Моторная алалия у ребенка 3 лет. Микротоковая рефлексотерапия и физиотерапия. Причины и профилактика алалии

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.


Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: ). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: ). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: ). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.


Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речьхарактерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: ).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: ).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.


Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно - развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия - например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Алалия - полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников.
Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство - клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

  1. Наблюдаются проблемы с двигательными функциями в виде неловких движений, плохой координации и слабой моторики пальцев на руках.
  2. Сложности с изучением умений самообслуживания, например шнуровка ботинок.
  3. При рассмотрении психологических аспектов среди детей, у которых наблюдается моторная алалия, проявляется нарушение в эмоционально-волевой характеристике, внимании, а также восприятии.
  4. Дети, в зависимости от поведенческих особенностей, могут обладать гиперактивностью, расторможенностью, а также малоподвижностью либо заторможенностью.
  5. Большая часть детей обладает сниженной работоспособностью, высокой утомляемостью и негативизмом относительно речи.
  6. Ущерб интеллекту у детей с алалией наносится по причине нехватки речевой активности. В процессе речевого развития данный недостаток будет постепенно компенсироваться.
  7. Наблюдается сохранение функции восприятия и понимания речи на фоне грубых отклонений или неразвития собственной речи у ребенка.
  8. С запозданием протекает каждый из этапов развития речевого навыка, при этом наблюдается существенное редуцирование самих речевых реакций.
  9. Наблюдается грубое нарушение звукопроизношения, несмотря на доступность любого артикулярного движения для ребенка, у которого проявляется афферентная моторная форма патологии.
  10. Основной речевой дефект - неспособность выполнить последовательно серию артикуляционных движений, которая сопровождается грубым искажением словесной структуры.
  11. Динамический речевой стереотип не сформирован, что способно приводить к возникновению заикания.
  12. Наблюдается скудность словарного запаса относительно возрастных норм. Новое слово плохо усваивается, активный словарь наполнен основной обиходной терминологией.
  13. Последствием низкого словарного запаса является плохое понимание словесных значений, их неправильное применение, замена на схожие по семантике и звучанию слова.
  14. В словаре полностью преобладают существительные.
  15. Фразы состоят из элементарных предложений. Ребенку не удается в правильном порядке излагать события и выделять основные либо вспомогательные элементы. Возникают трудности в процессе передачи событий.
  16. Сложные формы приводят к тому, что ребенок может только подражать звукам, произнося лепетом слова и сопровождая их высокоактивным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Моторная алалия – это недоразвитие или отсутствие речи, которое обусловлено органическим поражением головного мозга (корковых речевых центров), произошедшим в пренатальном периоде развития или у детей первых лет жизни. При этом ребенок понимает чужую речь, но не может воспроизводить ее самостоятельно. Данное патологическое состояние диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников. Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Речь является важным компонентом нервно-психического развития ребенка. Становление речи происходит на протяжении первых лет жизни ребенка, в дальнейшем это определяет качество речи во всех возрастных периодах. Речевой акт осуществляется при посредстве системы органов, которые относятся к речевому аппарату. Речевой аппарат состоит из центральной и периферической частей. Центральная часть речевого аппарата представлена структурами нервной системы (речевые зоны коры головного мозга, мозжечок, проводящие пути, подкорковые узлы, нервы, которые иннервируют голосовые, артикуляторные, дыхательные мышцы и пр.). Периферическая часть речевого аппарата состоит из голосового (гортань с голосовыми связками), артикуляционного (губы, язык, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое небо) и дыхательного отделов (грудная клетка с трахеей, бронхами и легкими).

Нарушения в той или иной из указанных структур приводят к развитию разных видов речевых расстройств. К основным причинам развития моторной алалии относят патологии центра Брока и проводящих путей, к нему относящихся. Центр Брока – это участок коры головного мозга, который находится у правшей в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария мозга и обеспечивает моторную организацию речи.

Причины и факторы риска

Моторная алалия является полиэтиологическим патологическим состоянием, т. е. таким, которое может быть обусловлено негативным воздействием многих факторов. К основным причинам, которые могут послужить причиной органического поражения речевых центров коры головного мозга, относятся:

  • инфекционные заболевания, заражение которыми происходит внутриутробно или во время родов;
  • травматизация плода (например, при падении беременной женщины);
  • высокий риск самопроизвольного прерывания беременности;
  • наличие у беременной женщины хронических заболеваний (артериальная гипо- или гипертензия , сердечная или легочная недостаточность и пр.).

Кроме того, к развитию моторной алалии могут приводить недоношенность, асфиксия новорожденного , внутричерепная родовая травма. У детей первых лет жизни к причинам возникновения патологии относятся генетическая предрасположенность, энцефалит , менингит , некоторые соматические заболевания, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Факторами риска развития моторной алалии могут быть частые заболевания у детей первых лет жизни (эндокринологические патологии, острые респираторные вирусные инфекции , пневмония , рахит), проведение оперативных вмешательств под общим наркозом, недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, госпитализм (совокупность соматических и психических расстройств, которые обусловлены продолжительным пребыванием в стационаре в отрыве от близких людей и дома).

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Формы алалии

Согласно классификации по В. А. Ковшикову выделяют такие формы алалии :

  • моторная (экспрессивная);
  • сенсорная (импрессивная);
  • смешанная (мотосенсорная или сенсомоторная в зависимости от преобладания нарушения развития экспрессивной или импрессивной речи).

Моторная алалия, в свою очередь, в зависимости от локализации поврежденного участка подразделяется на:

  • афферентную – поражаются нижние теменные отделы левого полушария, чему сопутствует кинестетическая артикуляторная апраксия;
  • эфферентную – поражаются премоторные отделы коры головного мозга.

Симптомы моторной алалии

Для моторной алалии характерно наличие как неречевых, так и речевых симптомов.

К неречевым проявлениям патологии, в первую очередь, относятся такие двигательные нарушения, как недостаточная координация движений, неловкость, слабое развитие моторики пальцев рук. Моторная алалия у ребенка также может сопровождаться трудностями в формировании навыков самообслуживания (например, зашнуровывание обуви, застегивание пуговиц), а также в выполнении точных мелких движений кистями и пальцами рук (складывание паззлов, конструкторов, мозаики и т. д.). Также у детей с моторной алалией нередки расстройства памяти (в частности, слухоречевой), восприятия, внимания, эмоциональной и волевой сфер личности. У пациентов с алалией может отмечаться как гиперактивное , так и гипоактивное поведение. У больных, как правило, наблюдается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность. Кроме того, у пациентов с алалией часты нарушения движений мускулатуры лица, повышенная раздражительность и агрессия, плохая адаптация к условиям окружающего мира.

Из речевых симптомов моторной алалии у больных отмечаются:

  • ошибочная замена звуков в словах другими (литеральная парафазия);
  • выпадение звуков из слова (элизия);
  • устойчивое повторение слова или фразы (персеверация);
  • ограничение словарного запаса (в первую очередь глаголов, отглагольных форм);
  • объединение слогов разных слов (контаминация); замена слов на сходные по смыслу или звучанию;
  • выпадение из фразы предлогов, неправильное согласование слов во фразе.

Наблюдается абсолютное преобладание в речи пациента с алалией имен существительных в именительном падеже. Кроме того, при данной патологии может наблюдаться полный или частичный отказ от речи (речевой негативизм). На фоне основных симптомов патологии у ребенка может развиться заикание .

При афферентной моторной алалии пациенту потенциально доступно выполнение различных артикуляторных движений, однако звукопроизношение при этом нарушено.

В случае эфферентной моторной алалии основным речевым дефектом выступает невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, это сопровождается сильным искажением слоговой структуры слов.

Более подвержены моторной алалии мальчики, у которых заболевание регистрируется примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Словарный запас пациента с алалией значительно беднее возрастной нормы. Больной с трудом усваивает новые слова, активный словарь состоит в большей степени из слов и фраз повседневного обихода. Недостаточный словарный запас может приводить к неправильному пониманию значения слова, неуместному употреблению слов. Пациенты с алалией, как правило, изъясняются простыми короткими предложениями, что приводит к грубому нарушению формирования связной речи у ребенка. У больных возникают сложности в определении причины и следствия, главного и второстепенного, временных связей, передаче смысла событий, последовательного их изложения. В некоторых случаях при моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания, лепетные слова, употребление которых сопровождается активной мимикой и/или жестикуляцией.

Нарушение умственного развития у пациентов с алалией возникает по причине речевой недостаточности. При развитии речи данные нарушения постепенно компенсируются.

Все этапы формирования речевых навыков (гуление, лепет, слова, фразы, контекстная речь) у больного алалией запаздывают. На развитие речевых навыков у пациентов с алалией влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются степень поражения головного мозга ребенка, возраст, в котором была диагностирована патология, общее развитие, регулярность занятий с ребенком родителей. В некоторых случаях после длительного речевого негативизма ребенок начинает говорить и быстро осваивает речь, у других пациентов наблюдается раннее начало формирования речевых навыков, однако в дальнейшем речь еще длительное время остается скудной, также возможны иные варианты.

Диагностика

Для диагностики моторной алалии необходимо обследование ребенка детским оториноларингологом, неврологом, логопедом, психологом.

При проведении логопедического обследования ребенка значительное внимание уделяется сбору перинатального анамнеза и особенностям раннего развития пациента. Для постановки диагноза моторной алалии необходимо оценить желание ребенка говорить, определить наличие затруднений в повторении услышанного, слуховое восприятие, активное использование мимики и жестов, восприятие и понимание речи, наличие эхолалии. Кроме того, отмечается уровень активного и пассивного словарного запаса, слоговая структура слов, произношение звуков, грамматический строй речи и фонематическое восприятие.

Для оценки выраженности повреждения головного мозга может потребоваться проведение электроэнцефалографии , эхоэнцефалографии, магниторезонансной томографии головного мозга , рентгенологического исследования черепа.

Для дифференциальной диагностики с сенсорной алалией и тугоухостью применяют аудиометрию, отоскопию и некоторые другие методы исследования слуховой функции.

Требуется дифференциальная диагностика с дизартрией , аутизмом , олигофренией , задержкой речевого развития.

Моторная алалия диагностируется примерно у 1% детей дошкольного возраста, а также у 0,2–0,6% школьников.

Лечение моторной алалии

Лечение моторной алалии комплексное. Формирование речевых навыков проводится на фоне медикаментозной терапии, основной целью которой является стимуляция созревания мозговых структур. Пациентам назначаются ноотропные лекарственные средства, витаминные комплексы.

Эффективны в лечении моторной алалии такие физиотерапевтические методы , как электрофорез , магнитотерапия , лазеротерапия, дециметроволновая терапия, транскраниальная электростимуляция, иглорефлексотерапия , электропунктура, гидротерапия .

Немаловажная роль при лечении моторной алалии отводится развитию общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики ребенка, а также памяти, мышления, внимания.

Логопедическая коррекция моторной алалии включает работу со всеми аспектами речи и включает не только занятия с логопедом, но и регулярные специально подобранные упражнения в домашних условиях. При этом формируется активный и пассивный словарный запас ребенка, ведется работа над фразовой речью, грамматикой, звукопроизношением, развивается связная речь. Хороший результат обеспечивают также логопедический массаж и логоритмические упражнения.

Возможные осложнения и последствия

Моторная алалия у детей способна приводить к нарушениям письменной речи (дислексия и дисграфия). Кроме того, у пациентов может развиться заикание, проявляющееся при формировании у ребенка навыков устной речи.

Прогноз

Успешная коррекция алалии наиболее вероятна при раннем начале лечения (начиная с 3-4 лет), комплексном подходе и системном воздействии на все составляющие речи. При своевременном и адекватном лечении прогноз благоприятный.

Немаловажное значение имеет степень органического повреждения головного мозга пациента. При незначительных повреждениях патология полностью излечима.

Профилактика

В целях профилактики развития моторной алалии следует обеспечить все необходимые условия для нормального протекания беременности, родов, а также здоровья и развития ребенка. Для этого женщинам в период беременности рекомендуется выполнение ряда профилактических мер:

  • при наступлении беременности следует вовремя стать на учет, своевременно проходить все необходимые обследования и выполнять рекомендации врача;
  • минимизировать риск заражения инфекционными заболеваниями, своевременно лечить имеющиеся заболевания;
  • избегать травмоопасных занятий;
  • избегать чрезмерных физических нагрузок;
  • отказаться от вредных привычек;
  • выполнять комплекс упражнений гимнастики для беременных.

Для обеспечения ребенку нормального развития рекомендуется:

  • регулярно посещать педиатра и других врачей (по необходимости);
  • делать ребенку необходимые по возрасту прививки (при отсутствии противопоказаний);
  • выполнять с ребенком развивающие упражнения, подходящие для его возраста;
  • избегать травмирования ребенка, особенно травм головы;
  • доброжелательно общаться с ребенком, уделять ему внимание, разговаривать с ним;
  • поддерживать нормальный психологический климат в семье.

Видео с YouTube по теме статьи:

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия. Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Лечение алалии необходимо, так как прогрессирование этого заболевания может сделать вашего ребенка умственно отсталым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;
Асфиксия пуповиной;
Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией. Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование.

Методы диагностики алалии

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога. Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз. Специалист обязательно должен внимательно изучить состояние не только ребенка, но и матери в период беременности. Диагноз алалия может окончательно подтвердиться только после проведения полного обследования:

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго. Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью. Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.


Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного. Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

Моторная алалия – вид алалии. Алалия – плохо сформированная или развитая речь из-за повреждений в коре головного мозга. Заболевание свойственно детям.

Данный дефект найти очень непросто, потому недуг является одним из наиболее коварных. Родителям трудно заметить малейшие перемены у ребёнка, первые признаки практически бессимптомны. Но, когда изменения явные, семья паникует. Лучше в таких случаях сразу обращаться к специалистам, а не надеяться на чудо, внимательнее отнестись к здоровью малыша, наблюдать за его поведением. Вовремя диагностированная болезнь – гарантия быстрого излечения. Так, если заболевание обнаружено в 5-7 лет, алалию лечить уже сложнее, эффективность коррекционных мероприятий ниже. Многие уверены, что, если ребёнок не говорит – это единственный симптом, однако на самом деле у него может быть речь, но с отставаниями в развитии и, соответственно, последующими патологиями.

Речь — важнейший компонент нервно-психического развития ребенка. Её формирование происходит в течение первых лет жизни малыша, что впоследствии определяет качество речи в любом возрасте.

Описание болезни и ее разновидностей

Алалия не развивается беспричинно, обычно у заболевшего повреждены речевые мозговые центры. Выделяют три вида алалии в зависимости от зоны поражения участка мозга: сенсорная, моторная, сенсомоторная.

Моторная алалия – патология развития экспрессивной речи. Малыш затрудняется обучаться основным навыкам речи – грамматике, значениям слов, хотя чужую речь может воспринимать правильно. Он понимает другого при обращении к нему, однако сам не говорит, либо произносит отдельные звуки, не в состоянии отразить своих эмоций и мыслей.

Патология развивается по принципу расстройства аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Базовой причиной возникновения алалии считается патология центра Брока и прилегающих к нему проводящих путей.

Кроме того, на развитие болезни может влиять:

  • Возраст обнаружения данного заболевания;
  • Общее развитие малыша;
  • Степень поражённости участков мозга;
  • Занятия родителей с ребёнком.

Малыш может долго молчать, но в скором времени речь развивается быстрыми темпами, задержки особенно ни влияют. Бывает и по-другому: младенцем он много гулит, произносит отдельные слова, однако не способен составить длинных предложений.

Симптомы алалии можно делить на речевые и неречевые. В целом же выделяют такие признаки:

  • Недостаток концентрации и сосредоточенности
  • Маленький запас слов для конкретного возраста
  • Задержка в развитии речевого аппарата к 5-7 годам
  • Общее низкое интеллектуальное развитие

Малыш не в курсе самых основных понятий, у него тормозится развитие словарного запаса, он не может точно выразить свою мысль и потребность. Специалисты установили, что мальчики страдают недугом в 2,5 раза чаще девочек. Общее же число дошкольников с алалией – 0,2-0,6%.

Второй вид – сенсорная алалия. Она означает затруднённое понимание ребёнком речи, малыш не усваивает слова и их значение, не может понять смысл фразы. Но при этом может учиться говорить. При этом виде заболевания страдает интеллект , обучаемость заметно снижена, потому вероятно развитие умственной отсталости.

Сенсорную алалию отличают следующие симптомы:

  • Эхолалия – малыш повторяет сказанное за другими,
  • Ребёнок порой редко молчит, постоянно выдаёт звуки,
  • У больного сливаются слова и фразы в единую бессвязную речь.

Моторная и сенсорная алалии похожи, поскольку в том и другом случае задет определённый участок коры головного мозга, оба вида подразумевают речевые нарушения детей.

Отличие в том, что при моторной алалии малыш понимает собеседника, но не в состоянии выразить это словами, а при сенсорной обратная ситуация – он может воспроизводить какие-то слова, однако совершенно не осознать их смысл.

Сенсорно-моторный вид алалии включает отдельные признаки вышеназванных типов, при котором также нарушены речевые способности.

Причины


У алалии специалисты называют много возможных факторов, что влияют на появление болезни. Обычно выделяют следующие:

  • Вероятностное нарушение центральной нервной системы ещё внутриутробно, вызванное перенесённой болезнью матерью во время вынашивания плода, либо родов.
  • Иные заболевания самого плода внутри утробы матери или ранние детские болезни, способные вызвать осложнения в головном мозге.
  • Возможно влияние генетических болезней, если у родителей также наблюдались сложности с речевым развитием, то вполне вероятно проявление подобного недуга и у малыша.
  • Отказ матери во время беременности от вредных привычек.
  • Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребёнок.
  • Тяжёлые травмы, стрессы и заболевания, переживаемые матерью в период беременности.
  • Влияние токсичных веществ.
  • Полученные малышом в младенчестве травмы головы, что могли задеть речевые центры.

Существуют также группы риска малышей. Основную часть больных составляют те, что пережили в новорождённом возрасте удушье, головные травмы, и те, которые перенесли заболевания во внутриутробном состоянии. К числу опасных факторов относятся: энцефалит, менингит, иные болезни центральной нервной системы.

Симптомы

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Диагностика алалии

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка. Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи. Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Диагностика

Применяются такие методы как:

  • Магниторезонансная томография
  • Электроэнцефалография
  • Рентгенография черепа
  • Лор-исследования
  • Аудиометрия

Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.

Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению , аутизм , дизартрию , задержку умственного развития.

Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.

Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.

Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.

Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Профилактика болезни


Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился. Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания.

  1. Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
  2. Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
  3. Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
  4. В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
  5. Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.

Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.

Прогноз при алалии

Моторная форма алалии труднее лечится, нежели сенсорная. Тем не менее, прогноз благоприятный, если не затягивать с коррекционными мероприятиями, заниматься с ребёнком комплексно и каждый день, самим и со специалистом.

Всё будет зависеть от поражённости мозговых участков. Если степень патологии небольшая, то речевое развитие малыша пойдёт быстрее.
Для того, чтобы предоставить ребёнку нормальные условия для развития и обучения, необходимо:

  • Постоянно заниматься с малышом рекомендованными упражнениями;
  • Создать максимально безопасные и ограждающие от стрессов условия для ребёнка. Скрыть в квартире острые углы, убрать подальше предметы, способные нанести травму;
  • Вовремя ставить прививки;
  • Регулярно приходить на приём к педиатру и иным специалистам, согласно предписаниям, графику.

В заключении

На сегодняшний момент разработано достаточно методик, чтобы обеспечить выздоровление детей с алалией. Постепенно ребёнок говорит внятно, осмысленно, интеллектуальный уровень более-менее восстанавливается и не отличает его от ровесников.

Однако в отдельных ситуациях заболевание запущено, состояние речи ухудшено, потому врачи не всегда гарантируют полное избавление от патологии. Сенсорная форма алалии поддаётся коррекции быстрее и лучше, нежели моторная.

Не забывайте, что к доктору необходимо обращаться при первых подозрениях на наличие нарушений, не усугубляйте положение вашего ребёнка, ведь его здоровье и ваше спокойствие – самое главное, что может быть в жизни.

К сожалению, диагноз является распространённым в последнее время. Алалия имеет довольно широкую симптоматику, универсальная болезнь. Но в то же время не каждого ребёнка с проблемами в речевом развитии следует относить к алаликам. О чём не всякий врач помнит. Потому если вашему малышу поставили такой диагноз, но явных признаков болезни нет, а диагностических методов было применено недостаточно, это повод обратиться к другому специалисту за подтверждением. В особо тяжёлых случаях ребёнку ставится инвалидность.

Не отчаивайтесь и не паникуйте раньше положенного срока. При комплексном и правильном лечении, родительской любви и усердии, малыш в состоянии наверстать упущенное и овладеть речью не хуже своих сверстников.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх