Магия каменных лабиринтов! Каменные лабиринты соловецких островов

Соловецкие лабиринты — памятники дохристианской культуры

Соловецкие острова считаются местом православной христианской традиции, однако, в этих местах есть и многочисленные свидетельства языческой дохристианской культуры. И в этом, конечно, нет ничего удивительного, ведь история Соловков гораздо древнее, чем история христианства.

Есть на Соловецком архипелаге очень древние постройки — таинственные каменные лабиринты. Кем, когда и для чего они были созданы? Версий множество. От самых прозаических (использовались для ловли рыбы), до мистических («места силы», точки перехода в загробный мир).

6


8


4


Для знакомства с лабиринтами Соловецкого архипелага давайте отправимся на один из его островов называемый Большой Заяцкий, ибо именно на этом островке, площадью не более 1,5 квадратных километра сосредоточена основная часть соловецкого скопления лабиринтов.

На острове Большой Заяцкий

Но сначала предлагаю отвлечься немного от темы лабиринтов и уделить внимание самому островку Большой Заяцкий. Он невероятно живописный, с историей насыщенной яркими, иногда курьезными, а чаще драматическими событиями.

С Большого Соловецкого на Большой Заяцкий мы добирались на катере. Ходу минут сорок.

1


9


На главном острове архипелага было тепло и солнечно, а на Заяцком моросил мелкий дождик. Говорят, это распространенное явление. И расстояние между островами вроде небольшое, километров пять, но погода на Заяцком и холоднее, и ветреннее и дождливее.

Знакомство с островом Большой Заяцкий начинается с каменной гавани.

11


7


3


Ее построили еще в 16-м веке по инициативе великого (не побоюсь этого слова) игумена Филиппа Колычева. Именно при его непосредственном руководстве и Соловецкий монастырь перестраивали, и каналы между озерами прорывали, и дамбы с острова на остров прокладывали. Вот и гавань на острове Большой Заяцкий именно благодаря игумену Филиппу построили, чтобы прибывающие в монастырь купцы и паломники могли найти спасение от штормов неспокойного Белого моря. Уж очень в этом месте был удобный фарватер, без подводных камней. За века, конечно, гавань подверглась разрушению, и фарватер обмелел, но, тем не менее, это единственная в России гавань, сохранившаяся с 16-го века (во всяком случае, такая у меня есть информация).

С тех же времен на острове сохранились и хозяйственные постройки, для размещения и кормежки прибывающих на остров людей, старинные и при этом очень живописные.

11


5


Немало исторических событий связано с островом Большой Заяцкий. В годы «соловецкого сидения» здесь располагались стрельцы, присланные для усмирения непокорных соловецких монахов, не желавших признавать реформы Никона.
В самом начале 18-го века этот остров посетил неутомимый Петр Великий (вот уж точно Великий), именно отсюда отправившись на взятие крепости Орешек. Петр I, кстати, несколько раз посещал Заяцкий остров, на котором по его приказу возвели церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного.

7


3

Как известно, этот святой апостол считается покровителем флота и именно в честь Андрея Первозванного распятого на косом кресте, теперь подобный крест изображен на флотском флаге.

Можно вспомнить и конфузную осаду Соловецкого монастыря английскими кораблями во время Крымской войны 1855 года. На остров Большой Заяцкий им все-таки удалось высадиться, среди основных успехов английского войска можно выделить разграбление церкви и отстрел островных овец. Хотя, говорят, овец англичанам немного досталось. Большую часть стада предусмотрительно разогнал по острову его предводитель — старый мудрый козел. Может с тех пор, и затаили обиду на русский мир не ласковые к нам англосаксы.

В тридцатые годы 20-го века на острове Большой Заяцкий находился женский штрафной изолятор. Но тему СЛОНА не хочу сейчас поднимать, она требует особого внимания.

4


Соловецкие лабиринты: версии происхождения и предназначения, научные и не очень

На эту тему, как я говорил, очень много всякой информации. Более эрудированные в этом вопросе, чем я, люди писали книги, снимали фильмы, выдвигали гипотезы, проводили исследования. Я просто систематизирую увиденное, услышанное и прочитанное, потому как это интересно.

Так вот. На небольшой территории острова Большой Заяцкий исследователи насчитали 13 лабиринтов и больше чем 850 валунных насыпей.

8


2


Датируются лабиринты 1-2 веком до н. э. Говорят, что подобные мегалитические сооружения встречаются в разных странах мира, например, в Ирландии, Скандинавии, Франции. Может когда-то на этих землях жила единая цивилизация?

Среди разнообразных версий происхождения древних лабиринтов начнем с самой прозаической. Есть гипотеза, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Все очень просто. Во время отливов рыба не успевала отыскать выход из лабиринтов, что и было нужно хитроумным рыбакам. Но тут есть некоторые нестыковочки: немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и водой совсем не заполняются. Да и знающие люди говорят, что в районе Соловецкого архипелага нет и не было такой рыбы, которую можно было бы поймать подобным способом.

5


4


Тогда возникает следующая гипотеза, что это все-таки «рыболовные сети», но не простые, а магические. То есть служили для осуществления неких магических ритуалов имеющих отношение к добыче рыбы.

Дальше мысль ученых — лабиринтоведов, развивалось в том направлении, что лабиринт — это магический инструмент шаманов и что лабиринты это сети, но уже не рыболовные, а «защитные», предназначенные для запугивания душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к пока еще живым. Следуя по спиралям лабиринта, душа умершего должна была «потерять ориентир» и уже никогда не найти выхода назад.

7


Но тут вообще ничего не понятно. Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых — более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

4


2


То есть если человеческий Разум способен выйти из лабиринта, то почему это не под силу человеческой Душе? Но не будем, углубляется в такие дебри. Тут надо или верить или не верить, ведь это и есть основа любой религии. А если вы, как и я, будете подвергать существующие догмы сомнению, тогда вы атеист-безбожник, а это сейчас не модно.

Однако, проанализировав, все версии происхождения каменных лабиринтов на Соловецком архипелаге можно сделать вывод. Большинство из них находятся в рамках концепции «культа мёртвых». Логика рассуждений развивается по следующим направлениям. С одной стороны, каменный лабиринт символический вход в «потусторонний мир», в «царство мёртвых» (понравилось выражение профессора Жижина — «модель слива души в потусторонний мир»), с другой, что это своеобразные погребальные сооружения, и даже святилища, погребальные алтари, связанные с миром мёртвых.

2


2


Вот и Павел Флоренский, философ и священник, узник и жертва СЛОНА, предполагал, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и предназначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу. И археолог Брюсов (родной брат известного поэта-символиста) соглашался с этим предположением, утверждая, что лабиринт является местом, где проводился обряд захоронения. Правда, позже он сам опроверг свою гипотезу, когда участвовал в раскопках одного из лабиринтов и не нашел никаких следов древних захоронений.

Соловецкий архипелаг расположен примерно в 160 км к югу от полярного круга, в юго-западной части Белого моря, при входе в Онежскую губу. В его состав входят шесть крупных островов: Большой Соловецкий, Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие – и более 100 небольших островков. От Онежского полуострова архипелаг удален на 60 км, от Карельского берега – на 40. Рельеф островов преимущественно холмистый, сформировался под действием ледников. Берега очень живописны: густо изрезанные, с многочисленными бухтами, усыпанными гранитными валунами.

Более семи тысячелетий насчитывает история заселения Соловецких островов. Задолго до постройки монастыря Соловецкие острова населяли представители самых разных народов, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники. В период III – I тысячелетий до н. э. в Беломорье жили племена, занимавшиеся морским промыслом, озерно-речным рыболовством и лесной охотой по берегам Белого моря.

В это время завершалось заселение северо-востока Европы племенами, двигавшимися за отступавшим ледником. Их принято относить к протосаамским народам, использовавшим в качестве жилищ округлые чумы. Подобные строения были характерны для народов, ведущих образ жизни кочевников. Протосаамские племена были распространены по всей территории Севера Европы в VI – II тысячелетиях до н. э.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Беломорье, Прионежье, Архангельской области появились племена финно-угорского типа. Они пришли на эти земли с юга, из Прикамья и с верховьев Волги, и постепенно оттеснили коренное саамское население в северные районы Кольского полуострова и Скандинавии.

На территории России каменные лабиринты кроме Соловецких островов известны и на других островах Белого моря (архипелаг Кузова, Кандалакшский залив), на островах Выборгского залива (Ленинградская область), на Кольском полуострове, архипелаге Новая Земля. Всего в северо-западной части России обнаружено около 50 лабиринтов.

Соловецкие лабиринты разбросаны по разным островам на территории площадью более 320 квадратных километров. Но больше всего их на юго-западе архипелага, на Большом Заяцком острове площадью всего около 1,5 квадратных километров. Фактически весь Большой Заяцкий остров представляет собой святилище. Здесь можно обнаружить три типа сооружений из валунов: лабиринты, каменные насыпи-могильники и символические выкладки. В основном они расположены в районе двух невысоких гор – Сигнальной и Сопки. Причем насыпи-могильники и символические выкладки есть на обеих возвышенностях, а лабиринты – только на западном и южном склонах горы Сигнальной.

Лабиринты Соловецких островов

На сегодняшний день на Соловецких островах известно 35 лабиринтов, 12 из которых располагаются на территории Большого Заяцкого острова. Максимальный размер лабиринтов этого острова – чуть более 25 метров. Входы в лабиринты ориентированы по разным сторонам света, но преобладает направление на юг. Соловецкие лабиринты выложены так, что, дойдя до центра, человек неминуемо вернется туда, откуда пришел, но только движение продолжится в сторону, обратную спирали входа. На Большом Заяцком острове встречаются разные типы рисунка лабиринта: концентрически-круговой, концентрически-прямоугольный, подковообразный с одной или с двумя подковами, правозакрученный одно-спиральный («лабиринтообразная фигура»).

Первые гипотезы о происхождении и назначении лабиринтов принадлежат заключенным Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), просуществовавшего на Соловках с 1923 по 1939 годы. Узник Соловецкого лагеря, известный философ, священник П. А. Флоренский, писал: «...тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это – выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях – разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр, обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место. Форма лабиринтов различная – круглая, эллиптическая, подковообразная. Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и ко временам примерно V – VI веках до н. э.; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, – первоначально по крайней мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные, – дело темное... Кромлехи, менгиры и, наконец, древний Критский лабиринт – вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана, хотя различаются между собою размерами... »

Каменные насыпи Соловецких островов

Валунные насыпи Большого Заяцкого острова представляют собой своеобразные могильники. При раскопках подобных насыпей на другом Соловецком острове, Анзере, были обнаружены остатки захоронений по обряду трупосожжения (фрагменты пережженных человеческих костей) и погребальный инвентарь – отщепы и скребки. Согласно правдоподобной гипотезе, строители насыпей – морские кочевники, проводившие значительную часть своей жизни в море, на кораблях, – нередко пропадали без вести, по-видимому, гибли в штормах, на охоте, в боях с недругами. Согласно их верованиям, даже если не было точно известно, погиб человек или еще жив, древние люди считали обряд похорон обязательным. В противном случае дух умершего, не препровожденный в иной мир по всем правилам, мог вернуться и начать мстить племени, мешая повседневной работе: рыболовству, охоте или даже приводя членов племени к смерти.

Соловецкий монастырь

В последние годы Соловки стали своеобразной туристической Меккой, и главная историко-культурная достопримечательность архипелага – Соловецкий монастырь. Он был основан в 1436 году на Большом Соловецком острове между Святым озером и бухтой Благополучия. Первоначально, до возникновения современного каменного монастыря, здесь существовали деревянные постройки XV – начала XVI веков. Архитектурный комплекс монастыря образуют Соловецкий Спасо-Преображенский собор, Благовещенская надвратная церковь, монастырская крепость, а также сооружения монастырского поселка и система гидротехнических сооружений. Вся эта территория окружена каменной стеной высотой до 11 м и толщиной до 6 м. Монастырь включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Валуны и лабиринты Соловецких островов

За долгие годы исследований, которые велись на Соловецком архипелаге, было обнаружено более тысячи археологических комплексов, в том числе крупнейшее на Европейском Севере России языческое святилище, культовые и погребальные сооружения. Основные археологические свидетельства – валунные сложения, среди которых центральное место занимают так называемые лабиринты, получившие наибольшую известность.

Лабиринты – таинственные спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунов на поверхности земли. Диаметр лабиринтов – от 3,4 до 40 м, высота – не более 0,5 м. Еще одно название лабиринта – «Вавилон» – связано с его структурой: по спирали осуществлялся подъем на Вавилонскую башню.

За пределами России лабиринты можно увидеть в Северной Европе: в Швеции (около 300), Финляндии (примерно 150), Норвегии (20), Эстонии (5), Исландии (4), на Британских островах (около 30 лабиринтов), в Германии (3 лабиринта). Шведские и финские лабиринты чаще всего можно обнаружить по берегам Ботнического залива, Аландских островов и острова Готланд. Британские и германские лабиринты стоят особняком: если на территории Балтийского щита и Исландии лабиринты сооружались из камня, то на Британских островах и в Германии их делали из дерна.

Время и природа оставили свой след на внешнем облике лабиринтов. За многие сотни лет своего существования эти древние сооружения заросли тундровой растительностью и покрылись дерном, и об их существовании сегодня можно догадаться лишь по слабым контурам, выступающим на поверхности земли. В последние годы на Большом Заяцком острове лабиринты стали активно реставрировать, расчищая их от дерна и растительности.

В середине лабиринта часто встречается сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу. Ученый-энциклопедист Н. Н. Виноградов, опубликовавший несколько работ, посвященных лабиринтам и другим памятникам старины на Соловецких островах, считал, что каменный лабиринт – это символические врата в потусторонний мир, вход в царство умерших, где душа, блуждая по спиралям, утрачивает дорогу в мир живых. По его мнению, лабиринты – это не просто погребальные сооружения местных народов, но святилища, алтари, цельные комплексы, связанные с культом мертвых.

Валунные насыпи до сих пор вызывают множество вопросов. Один из главных – если считать эти сооружения погребальными, почему под большинством насыпей отсутствуют следы реальных захоронений.

В наши дни культовое назначение северных лабиринтов не оспаривается. По мнению современного исследователя О. Кодолы, лабиринты были центральными объектами проведения обрядов. Большое количество лабиринтов, их строение, размеры, ориентировка относительно сторон света могут объясняться как «обрядовой специализацией» каждого отдельного лабиринта, так и временем их создания.

До сих пор вопросы происхождения и предназначения валунных сооружений – лабиринтов, каменных насыпей, других символических выкладок – остаются открытыми. Просматривается лишь символическая роль этих памятников. Но одно несомненно: по количеству и плотности расположения каменных сооружений Большой Заяцкий остров считается главным святилищем с лабиринтами во всем Беломорье.

Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24 , 40 м, их высота не превышает 50 см. Наиболее заметным в среде "северных лабиринтов" считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также "символические" каменные выкладки, которые исчисляются десятками.

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра. На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага.

Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I -II веком до н. э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира.

И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты "вавилонами". Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли.

Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех.

Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это "ловушки для рыбы". Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле.

Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это "магические рыболовные сети", которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу.

Предполагается, что лабиринт — это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются "защитными сетями", основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5 -10 минут, для вторых — более получаса) выйдешь там же, где и вошел.

Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения.

Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников.

Материалы СОК. Вып. 4 . Соловки, 1927 ). Вавилоны связывают с обрядом инициации и "нижним миром" (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии.

М., С. 309 304 . 1969 ), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья.

М., С. 125 142 . 1948 ), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья.

Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63 76 . 1973 ). Это были обряды

« ... погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу ("солнечная розетка" и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья... »

Построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — "среднего" и "нижнего" — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.

С другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр.

Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах "Соловецкое море". № 1 . 2002 )

« ... Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями... Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил "на натуру" ─ в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3 -е изд. Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978 . ─ 173 с.: ил.) ... »

Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря.

Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше. В 2003 -ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу "Древними тропами Соловецких островов", изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников.

Издательство "Русский Север", 2006 . Весьма и весьма советую

« ... . (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006 . Часть 8 . "Большой Заяцкий Остров" Глава 2 . "Лабиринты". "Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999 -ом году" На правах рукописи. L iveJournal. New York, USA. 2006 ) ... »

« ... Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим? ... »

« ... 1 . Основной элемент лабиринта ─ спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд. 2 . На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями. 3 . Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии. 4 . Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка. 5 . В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена). Если оставить в стороне традиционный сухой "конструктивистский" подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, ─ это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера... »

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери.

В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.

В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали.

Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.

Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы: 1 ) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;

2) подковы с крестообразным пересечением "туловищ" змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.

Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа.

Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна.

Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов." (Буров Владимир. О семантике каменных лабиринтов севера.

Этнографическое обозрение, № 1 , 2001 )

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.

Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренскийо Соловецких лабиринтах в 1935 году:

« ... Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке "вавилонами" Это ─ выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях ─ разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место... Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, ─ первоначально по крайней мере... »

Загадочные лабиринты продолжают манить своей тайной, будет ли она раскрыта когда-нибудь?

Знак лабиринта в России более обширно представлен в двух регионах: Дагестане и Беломорье. На данный момент в России наиболее известными являются беломорские лабиринты или, как их иначе называют, «северные лабиринты». Проблематика «северных лабиринтов» выражается в трех вопросах: кто, когда и зачем сооружал их в этой местности?
«Северные лабиринты» - это спиралевидные фигуры, которые представляют собой разнообразные системы ходов, выложенных из валунных камней небольшого размера. Размеры валунов варьируют в диаметре от 3,40 до 24, 40 м, их высота не превышает 50 см.
Наиболее заметным в среде “северных лабиринтов” считается Соловецкое скопление лабиринтов. В состав данного скопления входит 35 известных на данный момент лабиринтов, почти тысяча каменных насыпей, а также «символические» каменные выкладки, которые исчисляются десятками.
Взглянем на них подробнее …

Соловецкое скопление лабиринтов раскидано по островам архипелага, но самая значительная часть сосредоточена на острове, называемом Большой Заяцкий, который находится на юго-западе архипелага, его площадь составляет лишь 1,5 квадратных километра.
На небольшой территории острова, под названием Большой Заяцкий, расположено большое количество каменных выкладок Соловецкого архипелага. Здесь насчитывается 13 лабиринтов, больше чем 850 валунных насыпей. Лабиринты датируются I-II веком до н.э. Подобные мегалитические сооружения встречаются в Ирландии, Скандинавии, Франции, а также в других странах мира. И возможно, это является свидетельством того, что на данных территориях очень давно жила единая цивилизация.

Существует большое количество гипотез ученых о назначении данных сооружений в виде каменных спиралей на земле. Местные жители именуют лабиринты «вавилонами». Есть предположение, что лабиринты связаны с давними культовыми плясками и хороводными танцами народов, которые издавна населяли эти земли. Существует гипотеза, что это старинные захоронения. При проведении раскопок, которые были организованы в некоторых лабиринтах Большого Заяцкого острова, в центре нескольких из них были найдены остатки ритуальных костров, но не во всех. Следующая гипотеза утверждает, что лабиринты это «ловушки для рыбы». Выдвигалось предположение, что во время отливов рыба не поспевала отыскать выход из лабиринтов и к радости местных рыбаков оставалась лежать на земле. Тем не менее, немалое количество лабиринтов сооружено далеко от воды и вовсе не заполняются водой. Также наличествуют гипотезы о том, что лабиринты, на самом деле, это «магические рыболовные сети», которые служили для осуществления магических ритуалов имеющих отношение к морскому промыслу. Предполагается, что лабиринт - это магический инструмент шаманов. Также некоторые исследователи полагают, что лабиринты являются «защитными сетями», основное предназначение которых сводилось к запугиванию душ умерших людей с тем, чтобы они не могли возвратиться к живым.

Лабиринты обладают одним входом, который также является и выходом. Если войти в лабиринт и не пересекать границы, то есть идти строго по бороздкам, то через какое-то время (для одних лабиринтов это время составляет 5-10 минут, для вторых - более получаса) выйдешь там же, где и вошел.
Вопрос о назначении древних соловецких лабиринтов не решен окончательно. Ряд ученых считают лабиринты местами развлечений и хороводных танцев культового характера или площадок военно-спортивных игр. Некоторые археологи приписыват им практическое назначение — макеты рыболовных ловушек или сами рыболовные сооружения. Большинство исследователей считают лабиринты объектами культово-религиозного назначения.

Н.Виноградов связывал их с культом мертвых (Виноградов Н. Соловецкие лабиринты. Их происхождение и место в ряду однородных доисторических памятников. Материалы СОК. Вып. 4. Соловки, 1927). Вавилоны связывают с обрядом инициации и «нижним миром» (Кабо В. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., С. 309-304. 1969), с культово-промысловой магией (Гурина Н. Каменные лабиринты Беломорья. М., С. 125-142. 1948), с посещением Соловецких островов жителями Беломорья для совершения первобытных религиозных обрядов погребения умерших (Куратов А. Древние лабиринты Архангельского Беломорья. Историко-краеведческий сборник. Вологда, С. 63-76. 1973).
Это были обряды «…погребения и жертвоприношения (кальцинированные косточки человека, тризновых животных, птиц и рыб), священнодействий, связанных с тотемизмом и культово-промысловой магией (фигурки морских животных), поклонением Солнцу («солнечная розетка» и круглоспиральные лабиринты), инициацией и, возможно, других, еще не понятых, но связанных с верованиями аборигенов Беломорья».

…построенные, согласно представлениям древних, на границе двух миров — «среднего» и «нижнего» — лабиринты, скорее всего, символизировали либо собственно нижний — потусторонний — мир, населенный мертвыми и враждебными человеку духами, либо запутанный путь в него. Одна функция лабиринта состояла, таким образом, в том, чтобы обеспечить перемещение в нижний мир душ умерших и погребенных по обряду, предусматривавшему трупосожжение.
…с другой стороны, лабиринты были, по-видимому, тем инструментом, с помощью которого и совершались обрядовые действия. (Мартынов Александр . Археологическое прошлое Соловецкого архипелага: материк — море — острова. Альманах «Соловецкое море». № 1. 2002 )
«Большинство ученых склоняется к мысли, что лабиринты связаны с религиозными верованиями древнего человека (может быть, с астральным культом), другие видят в них ритуальное, обрядовое назначение (например, для испытания человека) или могильные знаки над погребениями… Н.Гурина предложила считать лабиринты планами сложных орудий рыбной ловли, которые древний обитатель этих краев сперва изображал на земле, для наглядности (попутно наделяя эти изображения магической силой), а потом переносил «на натуру» — в море. Вопрос о лабиринтах доныне не получил окончательного научного разрешения. Однако наличие этих загадочных древних сооружений на Соловецких островах указывает на тесную связь еще в древности этих островов с окружающими районами побережья и на единство их древних исторических судеб. (Богуславский Густав. Острова Соловецкие: Очерки. 3-е изд.Архангельск; Сев.-Зап. кн. изд-во, 1978. — 173 с.: ил. )

Научные исследователи позволили предположить, что в этих местах также были языческие капища.
Не менее сложным для науке оказался вопрос об этнической принадлежности народов, посещавших острова Соловецкого архипелага в те давние времена. Лишь недавно, после обнаружения на Малом Заяцком острове кремнёвой фигурки тюленя, удалось подтвердить принадлежность этой культуры протосаамским племенам, жившим на побережье Белого Моря. Судя по всему, во времена, когда они заплывали на острова, климатические и геологические условия были другие: климат был значительно теплее а уровень моря намного выше.
В 2003-ем году мне посчастливилось побывать в гостях у Александра Мартынова, живущего и работающего на Соловках с 1978 года, а в этом году я купил его книгу «Древними тропами Соловецких островов», изданную в этом году и посвящённую проблематике древних и средневековых археологических памятников Соловков — стоянок эпох феодального мезолита, неолита, и раннего металла, святилищ и каменных лабиринтов, саамских сейдов и могильников. Издательство «Русский Север», 2006. Весьма и весьма советую». (Алексей Будовский. Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 8. «Большой Заяцкий Остров» Глава 2. «Лабиринты». «Краткая историческая справка и рассказ о посещении острова в 1999-ом году». На правах рукописи. LiveJournal. New York, USA. 2006 )

«Для ответа на вопросы, какой внутренний смысл таят в себе каменные лабиринты, действительно ли они связаны с культом умерших, что означают каменные груды в их центре и окружающие их ленты каменных выкладок, важно еще раз обратиться как к структуре самих лабиринтов, так и к мифологии народов Севера. Прежде всего важно проанализировать малейшие нюансы каменных кладок наиболее распространенных так называемых биспиральных подковообразных круглых лабиринтов классического типа, а затем поставить вопрос: какой образный ряд может стоять за всем этим?»

Пять основных особенностей формы кладок лабиринтов

«1. Основной элемент лабиринта — спираль, сложенная чаще всего из одиночных валунных камней в длинный ряд.

2. На протяжении всей своей длины спираль на отдельных участках имеет расширение и утолщение в виде каменной кучи округло-овальной формы. По концам спиралей также заметны утолщения, конструктивно обозначенные кучками камней или более крупными камнями.

3. Одиночную спираль укладывали в виде раскручивающейся из центра линии.

4. Укладка двух вписанных одна в другую спиралей имеет вид переплетенного клубка.

5. В центре лабиринтов размещено скопление камней в виде горки (горка в центре Большого Соловецкого лабиринта была разрушена и на приводимом рисунке в работе Н.Н. Виноградова не обозначена) .
Если оставить в стороне традиционный сухой «конструктивистский» подход и взглянуть на лабиринты с художественных позиций, первое, что мы можем увидеть в схеме лабиринта, — это клубок из двух свернувшихся змей. Особенно четко и выразительно образы змей с продольно удлиненными головами и округло оформленными хвостами представлены в Большом Соловецком лабиринте, взятом нами в качестве примера.

В том, что пресмыкающееся предстает застывшим в камне, нет ничего удивительного, ибо в первобытном сознании человека, обожествлявшего и одухотворявшего окружающий его мир, не было четкой границы между живой и неживой природой. Камень воспринимался им как составная часть этого мира, каменное обличив могли принимать люди, звери. В качестве примера достаточно привести сеиды, являвшиеся неотъемлемой частью культуры саамов. Согласно мифологии многих северных народов, в камень превращались эпические персонажи, включая людей и животных.


Вид большого лабиринта вблизи поселка Соловецкий. Цветное фото Светланы Конышевой. 2005.
В отличие от Большого Соловецкого лабиринта в других подобных сооружениях образ змеи может быть выражен более схематично и менее пластично. Для обозначения головы порой бывает достаточно одного большого камня или кучки камней на конце каменной ленты-спирали. Утолщение на противоположном конце обозначало хвост змеи. Встречаются и совсем условные изображения змеи в виде ленты.
Одиночная спираль — это представленная в каменной кладке одна змея; лабиринт, включающий две спирали, обозначал клубок из двух свернувшихся змей, головы которых расположены в самом центре лабиринта почти друг против друга. При этом клубок мог иметь две различные формы:

1) правильной подковы, когда между двумя лежащими несоприкасающимися змеями оставался проход по всему лабиринту;

2) подковы с крестообразным пересечением «туловищ» змей, когда путь по лабиринту заводил в тупик.
Утолщение ленты камней на одном из участков лабиринта теперь получает достаточно ясную трактовку — это заглоченная жертва. Примечательно, что в указанном Соловецком лабиринте расширение змеиного тела помещено прямо напротив входа. Входящему в лабиринт грозно напоминали о реальной опасности. Художественная выразительность образа змей в лабиринтах, несмотря на примитивность использованных средств (обыкновенные валунные камни), несомненна. Мы вправе сделать вывод, что северные каменные лабиринты могут быть причислены не только к памятникам археологии, как считалось до сих пор, но и к произведениям первобытного искусства, так как являют собой весьма отдаленный прообраз современных инсталляций — композиций из отдельных предметов.» (Буров Владимир . О семантике каменных лабиринтов севера. Этнографическое обозрение, № 1, 2001 )

Подобные памятники помимо Соловецких островов встречаются в Карелии и Мурманской области, в странах Северной Европы — Финляндии, Швеции и Норвегии. Среди ученых до сих пор нет единства мнений о назначении этих сооружений.
Вот что писал известный философ, ученый, изобретатель и священнослужитель Павел Флоренский о Соловецких лабиринтах в 1935 году:
«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это — выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место… Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу, — первоначально по крайней мере…»
Загадочные лабиринты продолжают манить своей тайной, будет ли она раскрыта когда-нибудь?



Магия каменных лабиринтов!

Я снял это видео, находясь в Германии, Экстернштайне, перед одним из самых настоящих каменных лабиринтов .

В северной традиции лабиринты, выложенные из камней силы, считаются ключом к переходу в другие миры . А также, ключом к особой магии, когда мы можем, находясь другом мире, менять то, что происходит в нашем, более плотном, более грубом, мире.

Для создания таких лабиринтов использовались особые камни, особые места.

Но! Совершенно не обязательно для того чтобы воспользоваться магией лабиринта ехать куда-то, например, в Карелию или в Германию. Вы можете создать такой лабиринт дома из особых силовых камней и пользоваться им по необходимости. Считается, что когда человек находится в таком месте в особом состоянии, пропевая особое звуковое сочетание или играя на магическом инструменте, он меняет и не только себя, но и мир вокруг .

Можно наносить изображение каменного лабиринта на одежду или предметы интерьера, создавая, таким образом, магическую защиту себя и дома .

Врата в другой мир

Каменные лабиринты - очень древние творения . В таких лабиринтах использована вся сила и мощь матушки-природы . А происхождение их по сию пору окутано домыслами и догадками. Лабиринты завораживают и притягивают своей энергетикой и красотой.

Версий создания лабиринтов масса, одна красивее другой, но одно бесспорно - это место особое, здесь свершались магические ритуалы .

Лабиринты встречаются разных форм, но основной их элемент - спираль , а форма, в которые выложены спирали, напоминает по строению мозг человека . В таких лабиринтах всего один вход (выход там же, где и вход).

Лабиринт - это место перехода в другие миры . Их использовали для проведения культовых обрядов и ритуалов целительства . Здесь проводились особые ритуалы, пройдя которые, посвященные получали магическую силу и способность общаться с этим и другими мирами .

Лабиринт это магическое место, максимально раскрывающее возможности человека , его интуицию и способности. Войти или нет в такой лабиринт - решать вам. Но если вы вошли, то вам только остается подчиниться поворотам лабиринта, его изгибам, и идти до конца - до заветной цели - обретения нового себя .

У нас в России самые известные лабиринты — Соловецкое скопление, Аркаим (лабиринт желаний), лабиринты Кольского полуострова.

Напишите в комментариях!

Друзья, напишите в комментариях под этой статьей, какие еще темы Шаманизма и Северной Рунической Традиции вы хотите узнать и изучить ?

До встречи на занятиях!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх