Методика "Корректурная проба" (Проба Бурдона, Кольца Ландольта). Что такое аллергопробы для детей и как их делают

Основное упражнение для тренировки концентрации внимания – «корректурная проба».
Приготовьте текст, книгу, газету или журнал (чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт, чтобы не напрягались сильно глаза). Предложите ребенку в течение 3 минут находить буквы и зачеркивать их определенным образом. Покажите образец. Например: букву А – зачеркивать по диагонали, букву Г – подчеркивать, букву Р – обводить в кружок.
Задание можно усложнять: находить слоги или буквосочетания, предлоги или определенные окончания.

Пока ребенок занимается поиском важно не помогать ему и следить, чтобы он искал буквы по строчкам.
В 7 лет дети должны успевать за 3 минуты просмотреть примерно 300-350 знаков. Чем меньше ошибок или пропусков, тем лучше. Заниматься следует ежедневно, можно делать по 2-3 подхода в течение дня.

В качестве материала для тренировки можно использовать не только тексты, но и специально сделанные изображения с символами, картинками и пр. Количество объектов увеличивайте постепенно.


Набор упражнений 2.

ГАОУ СПО Тольяттинский социально – педагогический колледж

Диагностика изучения внимания

КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА

Выполнила студентка гр. НК – 35

Брускова Дарья

Проверила: Сухенко А. А.

____________________

(оценка)

____________________

(подпись)

Тольятти, 2013г.

Цель: оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.

В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

Диапазон применения корректурной пробы очень широк – с дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

Бланк.

ФИО _______________________ Возраст _____ Дата __________

Инструкция:

1. «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы

должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и

вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и, ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?

Обработка результатов:

Точность К = (М/Н) x 100 %, где:

М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Время работы 1 мин.

1 строчка – М2, Н4 К= (2/4)*100%

К= 0,5%

2 строчка – М4, Н5 К= (4/5)*100%

К= 0,8%

3 строчка – М5, Н7 К= (5/7)*100%

К= 0,7%

4 строчка – М2, Н2 К= (2/2)*100%

К=1%

5 строчка – М3 Н4 К= (3/4)*100%

К=0,75%

6 строчка – М10 Н10 К= (10/10)*100%

К= 1%

7 строчка – М4 Н4 К=(4/4)*100%

К = 1%

8 строчка – М2 Н2 К= (2*2)*100%

К= 4%

9 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

10 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К= 1%

11 строчка – М7 Н7 К= (7/7)*100%

К = 1%

12 строчка – М3 Н3 К= (3/3)*100%

К = 1%

13 строчка – М6 Н6 К= (6/6)*100%

К = 1%

14 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

15 строчка – М5 Н5 К=(5/5)*100%

К=1%

16 строчка – М4 Н4 К = (4/4)*100%

К = 1%

17 строчка – М2 Н2 К=(2/2)*100%

К= 1%

Общий процент 19,75% это 3 балла низкая устойчивость внимания

Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

Баллы

Проценты

Характеристика уровня устойчивости внимания

10-20%

Низкая устойчивость внимания

21-35%

Ниже среднего устойчивость внимания

8-11

36-50%

Средняя устойчивость внимания

12-15

51-65%

Выше среднего устойчивость внимания

16-20

65-100%

Высокая устойчивость внимания

Заключение:

По результатам исследования видно, что внимание ребёнка развито не достаточно. Это означает, что продуктивность, устойчивость и концентрация внимания находятся на низком уровне, что видно в анализе. Помимо внимания можно сказать, что также плохо развита техника чтения и орфографическая зоркость. В ходе исследования испытуемая была эмоционально уравновешена, начинала работать по команде взрослого, старалась показать себя с лучшей стороны. Из – за волнения ребёнок совершил ошибки. Она допустила менее 35 ошибок. Ребенок вовремя ставил вертикальную черту по команде взрослого.

(Документ)

  • Подвижные игры для детей средней группы (Документ)
  • Виды и способы стерилизации медицинских инструментов и материалов (Документ)
  • Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. Пособие для логопедов (Документ)
  • Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей. Часть 2 (Документ)
  • (Документ)
  • Хордина Р., Пере Э. Большая книга развивающих занятий для детей (Документ)
  • Губин А.В. Острая кривошея у детей: Пособие для врачей (Документ)
  • Стребелева Е.А. (ред) Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (Документ)
  • Реферат - Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании детей с особыми потребностями в обучении (Реферат)
  • Мышление детей 5-6 лет с ЗПР (Документ)
  • Стоклицкая Т.Л. Сто уроков сольфеджио для самых маленьких. Приложение для детей. Часть 1 (Документ)
  • n1.doc

    МЕТОДИКА «НАЙДИ И ВЫЧЕРКНИ»
    Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

    Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
    Обработка и оценка результатов:
    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

    Где S - показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

    N - количество изображений предметов, просмотренных ребенком за время работы;

    T - время работы;

    N - количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

    В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один - для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные - для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 3), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:
    10 баллов - показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

    8-9 баллов - показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

    6-7 баллов - показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла.

    4-5 баллов - показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

    2-3 балла - показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

    0-1 балл - показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.
    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    10 баллов - все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

    8-9 баллов - все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2.

    Рис. 3. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни»
    На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

    1. Кривая, изображенная с помощью линии типа -.-.-. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

    2. Кривая, представленная линией типа. Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания

    3. Кривая, изображаемая посредством линии типа - - - - -. Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

    4. Кривая, изображенная с помощью линии ---- Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

    5. Кривая, изображенная линией - - - - -. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.
    6-7 баллов - все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

    4-5 баллов - все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

    3 балла - все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.
    Выводы об уровне развития :
    10 баллов - продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

    8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

    4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

    2-3 балла - продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

    0-1 балл - продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая.

    Рис 1. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей от трех до четырех лет


    Рис 2. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
    для детей в возрасте от четырех до пяти лет

    В успешном лечении детской аллергии решающую роль играет своевременное выявление веществ–провокаторов, воздействие которых вызывает негативные реакции организма. Чаще всего пробы на аллергию детям ставят методом нанесения аллергенов на кожу. Кожные тесты являются самыми простыми, полностью безопасными, достаточно информативными и относительно недорогими методами диагностики. Они позволяют уточнить, к каким веществам проявляется повышенная чувствительность организма и какое их количество является критическим. Это дает возможность исключить контакт ребенка с аллергенами, а также подобрать правильный план лечения.

    Кожные пробы назначаются ребенку для диагностирования конкретного вида аллергии при наличии у него таких заболеваний:

    • сезонные аллергические реакции на цветущие растения;
    • ринит, конъюнктивит;
    • , бронхоспазмы;
    • аллергические дерматиты.

    Кроме того, аллергопробы эффективны в следующих случаях:

    • появление пищевой аллергии;
    • развитие анафилактического шока;
    • негативная реакция организма на прививки;
    • необходимость выполнения анестезии.

    Важно! Пробы на аллергены у детей должны выполняться врачом–аллергологом в специализированном учреждении. Это обусловлено не только гарантией получения более достоверных результатов, но и возможностью оказания квалифицированной помощи в случае появления непредвиденных осложнений.

    Проводить кожные тесты можно только через 30 дней после момента проявления первых симптомов аллергической реакции.

    Как делают пробы на аллергию у детей

    Суть аллергопробы заключается в нанесении на кожные покровы ребенка небольшого количества вещества–провокатора и оценивании реакции организма на его воздействие. В зависимости от цели исследования и используемого вещества пробы делятся на следующие виды:

    • прямые или косвенные – первые предполагают нанесение чистого аллергена, вторые проводятся с использованием сыворотки крови человека, страдающего аллергией;
    • качественные и количественные – в первом случае определяется раздражитель, на который есть аллергия, во втором – его количество, способное вызвать реакцию.

    Кроме того, кожные пробы на аллергены у детей различают по способу нанесения:

    • капельные;
    • аппликационные;
    • скарификационные или прик-тесты;
    • внутрикожные;
    • холодовой и тепловой тесты.

    Перед тем как берут пробы на аллергию у детей, в обязательном порядке выполняют ряд предварительных мероприятий, направленных на изучение информации о протекании заболевания и определения перечня потенциальных аллергенов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученные результаты с клинической картиной, а также уменьшить количество веществ, реакцию на которые нужно проверять. Интерпретация полученных результатов одинакова при всех видах проб, различной является только методика постановки.

    Капельная

    Самыми простыми в выполнении являются капельные пробы. Они абсолютно нетравматичны, но из-за слишком поверхностного воздействия на кожу считаются наименее достоверными. Техника постановки заключается в том, что тест–раствор, гистамин и вещества–раздражители просто капаются на кожу ребенка в области предплечья или лопаток.

    Данный метод диагностики обычно применяется для выявления реакции иммунной системы ребенка на пыльцевые и бытовые аллергены, домашних животных и птиц. В редких случаях тестируются лекарственные и пищевые вещества.

    Аппликационная

    В этом случае все используемые для тестирования составы наносятся на кожу путем наложения смоченных в них ватных или марлевых тампонов, которые накрываются пленкой и закрепляются лейкопластырем. Благодаря такому способу все необходимые вещества проникают в кожные покровы более активно и быстро дают соответствующие результаты.

    Аппликационные пробы на аллергены у детей чаще всего назначаются для диагностирования контактных дерматитов. Они более информативны, чем капельные пробы.

    Скарификационная (прик-тест)

    При проведении такой аллергопробы аллергены и контрольные жидкости наносятся, как при капельных тестах, а затем в каждом месте нанесения выполняют раздражение кожных покровов:

    • при скарификационном способе – делаются поверхностные царапины скарификатором;
    • при прик-тесте – легкие проколы иглой (глубиной 1 мм).

    При выполнении таких проб у детей за один раз можно использовать только 1–2 вещества. Детям старше 12 лет разрешается применять до 15 раздражителей. Пробы позволяют выявить аллергены, влияющие на возникновение конкретных симптомов непосредственно у обследуемого ребенка. Прик-тест считается предпочтительней скрафикационной пробы, поскольку позволяет контролировать степень повреждения кожного покрова и не размазывает каплю, поэтому является менее травматичным и более достоверным.

    Внутрикожная

    Пробы, вводимые инъекционным методом, называются внутрикожными. Они используются для определения высокой чувствительности к бактериям или грибкам – реакция Манту, Пирке, Касони и другие.

    Для введения аллергена применяются специальные шприцы и иглы. Сразу после введения на коже образуется инфильтрат, по состоянию которого в дальнейшем устанавливается реакция организма на вещество–раздражитель.

    Термическая

    Для проведения холодового теста к руке ребенка прикрепляется небольшой кусочек льда или пробирка с ледяной водой. Показателем аллергической реакции организма в этом случае является развитие волдыря, что свидетельствует о склонности к холодовой крапивнице.

    При тепловой пробе на предплечье фиксируют пробирку с горячей (не более 42° С) водой. Положительный результат также выражается образованием волдыря в месте соприкосновения, что подтверждает наличие у ребенка сенсибилизации к температурному фактору.

    Как читают результат

    • отрицательной
    • сомнительной
    • слабоположительной
    • положительной.

    Вывод зависит от того, насколько выраженной оказалась реакция. Чаще всего тест подтверждает наличие патологии, если обработанный участок покраснел и на нем образовалась припухлость.

    Подготовка к пробам

    Проведение кожной пробы на аллергию у детей – совершенно простая процедура, не требующая особых подготовительных мероприятий. Нужно выполнить только несколько условий:

    • исключить повышенную физическую и психоэмоциональную нагрузку накануне и в день тестирования;
    • заранее отменить все противоаллергенные препараты;
    • подготовить ребенка к тому, что будет происходить, чтобы он не боялся.

    Обычно при правильном моральном настрое дети 5 лет и старше воспринимают такие тесты совершенно спокойно.

    Противопоказания

    Существует 2 фактора, которые обязательно учитываются при назначении пробы на аллергию детям – с какого возраста разрешено делать такие тесты и как протекает заболевание у конкретного ребенка. В зависимости от этого выделяют 2 ограничения к постановке кожных аллергопроб:

    • их не проводят до 5-летнего возраста;
    • при отсутствии осложнений заболевания от исследования рекомендуется отказаться.

    Это объясняется тем, что у маленьких детей чувствительность к различным веществам–раздражителям периодически изменяется. Более того, при введении аллергена иммунная система ребенка может отреагировать на него совершенно неожиданно, поэтому без острой необходимости рисковать не стоит.

    Также противопоказано брать кожные пробы на аллергены у детей в случае:

    • острого периода протекания аллергии;
    • обострения хронических болезней;
    • любых простудных заболеваний;
    • приема противоаллергических средств всех групп;
    • наличия судорожных приступов;
    • онкологических проблем.

    Если необходимо сделать пробы на аллергию ребенку при наличии указанных противопоказаний, вопрос рассматривается лечащим врачом в индивидуальном порядке.

    Побочные эффекты

    Введение вещества–раздражителя может привести к появлению у детей побочных реакций:

    • зуд и высыпания по всему телу;
    • повышенное раздражение участка кожи, на котором проводились пробы;
    • признаки ринита, кашель, першение;
    • ощущение сдавливания в грудной клетке;
    • неприятные ощущения в пищеварительном тракте;
    • скачки давления, головокружение, потеря сознания.

    Симптомы сенсибилизации могут проявиться спустя несколько часов и сохраняться в течение суток. В тяжелых случаях возможно серьезное ухудшение самочувствия ребенка вплоть до летального исхода.

    У некоторых детей наблюдается обратная ситуация, когда полностью отсутствует кожная реакция. Кроме того, из-за технических ошибок или индивидуальных особенностей ребенка результаты теста могут быть ошибочными, поэтому кожные пробы не считаются абсолютно достоверными. Поскольку дополнительные провокационные пробы детям не назначаются, при появлении расхождений с клинической картиной применяется диагностика по анализу крови.

    2. Корректурная проба

    Корректурная проба как метод исследования внимания впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 году. Суть эксперимента в следующем: испытуемому предлагается таблица с различными знаками, расположенными в случайном порядке, в которой он должен, согласно инструкции, вычеркивать определенный знак. В настоящее время существует несколько вариантов корректурного теста: буквенный (Анфимов, 1908), цифровой (Аматуни, 1969) и с кольцами Ландольта (корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны). Традиционная процедура проведения корректурной пробы позволяет оценить устойчивость и концентрацию внимания. Изменяя процедуру эксперимента, можно исследовать переключение и распределение внимания.

    Диапазон применения

    Методика используется для обследования как взрослых, так и детей школьного возраста (для обследования детей младшего возраста более удобен вариант с кольцами Ландольта). Методика широко применяется в клинике, школьной и профессиональной психодиагностике.

    Оборудование

    1-2 бланка корректурной пробы (см. Приложение N 2), карандаш, секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы. Выбор варианта бланка небезразличен для получения однозначных результатов опыта.

    Цель эксперимента

    Изучение индивидуальных особенностей устойчивости и концентрации произвольного внимания.

    Процедура эксперимента

    Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Экспериментатор дает испытуемому бланк корректурной пробы и сообщает инструкцию: «На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать все буквы «к» и «р». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «к» и «р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу «Черта!» - поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Все понятно?» Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. Через каждые 30 секунд (или каждую минуту) экспериментатор произносит слово «Черта!». Общая длительность эксперимента от 3 до 10 минут (в зависимости от возраста испытуемого, задачи исследования). После окончания эксперимента проводится проверка правильности выполнения задания по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строчке.

    Обработка результатов

    Обработка экспериментальных данных разными исследователями проводится по-разному, однако за основу всегда берутся два основных показателя - скорость и точность.

    Показателем скорости является количество букв, просмотренных испытуемым в течение каждого временного интервала и за весь эксперимент в целом.

    Показателем точности работы является число ошибок (поинтервально и в целом за весь эксперимент). К ошибкам относят пропуск тех букв, которые необходимо было вычеркнуть; неправильно вычеркнутые буквы; пропущенные строчки. На основании полученных данных строится график результатов испытуемого. На графике совмещаются две кривые - изменение скорости работы (по количеству просмотренных за единицу времени букв) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы времени). Анализ результатов при таком подходе проводится по аналогии с методикой «Счет по Крепелину». Такой схемы анализа результатов в корректурной пробе придерживается С.Я. Рубинштейн

    В работах других исследователей предпринимаются попытки с помощью разных формул объединить показатели скорости и точности в одну величину. В дальнейшем этот обобщенный показатель может быть переведен в шкальную оценку. Такая система обработки результатов позволяет сопоставить уровень развития различных свойств внимания каждого испытуемого.

    Например, в исследовании С.Я. Лукомской и Е.Ф. Рыбалко система обработки результатов строится так:

    2. По формуле К = (М/Н) x 100 % оцениваем точность выполненной работы.

    В формуле М - количество правильно вычеркнутых за время работы букв;

    Н - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

    По таблице 2 показатель К переводим в балльную оценку точности - критерий С.

    3. Вычисляем интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле А=В+С .

    По таблице 3 переводим показатель А в шкальную оценку. Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:

    ШО

    Характеристика уровня устойчивости внимания

    Низкая устойчивость внимания

    Ниже среднего устойчивость внимания

    8-11

    Средняя устойчивость внимания

    12-15

    Выше среднего устойчивость внимания

    16-19

    Высокая устойчивость внимания

    Приводимые ниже таблицы содержат результаты, полученные С.А. Лукомской на контингенте младших школьников и взрослых испытуемых.

    Таблицы могут быть использованы в практической работе как ориентировочные. (Длительность эксперимента - 10 минут).

    Таблица 1

    Оценка устойчивости внимания в баллах

    Продуктивность (В)

    Балл

    Знаки младших школьников

    Знаки

    взрослых

    Балл

    Знаки младших школьников

    Знаки

    взрослых

    < 1010

    2495 – 2660

    3160 – 3320

    1010 – 1175

    2660 – 2825

    3320 – 3480

    <1560

    2825 – 2990

    3480 – 3640

    1175 – 1340

    1560 – 1720

    2990 – 3155

    3640 – 3800

    1720 – 1880

    3155 – 3320

    3800 – 3960

    1340 – 1505

    1880 – 2042

    3320 – 3485

    3960 – 4120

    2042 – 2200

    3485 – 3650

    4120 – 4280

    1505 – 1670

    2200 – 2360

    3650 – 3815

    4280 – 4440

    1670 – 1835

    2360 – 2520

    3815 – 3980

    4440 – 4600

    1835 - 2000

    2520 – 2680

    3980 – 4145

    4600 – 4760

    2000 – 2165

    2680 – 2840

    4145 – 4310

    > 4760

    2165 – 2330

    2840 – 3000

    >4310

    2330 – 2495

    3000 – 3160

    Таблица 2

    Точность (С)

    Балл

    Младшие

    школьники, %

    Взрослые, %

    Балл

    Младшие

    школьники, %

    Взрослые, %

    < 70

    < 81.9

    87 – 88

    70 – 72

    81,9 – 83,0

    88 – 90

    94,9 – 96,0

    72 – 73

    83,0 – 84,1

    90 – 91

    73 – 74

    84,1 – 85,1

    91 – 92

    96,0 – 97,0

    74 – 76

    85,1 – 86,2

    92 – 94

    76 – 77

    86,2 – 87,3

    97,0 – 98,1

    77 – 79

    87,3 – 88,4

    94 – 95

    79 – 80

    88,4 – 89,5

    98,1 – 99,2

    80 – 81

    89,5 – 90,6

    95 – 96

    81 – 83

    90,6 – 91,6

    >99,2

    83 – 84

    91,6 – 92,7

    96 – 98

    84 – 85

    92,7 – 93,8

    85 – 87

    93,8- 94,9

    > 98

    Таблица 3

    Шкала для перевода показателей

    свойств внимания в шкальные оценки

    ШО

    ШО

    Устойчивость внимания младших школьников

    Устойчивость внимания взрослых

    > 50

    42 – 43

    25 – 27

    25 – 26

    23 – 24

    23 – 24

    48 – 49

    20 – 22

    46 – 47

    39 – 40

    16 – 19

    20 – 21

    44 – 45

    37 – 38

    14 – 15

    18 – 19

    39 – 43

    35 – 36

    12 – 13

    36 – 38

    33 – 34

    9 – 11

    34 – 35

    31 – 33

    30 – 32

    28 – 30

    27 – 29

    > 9

    12 – 15

    По результатам проведенного эксперимента должен быть сделан вывод о том, в какой степени внимание испытуемого устойчиво (с учетом возрастной нормы). Если внимание неустойчиво, по возможности указать причины этого явления.

    Варианты корректурной пробы

    Корректурная проба с кольцами Ландольта

    Оборудование

    Бланк с кольцами Ландольта (см. Приложение N 3).

    Цель эксперимента

    Изучение индивидуальных особенностей устойчивости внимания. Этот вариант отличается от традиционного только используемым бланком. Процедура проведения эксперимента аналогична вышеописанной. Примерный вариант инструкции: «Перед вами бланк с кольцами. Ваша задача - вычеркивать в каждой строчке кольца с разрезом... (может быть назван любой из восьми вариантов: на 6, 12, 3, 9, 7, 11, 1, 5 часов; детям показать положение разреза. Как только вам скажут «Черта!», - поставьте вертикальную черту на том месте, где вас застала команда. Затем продолжайте работу. Работайте как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок. Вопросы есть? (Ответить на них). Теперь положите бланк так, чтобы слева была расположена цифра 1, справа - 4. Напоминаю: вычеркиваем кольца с разрезом... (повторить). Начали!»

    Обработка результатов

    Строятся графики скорости и точности работы, аналогично тем, которые использовались в методике «Счет по Крепелину» и «Буквенный вариант корректурной пробы». Анализ результатов и выводов проводится по той же схеме.

    Корректурная проба с переключением

    Цель

    Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

    Оборудование

    Бланки корректурной пробы (буквенный вари­ант или с кольцами Ландольта), карандаш, секундомер.

    Процедура проведения

    Эксперимент проводится в две серии. Продолжительность серий одинакова и составляет 5 -10 ми­нут. Отдых между сериями примерно такой же продолжительности. В первой серии испытуемый получает задание вычеркивать какие-ли­бо буквы, например, «к» и «р». Во второй серии поминутно чередуют­ся два способа выполнения задания. Например, может быть дана сле­дующая инструкция: «В течение первой минуты вы будете вычерки­вать буквы «в» и «е». Это первый способ работы. Через минуту я скажу: «Черта, второй способ!». Это значит, нужно провести верти­кальную черту на том месте, где вас застанет команда, и продол­жать работу вторым способом - вычеркивать буквы «л» и «с». Через минуту следует команда: «Черта, первый способ! Пос­тавьте черту и начните работать первым способом и т.д. Вопросы есть?». Эксперимент начинается по сигналу экспериментатора. Каж­дую минуту (при 10-минутном эксперименте) или каждые 30 секунд (при 5-минутном эксперименте) экспериментатор дает сигнал "Черта!". Возможны индивидуальная и групповая формы проведения эксперимента. Если в эксперименте используются бланки с кольцами Ландольта, то во второй серии чередуются задания вычеркивать коль­ца с любыми двумя разными положениями разрыва.

    Обработка результатов

    Разными авторами предлагаются различные способы обработки результатов. Например, обработка ре­зультатов может быть построена на подсчете количества ошибок переключения (см.: Словарь-справочник по психодиагности­ке / Под ред. Л.Ф. Бурлачука, С.М. Морозова. – Спб., 2001.) В предлагаемом ниже варианте суть обработки составляет сравнение эффективности деятельности испытуемого при двух способах работы с переключением и без переключения. Для расчетов могут быть использованы следующие формулы. В первой серии вычисляем показатель сосредоточенности внимания Е1 по формуле:

    Е1= S 1 ----------- , где

    N 1+ O 1

    S l - число просмотренных в течение первой се­рии знаков,

    N1 - число правильно зачеркнутых в течение первой серии знаков,

    O 1 – число допущенных ошибок.

    Аналогично вычисляем показатель Е2 для второй серии. На последнем этапе обработки вычисляем условный показатель перек­лючения внимания

    P = ------

    Анализ результатов

    Показатель Р, примерно равный единице или превышающий еди­ницу, свидетельствует о высоком или очень высоком уровне перек­лючаемости внимания.

    Чем ближе показатель Р к нулю, тем ниже уровень переключаемости внимания. Для более обоснованного заключения необходимо получить нормативные заключения показателей Р для испытуемых разных возрастов. Дополнительным показателем при анализе ре­зультатов является характер ошибок, допущенных испытуемым во второй серии. О трудностях переключения внимания свидетельству­ют так называемые ошибки переключения. Например, после сигнала "Черта!" испытуемый продолжает вычеркивать те же буквы, которые вычеркивал до сигнала.

    Вывод

    Экспериментатор должен сделать вывод об уровне развития переключаемости внимания (в сравнении со среднегрупповыми результатами).

    Корректурная проба с распределением

    Цель

    Изучение индивидуальных особенностей распределения внимания.

    Оборудование

    Бланки корректурной пробы, карандаш, секундомер.

    Процедура эксперимента

    Эксперимент проводится индивидуально. Включает в себя две серии, каждая продолжительностью 5-10 минут, с таким же интервалом между ними.

    Первая серия эксперимента проводится по традиционной схе­ме. Испытуемый вычеркивает любые две буквы, например, «к» и «р». Во второй серии он получает задание вычеркивать две бук­вы, например, «с» и «б» и одновременно называть вслух только четные (или нечетные) числа. Экспериментатор фиксирует все ошиб­ки в счете, а также характер совмещения двух видов деятельнос­ти.

    Обработка и анализ результатов

    Они проводятся по той же схеме, что и в методике «Коррек­турная проба с переключением». Дополнительным показателем, сви­детельствующим о трудностях в распределении внимания, являются ошибки в счете, замедленный или неравномерный темп счета.

    Вывод

    Экспериментатор делает вывод об уровне развития распределения внимания испытуемого.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх