-1.htm
Исследование состояния слуха - одна из наименее болезненных медицинских процедур, к тому же она представляет большой интерес для самого пациента. Современные методики определения остроты слуха включают тональную пороговую аудиометрию. Такой способ подходит для выявления малейших нарушений слуха на относительно стадиях, когда сам человек может их даже не замечать.
При нормальном слухе график-аудиограмма представляет собой плоскую линию без выраженных пиков, что означает, что все частоты воспринимаются человеком примерно одинаково.

Полное обследование с подробной у врача-сурдолога, который проводит отоскопию или осмотр барабанной перепонки и наружного уха. Это быстрая и безболезненная процедура включает в себя проверку наличия механических повреждений и патологических состояний внешнего уха. Сурдолог выясняет у пациента, беспокоят ли его распространенные нарушения слуха - звон в ушах, неразборчивость речи, фоновый гул. После отоскопии врач приступает к аудиометрии или измерению слуха.

Острота слуха не меняется в зависимости от вашего состояния. Поэтому для обследования используются методы абсолютных или точных измерений. Самый популярный из них - аудиометрия, которая представляет собой высокотехнологичный способ определить порог слышимости пациента, измерить его остроту слуха, выявить возможные отклонения.

Современная аудиометрия

Аудиометрия не имеет противопоказаний и не может дать -либо отклонения. Она бывает двух типов - тональная и речевая. Тональная аудиометрия определяет порог слышимости пациента, выявляя самые тихие звуки, которые он может различить. Во время тональной аудиометрии специалист выясняет, насколько хорошо пациент может различать звуки различных низких и высоких частот в основном в диапазоне от 250 до 8000 Герц. Именно к этому диапазону относится человеческая речь.
Аудиограмма нужна для подбора слухового аппарата, поскольку наглядно отображает, какие именно частоты нужно усилить.

Речевая аудиометрия , чтобы понять, как хорошо пациент может разобрать человеческую речь. Поскольку иногда у пациента без видимых нарушений слуха могут возникать проблемы с ее пониманием.

По результатам исследования специалист должен составить график-аудиограмму, на котором отражается острота слуха пациента. Аудиограмма

Речевое исследование слуха - шепотной и разговорной речью. Обследуемого ставят на расстояние 6 м от врача таким образом, чтобы исследуемое ухо было обращено в его сторону, а противоположное ухо медицинская сестра закрывает, плотно прижимая козелок к отверстию слухового прохода и пальцем, при этом III палец слегка трется о II, в результате чего образуется шуршащий звук, который заглушает ухо.

Обследуемому объясняют, что он должен громко повторять услышанные слова. Необходимо исключить чтение с губ, поэтому обследуемый не должен смотреть в сторону врача. Врач, используя воздух, оставшийся в легких после нефорсированного выдоха, шепотом произносит слова с низкими звуками: номер, нора, много, море, мороз и др., а затем слова с высокими звуками: чаща, уж, щи и т.д. В том случае, если обследуемый не слышит с расстояния 6 м, врач уменьшает его на 1 м и вновь исследует слух. Эту процедуру повторяют до тех пор, пока обследуемый не будет слышать все произносимые слова.

Количественное выражение результатов данного исследования- максимальное расстояние (в метрах), с которого обследуемый слышит слова, произнесенные шепотом. Исследование разговорной речью проводят по тем же правилам.

Определение остроты зрения

Острота зрения определяется минимальным углом зрения, при котором две точки воспринимаются раздельно. При этом в центральной ямке жёлтого пятна сетчатки между двумя возбуждёнными колбочками должна быть одна невозбуждённая. Если же возбуждаются две соседние колбочки, то две точки воспринимаются как одна.

Угол зрения 1 угловая минута соответствует нормальной остроте зрения человека. На этом принципе основана методика определения остроты зрения. Составлены таблицы, в которых элементы букв (или разрывы кольца Ландольта) различаются под углом зрения 1 минута с определённого расстояния (таблица Сивцева-Головина).

Visusрассчитывается по формуле:V = d / D , гдеd – расстояние, с которого пациент различает буквы данной строки, аD – расстояние, с которого пациент должен их различать. Так, десятую строчку сверху (или третью строчку снизу) пациент должен различать с расстояния 5 м. Если он её различает с 5 м, то егоvisusравен 1,0:V = 5 / 5 = 1. Можно пользоваться упрощенным правилом: если пациент видит 9 строчек сверху, егоvisusравен 0,9; если видит 8 строчек сверху –visus= 0,8 и т.д.

Определение поля зрения

Полем зрения называется всё пространство, видимое глазом при фиксированном взоре. Поле зрения является функцией периферии сетчатки. Нарушения проявляются в виде сужения поля зрения или выпадения отдельных его участков (гемианопсия, скотома).

Исследование проводят с помощью периметра. Основу прибора составляет дуга в половину окружности, которую можно вращать вокруг горизонтальной оси. На дугу нанесены деления в градусах. По внутренней поверхности дуги от периферии к центру перемещают метку (белую или цветную) до тех пор, пока она не окажется в поле зрения испытуемого (при этом взгляд испытуемого неподвижно устремлён в центр дуги). Отмечают границу поля зрения, каждый раз поворачивая дугу на 15*. Для этого имеется периметрический бланк для левого и правого глаза.

ТЕМА: ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Методы изучения функций коры головного мозга

К методам изучения функций коры мозга относятся: удаление всей коры мозга или отдельных ее участков, раздражение коры электрическим током или химическими раздражителями, электрофизиологический метод, микроэлектродный метод регистрации активности нейронов коры мозга, электроэнцефалография, метод регистрации вызванных потенциалов в коре мозга, клинический метод (наблюдение в клинике за больными с поражениями ЦНС), метод условных рефлексов и др.

Электроэнцефалография

Это запись ритмической электрической активности структур головного мозга, т.е. колебаний потенциалов мозга. Регистрация ЭЭГ у человека осуществляется при наложении электродов на кожу головы через специальную токопроводящую пасту или салфетку, смоченную раствором хлорида натрия. Различают 4 основных ритма на кривой ЭЭГ:α (альфа), β (бета), θ (тета), Δ (дельта). Альфа-ритм имеет частоту от 8 до 13 в сек., регистрируется в состоянии лежа или сидя с закрытыми глазами в условиях умственного и физического покоя.Бета-ритм имеет частоты выше 13 (в среднем 70 в сек), регистрируется в бодрствующем состоянии, при умственной работе.Тета-ритм имеет частоту от 4 до 7 в сек., регистрируется при неглубоком наркозе, неглубоком наркозе, при болевых раздражениях, отрицательных эмоциях.Дельта-ритм имеет частоту от 0,5 до 3 в сек., регистрируется во время глубокого сна, глубокого наркоза.

Для чего и у кого проводится исследование слухового анализатора, или уха? Какие методы при этом используются? Где и как это происходит? И что, собственно, определяется?

Функциональная характеристика слухового анализатора важна как для диагностики заболеваний уха, так и для некоторых профессий. Особенно важным является обследование детей с целью выявления нарушений слуха и профилактики тугоухости. Наконец, методы функционального исследования уха играют большую роль при выборе приборов, улучшающих слух. Для решения каждой из упомянутых задач имеются свой объем и методы исследования. Иногда картина заболевания бывает настолько ясна, что самые несложные приемы позволяют поставить диагноз. В других случаях для решения вопроса о характере и уровне поражения необходимо применить весь арсенал способов, вплоть до самых сложных.

В настоящее время применяют три основных метода исследования слуха: живой речью, камертоном и электрическим генератором звука - аудиометром.

Исследование слуха живой речью - наиболее простой и доступный метод, обязательная часть любого исследования слуха - производится следующим образом: неисследуемое ухо закрывают пальцем и предлагают повторять слова, сказанные шепотом или голосом средней силы. Обычно острота речевого слуха определяется по расстоянию слышимости речи шепотом. Нормальное ухо слышит ее на расстоянии 15-20 м. Это расстояние в значительной степени зависит от состава слов: те слова, в которых преобладают звуки низких частот, слышны на расстоянии 5 м; слова же дискантовой характеристики составляющих их фонем слышны на расстоянии 20-25 м.

Исследование слуха с помощью камертона. Преимуществом метода являются относительная простота устройств, ничтожное изменение акустических свойств их с течением времени, портативность и сравнительно хорошая чистота звука. С помощью камертона можно исследовать как воздушную, так и костную проводимость.

При исследовании воздушной проводимости исследуемый с закрытыми глазами должен ответить, слышит ли он звук и, если слышит, то каким ухом.
При определении порога костной (тканевой) проводимости ножку камертона плотно приставляют либо к сосцевидному отростку вблизи места прикрепления ушной раковины (но не прикасаясь к последней), либо к срединной линии черепа и устанавливают продолжительность восприятия камертона больным. При этом получают суммарный эффект от обоих ушей.

(от лат. audio - слышать и греч. metreõ - измерять) - это метод исследования остроты слуха с помощью электрического генератора звука - аудиометра (рис.). Острота слуха характеризуется абсолютным порогом, т.е. той минимальной силой звука, которая еще ощущается ухом как еле уловимый звук.

К его преимуществам относятся:

  • возможность дозировать интенсивность звуковых сигналов в децибелах;
  • проводить исследование почти всех звуковых частот, воспринимаемых человеком;
  • осуществлять ряд функциональных проб (исследование пороговой дифференциальной чувствительности, интенсивности, маскировки и т.п.).

Аудиометрия дополняет другие исследования слухового анализатора, позволяет точнее охарактеризовать его функциональное состояние, а отчасти и функциональные возможности.

Исследование проводят в звукоизолированных камерах. Испытуемому надевают наушники для оценки воздушной проводимости и вибратор на сосцевидные отростки для оценки костной проводимости. Для каждого уха измеряют порог восприятия звуков частотой от 125 до 8000 Гц. По итогам исследования строят графики (аудиограммы) в децибелах, результаты заносят на специальные бланки в виде графиков — аудиограмм. В зависимости от подаваемого сигнала и метода регистрации различают: тональную, речевую, шумовую, автоматическую и рефлекторную аудиометрию.

Метод речевой аудиометрии широко используется в медицинской практике. Он дает возможность количественно оценивать слуховую функцию по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора. Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорную речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофон), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого.

Для исследования слуха у детей старше одного года применяют условно-рефлекторную аудиометрию , которая заключается в одновременном предъявлении звука и света и выработке таким образом условного рефлекса. После этого регистрируется реакция на звук без предъявления светового сигнала.

Для обследования детей используют также массовую речевую аудиометрию . Берут определенный уровень громкости, при котором дети с нормальным слухом правильно записывают 50% продиктованных (магнитофоном) слов, затем, то же самое повторяют при более высоком уровне громкости и в заключение определяют процент разборчивости. По сделанным записям легко отобрать детей, которые требуют специального обследования.

Эксперт: Никулина Татьяна, оториноларинголог



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх