Ограничение на вывоз сигарет из белоруссии. Почему РФ не отвечает на «сигаретную атаку» Белоруссии. Как сигареты нелегально попадают из Беларуси за рубеж

Табачная продукция — сигареты, сигары, сигариллы, табак для трубок и кальянов, нюхательный и жевательный — требует особого подхода к перевозке и растаможке. Во-первых, сам табак нуждается в особых условиях хранения и перевозки, требует влагостойкой упаковки, которая не пропускает ни воздух, ни воду. Это в равной степени относится и к сигаретам, и к сигарам, и к нюхательному табаку. Однако у продукции в каждой форме выпуска есть свои требования.

Во-вторых, табачная продукция (а сейчас — и электронные сигареты, а также жидкости к ним) относится к подакцизным товарам, а значит, требует оформления на акцизной таможне. Ее обходится дороже: кроме пошлин, владельцу груза необходимо оплатить акциз и зафиксировать на упаковках акцизные марки.

Как и в чем перевозят табак?

Перевозку табака можно осуществлять на любых видах транспорта: , железнодорожном, автомобильном, . Чаще всего для перевозки , реже — морской и . Во время доставки важно защитить тару с табачной продукцией от воды и грязи, поэтому используют крытые фургоны или контейнеры. В контейнере нельзя перевозить другие виды товаров, тем более, продукты питания.

Табачную продукцию выкладывают в прочную, но не слишком жесткую тару. В противном случае товар может повредиться. Чаще всего такой тарой служат картонные коробки. В одной коробке перевозят табак одного типа и одного производителя. В противном случае товар может потерять свой запах.

При выкладке коробок в контейнер или фургон важно убедиться в том, что товар, лежащий внизу, не сомнется под тяжестью. Сама продукция может быть упакована в картон, бумагу и полиэтилен. Материал не должен пропускать воздух и влагу. Отдельные виды продукции (например, элитные сигары) перевозят и продают в специальной упаковке (например, в деревянных футлярах или шкатулках).

На упаковке (как товарной, так и грузовой) должно быть предупреждение о вреде курения.

Этапы перевозки табачной продукции

Торговать табачной продукцией (и быть участником внешнеэкономической деятельности) могут только те компании, которые имеют соответствующую лицензию. Поэтому перед тем, как проводить первую сделку с зарубежным (или российским) поставщиком, необходимо позаботиться о получении этой лицензии.

Обязательная сертификация в отношении табачной продукции отменена. Вместо сертификата необходимо получить декларацию о соответствии техрегламенту. Для этого часть товара направляется на экспертизу.

Наконец, третье, что нужно сделать прежде, чем начать перевозку, — оплатить акцизы и получить акцизные марки. Продукция уже должна быть промаркирована прежде, чем пройдет через границу.

В случае, если у вас уже есть лицензия и сертификация, вы получили и установили акцизные марки, вы можете приступать к непосредственной транспортировке:

  1. Погрузка на складе поставщика или производителя. Погрузку производят тем способом, который наиболее удобен для выбранного вами транспорта. Необходимо внимательно следить за размещением тары и ее состоянием.
  2. Перевозка. Во время транспортировки груз необходимо сопровождать. Сопровождение может взять на себя водитель автомобиля. Если это поезд, морское судно или самолет, предоставит специалиста.
  3. Прохождение границы. На границе сотрудники таможни проверяют документы, оставляют соответствующие пометки, осматривают и досматривают контейнер (фургон). Это предварительная проверка. Растаможить подакцизные товары непосредственно на границе вы не сможете.
  4. Растаможка на центральной или региональной акцизной таможне. Необходимо заранее уточнить, где именно находится таможенный пост, так как количество таких постов снизилось. С учетом их расположения прорабатывают оптимальный маршрут.
  5. Доставка по адресу клиента.

Порядок транспортировки зависит от ее способа, маршрута, схемы. Не всегда требуется прохождение границы, но акцизы оплачивают в любом случае, вне зависимости от того, где была изготовлена табачная продукция.

Таможенное оформление табачной продукции

Для вам необходимо подготовить документы, а также заранее получить декларацию о соответствии и акцизные марки. Сделав маркировку, оплатив все пошлины, сборы и акцизы, вы должны предоставить груз и транспортное средство сотрудникам акцизной таможни. Здесь также проводят досмотр и осмотр, изучают документы.

Инспекторам нужно предоставить:

  • лицензию;
  • декларацию;
  • грузовую таможенную декларацию;
  • договор с поставщиком;
  • документы, подтверждающие оплат;
  • транспортные документы.

Могут потребоваться и дополнительные бумаги. Если все данные соответствуют действительности, а документы оформлены по правилам, груз пропускают. С этого момента его можно отдать на реализацию.

Население приграничных районов Белоруссии, Польши и Прибалтики нашло для себя рискованный, но весьма прибыльный вид заработка - контрабанда табачных изделий. Стоимость сигарет в России, Белоруссии и на Украине куда меньше, чем в ЕС, и потому товар в больших объемах тайком переправляют в Евросоюз без уплаты акцизов, пишет РИА Новости.

В приграничье уже многие годы идет необъявленная война: контрабандисты и сотрудники госорганов состязаются в смекалке и технической оснащенности.

Буханки хлеба, колеса велосипедов и дроны - куда прячут курево

На днях произошел случай, удививший даже привычных ко всему польских таможенников: они обнаружили в одном из вагонов пассажирского поезда, следовавшего из белорусского Гродно в польский Краков, 52 тысячи сигарет в целлофановых пакетах, спрятанных под потолком вагона. Контрабандисты заранее спилили и скрутили головки шурупов, крепивших панель потолка, таким образом, чтобы снять ее было максимально трудно. Когда сигареты все же нашли, вагон пришлось отцепить от состава, чтобы произвести тщательный осмотр. Таможенники жалуются, что установить владельца контрабандного товара оказалось невозможным, хотя это мог быть и один из пассажиров.

В конце июля польские пограничники задержали в Люблинском воеводстве целую организацию контрабандистов, ввозившую на автомобилях с тайниками сигареты с Украины. Среди них были как поляки, так и украинцы. Товар они везли не только в Польшу, но и дальше - в Германию. Всего на протяжении нескольких месяцев их стараниями на рынок Евросоюза было вброшено нелегальных сигарет на сумму почти 1,5 миллиона злотых (свыше 340 тысяч евро).

Предыдущее крупное задержание такого рода состоялось в марте - тогда у одиннадцати поляков и украинцев нашли и изъяли более 22 миллионов сигарет без польских акцизных марок. На Украине за пачку просят пять-двадцать гривен, а полякам сбывают по пять-шесть злотых (около 30-37 гривен). То есть навар с каждой пачки - больше 15 гривен.

Польские пограничники отмечают попытки провоза сигарет в раме и колесах велосипедов, в футбольных мячах, внутри музыкальных инструментов, книг, в буханках хлеба, между слоями вафель. Но чаще всего курево прячут в машинах и поездах, используя для тайников самые разные места, например автомобильные шины.

Водители-контрабандисты не всегда покорно ждут, пока таможенники просветят-простукают их транспорт. Бывает, что подозрительную машину отправляют на проверку, водитель паркуется для отвода глаз, а потом молниеносно заводит двигатель и жмет на газ. Начинается преследование, иногда даже с привлечением вертолетов. Не так давно в Польше во время такой погони контрабандист, явно насмотревшийся фильмов о Джеймсе Бонде, включил заранее смонтированное в автомобиль устройство постановки дымовой завесы. Фокус не сработал - любителя нестандартных решений все равно поймали.

Стоит отметить, что тайники в наземном транспорте считаются у контрабандистов вчерашним днем. Нынче "флибустьеры приграничий" активно применяют куда более изощренные в техническом плане способы доставки. Так, в Службе охраны государственной границы (СОГГ) Литвы жалуются на нашествие беспилотных летательных аппаратов.

Беспилотники активно применяются не первый год. В мае 2014-го российские пограничники перехватили в Калининградской области аппарат с размахом крыльев в четыре метра, способный принять до десяти килограммов сигарет. Для навигации в него была интегрирована система GPS, оператор координировал полет по 3D-карте. То, что не удалось владельцам этого дрона, получилось у других - сигаретный "воздушный экспресс" набирает обороты.

На дрезине и на льдине с GPS-датчиком

Потерь, конечно, не избежать, но, по мнению таких "предпринимателей", игра стоит свеч. В одном только 2017-м в Литве зафиксировали 34 незаконных пересечения границы беспилотниками. В СОГГ отмечают, что летательные аппараты, запущенные с территории соседних государств, способны переносить груз весом до двадцати килограммов. Хотя глава госпогранохраны Ренатас Пожела подчеркивает, что беспилотники могут использовать как контрабандисты, так и представители "недружелюбных государств" (в Литве власти давно уже заявляют, что ждут "российской агрессии"), речь в первую очередь идет именно о криминальном элементе. Литовским пограничникам разрешено открывать огонь по дронам, пересекающим границу.

В июле прошлого года российские пограничники задержали ночью в районе Печор, неподалеку от границы с Эстонией, жителя Пскова. Он запустил в соседнюю страну дрон, нагруженный сигаретами, но вторую партию отправить не успел. Подобным образом россияне пытались доставлять курево и в Финляндию.

Впрочем, дроны - техника дорогостоящая, не всем по карману. Есть и более дешевые способы воздушной доставки. Так, в июле прошлого года трое безработных граждан Белоруссии приобрели два мотодельтаплана марки "Фрегат". К фюзеляжам прикрепили короба с табачными изделиями и ввели в навигаторы маршрут полета, конечной точкой которого должны были стать окрестности населенного пункта Робежниеки в Краславском крае Латвии. В случае успеха они рассчитывали наладить постоянные поставки. Но незадачливых контрабандистов задержали непосредственно перед стартом.

К слову, беспилотники в контрабандном промысле применяются не только воздушные, но и наземные. В январе этого года белорусские пограничники всего в двухстах метрах от литовского рубежа перехватили автоматизированный мини-поезд, ехавший по рельсам из соседней страны. Оснащенная электродвигателем с двумя аккумуляторами тележка оказалась столь мощной, что, прежде чем ее остановили, сбила с ног пограничника. На самодельном устройстве, похожем на миниатюрную дрезину, была растянута сетка для ящиков с сигаретами - пустая. В Пограничном комитете Белоруссии пришли к выводу, что это была пробная поездка, но новый метод переправки контрабанды оказался неудачным. Хотя не исключено, что дрезина-беспилотник возвращалась в Белоруссию уже после успешной переброски товара.

Еще один "перспективный" способ доставки, годящийся, правда, лишь для определенного времени года, - сплав контрабанды по рекам на льдинах. Контейнеры с сигаретами вмораживают в лед, маскируют и снабжают GPS-датчиками. Также табачные изделия провозят в вагонах с углем, лесом (в продолбленных стволах), прячут в цистернах с рапсовым маслом или переправляют под водой при помощи аквалангистов.

На карту поставлено многое: на Украине табачные фабрики изготавливают целые партии контрафакта или небрендовых сигарет - специально под контрабанду. В соседней Белоруссии производство сигарет, по оценкам, в два раза превышает спрос на внутреннем рынке. Местные табачные изделия идут не только в ЕС, но и в Россию.

Белорусские контрабандные сигареты стоят от 26 российских рублей за пачку. Цена аналогичной продукции, произведенной в России, минимум вдвое выше. Если сравнивать с западными странами, то разница выходит куда более впечатляющая: там цена на курево в четыре, пять с половиной раз выше, чем в Белоруссии. Если в Польше пачка в среднем стоит 3,17 евро, то в Белоруссии - 0,58 евро. Поэтому продукция местных табачных фабрик "Неман" и "Табак-Инвест" широко расходится за пределы республики.

Коррупция всему голова

Недели не проходит без сообщения о перехвате таможенниками или пограничниками очередной партии запретных грузов. Идет настоящая война нервов, выдержки и смекалки. То, что наиболее ходовым товаром у контрабандистов стал не алкоголь, а именно сигареты, объясняется их компактностью - пачки с куревом куда легче спрятать. У подпольных табачников хорошо налажен сбыт. Страны Балтии и Польша служат перевалочным пунктом для транспортировки контрабандных сигарет в Западную Европу. Скажем, в Великобритании пачка в четыре раза дороже, чем в той же Латвии.

За последнее время потребление контрабандного курева в одной только Латвии выросло до самых высоких показателей в ЕС - не менее 25 процентов соответствующего рыночного сектора. В течение пяти лет государство недополучило свыше 313,1 миллиона евро акцизного налога на сигареты. Литва по той же причине в одном 2017 году потеряла свыше 60 миллионов евро - в стране на контрабандные сигареты приходится 19 процентов рынка. Но это маленькие государства, а в больших и суммы ущерба огромные. К примеру, по оценкам "Бритиш Американ Тобакко Россия", в 2017-м российский бюджет из-за табачной контрабанды и контрафакта недополучил 30 миллиардов рублей налогов. В этом году ущерб может превысить 50 миллиардов.

Бороться с этим сложно. Применяются самые разные наказания: штрафы, аннулирование паспорта и визы с разрешением на въезд, конфискация автомобиля, в котором перевозился груз, занесение в черный список (если пойман иностранец). Перевозчикам "контрабаса" пришлось бы туго, если бы им не удавалось договариваться с сотрудниками таможни и пограничной охраны, готовыми за определенную "долю малую" закрывать глаза на некоторые машины.

"Причина (того, почему силовики не могут справиться с контрабандой. - Прим. ред.) общеизвестна - коррупция. Любой руководитель учреждения, ответственного за борьбу с контрабандой, мог бы утверждать обратное лишь с розовыми очками на глазах", - заявил директор Таможенного криминального управления Службы госдоходов Латвии Эдийс Цейпе. Ввозом сигарет занимаются не только одиночки, но и хорошо организованные группировки. "К сожалению, они действуют не без помощи коррумпированных чиновников - ведь эти сокрушительные для репутации сотрудников системы внутренних дел черные схемы выявить не так легко, как может показаться", - сетовал Цейпе.

В свою очередь, глава парламентской комиссии по защите, внутренним делам и предотвращению коррупции Айнарс Латковскис на вопрос о том, почему торговцам нелегальных сигарет много лет не мешают заниматься сбытом товара на рижском Центральном рынке, ответил, что их задержание ничего бы не дало. "Это всего лишь посредники, за которыми стоят прекрасно организованные группировки. Необходимо выявлять и блокировать эти цепочки. Но чтобы работа шла гладко, следует повышать мотивацию правоохранителей и пресекать коррупцию в их среде", - сказал латвийский депутат, намекая на низкие зарплаты работников госорганов. Поэтому ее, мотивации, не всегда хватает.

Черный рынок сигарет, произведённых в Беларуси, стремительно растёт в приграничье..

Про цивилизованную торговлю табаком всем известно хорошо. Другое дело – чёрный рынок. В связи с ростом цен на табачную продукцию в России, контрафактные сигареты стали стремительно завоёвывать популярность во всей стране. По версии РБК в конце 2016 года доля нелегальной табачной продукции в Российской Федерации достигла 2,25%! При этом 60% табачного контрафакта попадают к нам из стран Евразийского экономического союза. Около 39% пачек нелегальных сигарет родом из Беларуси.

Как оказалось, Смоленская область – один из самых курящих регионов РФ. Расходы россиян на табачную продукцию за последние 5 лет выросли почти вдвое, и в 2016 году составили 4,1% среднедушевого дохода! В Смоленской области расходы семьи на сигареты составляют 6,8% от общих расходов! Регион вошел в четверку самых курящих субъектов России. Показатель наличия «серых» сигарет – также один из самых высоких.

Секрет популярности белорусских «цигарок»

Секрет очень прост – низкая цена. В нелегальной продаже в основном самые дешёвые белорусские сорта, которые стоят у производителя и на внутреннем рынке РБ в 3-4 раза дешевле, чем их аналоги в России. Украинские или молдавские сигареты в России – редкость из-за хорошего пограничного контроля.

Самые популярные сорта белорусских сигарет» : ГТФ, NZ, Корона, Минск, ФЭСТ, Магнат, Премьер, Альянс стоят в РБ 85 коп. –1 руб. 10 коп. или 27-40 российских рублей. В Смоленске — немного дороже. Иногда разницы в цене нет. Но об этом мы расскажем чуть позже.

Самой продаваемой линейкой белорусских сигарет в Смоленске является «NZ» от Гродненской табачной фабрики «Неман» . Их стоимость в августе составляет 38 рублей за пачку или 380 рублей за блок.

По оценкам смоленских предпринимателей, ежемесячно в области реализуется до 1200 коробок контрафактных белорусских сигарет.

Подсчитаем потери бюджета. На каждой пачке сигарет государство теряет акцизный сбор минимум в 42 рубля. Значит, с одного блока уже - 420 рублей. В 1 коробке – 50 блоков. Умножаем 50 на 420 руб., получается 21 тыс. руб. и умножаем на 1200 коробок, и получаем 25 млн 200 тыс. руб., недополученных федеральным бюджетом только в одной области. За 1 год выходим на 302 млн. 400 тыс. руб. потерь. Конечно, подсчёты весьма условны. Но даже с учётом возможных погрешностей, убытки бюджета весьма высоки.

Где продают белорусские сигареты в Смоленске?

Нелегально белорусскую табачную продукцию продают во множестве мест в городе-герое. Самые популярные места продажи:

  • Рынки/стихийные рынки (Колхозка, Киселёвка)
  • Интернет
  • Через «знакомых»

Колхозная площадь – самое популярное место продажи белорусских сигарет. Здесь их купить в городе проще всего. Ещё 1-2 года назад их продавали «внаглую» – держа в руках пачку или блок на входах/выходах в рынок. Полицейские рейды, задержания, протоколы и конфискация изменили положение вещей. Теперь продавцы табака сохраняют минимальную конспирацию. Однако, продажи белорусских сигарет только растут. Где же они реализуются?

На рынках сигареты можно купить двумя основными способами:

  • С рук у нелегальных продавцов
  • В ларьках/павильонах с надписью типа «Табак».

Теперь чтобы найти продавца нелегальных сигарет на «Колхозке» нужно немного постараться. Хотя, продают их всё те же лица. Видимо, у них огромный иммунитет к полиции и штрафам. В нынешней ситуации к ним придётся подходить самостоятельно и спрашивать и про сигареты.

При этом «барыга» будет оценивать своего потенциального покупателя «на вшивость» за пару секунд. Если человек быстро и точно скажет, что ему нужно, например: Есть блок «НЗ 8-ки»?, то продажа, скорее всего, состоится. Продавцу будет понятно, что человек «в теме». Если же покупатель с улицы начнёт что-то мямлить про «дешёвые белорусские сигареты и цену на них», то может и отказать. Кстати говоря, таким же образом обстоят дела и с продажей контрафактного алкоголя на Колхозной площади.

В последние пару лет на Колхозке (и других рынках) появились специализированные ларьки «Табак» или «Табачная лавка». В них продаются: сигареты, папиросы, сигары, папиросная бумага, мундштуки, зажигалки и прочие товары для любителей покурить. На прилавке и в прайсах только официально разрешённые сигареты, продающиеся по документам, МРЦ и чекам – всё по законодательству РФ. Это только на первый взгляд…

Если поинтересоваться у продавцов о наличии белорусских сигарет, то они моментально предложат их купить по выгодным ценам (35–40 руб. за пачку). А на этих сигаретах вовсе отсутствуют акцизные марки, а, значит, акцизные сборы за них не уплачены. Это уже прямое нарушение российского законодательства.

Судя по растущему количеству подобных ларьков – это никого не смущает. Ситуация тем более удивительна, ведь в СМИ огромное количество сообщений о рейдах, облавах и конфискации больших партий белорусских сигарет.

Анализ публикаций смоленских газет и сайтов показывает, что за такое правонарушение чаще всего наказывают по статье «Незаконная торговля» с весьма скромным штрафом — от 2-х до 15 тыс. руб. и конфискацией товара. При этом себестоимость «левых» сигарет настолько низка, что данные меры не являются достаточными, для пресечения незаконной торговли табаком.

Сигареты из… Интернета!

Белорусские сигареты можно приобрести даже в Интернете. Есть даже целый сайт, который, судя по url-адресу, предлагает оптовую продажу контрафактных сигарет именно в Смоленске. Продукцию белорусских табачных фабрик распространяет некто Владимир.

Сайт содержит большой ассортимент сигарет трёх белорусских табачных фабрик. Дата публикации прайса – 10 апреля 2017 года. Цены указаны в белорусских рублях с НДС.

Подобных сайтов в сети несколько.

Рейды и облавы

УМВД России по Смоленской области 11 июля сообщало о конфискации полицией 10 000 пачек контрафактных сигарет белорусского происхождения. Подозреваемые местные жители 25 и 26 лет пойманы с поличным в одном из арендованных помещений во время выгрузки товара.

Общая стоимость конфискованной табачной продукции составила около 1 млн рублей. В отношении задержанных возбуждено уголовное дело по статье «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ».

Подобная информация периодически появляется в региональных и городских СМИ. Однако, торговля контрафактными табачными изделиями только набирает темпы. Видимо, дело в том, что сигаретный бизнес является очень прибыльным, и в нём заинтересованы влиятельные структуры по обе стороны границы.

Откуда табачок?

Как известно, ничего в природе не исчезает и не появляется бесследно. Понятно, что и контрафактные сигареты кто-то привозит в Смоленск. С местом изготовления всё вполне ясно – они производятся на белорусских табачных фабриках. Чаще всего – на ГТФ в Гродно. А вот дальше схема поставок в российские регионы не совсем ясна.

Следует заметить, что все нелегально продаваемые белорусские сигареты в Смоленске лишены любых акцизных марок. Удивительно, но факт – их изначально не планировали продавать официально в РБ или РФ. Они предназначались для контрабанды.

Заявление весьма смелое, но других логических объяснений отсутствию «акцизок» мы не видим. Подтверждение данной теории служит цена на белорусские сигареты, которая всего на 5–10% выше, чем в РБ, иногда и равна ей. Здесь можно смело отметать версию с перепродажей легально купленных в Беларуси сигарет. Иначе бы их цена даже на чёрном рынке была бы заметно выше. А на пачках красовались белорусские акцизные марки. Наценка в 5–10% для табачной продукции является крайне низкой. Прибыль в данной области обычно достигает 200–300% и выше.

По косвенным данным, и, исходя из информации, полученной от работников белорусских табачных фабрик, мы делаем вывод, что сигареты для последующей продажи в Смоленске (и других регионах) появляются тремя основными способами:

  1. Как выплаты зарплат продукцией сотрудникам предприятий . Факты оплаты труда таким варварским способом являются обыденностью на государственных предприятиях в Беларуси. В таком случае сотрудникам выгодно продавать их даже по самой низкой цене. Лишь бы получить живые деньги на руки.
  2. Кражи сигарет сотрудниками и администрацией предприятий по выпуску сигарет в Беларуси. Зарплаты на этих предприятиях низкие, и люди пытаются улучшить своё благосостояние любым доступным путём, даже нарушая закон.
  3. Сознательный выпуск «левых» партий на фабриках. Таким образом могут заработать все: сотрудники, администрация, возможно криминал и властные структуры в РБ. Естественно, нелегальные партии нужно скрывать от государства и не клеить на них акцизы. Более того, данная версия объясняет огромный поток нелегальной продукции в Россию. Выплаты зп и кражи на конвейере, всё же, вряд ли могут быть в такими огромными.

Скорее всего, 3-я версия является самой реалистичной. И в неё не могут быть не вовлечены руководство предприятий, силовые и контролирующие ведомства, властные структуры Беларуси, как и не может данная схема существовать без подобной поддержки внутри РФ. Огромные партии сигарет кто-то допускает к вывозу из РФ, кто-то перевозит и способствует пересечению границы и почти свободной продаже внутри Российской Федерации.

Исходя из этого, можно сделать неутешительный вывод о существовании отлаженных каналов поставок и продаж сигарет, и целой международной «сигаретной мафии», борьба с которой только начинается!

Текст и фото: Артём Гросс


Контрабандная белорусская табачная продукция поступает также на Украину и даже в страны ЕС. © Фото Евгения Шабанова

Как сообщил «КоммерсантЪ», исследование, проведенное Nielsen, показало, что в III квартале 2017 года основной объем нелегальных сигарет, ввезенных в Россиию, как и прежде, пришелся на Белоруссию. Но если год назад ее доля была примерно 0,9% от всего российского табачного рынка, то теперь она выросла более чем в два раза, достигнув 1,89%. Большая часть незаконно ввезенной в Россию продукции выпускается на гродненской табачной фабрике «Нёман».

Исходя из исследования Nielsen, объем незаконно ввезенной продукции из Белоруссии составляет 6,2 млрд сигарет, подсчитал руководитель отдела «БАТ Россия» по противодействию нелегальному обороту табачных изделий Максим Курганский. И это, отмечает он, без учета Дагестана, где, по данным TNS, уровень нелегальной торговли превышает 40% и почти весь этот объем представлен белорусским продуктом.

По словам Курганского, белорусские сигареты стали настолько популярны в России, что здесь их уже даже начали подделывать. Кстати, еще два-три года назад то же самое происходило с белорусскими сырами, колбасами и мясными консервами. Тогда Министерство сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии, обнаружив на российском рынке такие подделки (причем низкого качества), даже созвало в Минске специальную пресс-конференцию. Теперь эта история повторяется с сигаретами.

Всего на российском рынке общая доля продаж нелегально ввезенных сигарет из стран Евразийского экономического союза в III квартале составила 2,72%: 0,46% пришлось на Кыргызстан, 0,21% — на Казахстан, 0,17% — на Армению. Ключевая причина продолжающегося роста доли нелегальной табачной продукции — значительный разрыв в ставках акцизов в России и других странах ЕАЭС. Минимальная ставка акциза в России сейчас составляет 2123 рублей за 1 тыс. сигарет, в Белоруссии она в четыре раза ниже — около 500 руб., а в Казахстане — примерно 1100 за 1 тыс. шт.

«Устранить причину перетока дешевых сигарет в Россию должно сближение ставок акцизов на табачные изделия в ЕАЭС», — убежден вице-президент JTI в России Сергей Киселев. Также, по его мнению, нужен четкий механизм ценового отсечения нелегальной продукции с рынка. Беспокойство российских табачников понятно: объем легального рынка сигарет в России падает уже не первый год. По оценке PMI, в 2016 году продажи сократились на 4,6%, до 280,7 млрд штук, в январе—сентябре нынешнего года они снизились еще на 7,2%, до 193,9 млрд штук.

Минск не хочет уступать

В Белоруссии вопросы производства изделий из табака курирует государственный концерн (аналог отраслевого министерства) «Белгоспищепром». Местный табачный рынок разделен между двумя владельцами производственных мощностей: ОАО «Гродненская табачная фабрика „Нёман“», в котором доля государства составляет 100%, и частное ООО «Табак-инвест» (Минск) с долями рынка 79,9% и 20,1% соответственно. ГТФ «Нёман» и «Табак-инвест» выпускают сигареты как под собственными брендами, так и по контрактному и лицензионному производству.

Каждый год экспорт белорусских табачных изделий увеличивается, тогда как внутреннее потребление — падает. И здесь есть важный момент, объясняющий, почему из Белоруссии идет большой объем контрафактных сигарет. Причем не только в Россию, но и в Украину, а также Литву и Польшу, где акцизы на табачные изделия таковы, что контрабанда сигарет приносит даже больший доход, чем контрабанда наркотиков.

В Белоруссии практикуемая система государственного квотирования и производственная квота для внутреннего рынка существенно превышает его реальную потребность. Расчетная емкость внутреннего белорусского рынка составляет не более 20 млрд штук, тогда как на 2017 год объем квоты составляет более 29 млрд. Помимо этого, в республике сложилась диспропорциональная структура акциза, при которой нагрузка на нижний ценовой сегмент в два-три раза ниже, чем на остальную продукцию. И такая структура поощряет перепроизводство дешевых марок, которые по нелегальным схемам отправляются за рубеж.

В апреле председатель «Белгоспищепрома» Александр Забелло заявил, что Белоруссия продолжит отстаивать свои интересы в вопросах акцизов на сигареты в рамках ЕАЭС. Но, по его словам, республика к 2022 году будет постепенно сокращать разрыв в ставках. Евразийская экономическая комиссия приняла решение к этой дате установить единую для стран Союза индикативную ставку на сигареты в размере 35 евро за тысячу штук. При этом для всех стран разработан диапазон отклонений фактических ставок от индикативной.

Забелло считает, что вопрос повышения государственных акцизов в Белоруссии ставят транснациональные компании, которые «кровно заинтересованы в том, чтобы поглотить табачный рынок Республики Беларусь». По его словам, если страна пойдет на полную «гармонизацию» акцизов, то получит «только высокий ценовой сегмент». А в целом «вернется к тому, что было раньше — контрабанде». «Если бы мы выровняли акцизы с Российской Федерацией, то сегодня небольшой объем продавался бы отечественной продукции, а остальное хлынуло бы к нам из Украины, России и других стран, и бюджет не получил бы ничего», — утверждает он.

«На самом деле белорусское правительство просто сознательно закрывает глаза на „экспорт через контрабанду“ и даже устанавливает такие акцизы, которые его стимулируют, — объяснила в комментарии для „Росбалта“ эксперт гражданской кампании „Наш Дом“ Светлана Гречулина. — Дело в том, что гродненский „Нёман“, во-первых, государственный производитель, то есть по умолчанию получает режим наибольшего благоприятствования. А во-вторых — это один из крупнейших региональных налогоплательщиков, который в значительной степени содержит небогатую Гродненскую область и платит хорошие зарплаты — то есть важна и социальная роль. И пока так — никто в правительстве менять табачную политику не будет».

Вечная тема

Российские табачные компании в этом году даже предлагали обусловить выдачу Минску кредита в $1 млрд гармонизацией акцизных ставок на сигареты, чтобы сократить поток нелегальной белорусской табачной продукции в Россию. Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром» (входят «дочки» корпораций British American Tobacco, JTI, Imperial Tabacco, «Донской табак» и другие). Об этом говорилось в письмах, направленных 14 апреля нынешнего года первому вице-премьеру Игорю Шувалову и министру финансов Антону Силуанову.

Необходимость нового условия для предоставления кредита аргументировалась высокой долей нелегальной продукции, поступающей из Белоруссии, что приводит к потерям для российского бюджета. В своем обращении ассоциация приводила актуальные на тот момент данные аналитической компании TNS: в приграничных с Белоруссией российских регионах доля нелегальной торговли за год увеличилась с 8% в 2016 году до 20% в 2017-м, а доля белорусской продукции в общем объеме нелегального рынка в начале 2017-го составила почти 30% (в 2016-м она оценивалась в 9,4%).

Причина роста — в разнице ставок акцизов и, как следствие, цен на белорусскую и российскую табачную продукцию. В январе 2016 года средняя цена пачки сигарет в Белоруссии составляла 33 российских рубля, в январе 2017 года из-за укрепления валюты РФ она уже стоила всего 22 рубля. Стоимость пачки российских сигарет за тот же промежуток времени выросла на треть. По данным агентства Nielsen, средняя ее цена в «нижнем» сегменте в 2016 году составляла 63,9 рубля, в «премиальном» — 115. Если не произойдет сближения акцизных ставок, это приведет к дальнейшему росту нелегального рынка и росту потерь российского бюджета, утверждали в «Табакпроме». Так, собственно, и произошло.

Решить проблему помогло бы сближение цен на сигареты белорусских и российских производителей, считали в «Табакпроме» и потому предлагали включить в условия выдачи кредита пункт об индексации цен на самую дешевую табачную продукцию Белоруссии: до уровня 60% от российского в 2017 году и 70% к 2018-му. «Выравнивание табачных налогов в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) позволит устранить одну из главных причин распространения нелегальных сигарет в России — разницу в ценах с соседними странами, — рассказывала тогда журналистам Яна Гуськова, директор по юридическим вопросам и внешнекорпоративным связям „БАТ Россия“. — Из-за более высоких акцизов сигареты в России стоят в полтора-два раза дороже, чем у партнеров по Таможенному союзу».

Однако, кажется, «белорусские контрабандисты» могут спать спокойно. Источник в правительстве Белоруссии неофициально сообщил «Росбалту», что там не ждут какой-то официальной реакции высших должностных лиц РФ на сложившуюся ситуацию. Причина якобы в том, что лично Владимир Путин активно выступает против курения как такового и потому не склонен публично как-либо вообще поддерживать представителей табачной отрасли. Отсюда и аналогичная позиция чиновников правительства РФ.

При пересечении границы вы дважды проходите таможенный контроль: на выезде и въезде. Чтобы не попасть впросак, следует привести в соответствие с пограничными правилами обоих государств собственный потенциальный багаж, ведь будет мучительно больно расставаться с литром хорошего вина или шматом сала, которые вы вознамерились привезти в подарок близким людям! Итак, что можно везти в Украину из Беларуси и наоборот?

Читаем внимательно - это нельзя возить через любые границы, вне зависимости от того, в каком направлении и каким способом их пересекаете:

  • оружие и его комплектующие;
  • взрывоопасные, озоноразрушающие, радиоактивные и ядовитые вещества;
  • наркосодержащие и психотропные вещества, а также прекурсоры для их приготовления;
  • запрещенная к ввозу информация на любых носителях (пропаганда насилия, межрасовой розни, сексизма и так далее);
  • спецтехника для негласной добычи информации и шифровальные средства (нет шпионажу!);
  • органы и ткани для трансплантации (в том числе, и кровь).

Обращаем ваше внимание: перманганат калия (в просторечии марганцовка) и жидкости для снятия лака, содержащие ацетон, к ввозу на территорию Украины запрещены. Они классифицируются как прекурсоры (ингредиенты, необходимые для приготовления наркотических веществ) и к ввозу в Украину не допускаются. Это сущая глупость (все это свободно продается в аптеках и магазинах Самастийнай), но с ней необходимо считаться.

Еще один острый момент при пересечении границы и на территории Украины вообще - георгиевские ленточки, издавна являющиеся символами победы в Великой Отечественной войне. Так вот, постановлением Верховной Рады от 16.05.2017 изготовление и пропаганда (а именно так расценивается это торжественное украшение на авто) георгиевских ленточек в Украине является серьезным административным правонарушением (штраф - 2 500 гривен, 15 суток ареста). К сожалению, георгиевские ленточки и у нас практически исчезли из официального обихода (их заменили красно-зеленые биколоры). Это печально, но теперь практически невозможно попасть под административную ответственность по этому поводу по случайности.

Общие нормы по товарам и валюте

Сразу оговоримся: нормативы регламентируют ввоз-вывоз потребительских товаров. Личных вещей туристов сии правила не касаются.

  • В Украину можно беспошлинно ввозить товары на сумму до 500 евро (1 000 евро самолетом), весом до 50 кг.
  • Лимит недекларируемых наличных средств при въезде в Украину - 10 000 евро.
  • Из Украины можно вывозить товары на сумму до 10 000 евро.
  • В Беларусь наземным транспортом можно ввозить товаров на сумму до 1 500 евро (самолетом 10 000 евро) и весом до 50 кг беспошлинно (исключения - этиловый спирт и так называемые «неделимые товары» весом от 35 кг). Однако недекларируемые товары должны быть разнородными (например, не партия мобильных телефонов).
  • Не подлежат декларированию при пересечении границы РБ денежные средства и трэвел-чеки, эквивалентные сумме 10 000$.
  • Вывозить из Беларуси можно практически все товары без ограничений (за исключением нескольких позиций). Главное, чтобы товары были разнородными. Кроме того, вывозимые драгоценные металлы и камни на сумму от 25 000$ подлежат обязательному декларированию.

В рамках борьбы с незарегистрированными «челноками» 14 апреля 2016 вступил в силу Указ, согласно которому часто путешествующие граждане могут ввозить в РБ лишь до 20 кг товаров на сумму до 300 евро. Это правило касается тех, кто пересекает границы РБ чаще чем раз в 3 месяца.

Более подробно о беспошлинном ввозе/вывозе товаров из РБ вы можете прочитать .

Продукты питания

В Украину можно ввезти продуктов на 200 евро, не уплачивая пошлин. При этом все продукты должны быть расфасованы в заводские упаковки (целостность проверяют). Но далеко не все продукты питания разрешается ввозить в Самостийную. Например, свежее мясо и сало границу Украины вообще не должно пересекать ни при каких обстоятельствах. Допускается ввоз продуктов животного происхождения и рыбы в готовом виде: консервы, сыр, упакованная вакуумным способом колбаса, ветчина, буженина и так далее.

С ввозом в Беларусь еще интереснее. Требования аналогичны: никакого сырья (мяса, птицы, рыбы, молока, яиц и так далее), допускаются к провозу продукты в вакуумных упаковках. Норма - до 5 кг готовых продуктов в заводских упаковках, причем страна вывоза, равно как и государство производства должны быть признанными благополучными в эпизоотическом отношении.

Интересная ситуация складывается с готовой продукцией из свинины: она целиком и полностью запрещена к ввозу с территории Украины. Не удастся провезти через таможню не только шмат сала даже в заводской упаковке, но и конскую колбасу - она содержит свиной шпик.

В Беларусь разрешается ввозить продукцию высокого фитосанитарного риска без соответствующего сертификата из расчета 5 кг на одно физическое лицо. Если отбросить заумь, смысл таков: вы можете ввозить по 5 кг овощей и фруктов (в совокупности) на каждого участника поездки без дополнительных бумаг.

Семена, клубни и саженцы (посадочный материал) без сертификата фитосанитарного контроля провозить запрещается! Иными словами, вы можете ввезти в Беларусь аж три букета тюльпанов, но не одной их луковицы.

Алкоголь

Нормы ввоза алкоголя рассчитываются исключительно на взрослых (старше 18 лет). На данный момент они таковы:

  • В Украину можно ввозить 5 л пива, 2 л вина и 1 л крепких напитков (свыше 22% алкоголя) в совокупности.
  • В Беларусь дозволяется ввозить до 3 л любых алкогольных напитков, вне зависимости от крепости: хоть пиво, хоть горилка.

Вывозить алкоголь через границу Украины можно в любом количестве: правила сие не регламентируют. Однако в Беларусь вы не сможете ввезти более 3 л на каждого взрослого участника поездки.

Табак

В плане табачных изделий белорусские и украинские власти проявляют завидное единодушие: ввозить можно 200 сигарет или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака в расчете на каждого взрослого. Если вы везете разные табачные изделия, действует правило: общая масса - не более 250 граммов. Однако реально на вопрос, сколько сигарет можно ввозить в Украину, можно ответить: в разумных пределах. Если вы разбросаете по сумкам не 10, а 12 пачек, а еще парочку рассуете по карманам, вряд ли вас настигнут кары таможенные - считать не будут. Ну а если вдруг посчитают - ну что ж, смахнете скупую слезу и оставите излишки.

Топливо

В Беларуси топливо существенно дешевле, чем в Украине: разница - почти в два раза! Поэтому понятно, почему многие наши соотечественники стремятся захватить с собой запас корма для железного коня. Сразу предупреждаем: ввоз топлива в Украину вне бака авто запрещен! Так что если из Беларуси дозволяется вывезти полный по завязку бак плюс 10 л в канистре, то в Украину с этим НЗ не пустят. Так что заправляйтесь прямо перед пропускным пунктом, в канистры ничего не лейте!

Где лучше всего пересекать границу?

Большая часть самостоятельных автопутешественников и автобусов, перевозящих организованные группы туристов, пересекают белорусско-украинскую границу в пункте Новая Гута под Гомелем - он самый крупный и оживленный. Однако именно из-за его известности этот пункт часто «радует» километровыми очередями, еще более разрастающимися в курортный сезон.

Автобусы «Роял Скай» следуют через малоизвестный пропускной пункт Новая Рудня, где сколь-нибудь значительные очереди - редкость, поэтому прохождение обеих таможен редко отнимает более часа. Частные путешественники тоже могут последовать нашему примеру: перед выездом познакомились с ситуацией в Новой Гуте (камера установлена на выезд из РБ, снимки обновляются каждый четный час) - если забито, езжайте через Новую Рудню. К сожалению, в этом пропускном пункте пока камер нет, но очереди там невелики. С актуальной информацией о пункте Новая Рудня вы можете ознакомиться на официальном сайте ГПК Республики Беларусь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх