Новые сословия в 17 веке. Сословия России XVII века

(Слайд 1)

Тип урока: комбинированный

Цели . (Слайд 2)

  • Образовательная: дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас.
  • Развивающая: продолжать формировать понятийный аппарат.
  • Воспитательная: интерес к предмету истории.

Новые понятия: Белые слободы, черносошные крестьяне, посадские люди.

Оборудование: учебник 7 класса История России ДаниловА.А, КосулинаЛ.Г., карточки, мультимедийное оборудование.

Ход урока

План урока:

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
  2. Проверка д/з.
  3. Изучение новой темы.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

I. Здравствуйте ребята на прошлом уроке мы говорили о Экономическом развитии России XVII веке. Давайте проверим, как вы усвоили материал. Некоторые ребята получат карточки, а с остальные побеседуем.

II. Опрос д/з.

В чем состояла основная задача экономики страны в XVII веке? (Преодоление последствий Смутного времени.)

Что такое мануфактура и в чем особенности Российских мануфактур? (Предприятие с разделением труда. Использование труда подневольных рабочих.)

Расскажите о с/х, о характере специализаций районов? (Южные и Поволжские– хлеб, западные –лен и коноплю, поморские – соль и рыбу, сибирские – меха, ярославские и костромские – холсты…)

Торговый и Новоторговый уставы, принятые во второй половине XVII века способствовал? (Увеличение пошлин на ввозимые в страну иностранных товаров.)

О каком городе идет речь в документе “В городе не только русские, но персияне и индийцы, все имеют по своему рынку.”Так как и бухарские крымские и нагайские татары, а так же армяне со всякими товарами ведут тут большую торговлю и промыслы, то как говорят, город это и приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму даже одних пошлин 12000 рублей, или 24 тысячи рейхсталеров”. (Новгород.)

Ш. Изучение нового материала. (Слайд 3)

План урока:

  1. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.
  2. Прочие сословия Московского государства

1. Первое сословие: землевладельцы и крестьяне.

Что такое сословие? (Слайд 4)

Давайте вспомним значение терминов барщина и оброк. (Слайд 5)

Барщина – повинность зависимого населения в пользу владельцев вотчин и поместий, работы в господском хозяйстве, прежде всего на земле.

Оброк – форма платежа зависимого крестьянина феодалу, при которой расчет производится деньгами или продуктами труда.

Как вы думаете можно ли говорить что в России в XVII веке сложилось сословие крестьян? Вы правы, в этот период существовало слишком много категорий крестьянства, чтобы говорить о едином сословии.

Господствующим сословием в обществе были феодалы, к ним относились бояре имевшие свои вотчины. (Слайд 6)

Чем отличается вотчина от поместья? (Вотчина это родовые земельные владения бояр, поместья принадлежит менее родовитому дворянству.)

В XVII веке в рамках феодального сословия зарождались основы дворянского сословия. Судебник 1497 года, указы о “заповедных” годах, “урочных” годах, иные указы. После смутного времени положение крестьян немного облегчилось. В первые десятилетия государство не могло контролировать потоки крестьян. Затем срок “урочных лет” снова увеличивается “Соборное уложение”1649 г. – новый этап закрепощения крестьян. Давайте посмотрим какие ограничения были введены новым уложением в отношении крестьян? Крестьяне лишались права уходить от своего помещика. (Слайд 7)

Государство было вынужденно пойти на эти меры, прикрепления крестьян к земле. Делалось это с целью обеспечить помещиков, являвшихся основной армии, местной администрации и остановит текучесть населения в стране, для того чтоб наладить более эффективный сбор податей. В этом были заинтересованы помещики, но владельцы крупных вотчин были недовольны, т.к крестьяне переходили к крупным землевладельцам, ведь у них гнет был меньше.

2. Прочие сословия Московского государства. (Слайд 8–13)

Открываем учебник на странице 43 читаем и заполняем таблицу. (Комментированное чтение.)

Таблица “Сословия в России XVII в.”

На странице 47 в учебнике документ “Сословный строй России глазами иностранца А. Олеария”, давайте прочитаем и ответим, почему автор считает всех русских рабами, с чем это связано?

IV. Закрепление материала.

Что нового появилось в сословной структуре России в XVII веке?

Какие сословия Московского государства вы знаете?

Охарактеризуйте положение любого сословия?

V. В XVII веке в России сформировалось иерархическое феодальное общество. На этом наш урок завершается.

Общество – это люди одной страны и отношения между ними. Почему люди объединяются в общество? Какие задачи стоят перед обществом?

Общество делится на сферы: Политика Экономика Культура В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти группы людей назывались сословия

Задачи общества Сферы общественной жизни Сословие Порядок и политика безопасность Феодалы Обеспечение материальны ми благами Податное население (крестьяне и посадские люди) экономика Объяснение культура смысла жизни духовенство

Боярство Включало * служилых князей (из числа потомков Рюриковичей) * перешедших на русскую службу татарских ордынских царевичей и знати из Молдавии и Валахии * представителей старого московского боярства * бояр удельных присоединенных к Москве княжеств и земель.

Боярство Обязанности: Несли государственную службу Права Владение землей с крестьянами (вотчинами)на основе частной собственности. Вотчину можно продать, завещать, подарить.

Дворянство -сформировалось из слуг княжеских и боярских дворов: Малоземельные «Чины» государева дворяне-помещики двора: («дети боярские» и * «Думные чины» «городовые дворяне») бояре, окольничие, и думные дворяне; * «московские чины» стольники, стряпчие, московские дворяне

Дворяне: Обязанности: Несли государственную службу Права: - владели поместьем пожизненно, пока мог нести военную службу; - поместье передавалось по наследству, если сын ко времени смерти отца достигал 15 лет и мог служить государству.

Служилые люди по прибору (по набору) Государство принимало их на службу по найму для несения военной и караульной службы: Московские и городовые стрельцы Пушкари Казенные кузнецы Городовые казаки, проживавшие в городах и приграничных районах

Соборное уложение 1649 г. В нем содержалась специальная глава, которая закрепляла все важнейшие изменения в правовом статусе поместного землевладения, (например: владельцами поместий могли быть как бояре, так и дворяне)

Крестьянство самое многочисленное сословие. Дворцовые Помещичьи Церковные Черносошные (государственные) (лично свободные)

Основные повинности крестьян: Барщина Оброк (денежный и натуральный), а также «поземельный» и «подворный налог» (подать)

Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Итог: Установление полного крепостного права.

Посадские (городские) люди Гости (Купцы) (в XVII в. более 30 человек) – самые крупные предприниматели, были приближены к царю, не платили налогов, занимали финансовые должности. имели право покупать в свои владения вотчины; Члены гостиной и суконной сотни (около 400 человек) – занимали место в финансовой иерархии, но уступали гостям в «чести» . Они имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Купцы Обязанности платят налоги и таможенные пошлины государству Права предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Черные посадские люди Основное податное население города (платили налоги и несли повинности). Население города делилось на: белые Слободы черные слободы

Цель урока: способствовать формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России на примере изучения сословного строя российского государства.

Планируемые результаты:

Способствовать:

Углублению знаний учащихся о сословном строе российского государства 17 века;

Формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Создать условия для:

Освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Стимулирования проектной (исследовательской) деятельности учащихся;

Овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Организовать деятельность обучающихся по формированию:

Умения устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий;

Навыка работы с различными источниками информации;

Умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Содействовать:

Активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Проявлению готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: ЭОР авторская мультимедийная презентация « Сословные слои России 17 века»; авторская презентация учащихся «Духовенство»; медиапроектор, компьютер, раздаточный материал - таблица «Основные сословия России»; раздаточный материал – индивидуальное домашнее задание; раздаточный материал - документ «Сословный строй России глазами А. Олеария», раздаточный материал- тест «Сословия России 17 века».

Ход урока

Этап урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формируемые Универсальные учебные действия

Мотивация

Учитель читает эпиграф

Задача - прослушать, определить тему урока

Эпиграф.

Мир на бедных и богатых,

Поделён - у всех свой круг.

И в нём власть - аристократам,

Труд и служба в нём - у слуг.

В нём сословия и касты, Статус наш определят.

И о равенстве напрасно, Чудаки в нём говорят.

Только создан был закон,

Для себя, людьми с деньгами.

Защищать их должен он,

Власть им дав над бедняками.

Кто - в телеге, кто - в карете.

С золотишком иль бедны.

Русью все любимы дети,

Пред историей равны. (М. Кузин).

Слушают, выполняют сформулированную задачу, участвуют в диалоге, выдвигают гипотезы, формулируют тему урока - Сословия России 17 века

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5.Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

осваивать социальные нормы, поведения, роли в группе;

формировать осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

Этап актуализации знаний и пробного учебного действия

Показ презентации «Сословия России 17 века».

Совместно определяют цель работы - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий, обобщить знания, заполнив таблицу

«Сословия России 17 века»

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель предлагает начать заполнение таблицы

Возникает затруднение. (Класс был разбит на 5 групп, каждая из которых изучала лишь 1 из аспектов темы, а потому заполнение предложенной таблицы невозможно из - за недостаточности знаний)

Этап построения проекта выхода из затруднения

Предлагает сформулировать варианты разрешения проблемной ситуации

Участвуют в диалоге, выдвигают и обсуждают различные варианты решения проблемы . Формулируют решение - заполнять таблицу в ходе занятия, заслушивая отчёты каждой группы

Этап реализации построенного проекта

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Класс предварительно разбивается на группы:

    Первое сословие (бояре, дворяне).

    Духовенство.

    Посадское население.

    Казачество.

    Крестьяне.

Каждая группа получила домашнее задание представить своё сословие:

    Сценка;

    Мультимедийная презентация;

    Сообщение

    На основе краеведческого материала.

5. Воображаемое письмо

Каждая группа представляет своё сословие. Остальные заполняют таблицу «Сословия России в 17 веке», задают интересующие вопросы по ходу выступлений.

Проверка заполнения таблицы - путём самопроверки по эталону.

Этап включения в систему знаний и повторения

    Предлагает сравнить сформированное обучающимися в ходе занятия представления о сословиях со взглядами иностранца, живущего в России в 17 веке

    Предлагает выполнить самооценку усвоенного. Проводит проверочную работу (выбор верных утверждений)

Читают и анализируют документ

«Сословный строй России глазами А. Олеария»

Участвуя в диалоге, отвечают на вопросы: Почему А. Олеарий считал всех русских людей рабами, вне зависимости от их сословного положения? В чем это проявлялось?

Самостоятельно проверяют усвоенное путём выполнения проверочной работы, выполняют самопроверку по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Учитель задаёт вопросы итоговой рефлексии

Что мы хотели выяснить на уроке? Что нам удалось узнать? Что было самым трудным? Что показалось наиболее интересным? Кого хотите поблагодарить за работу?

Участвуют в диалоге, формулируют выводы.

Приложение

Сословие

Состав

Служба или повинность

1.Феодалы

Вотчинники

Помещики

2.Духовенство

Белое

Чёрное

3.Посадское население

Ремесленники

Купцы

Стрельцы

4.Казачество

5.Крестьянство

Владельческие

Черносошные

Дворцовые

Работа с документом

СОСЛОВНЫЙ СТРОЙ РОССИИ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦА А. ОЛЕАРИЯ.

Рабами и крепостными являются все они [русские]. Подобно тому как все подданные высокого и низкого звания называются и должны считаться царскими «холопами», то есть рабами и крепостными, так же точно и у вельмож имеются свои рабы и крепостные работники и крестьяне. Князья и вельможи обязаны проявлять свое рабство и ничтожество перед царем еще и в том, что они в письмах и челобитных должны подписываться уменьшительным именем, например «Ивашка», а не «Иван» или «Петрушка, твой холоп».

Иностранцы, находящиеся на службе у великого князя, должны унижаться таким же образом. В тех случаях, когда рабы и крепостные слуги вследствие смерти или милосердия своих господ получают свободу, они вскоре опять продают себя вновь. Так как у них нет больше ничего, чем бы они могли поддержать свою жизнь, они и не ценят свободы, да и не умеют ею пользоваться. Правда, русские, в особенности из простонародья, в рабстве своем и под тяжким ярмом из любви к властителю своему могут многое перенести и перестрадать, но если при этом мера оказывается превзойденною, то дело кончается опасным мятежом, причем опасность обращается не столько против главы государства, сколько против низших властей.

Проверочная работа по теме:

«Основные сословия российского общества в XVII в.»

    В приведенном ниже перечне выберите верные утверждения

    Феодалы были господствующим сословием в обществе;

    Происходило усиление позиций боярства и ослабление позиций дворянства;

    Царь стремился укрепить право как бояр, так и дворян на землю и крестьян;

    Положение основной массы населения ухудшилось;

    Крестьяне делились на две основных категории: владельческих и черносошных;

    Господствующие позиции в городской жизни занимали богатые ремесленники и купцы;

    Жители белых слобод имели особые привилегии и не несли повинностей в пользу государства;

    В мелкотоварном производстве начал применяться наемный труд;

    Значительно сократилась численность духовенства;

    Новым сословием России стало казачество.

    К населению белых слобод относились (отметьте несколько вариантов ответа): 1. Феодалы, 2. Церковнослужители, 3. Богатые ремесленники, 4. Мелкие ремесленники, 5. Боярские слуги, 6. Слуги дворян, 7. Стрельцы, 8. Богатые купцы, 9. Мелкие торговцы, 10. Монастырские слуги и холопы.

    Окончательное закрепощение крестьян и установление бессрочного розыска беглых произошло в: 1. 1653 г, 2. 1649 г., 3. 1648 г, 4. 1658 г.

    Местничество было отменено: 1. Михаилом Федоровичем в 1625 г, 2. Алексеем Михайловичем в 1649 г, 3. Софьей Алексеевной в 1685 г, 4. Федором Алексеевичем в 1682 г.

Список слайдов

    Эпиграф.

    Видео «Россия 17 век».

    Тема.

    Проблемный вопрос.

    Таблица.

    Сословия России.

    Первое сословие - феодалы.

    Боярская дума.

    Дворянин, боярин.

    Духовенство.

    Второе сословие – духовенство.

    Третье сословие – горожане.

    Купец.

    Ремесленник.

    Стрельцы.

    Видео «Казаки».

    Четвёртое сословие- казачество.

    Гремячее.

    Гремячее.

    Казаки.

    Гремячее.

    Пятое сословие - крестьяне.

    Крестьяне.

    Крестьяне.

    Все сословия России.

    Проверочная работа.

Анализ урока

1.Содержание.

1) Разнообразие источников содержания урока:

а) ученики;

б) учебник;

в) учитель;

г) дополнительная литература (документ)

д) словари;

е) ТСО;

ж) окружающая действительность;

з) раздаточный материал.

2) Соотношение на уроке нового и известного материала:

а) новое преобладает;

3) Уровень трудности содержания:

а) высокий, но преодолимый;

2.Процесс обучения.

1) Формы предоставления учебной задачи:

а) наглядный образ: рисунок, карта, план, таблица, схема, диаграмма, чертёж;

б) слушание;

в) чтение.

2) Характер учебных задач:

а) постановка проблемы;

б) нахождение связи между фактами (явлениями): между новым и уже изученным; между изученным;

в) рассмотрение отдельных фактов (явлений);

г) вариантность решения задачи;

д) организация деятельности: информационно- оценочный этап;контрольно- коррекционный; самоконтроль; определение причин затруднений.

3.Характер отношений.

1) Ученик- ученик, учитель - ученик

2) Учитель «вместе с классом».

3) Дети чувствуют себя: спокойно и уверенно.

4.Организационные формы.

1) Индивидуальная.

2) Групповая.

3) Фронтальная

Самоанализ

В ходе урока была сформулирована следующая цель - охарактеризовать сословный строй российского государства, определить права и обязанности основных сословий. И поставлены задачи:

Способствовать углублению знаний обучающихся об основных сословиях России 17 века;

Формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы и заключения на основе анализа фактов, явлений, событий

Развивать навыки по работе с картой, первоисточниками, документами;

Способствовать формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

Стимулировать активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Создавать условия для освоения социальной роли обучающегося, развития мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;

Способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий и причинно-следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям;

Создавать условия для стимулирования проектной (исследовательской) деятельности обучающихся;

При постановке целей и задач урока были учтены программные требования, содержание материала, уровень знаний и умений обучающихся.

Структура урока соответствует его цели и типу. Распределение времени по этапам урока целесообразно. Оборудование кабинета использовано рационально. Темп ведения урока оптимальный. Взаимосвязь этапов урока обеспечена.

Объем предложенного для усвоения учащимися материала оптимален. Научность и доступность учебной информации обеспечены.

В ходе урока были использованы проектная технология, метод проблемного изложения материала, деятельностный и личностно- ориентированный подходы. Задания, выполняемыми учащимися на уроке, носили творческий, продуктивный характер.

Степень активности и работоспособности учащихся на разных этапах урока была достаточно высокой.

Цель урока достигнута полностью. Психологический климат урока благоприятный.

Сословия - это социальные группы, обладавшие определенными правами и обязанностями, которые были закреплены в обычае или законе.

Когда появились сословия

Сословия в России стали появляться после объединения русских земель в единое государство. При этом происходило ослабление влияния местной удельной феодальной аристократии и рост влияния дворянства в посадской верхушке.

С началом проведения Земских соборов расширяется и круг участников. Здесь вместе с боярско-дворянским сословием и духовенством принимает участие и верхушка посада. На собор 1613 года были приглашены представители черносошного крестьянства. В это время сословное деление отличалось большой пестротой и разнообразием.

Разрядные списки XVI века и Бархатная книга (1687 год) привели к тому, что дворяне из служилого превратились в наследственное сословие. Некоторые изменения наследственных принципов сословных организаций произошли при Петре I с введением Табели о рангах.

Тем не менее сложившееся сословное деление на дворян, духовенство, городских и сельских обывателей просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Сословия, их права и обязанности

Сословие

Внутрисословные группы

Права и привилегии

Обязанности

Дворянство

Потомственные и личные.

Владение населенными землями.

Освобождение от налогов.

Освобождение от земских повинностей.

Освобождение от телесных наказаний.

Освобождение от обязательной службы.

Сословное самоуправление.

Поступление на госслужбу и получение образования.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Без особых обязанностей.

Духовенство

Белое (приходское),

черное (монашеское).

Духовенство освобождалось от рекрутской повинности и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители духовенства были обязаны посвятить свою жизнь церкви.

Были обязаны проповедовать Слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Свобода от рекрутской повинности, подушного налога и телесных наказаний. Право выбора на общественные должности, но не на государственные.

Без особых обязанностей.

Купечество

1-, 2- и 3-й гильдий.

Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Купцы 2-й гильдии были заняты ведением крупной внутренней торговли.

Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело право сословного самоуправления и доступ к приличному образованию.

Купцы 2- и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки владели землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели право сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность. К тому же они не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные).

Государственные крестьяне имели права общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще. После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство до 1861 года и после несло рекрутскую повинность (до 1874 года) и большую часть тягла в пользу государства.

В 17 веке население России состояло из 3-х больших групп: привилегированное, податное и посадское. Подавляющая часть населения относилась к крестьянам. Именно в 17 веке полностью завершился этап закрепощения крестьян. Сначала срок сыска беглых увеличили до 10 лет, затем до 15. Позже, в 1649 году, по соборному уложению, крестьяне становились собственностью феодалов пожизненно.

К концу 17 века в России уже проживало более 10 млн человек. Страна была аграрной. Более 98% населения жили в сельской местности. Россия значительно расширила свои территории, став самой крупной страной в мире по площади населения. При этом по численности населения страна уступала Франции, Германии и Италии.

Дворяне и бояре

Население России 17 века «сверху» в основном концентрировалось среди бояр и дворянства. При этом, если еще в 16 веке основная власть элиты принадлежала боярам, а дворяне занимали второстепенные значения, то в 17 веке эти сословия начали меняться ролями. Постепенно боярство, как класс, ликвидировалось, и управление государством поэтапно переходило к дворянам.

Основа власти привилегированных сословий заключалась во владении крепостными. Дворяне и бояре долгое время настаивали, чтобы крепостных им передавали в пожизненное владение. Это было узаконено Соборным уложением 1649 года. Интересна статистика по владению крестьянскими хозяйствами различными слоями российской элиты 17 века:

  • 10% - принадлежали царю
  • 10% - принадлежало боярам
  • 20% - принадлежало церкви
  • 60% - принадлежало дворянам

Отсюда видно, что уже с середины века основную роль, в качестве основной верхушки общества, играли дворяне и духовенство.

Духовенство

В России 17 века проживало 2 вида духовных сословий:

  • Белое - порядка 110 тыс человек к концу века.
  • Черное (монахи) - порядка 10 тыс человек к концу века.

Выше уже отмечалось, что примерно 20% всех крестьянских хозяйств находились под контролем церкви. Духовенство всех типов было освобождено от уплаты налогов и прочих повинностей. Важная черта этого сословия - его нельзя было судить. Рассматривая духовенство России 17 века важно отметить, что у него было сильное расслоение: были простые служители, средний класс и руководители. Их положение, права и возможности сильно отличались. Например, архиереи по своему богатству и образу жизни мало уступали боярам и дворянам.

Крестьяне

Основу населения России в 17 века составляли крестьяне. На их долю приходилось порядка 90% всего населения. Все крестьянство делилось на 2 категории:

  • Крепостные (владельческие). Находились в прямой зависимости от привилегированных слоев населения(царя, бояр, дворян, духовенства).
  • Черносошные. Сохраняли частичную самостоятельность. Работали на земле, выделенной общиной, и не освобождались от налогов.

Крепостные крестьяне в 17 веке были полностью лишены прав. Их могли продать, даже если человек «вырывался» для этого из семьи. Крестьян могли продавать или дарить. В повседневной жизни они полностью зависели от феодалов, оплачивая 2 типа налогов: барщина и оброк . Барщина - работа на помещичьих землях. В некоторых случаях она составляла 5 дней в неделю. Оброк - налог в натуральной (продуктовой) или денежной форме.

Городское население

К концу 17 века городское население России составляло примерно 3% от общей численности. Всего в стране насчитывалось порядка 250 городов, в которых в среднем проживало около 500 человек. Крупнейший город - Москва (27 тыс дворов). Другие крупные города: Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Кострома.


Города в основном состояли их посадского населения. Если в городе такого населения не было, то они служил исключительно в военных целях. Посадское население делилось на торговцев, ремесленников и простых рабочих. Однако, чаще всего население города делилось по богатству на:

  • Лучшие - богатые горожане. Указывалось полное имя с приставкой «сын». например, Иван Васильев сын Панкратова.
  • Средние - зажиточные горожане. Таких людей называли по собственному имени и имени отца. Например, Петр Васильев или Николай Федоров.
  • Молодшие - бедные горожане. Им давали уничижительное имя и прозвище. Например, Петька Портной или Николаша Хромой.

Горожане объединялись в общины, куда входили все слои населения. Общины были разнородными, поэтому часто возникали конфликты, Однако, как только речь заходила о внешней опасности - община выступала единым фронтом. Причина кроется в том, что благополучие и жизнь каждого горожанина зависела от целостности города и других его жителей. Поэтому «чужих» в город не пускали.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх