Особенности нервной системы у детей. Презентация на тему "особенности нервной системы в старческом возрасте" Закономерности роста и развития организма

краткое содержание других презентаций

«Периферический отдел нервной системы» - Вегетативные рефлексы. Симпатическая иннервация. Вегетативный отдел нервной системы. Метасимпатическая нервная система. Висцеральные афференты. Принцип деятельности вегетативного отдела. Симпатический отдел нервной системы. Роль парасимпатической иннервации. Физиология и этология животных. Периферический соматический отдел нервной системы. Особенности. Влияния вегетативной иннервации. Парасимпатическая иннервация.

«Автономная вегетативная нервная система» - Возбуждение симпатической системы. Отросток первой клетки (преганглионарный) оканчивается в нервном узле. Эффекты парасимпатической системы. Постганглионарные нейроны. Функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки. Вегетативные нервные узлы располагаются за пределами ЦНС. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Центральная и периферическая части. Симпатическая НС. Симпатический, парасимпатический и метасимпатический отделы.

«Биология «Нервная система»» - Крупный нейрон. Двигательные нервные окончания. Тельце Фатера. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Механорецепторы. Тельца Руффини. Структурные элементы нервной системы. Общие принципы организации нервной системы. Цель работы. Тактильные рецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нервные окончания. Нервная система. Концевые колбы Краузе. Синаптические нервные окончания. Эпидермис.

«Центральная нервная система» - Кора больших полушарий головного мозга. Рефлексы, осуществляемые с участием центров спинного мозга. Тонические рефлексы. Средний мозг. Продолговатый мозг и варолиев мост. Чувствительные нейроны располагаются в 3 и 4 слоях коры. Физиологическая роль центральной нервной системы. Стато-кинетические рефлексы. Центральная нервная система (ЦНС) – это головной и спинной мозг. У животных исследуется ряд рефлексов.

«Особенности высшей нервной деятельности человека» - Собака ест из миски. Функции мозга. Виды торможения психической деятельности. Высшие отделы нервной системы. Особенности высшей нервной деятельности человека. Условия выработки условных рефлексов. Выработка условного рефлекса. Инсайт. Основные характеристики условного рефлекса. Собака начинает есть. Фистула для сбора слюны. Классификация условных рефлексов. Выделяется слюна. Условные рефлексы. Особенности высшей нервной деятельности.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Мезенцефальный отдел. Парасимпатотонические кризы. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Сакральный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения. Вегетативная нервная система. Бульбарный отдел. Фармакологические пробы. Дермографизм. Ортоклиностатический рефлекс. Функции внутренних органов. Пиломоторный рефлекс. Проба с пилокарпином. Болезнь Рейно. Симпатотонические кризы. Слюноотделение.

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Артерии и микроциркуляторное русло После рождения ребенка о мере увеличения возраста окружность, диаметр, толщина стенок артерий и их длина увеличиваются. Изменяются также уровень отхождения артериальных ветвей от магистральных артерий и даже тип их ветвления. Диаметр левой венечной артерии больше диаметра правой венечной артерии у людей всех возрастных групп. Наболее существенные различия в диаметре этих артерий отмечаются у новорожденных и детей 10-14 лет.

Cлайд 4

Длина артерий возрастает пропорционально росту тела и конечностей. Артерии, кровоснабжающие мозг, наиболее интенсивно развиваются до 3-4-летнего возраста, по темпам превосходя другие сосуды. Наиболее быстро растет в длину передняя мозговая артерия. С возрастом удлиняются также артерии, кровоснабжающие внутренние органы, и артерии верхних и нижних конечностей. Так, у новорожденных детей грудного возраста нижняя брыжеечная артерия имеет длину 5-6 см, а у взрослых - 16-17 см.

Cлайд 5

Формирование, рост, тканевая дифференцировка сосудов внутриорганного кровеносного русла (мелких артерий и вен) в различных органах человека протекают в онтогенезе неравномерно. Стенки артериального отдела внутриорганных сосудов, в отличие от венозного, к моменту рождения имеют три оболочки: наружную, среднюю и внутреннюю. После рождения увеличиваются длина внутриорганных сосудов, их диаметр, количество межсосудистых анастомозов, число сосудов на единицу объема органа. Наиболее интенсивно протекает этот процесс на первом году жизни в период от 8 до 12 лет.

Cлайд 6

Вены большого круга кровообращения С возрастом увеличиваются диаметр вен, площадь их поперечного сечения и длина. Так, например, верхняя полая вена в связи с высоким положением сердца у детей короткая. На первом году жизни ребенка, у детей 8-12 лет и у подростков длина и площадь поперечного сечения верхней полой вены возрастают. У людей зрелого возраста эти показатели почти не изменяются, а у пожилых и стариков в связи со старческими изменениями структуры стенок этой вены наблюдается увеличение ее диаметра.

Cлайд 7

После рождения меняется топография поверхностных вен тела и конечностей. Так, у новорожденных имеются густые подкожные венозные сплетения, на их фоне крупные вены не контурируются. К 1-2 годам жизни из этих сплетений отчетливо выделяются бо лее крупные большая и малая подкожные вены ноги, а на верх ней конечности - латеральная и медиальная подкожные вены руки. Быстро увеличивается диаметр поверхностных вен ноги от периода новорожденности до 2 лет: диаметр большой подкожной вены - почти в 2 раза, диаметр малой подкожной вены - в 2,5 раза.

Cлайд 8

Движение крови по сосудам Кровь непрерывно движется по замкнутой сосудистой системе в определенном направлении благодаря ритмичным сокращениям сердца, этого живого мышечного насоса, перекачивающего кровь из вен в артерии. У здорового человека количество притекающей к сердцу крови равно количеству оттекающей. Скорость тока крови по артериям, капиллярам, венам различная и зависит от ширины просвета этих сосудов. По капиллярам большого круга кровообращения кровь течет медленно со скоростью 0,5 мм 1 с. Медленное движение крови по капиллярам способствует обменным процессам между кровью и прилежащими к капилляра тканями. Эти обменные процессы совершаются на огромной площади - 6300 м2. Такова общая поверхность стенок капилляров в теле человека.

Cлайд 9

Давление крови в сосудах Кровяным давлением называют давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов. Зависит кровяное давление от силы, с которой кровь выбрасывался в аорту при систоле желудочков, и от сопротивления мелких сосудов (артериол, капилляров) току крови. Важнейшее условие тока крови по сосудам - различное давление в венах и артериях (давление крови в аорте 120, а в венах – 3-8 мм рт. ст.). Кровь из области большего давления движется в область меньшего давления.

Cлайд 10

Из-за ритмичной работы сердца давление крови в артериях колеблется. При систоле желудочков и выбросе крови в аорту давление в артериях повышается, а при диастоле понижается. Наибольшее давление при систоле желудочков называют систолическим давлением, самое низкое давление при диастоле - диастолическим давлением. У взрослых здоровых людей максимальное (систолическое) давление равно 110-120 мм рт. ст., а минимальное (диастолическое) - 70-80 мм рт. ст.

Cлайд 11

У детей из-за большой эластичности стенок артерий давление крови ниже, чем у взрослых людей. В пожилом и старческом возрасте при уменьшении эластичности стенок сосудов давление повышается. Разность между максимальным и минимальным давлением называется пульсовым давлением. Его величина в норме составляет 40- 50 мм рт. ст.

Cлайд 12

Пульс Пульс - это ритмичные колебания стенок артерий при про хождении по ним крови. Колебания эти возникают благодаря со кращениям сердца (60-70 ударов в 1 мин). При систоле левого желудочка кровь с силой выбрасывается в аорту и растягивает ее стенки. При диастоле стенки аорты, обладающие эластичностью, упругостью, возвращаются в исходное положение. Эти растяжения и сокращения стенок аорты и вызывают их ритмичные колебания. Пульс определяется чаще всего на лучевой артерии в нижних отделах предплечья, ближе к кисти, или на тыльной артерии стопы на уровне голеностопного сустава.

Cлайд 13

Движение крови по венам По венам кровь возвращается к сердцу. Движение крови по венам обеспечивается уже не силой сердечных сокращений, а другими факторами. Давление крови, создаваемое сердцем, в начальных отделах вен низкое, всего 10-15 мм рт. ст. Поэтому движению крови по тонкостенным венам в сторону сердца способствуют: 1) сокращение близлежащих к венам скелетных мышц, которые сдавливают вены и этим проталкивают кровь к сердцу; 2) наличие у вен клапанов, кото рые препятствуют обратному току крови и пропускают ее только в сторону сердца; 3) отрицательное при дыхательных движениях давление в грудной полости, что оказывает присасывающее дей ствие и помогает движению крови по венам к сердцу.

Cлайд 14

Регуляция функций сердечно-сосудистой системы Работа сердца, тонус стенок кровеносных сосудов и поддержание постоянства кровяного давления регулируются вегетативной нервной системой, неподконтрольной нашему сознанию. В стенках аорты, сонных и других артерий, крупных вен имеются чувствительные нервные окончания - барорецепторы, воспринимающие давление крови, и хеморецепторы, улавливающие изменения состава крови. Кровеносные сосуды в здоровом организме находятся в несколько напряженном состоянии, которое называют сосудистым тонусом.

Cлайд 15

Нервные импульсы о состоянии сосудов, их тонуса поступают по сердечным нервам в сосудодвигательный центр, расположенный в продолговатом мозге. Сосудодвигательные центры имеются в сером веществе спинного мозга. Все эти центры контролируются из соответствующих отделов гипоталамуса (промежуточногомозга). При понижении давления крови в сосудах импульсы из сосудодвигательных центров усиливают сокращения сердца, повыша ют тонус сосудистых стенок, сосуды суживаются, и давление крови в них выравнивается. При повышении давления сила и частота сердечных сокращений уменьшаются, тонус сосудов также уменьшается, сосуды расширяются, и давление нормализуется. Благодаря рефлекторным механизмам осуществляется саморегуляция сосудистого тонуса и уровня давления крови в сосудах.

Cлайд 16

В регуляции сосудистого тонуса (и, соответственно, давления крови в сосудах) участвуют также гуморальные механизмы. Изменения в химическом составе крови влияют на возбудимость и проводимость нервных импульсов в сердце, на силу и частоту сердечных сокращений. При всплеске эмоций (радость, страх, гнев) в кровь выбрасываются гормоны надпочечников (адреналин и норадреналин), усиливающие работу сердца и суживающие сосуды. Гормон гипофиза вазопрессин также суживает сосуды. Сосудорасширяющее действие оказывают ацетилхолин, гистамин и другие биологически активные вещества. В экстремальных ситуациях, например при больших кровопотерях, тонус сосудов поддерживается выбросом крови из так называемых кровяных депо (кожа, печень и др.). В то же время при потере более 30 % крови биологические механизмы не в состоя нии обеспечить непрерывный ток крови, и организм может погибнуть.

«Науки изучающие человека» - Многоклеточные животные. Класс. Вид. Психология - психические процессы и особенности поведения человека. Приматы. Тип. Царство. Черепные, или Позвоночные. Тема урока: Науки, изучающие организм человека. Науки, изучающие организм человека: (название – что изучает). Место человека в систематике живого мира.

«Влияние на организм человека» - Жировое перерождение сердца Расширение кровеносных сосудов Усиление теплоотдачи организмом. Задачи урока: Участок головного мозга, отвечающий за получение человеком удовольствия. Итоги урока. Эффект дополнительного стимулирования центра удовольствия. Урок биологии: Влияние асоциальных факторов на экосистему человека Учитель: Бутенко Ж. А.

«Чтобы зуб не болел» - Апельсиновый сок портит эмаль зубов. Чёрная птица. с. Ольшанец 2012 год. Чтобы зубы не болели. Щетина обычной зубной щётки может захватить 3-4 зуба. Строение зуба. Теперь приступите к чистке внешней (щёчной) поверхности зубов. Люди, забывающие чистить зубы два раза в день, подвергают себя риску. Большие коренные зубы в задней части рта перемалывают пищу.

«Пропорции человека» - Повышен риск артериальной гипотонии. Мезоморфный тип. Мезоморфный Брахиморфный Долихоморфный. Данные возрастных изменений пропорций тела у мальчиков: Долихоморфный тип. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. КМ - средняя линия. Пропорции тела. Возрастные изменения пропорций тела.

«Органы организма» - 3 класс "Мы и наше здоровье. Печень. 6. Как называется невидимое царство живой природы? 1. Как называется всё, что нас окружает, но не сделано человеком? У земноводных пульс реже. Организм человека". Проверим? 4. Что изучает зоология? Лёгкие. 7. Какой вид растений никогда не цветёт? 9. Особая чувствительность человеческого организма к некоторым продуктам?

«Печень» - G. Yeoh. Сегментарное строение печени. Желчь, вырабатываемая печенью. Печень участвует в регуляции уровня глюкозы (сахара) в крови. Гепатогенез. Сигналы, индуцирующие формирование печени (гепатогенез)(Zaret, 2004). Воротная вена обеспечивает 75-80%, а печеночная артерия 20-25% общего кровоснабжения печени.

Всего в теме 13 презентаций

Развитие организма ребенка после рождения делят на несколько периодов: Период новорожденности (до 1 месяца) Период грудного возраста (от 1 месяца до 1 года) Ясельный период (от 1 года до 3 лет) Дошкольный период (от 3 до 7 лет) Младший школьный период (от 7 до 13 лет у мальчиков и от 7 до 11 лет у девочек) Подростковый период (от 13 до 17 лет у мальчиков и от 11 до 15 лет у девочек)


В школьном возрасте в организме ребенка идут как количественные, так и качественные перестройки количественные изменения: рост скелета, рост внутренних органов, возрастание габаритных размеров тела и число клеток организма, а в этих клетках возрастает число биомолекул. качественные изменения– это функциональное созревание растущих органов, например, миелинизация нервных волокон ускоряет проведение нервных импульсов, это приводит к улучшению управляемости организма со стороны нервной системы.


Функциональное созревание структур головного мозга проявляется как увеличение объема запоминаемой информации, повышение степени сознательности в контроле за своими эмоциями, за своим поведением, развитие волевых качеств. На уровне сердечно-сосудистой системы функциональное созревание проявляется в виде перестройки вегетативного статуса – у детей школьного возраста постепенно усиливаются влияния симпатической нервной системы, достигая уровня взрослого организма.


Период роста органа и период его созревания не всегда совпадают. Например, мышцы сначала вырастают в длину вслед за растущими костями, а затем в длинных, но тонких мышечных волокнах начинает набираться нужное количество ферментативных молекул, запасов полисахаридов, жирных кислот, миоглобина и т.д. развитие разных органов происходит в разное время – например, сначала растут кости скелета, а потом начинают расти и созревать внутренние органы. Усложняющим моментом во взаимодействии качественных и количественных процессов развития является их разнесенность во времени, или гетерохронность.


Опорно-двигательный аппарат Костная система у младших школьников еще недостаточно твердая, окостенение костей не завершено, суставы очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Считается, что именно ранний школьный возраст является оптимальным для развития подвижности во всех основных суставах. С другой стороны, в этот возрастной период также максимальна возможность нарушения осанки. У детей часто наблюдаются искривления позвоночника, плоскостопие, отставания роста и др. Окончательное формирование костной системы завершается в основном к юношескому возрасту


Опорно-двигательный аппарат Мышцы детей младшего школьного возраста имеют тонкие волокна, содержащие минимальное количество белков и энергетических ресурсов (гликоген, жирные кислоты). Крупные мышцы развиты развиваются быстрее мелких, поэтому дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них недостаточно развита координация. В более старшем возрасте идет постепенное упрочение связочного аппарата и нарастание мышечной массы. В этом возрасте недостаточная физическая активность приводит к функциональным нарушениям осанки (асимметрия плеч и лопаток, сутулость)


Нервная система Морфологическое развитие нервной системы в основном завершается к возрасту 6-7 лет. Миелинизация основных нервных волокон в этом возрасте закончена. У детей достаточно развито чувство равновесия, координация движений, ловкость, достаточно высока скорость реакции на любые стимулы.


Нервная система Функциональное созревание нервной системы в 6-7 лет еще не завершено. Главной особенностью младшего школьного возраста является преобладание в нервной системе процессов возбуждения при недостатке тормозных влияний, отсюда недостаточная устойчивость внимания и быстрая утомляемость учащихся начальных классов. В период полового созревания все виды внутреннего торможения также нарушаются, затрудняется образование новых условных рефлексов, закрепление и переделка существующих динамических стереотипов. С окончанием периода пубертата (13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков) процессы высшей нервной деятельности налаживаются.


Отличительной чертой детей младшего школьного возраста является потребность в движении как потребность биологического уровня. Потребности (или мотивации) человека делятся на 3 большие группы: Биологические (энергия, пластические вещества, вода, отдых, продолжение рода) – присущи животным, растениям, микроорганизмам. Социальные (определение и повышение социального статуса) – присущи достаточно высокоорганизованным животным, живущим большими группами Идеальные (интеллектуальное развитие, эстетическое развитие, духовное развитие, душевное развитие) – присущи только человеку


Потребность в движении становится потребностью биологического уровня только у млекопитающих, представителей самого эволюционно продвинутого класса животного мира, поскольку у них появилась стадия воспитания детенышей, когда взрослые не только их выкармливают, но и передают свой жизненный опыт. Для освоения родительского опыта детеныши должны что-то делать, как-то двигаться, общаться со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому в эволюции у детенышей млекопитающих потребность в движении становится потребностью биологического уровня, как еда и сон.


Потребность в движении детей младшего школьного возраста По шагомеру тысяч движений в сутки. По времени - 1,5-2 часа активной физической нагрузки в сутки, из которых не менее 30 мин приходится на нагрузку достаточно высокого уровня, с ЧСС до уд/мин. В энергозатратах ккал в сутки. В рамках школьной программы - 1 час физкультуры в день (5 в неделю) + занятия в спортивной секции.


Известно, что ограничение детей в потребности биологического уровня приводит к нарушениям их развития. Ограничение в количестве пищи вызывает задержку роста и развития, ограничение в качественном составе, например, вегетарианство, вызывает задержку в функциональном созревании или даже невозможность сформировать некоторые функции. Известно, что у детей, испытывающих недостаток белкового питания, страдают интеллектуальные способности. Ограничение детей в воде часто является причиной патологии выделительной системы. Ограничение в общении ведет к тяжелым неврозам и психопатологическим состояниям. Ограничение в сне является тяжелейшей пыткой даже для взрослых.


В нашей реальной жизни ограничение детей в движении достигает % от нормы. То обстоятельство, что ограничение в движении является причиной неврозов, психопатологии, психосоматических расстройств – известно в меньшей степени, хотя по уровню воздействия на детский организм гипокинезия занимает одно из первых мест.


Дыхательная система Количество альвеол в легких достигает конечного взрослого уровня к 8 годам. В дальнейшем происходит только увеличение легочных объемов. Эти объемы прямо пропорциональны размеру тела, поэтому увеличение легочных объемов, увеличение максимальных показателей вентиляции легких также прямо пропорционально увеличению размеров тела


Состояние сердечной мышцы Размер сердца напрямую связан с размерами тела, у детей сердце меньше, чем у взрослых. Показатели сердечной производительности (ударный объем крови, минутный объем кровообращения) у детей ниже, чем у взрослых. Частота сердечных сокращений у детей выше, чем у взрослых (до 100 уд/мин). Максимальное потребление кислорода у детей значительно ниже, чем у взрослых. В целом, у детей более низкие функциональные возможности кардио- респиратоной системы, это накладывает достаточно жесткие ограничения на занятия видами спорта, связанными с выносливостью.


Артериальное давление Артериальное давление прямо зависит от размеров тела. В возрасте 7-10 лет нормальными считаются показатели 90/60 – 100/70 мм рт.ст. В периоде полового созревания, по мере возрастания влияний симпатической нервной системы, постепенно достигает уровня взрослого человека (115/70 мм рт.ст.).


Артериальное давление Показатель артериального давления зависит не только от состояния собственно сосудистой системы, но и от психо-эмоционального статуса ребенка. Известен «синдром белого халата», когда АД значительно возрастает или падает при входе в кабинет врача или просто при появлении человека в белом халате. Любое эмоциональное воздействие вызывает сосудистую реакцию. Любые адаптивные перестройки в организме, например, смена места учебы, приход нового учителя, вхождение в новый коллектив вызывают изменения артериального давления.


У взрослых людей состояние психо- эмоционального напряжения или физической усталости сопровождается, как правило, повышением АД. У детей, с их еще незрелым типом симпатической регуляции сосудистого тонуса, гораздо чаще наблюдается, наоборот, падение АД. Кроме того, при измерении АД автоматическими приборами, особенно при 2-3 измерениях подряд, у детей очень быстро наступает спазм сосудов, и измерение АД становится технически невозможным. Артериальное давление


Аэробные возможности организма младших школьников Функциональная незрелость дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма детей в начальной школе лежит в основе более их низких аэробных возможностей, и, следовательно, более низких показателей в видах спорта, связанных с выносливостью (бег, лыжи, велосипед, гребля). В институте возрастной физиологии разработаны рекомендации по времени начала занятий такими видами спорта: –Гребля академическая – лет, –Легкая атлетика – лет, –Лыжный спорт – 9-12 лет, –Плавание – 7-10 лет.


Анаэробные возможности организма младших школьников Анаэробные возможности детского организма также меньше, чем у взрослого человека. Это обусловлено более низким содержанием в мышечных волокнах ферментов гликолиза, а также субстратов гликолиза – полисахаридов и жирных кислот. В связи с этим у детей более низкие показатели в видах спорта, относящихся к скоростно-силовым (бег на короткие дистанции, прыжки). По рекомендациям института возрастной физиологии детям можно заниматься: –Баскетболом и волейболом – с лет, –Боксом – с лет, –Водным поло – с лет, –Футболом, хоккеем – с лет.



Презентация на тему: Нервная система – система управления (регуляции) функций в организме











































1 из 42

Презентация на тему: Нервная система – система управления (регуляции) функций в организме

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Рефлекторный принцип регуляции функций (рефлекторная теория) Узловой момент развития рефлекторной теории – классический труд И.М.Сеченова (1863) «Рефлексы головного мозга». Основной тезис: Все виды сознательной и бессознательной жизни человека представляют собой рефлекторные реакции.

№ слайда 4

Описание слайда:

Рефлекс, рефлекторная дуга, рецептивное поле Рефлекс - универсальная форма взаимодействия организма и среды, реакция организма, возникающая на раздражение рецепторов и осуществляемая с участием нервной системы. В естественных условиях рефлекторная реакция происходит при пороговом, надпороговом раздражении входа рефлекторной дуги – рецептивного поля данного рефлекса. Рецептивное поле – определенный участок воспринимающей чувствительной поверхности организма с расположенными здесь рецепторными клетками, раздражение которых инициирует, запускает рефлекторную реакцию. Рецептивные поля разных рефлексов имеют разную локализацию. Рецепторы специализированы для оптимального восприятия адекватных раздражителей. Структурная основа рефлекса – рефлекторная дуга. Рефлекс (<лат. reflexus отраженный). Термин ввел И. Прохаска. Идея отраженного функционирования принадлежит Р. Декарту.

№ слайда 5

Описание слайда:

Рефлекторная дуга Рефлекторная дуга – последовательно соединенная цепочка нейронов, обеспечивающая осуществление реакции (ответа) на раздражение. Рефлекторная дуга состоит из: Афферентного (А); Центрального (Ц,В); Эфферентного (Э) звеньев. Звенья связаны синапсами (с). В зависимости от сложности структуры рефлекторной дуги различают рефлексы: Моносинаптические (А→с ¦Э); Полисинаптические (А→с ¦В→с ¦Э).

№ слайда 6

Описание слайда:

Рефлекторное кольцо Обратная связь (обратная афферентация) – структурная основа рефлекторного кольца: воздействие работающего органа на состояние своего центра. Петля обратной связи – информация о реализованном результате рефлекторной реакции в нервный центр, выдающий исполнительные команды. Значение: Вносит постоянные поправки в рефлекторный акт.

№ слайда 7

Описание слайда:

Классификация рефлексов Безусловные и условные (по способу образования рефлекторной дуги: генетически запрограммирована или сформирована в онтогенезе); Спинальные, бульбарные, мезэнцефальные, кортикальные (по расположению основных нейронов, без которых рефлекс не реализуется); Интерорецептивные, экстерорецептивные (по локализации рецепторов); Защитные, пищевые, половые (по биологическому значению рефлексов); Соматические, вегетативные (по участию отдела нервной системы).Если эффекторами являются внутренние органы, говорят о вегетативных рефлексах, если скелетные мышцы – о соматических рефлексах); Сердечные, сосудистые, слюноотделительные (по конечному результату).

№ слайда 8

Описание слайда:

Нервный центр: определение Рефлекторная деятельность организма во многом определяется общими свойствами нервных центров. Нервный центр – «ансамбль» нейронов, согласованно включающихся в регуляцию определенной функции или в осуществление рефлекторного акта. Нейроны ЦНС (нервных центров): Преимущественно, вставочные (интернейроны); Мультиполярные (дендритное дерево! шипики); Разнообразные по химизму: разные нейроны секретируют различные медиаторы (АХ, ГАМК, глицин, эндорфины, дофамин, серотонин, нейропептиды и др.)

№ слайда 9

Описание слайда:

Классификация нервных центров Морфологический критерий (локализация в отделах ЦНС): Спинальные центры (в спинном мозге); Бульбарные (в продолговатом мозге); Мезэнцефальные (в среднем мозге); Диэнцефальные (в промежуточном мозге); Таламические (в зрительных буграх); Корковые и подкорковые.

№ слайда 10

Описание слайда:

Нервные центры В основе нервной деятельности лежат активные и противоположные по своим функциональным свойствам процессы: Возбуждение; Торможение. Функциональное значение торможения: Координирует функции, т.е. направляет возбуждение по определенным путям, к определенным нервным центрам, выключая те пути и нейроны, активность которых в данный момент не нужна для конкретного приспособительного результата. Выполняет охранительную (защитную) функцию, предохраняя нейроны от перевозбуждения и истощения при действии сверхсильных и длительных раздражителей.

№ слайда 11

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: односторонность В ЦНС, внутри рефлекторной дуги и нейронных цепей возбуждение идет, как правило, в одном направлении: от афферентного нейрона к эфферентному. Это обусловлено особенностями структуры химического синапса: медиатор выделяется только пресинаптической частью.

№ слайда 12

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: замедленное проведение Известно, что возбуждение по нервным волокнам (периферия) проводится быстро, а в ЦНС– относительно медленно (синапсы!). Время, в течение которого возбуждение проводится в ЦНС с афферентного на эфферентный путь –центральное время рефлекса (3 мс). Чем сложнее рефлекторная реакция, тем больше время ее рефлекса. Удетей время центральной задержки больше, оно увеличивается также при различных воздействиях на организм человека. При утомлении водителя оно может превышать 1000 мс, что приводит в опасных ситуациях к замедленным реакциям и дорожным авариям.

№ слайда 13

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: суммация Это свойство впервые описал И.М. Сеченов (1863): При действии ряда подпороговых стимулов на рецептор или афферентный путь возникает ответная реакция. Виды суммации: Последовательная (временная); Пространственная. Один подпороговый афферентный стимул не вызывает ответной реакции, а создает в ЦНС местное возбуждение (локальный ответ) –недостаточное для ПД количество медиатора).

№ слайда 14

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: временная суммация А. В ответ на одиночный раздражитель возникает синаптический ток (затененная область) и синаптический потенциал, Б. Если вскоре после одного постсинаптического потенциала возникает другой, то он складывается с ним. Это явление называется временной суммацией. Чем короче при этом будет интервал между двумя последовательными синаптическими потенциалами, тем выше будет амплитуда суммарного потенциала.

№ слайда 15

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: пространственная суммация Пространственная суммация: два или несколько подпороговых импульсов приходят в ЦНС по разным афферентным путям и вызывают ответную рефлекторную реакцию. Для возникновения импульса в нейроне необходимо, чтобы начальный сегмент аксона, обладающий низким порогом возбуждения, был деполяризован до критического уровня

№ слайда 16

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: окклюзия Феномен окклюзии (<лат occlusus запертый) – уменьшение (ослабление) ответной реакции при совместном раздражении двух рецептивных полей по сравнению с арифметической суммой реакций при изолированном (раздельном) раздражении каждого из рецептивных полей. Причина феномена – перекрытие путей на вставочных или эфферентных нейронах благодаря конвергенции.

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

Особенности распространения возбуждения в ЦНС: проторение (постактивационное облегчение) Проторение (постактивационное облегчение): После возбуждения, вызванного ритмической стимуляцией, последующий стимул вызывает больший эффект; Для поддержания прежнего уровня ответной реакции требуется меньшая сила последующего раздражения. Объяснение: Структурно-функциональные изменения в синаптическом контакте: Накопление у пресинаптической мембраны везикул с медиатором;

№ слайда 19

Описание слайда:

Свойства нервных центров: высокая утомляемость Длительное повторное раздражение рецептивного поля рефлекса →ослабление рефлекторной реакции вплоть до полного исчезновения – утомление. Объяснение: В синапсах: истощается запас медиатора, уменьшаются энергетические ресурсы, происходит адаптация постсинаптических рецепторов к медиатору; Малая лабильность центра → нервный центр функционирует с максимальной нагрузкой, так как получает стимулы от высоколабильного нервного волокна, превышающие лабильность нерва→утомление.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Свойства нервных центров: повышенная чувствительность к недостатку кислорода Обусловлена высокой интенсивность обменных процессов: 100 г нервной ткани (головной мозг собаки) использует О2 в 22 раза больше, чем 100 г мышечной ткани. Мозг человека поглощает 40 – 50 мл О2 в минуту: 1/6 – 1/8 часть всего О2, потребляемого телом в состоянии покоя. Чувствительность нейронов разных отделов мозга: Смерть нейронов коры больших полушарий - через 5 – 6 мин. после полного прекращения кровоснабжения; Восстановление функций нейронов ствола мозга возможна после 15 – 20 мин полного прекращения кровоснабжения; Функции нейронов спинного мозга сохраняется и после 30 минутного отсутствия кровообращения.

№ слайда 22

Описание слайда:

Свойства нервных центров: пластичность и тонус Пластичность – функциональная подвижность нервного центра: возможность его включения в регуляцию различных функций. Тонус – наличие определенной фоновой активности. Объяснение: определенное количество нейронов мозга в покое (в отсутствие специальных внешних раздражителей) находится в состоянии постоянного возбуждения – генерирует фоновые импульсные потоки. Обнаружено наличие в высших отделах мозга «сторожевых нейронов» даже в состоянии физиологического сна

№ слайда 23

Описание слайда:

Торможение в ЦНС Торможение - активный процесс, который ослабляет существующую деятельность или препятствует ее возникновению. Впервые экспериментально процесс торможения в ЦНС наблюдал в 1862 г. И. М. Сеченов в опыте, который и получил название «опыт торможения Сеченова». «Коперник второй Вселенной».

№ слайда 24

Описание слайда:

Виды торможения Первичное и вторичное (наличие или отсутствие специального морфологического образования - тормозного синапса); Пресинаптическое и постсинаптическое (место возникновения – зона межнейронального контакта); А также Возвратное; Реципрокное; Латеральное.

№ слайда 25

Описание слайда:

Вторичное торможение Осуществляется без участия специальных тормозных структур и развивается в возбуждающих синапсах. Было изучено Н.Е.Введенским и названо пессимальным. Н.Е. Введенский показал, что возбуждение может сменяться торможением в любом участке, обладающем низкой лабильностью. В ЦНС наименьшей лабильностью обладают синапсы.

№ слайда 26

Описание слайда:

Первичное торможение в ЦНС Первичное торможение связывают с наличием в ЦНС специального морфологического субстрата – тормозного синапса (нейрона). Тормозные нейроны – тип интернейронов, аксоны которых образуют на телах и дендритах возбуждающих нейронов тормозные синапсы. Примеры тормозных нейронов: грушевидные клетки (клетки Пуркинье) коры мозжечка и клетки Реншоу в спинном мозге.

Описание слайда:

Торможение в ЦНС: пресинаптическое торможение Механизм: возбуждение Т→ деполяризация мембраны афферента → уменьшение амплитуды ПД в афферентах → уменьшение количества выделяемого медиатора из пресинаптической области синапса →уменьшение амплитуды ВПСП на мембране мотонейрона →уменьшение активности мотонейрона. Медиатор тормозного синапса - ГАМК. Значение: координирующее. Обеспечивает тонкую регуляция.

№ слайда 30

Описание слайда:

Торможение в ЦНС: реципрокное торможение Пример реципрокного (сопряженного) торможения – взаимное торможение центров мышц-антагонистов. Механизм: возбуждение проприорецепторов (рецепторы растяжения) мышц- сгибателей → активация мотонейронов данных мышц и вставочных тормозных нейронов →постсинаптическое торможение мотонейронов мышц-разгибателей.

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: «общий конечный путь» (конвергенция) Выдвинут Ч.С. Шеррингтоном в 1906 г. Конвергенция – морфологическая основа координации, – исходит из анатомического соотношения между афферентными и эфферентными нейронами (5:1). Такое соотношение Шеррингтон схематически представил в виде воронки:

№ слайда 33

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: «общий конечный путь» Согласно этому принципу к одному мотонейрону приходит множество импульсов от различных рефлексогенных зон, но только некоторые из них приобретают рабочее значение. Самые разнообразные стимулы могут стать причиной одной и той же рефлекторной реакции, т.е. происходит борьба за «общий конечный путь». Функциональные особенности нервных центров определяют какой из импульсов, сталкивающихся на пути к мотонейрону, окажется победителем и завладеет общим конечным путем.

№ слайда 34

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: доминанта Принцип доминанты (лат. dominare господствовать) – установлен А. А. Ухтомским (1923). По Ухтомскому: доминанта – господствующий очаг возбуждения, предопределяющий характер текущих реакций нервных центров в данный момент. Доминантный центр (очаг) может возникнуть в различных этажах ЦНС при длительном действии гуморальных или рефлекторных раздражителей. «…Внешним выражением доминанты является стационарно поддерживаемая работа или рабочая поза организма…». (А.А.Ухтомский. Т.1. С. 165. 1950)

№ слайда Описание слайда:

Доминанта А.А. Ухтомский о (+) и (–) доминанты: «… Доминанта, как общая формула, ещё ничего не обещает. Как общая формула, доминанта говорит лишь то, что из самых умных вещей глупец извлечет повод для продолжения глупостей, а из самых неблагоприятных условий умный извлечет умное.»

№ слайда 37

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: иерархия и субординация В ЦНС имеют место: Иерархические взаимоотношения (греч. hierarchia < hieros – священный + arche – власть) – высшие отделы мозга контролируют нижележащие; Субординация (соподчинение) –нижележащий отдел подчиняется вышележащим отделам.

№ слайда 38

Описание слайда:

Принципы координации нервных центров: иррадиация Иррадиация (лат. irradio освещать, озарять) – распространение процессов возбуждения (торможения). Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительнее афферентное раздражение. В основе иррадиации – многочисленные связи аксонов афферентных нейронов с дендритами и телами вставочных нейронов, объединяющих нервные центры. Иррадиация лежит в основе формирования временной (условно-рефлекторной) связи. Иррадиация (как возбуждения, так и торможения) имеет свои пределы: →концентрация (формирование доминанты, исключение хаотичности).

Описание слайда:

Возрастные особенности свойств нервных центров Для организма ребенка характерна более высокая утомляемость нервных центров по сравнению со взрослыми, связанная с меньшими запасами медиаторов в синапсах и их быстрым истощением в результате ритмических раздражений. Нервные центры детей более чувствительны к недостатку кислорода и глюкозы вследствие высокого уровня обмена веществ. На ранних стадиях развития нервные центры обладают большей компенсаторной способностью и пластичностью.

№ слайда 41

Описание слайда:

Возрастные особенности координации нервных процессов Ребенок рождается с несовершенной координацией рефлекторных реакций. Ответная реакция у новорожденного всегда связана с обилием ненужных движений и широкими неэкономичными вегетативными сдвигами. В основе рассматриваемых явлений лежит более высокая степень иррадиации нервных процессов, которая во многом связана с плохой «изоляцией» нервных волокон (отсутствием у многих периферических и центральных нервных волокон миелиновой оболочки) → процесс возбуждения с одного нерва легко переходит на соседний. на первых этапах постнатального развития ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга.

№ слайда 42

Описание слайда:

Возрастные особенности координации нервных процессов Дети, в сравнении со взрослыми, имеют: меньшую специализацию нервных центров, более распространенные явления конвергенции и более выраженные явления индукции нервных процессов. Доминантный очаг у ребенка возникает быстрее и легче (неустойчивость внимания детей). Новые раздражители легко вызывают и новую доминанту в мозге ребенка. Своего совершенства координационные процессы достигают только к 18 – 20 годам.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх