Курс лекцийИстория мировых религий. Курс лекций: История мировых религий

Разработан канд. экон. наук, доцентом

кафедры "Философия" Шеенко Л. В.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция 1. Религия и общество. Эволюция и типология религий.

Лекция 2. Локальные религии.

Лекция 3. Мировые религии. Буддизм.

Лекция 4. Христианство.

Лекция 5. Ислам.

Лекция 6. Современная ситуация в мире и Украине в сфере религии.

ЛИТЕРАТУРА

    Академічне релігієзнавство. Підручник / За ред. А.Колодного. - До., 2000.

    Воецкая Т.В. В поисках истины. - Одесса, 1996.

    Воецкая Т.В. Буддизм: Методическое пособие. - Одесса, 2004.

    Воецкая Т.В. Нетрадиционные религии: Учебно-методическое пособие. - Одесса, 2006.

    Кислюк К.В., Кучер О.М. Релігієзнавство: Навч. посібник для студентів вузів/ Народ. укр. акад. - 3-є вид., перероб. і доп. - К., 2004.

    Крывелев И.А. История религий: Очерки в 2 т. - М., 1988.

    Кудрявцев В.В. Лекции по истории религии и свободомыслия. - Мн., 1997.

    Основы религиоведения: Учебник/Под ред. Яблокова И.Н. - М., 1994.

    Релігіознавчий словник/Під ред. проф. Колодного А., Лобовика Б. - К., 1996.

    Релігієзнавство: Підручник/Під ред. Калініна Ю.А. - К., 2000.

    Релігієзнавство: Підручник/За ред. В.І.Лубського, В.І.Теремка. - К., 2000.

    Рибачук І.Ф. Релігієзнавство. - К., 1998.

    Шеенко Л.В. Даосизм и конфуцианство. Учебное пособие для студентов всех специальностей.  Одесса, 2007.

    Шеенко Л.В. Три ветви христианства. Учебное пособие для студентов всех специальностей. - Одесса, 2008.

    Шеенко Л.В. Религия как важнейшая сфера культуры человечества: Материалы к лекциям. Для студентов всех специальностей. - Одесса, 2001.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 1. Общие понятия. - Одесса, 2003.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 2. Иудаизм и христианство. - Одесса, 2004.

    Шеенко Л.В. Словарь основных терминов по Религиеведению. Выпуск 3. Религии Востока. - Одесса, 2006.

Лекция 1. Религия и общество. Эволюция и типология религий

План лекции:

    Актуальность, предмет и цель дисциплины "Религиеведение".

    Важнейшие понятия религиеведения.

    Роль и функции религии в жизни человека и общества.

    Структура системы религии.

    Уровни и типы религий.

Актуальность, предмет и цель дисциплины "Религиеведение"

Почти столетие религия в нашей стране была отделена от государства, что, кстати|к слову|, справедливо, принимая во внимани|ввиду|е ее многонациональный и поликонфессиональный характер. В то же время,|одновременно| религия оказалась отделенной и от официальной культуры в целом, и от образования, в частности. Однако незнание, непонимание духовного мира того, кто рядом с тобой, нередко становится|стает| причиной противостояния и недоверия, шовинистических настроений и открытой вражды.

Мир|свет| меняется... Сегодняшний мир|свет| - это не мир|свет| изоляции, а мир|свет| коммуникаций и интеграции. Теснее становится|стает| взаимодействие стран и народов. "Диалог культур" постепенно перерастает|перерастающий| в "симфонию " [гр. simphonia – созвучие ], когда каждая культура, имея собственную партию, вплетает свой голос в|до| общий ансамбль. Только поняв, чем именно живет твой сосед, что движет его действиями и поступками, какие у него ценности и цели, можно надеяться на терпимость и взаимопонимание, мир и согласие в общем жилище. Именно поэтому знание|познание| о жизни и культуре других народов, их представлениях и верованиях, понимание специфических особенностей разнообразных|многообразных| духовных исканий человечества, объективных закономерностей становления и развития представлений человека о мире|свете| и своем месте в нем является необходимым условием дальнейшего|последующего| процветания, а порой|подчас| и выживания человеческого сообщества.

Для ХІХ-ХХ столетий характерно вытеснение религиозной картины мира|света| в сознании|осмысленности,сознательности| людей научной. Секуляризация , то есть отчуждение общества от религии, которая, хотя и имела объективные предпосылки, но носила принудительный характер, привела к тому, что многие граждане, для которых религия была сдерживающим или направляющим фактором, потеряли моральные ориентиры. Бенджамин Франклин как-то сказал: "Если люди так слабы, имея религию, что же они будут делать, когда окажутся без нее" ?

Современный этап на рубеже тысячелетий характеризуется повышенным интересом, в том числе, со стороны науки, к|до| проблемам духовности, активизацией одной из важнейших сфер культуры - религии. Однако этот процесс имеет и сомнительные (с позиций духовности), а порой просто уродливые формы. Достаточно вспомнить трагедию людей, которые стали жертвами "Белого Братства" или "Аум Синрикё", драки между православными верующими Московского и Киевского патриархатов, аферы лидера "Посольства Божьего" Сандея Аделаджи в Киеве и т.п.

Эти проблемы предельно обостряются в обществах, которые переживают кризисные явления в экономике, политике, культуре, когда духовная незрелость, материальные, социальные, психологические трудности толкают человека на поиск духовной опоры. Сегодня, когда потеряны традиционные способы передачи от поколения к|до| поколению духовных ценностей и идеалов, как никогда важно суметь сориентироваться в предлагаемом культурой многообразии путей духовного развития, разобраться, как именно формируются религиозные представления и почему они имеют настолько стойкие формы, в чем секрет феномена веры и, наконец, ведет ли избранная нами дорога|путь| "к |до| храму "?. Именно поэтому введение|ввод| к|до| учебные программы высшей школы дисциплины "Религиеведение" представляется своевременным и крайне|очень| необходимым.

Социокультурным процессам в современной Украине присущи явления сакрализации [от лат. sacralis, sacrum - священное ] - подчинение разных|различных| сфер жизни общества, социальных институтов и отношений религиозному влиянию: возобновляются|восстанавливают| и строятся храмы и монастыри, функционируют воскресные духовные школы, модными стали венчания (даже среди неверующих) и освящение светских мероприятий|мер|, средства массовой информации становятся|стают| популяризаторами религиозных идей, политики тесно взаимодействуют с религиозным деятелями и учреждениями.

Мода на религиозность… Аморально, но факт!

Общей Декларацией прав человека и большинством Конституций мира|света| провозглашена|проголосил| свобода совести и вероисповедания, то есть право каждого не только верить или не верить у бога, но и выбирать, какую именно религию исповедовать. И это - тоже примета времени, шаг навстречу духовной свободе.

Мы постепенно приближаемся к|до| пониманию того, что и религия, и свободомыслие, даже в такой его крайней форме, как атеизм , являются двумя сторонами единого процесса культурного развития общества, которые вносят каждый свой вклад в духовное развитие человечества путем познания мира и себя самого. Еще великий греческий ученый и философ Пифагор предрекал, что человечество ожидает|ждущий| два страшных бича: материализм ученых и невежество священников. Понимая это, многие религиозные деятели все активнее используют достижения науки для укрепления авторитета своей религии, стремясь достичь ее соответствия современным культурным представлениям и сознанию|осмысленности| цивилизованного человека. А ученые исследуют феномен веры и чудотворные реликвии, изучают памятники мировой религиозной мысли|мнения|, выявляя|обнаруживает| соответствия между постулатами разных|различных| учений и новейшими достижениями научного мнения (такова, к примеру книга Нобелевского лауреата в области физики Ф.Капра "Дао физики").

"Религиеведение " - это не Закон Божий, не история и не философия, не научный атеизм. Задача богословия - донести до верующего основы|основание| учения, любой ценой|по любой цене| обосновывая преимущества своей религии перед другими; историк заботится о более точном отражении фактов и событий, исследует динамику зарождения, развития и взаимодействия религий; философия стремится осмыслить феномен веры и механизм религиозного сознания|осмысленности,сознательности|, ищет закономерности развития разных религий.

Религиеведение - комплексная идеологически нейтральная научная дисциплина, которая изучает религию как социальное явление во всей совокупности ее проявлений, ее мировоззренческую, социальную и культурообразующую роль, свойственный только религии способ мировосприятия . Ведать на санскрите - знать . Религиоведение - это синтез всех наших знаний о религии.

Таким образом, предметом изучения "Религиоведения" является религия .

Цель учебной дисциплины: дать студенту представление о сущности религии как социального и культурного феномена, ее месте и роли в жизни общества и каждого из его членов, ознакомить с различными формами религий, которые сложились на протяжении |в течение| человеческой истории .

Важнейшие понятия религиеведения

Каждая религия основывается на убеждении в существовании чего-то или кого-то Высшего, Сверхъестественного|сверхприродного,сверхестественного|, Первоосновы|начала| (Бога, сонма божеств, Абсолюта и т.п.) и|и| его влиянии на жизнь человека и человечества, а также способности человека к общению, взаимодействию, единению с|с| этим Высшим .

    Слово "религия "происходит от глагола religare - букв. воссоединять [от лат. ligare - соединять + re - частичка, указывающая на возобновление, повторность действия]. Таким образом, религия - это воссоединение, воссоздание потерянной связи человека с Высшим (Богом). Хотя чаще слово religiо переводят как благочестие, набожность .

Существует целый ряд|ряд| опр|вереница|еделений религии|общественного|. Диапазон их достаточно|достаточно| широк: от представления о религии как "переживании |переживания| священного" |и|(философ И.Бах ) до "универсального невроза навязчивости в форме за |до| щиты от чувства |ощущения| внутренней неуверенности и |и| страха" (З.Фрейд) .

Атеистический словарь определяет религию как "одну из форм общественного сознания |осмысленности,сознательности| , отображения действительности в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях, важнейшим главным признаком которой является вера в сверхъестественное". Религия, соответственно марксизму, имеет преходящий характер, и рано или поздно должна отмереть (Атеистический словарь/Под общ. ред. М.П.Новикова. - М., 1986..

Таким образом|итак|, религия - один из самых давних способов самопознания и самосознания человека, в основе |основании| которого |какого| лежит механизм веры . В своих конкретно-исторических формах, которые сложились в культуре того или иного общества (племени, нации, государства), религия появляется как система взглядов, действий, отношений, которые отражают сокровенные представления членов этого общества о мире |свете| и месте человека в этом мире, отношении человека с Высшим . При этом, практически|практично| каждая религия настаивает на истинности предлагаемого именно ею пути к|до| единению с Высшим.

    Движущей|двигательной| силой любой|какой-нибудь| религии является вера . Не разобравшись с тем, что такое вера, сложно понять феномен религии, тем более, что для многих религия и вера являются едва ли не синонимами.

Вопрос "что такое вера "? давно волнует человека. Как рождается настолько сильное чувство, не подвластное доводам ума, которое нередко оказывается|проявляется| более могучей|мощной| силой, чем любовь, дружба, страх?

Вера - это убежденность человека в достоверности чего-нибудь, что не может быть (по крайней мере, на данном этапе) проверено эмпирически - с помощью |посредством| органов чувств - или путем логики и доказательств . Есть вера в себя, вера ученого в истинность своей еще не доказанной гипотезы, есть, наконец, вера религиозная.

Религиозная вера - это убежденность в существовании некоего Высшего, Сверхъестественного |сверхприродного,сверхестественного| , Которое определяет и направляет бытие человека в этом мире, и с которым может быть установленная связь .

Таким образом, религиозная вера является одной из форм веры как таковой. Но из-за свойственной ей яркой эмоциональной окраски и предоставления чувства порядка и защищенности, религиозная вера занимает особенное место в жизни человека и общества. Нередко религиозная вера воспринимается как высшее в жизни человека, рассматривается как главная|головная| цель человеческого бытия. Так, протестантское христианское направление кальвинизм именно веру считает|думает| единственным|единым|!!! условием спасения. Не добрые|хорошие| дела, не раскаяние в своих грехах, а вера, и только вера - вот гарант божьей благосклонности!

    На основе религиозной веры формируется особенная форма мировоззрения|миросозерцания| - религиозные верования , которые являются формой проявления религиозной культуры народа.

    Религиозные верования основываются на догматах - утверждениях, которые признаются верующими как неизменная |неизменяемая| богооткровенная истина, которая должна быть воспринята без критики, сомнений и доказательств , например, догмат о троичной природе христианского Бога - Троицы.

Из|с| самых главных догматов, которые раскрывают суть |сущность| вероучения той или иной религии, складывается|состоит| Символ веры . Например: Никео-константинопольский Символ Веры в христианстве, принятый на I-м Никейском и II-м Константинопольском Вселенских соборах в IV ст. и состоящий из 12 членов (параграфов); в буддизме - 4 Благородных Истины; в исламе - Акыда из|с| 6 догматов; в иудаизме|юдаизме| - 5 догматов.

    Религиозной вере противостоит атеизм - безбожие [от гр. theos - бог + a - частичка отрицания] - идеология, в основе|основании| которой|какой| лежит отрицание|возражение| существования бога и связанное с этим отрицание|возражение| религии.

    Конфессия или вероисповедание определяет принадлежность к определенной религиозной организации (религии или отдельному ее течению).

    Для установления связи с Высшим человечество изобретало разнообразные|многообразные| способы, действия, средства, сооружения. Местом присутствия богов (бога) на земле считается храм - обобщающий термин для обозначения культовых зданий и|и| сооружений, в которых|сооружений| проводятся|окаймлять| религиозные обряды и ри|выторачивать,оправлять|туалы, предназначенные для поклонения и общения людей с богами (богом). В каждой конфессии |и||имеется| свой тип храма: в христианстве - церковь |костел||Германии|; в буддизме - ступа , пагода и т.п.

В некоторых религиях присутствие бога возможно только в одном священном месте, поэтому и храм может быть только один: в иудаизме - храм Соломона или Иерусалимский храм , в исламе - Кааба в Мекке. В таком случае, остальные сооружения для проведения коллективных обрядов и ритуалов считаются не храмами, а молитвенными домами - мечеть в исламе, синагога в иудаизме.

      Основателей|учредителя| наиболее значимых религий называют Великими Духовными Учителями человечества. Духовные Учителя - это исторические и мифологические лица|личность,особа|, которые|какие| оказали значительное влияние на духовную жизнь народов, передали людям бесценные философские, этические, религиозные учения, утвердили основные принципы духовной и социальной жизни: в христианстве - Иисус Христос; в иудаизме|юдаизме| - Моисей|Мойсей|; в исламе - Мухаммед; в буддизме - Сиддхартха Гаутама, известный нам как Будда; в даосизме - Лао-цзы; в конфуцианстве - Конфуций; в зороастризме - Зороастр (Заратуштра; в джайнизме - Джина Махавира и др.

Роль и функции религии в жизни человека и общества

Религия - один из основных факторов социокультурной истории . Без религии человек, возможно, не стал бы|б| человеком

На протяжении тысячелетий религия выступала как самая значительная составляющая культуры, которая оказывала непосредственное влияние на состояние |стан| и развитие других сфер жизнедеятельности общества, формирование мировоззрения |миросозерцания| , была важнейшей |головной| воспитательной, социализирующей и контролирующей силой . На базе религии развивались политика и экономика, образование и искусство, быт|обиход| и гигиена, мораль и нравственность - все находилось под влиянием и неусыпным вниманием религии.

Даже наука, которая традиционно рассматривается как альтернатива религии, долгое время развивалась исключительно в рамках религиозных институтов. Так, в Древнем Египте главными|головными| хранителями знаний|познания|, недосягаемых для большинства людей, были жрецы , которые|какие| сочетали|совмещают| в себе функции священнослужителей, чиновников, государственных деятелей, ученых, летописцев и т.п.; в средневековой Европе официальная наука существовала преимущественно в монастырях, а первые высшие учебные заведения - университеты готовили богословов.

Религиозные реформы нередко превращались в общекультурные реформы , которые изменяли|меняют| весь ход развития государств и народов. Религиозная реформа фараона Эхнатона , заменившего многочисленный|несчетный| египетский пантеон культом единственного|единого| бога солнца Атона, дала толчок |до| развитию новой этики и эстетики, изменила|сменила| отношения между людьми и человека с окружающим миром. Другой пример|приклад|: после официального признания императором Константином христианства была создана новая столица Римской империи - Константинополь. Впоследствии этот город, теперь уже как столица Византии, стал религиозным и культурным центром всего православного мира. То же можно сказать об историческом акте Крещения Руси князем Владимиром , в результате|вследствие| которого|какого| Русь обрела письменность и науку, каменное строительство, изобразительное искусство. Создание Мухаммедом новой религии - ислама стало отправным|отправочным| пунктом развития неповторимой мусульманской культуры, которая|какая| не имеет разделения|раздела| на религиозную и светскую составляющие|складу|.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ|обществ| и|и| государств разное: одни живут по строгим законам рел|строгим|игии (например, большинство исламских стран); другие предоставляют своим гражданам полную|полную| свободу в вопросах веры и|и| вообще не вмешиваются в религиозную сферу (большинство современных развитых государств), третьи жестко ограничивают деятельность религиозных институтов, вплоть до запрета (современный Китай). Даже в одной и|и| той же стране на протяжении непродолжительного времен|в течение|и (как это случилось с Россией-СССР-постсоветск|произошло|ими государствами) отношения к|из| религии может изменяться.

Религии могут объединять или|меняться| разъединять людей; вдохновлять на творческий труд и подвиги |внушать,воодушевлять|или призывать|призывать| к пассивности и бездеятельности, непротивлению|до| обстоятельствам; способствовать повышению уровня образованности и|распространению| развитию искусства или |и|ограничивать какие-то сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки, искусства и т.п.|налагать|| Таким образом, значение и роль религии всегда следует рассматривать |рассматривать| конкретно в определенном обществе |обществе| и |и| в заданный период .

При этом, религии присущи некоторые|некие| универсальные функции , которые|какие| она выполняет|исполняет| в любом |каком-нибудь| обществе, в любую |какую-нибудь| эпоху .

Главная|головная| задача, которую|какую| должна решать|разрешать| любая|какая-нибудь| религия, - преобразование, совершенствование самого человека, одухотворение его животной, биологической сущности. В этом заключается ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСКАЯ функция религии. На решение этой задачи направлены следующие функции:

    мировоззренческая , которая формирует определенную систему мировосприятия, т.е. совокупность принципов, взглядов, идеалов и убеждений, представлений о возникновении и устройстве мира, месте человека в мире, его связи с Высшим и смысле жизни, характерные именно для данной религии;

    аксиологическая или ценностная, которая формирует систему духовных и иных ценностей, идеалов и эталонов. Человек, который опирается на определены религиозные идеалы и ценности, внутренне перерождается, ориентирует свою жизнь согласно им;

    воспитательная , задача которой|какой| - передача от поколения к|до| поколению накопленных обществом культурных образцов, навыков и умений с целью формирования качеств, которые провозглашены|проголосил| данной религией как эталонные, идеальные. Кроме того, религия предоставляет людям утешение|утеху|, надежду, служит духовной опорой - не случайно люди нередко обращаются к религии именно в сложные моменты своей жизни;

    |утіха| нормативно-регулятивная - п|какой|утем формирования системы морально-этических требований|востребования| (в|в, около||в, около| виде нор|возле|м принципо|возле|в, правил, запретов, заповедей, законов, табу) регулируются и контролируются деятельность и поступки человека, отношения в обществе и между сообществами. Религ|возле|ия помогает укреплению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов общественной жизни, поскольку является консервативнее любого другой общественного института.|какого-нибудь| Стремясь к сохранению фундаментальных основ, стабильности и спокойс|сбережению,сохранности|твию, именно религия чаще всего исполняет стабилизирующую роль в обществе;

    в ходе социокультурного развития создаются множество форм объединений людей по тому или иному признаку, в том числе, по религиозному, вырабатываются|выделывают,вырабатывают| определенные способы взаимодействия между членами социума, которые принадлежат к тому или иному религиозному сообществу, а также между разными религиозными сообществами. Эти задачи решают социализирующая и коммуникативная функции;

    социоинтегративная или просто интегративная функция направлена на сближение и объединение разных |различных| сообществ в ходе культурно-исторического процесса, способствует|содействует| формированию наций, созданию и укреплению государств. Так, едва ли не главной|головной| целью принятия христианства для князя Владимира было единение и укрепление Киевской Руси. В современном мире примером|прикладом| могут служить такие религиозные объединения, как Всемирный союз буддистов, национально-культурная интеграция христиан определенной конфессии или мусульман всего мира|света| и т.п.

Однако данный процесс протекает параллельно с обратным процессом социальной дезинтеграции , когда религия становится|стает| фактором разъединения, противостояния народов, наций, социальных групп, причиной религиозных войн. Проявлением этого процесса является также внутриконфессиональная дифференциация, т.е. дробление религий на течения, направления, секты (примером служит раскол христианства в 1054 и 1517 годах или раскол Русской православной Церкви в независимой Украине). Религиозный экстремизм, к сожалению, остается источником|истоком,родником| социального напряжения и в XXІ веке|столетии|;

    креативная функция - религия не только вдохновляет|внушает,воодушевляет| многих творцов и деятелей культуры на создание выдающихся памятников культуры и искусства, но и сохраняет|бережет| бесценное культурное наследие. Так, средневековые монастыри хранили|берегут| и изучали письменное наследие Античности и арабского мира|света|. Само слово "культура" происходит от понятия "культ " [лат. поклонение , почитание ]. Не менее важна роль и светского искусства, однако в определенные времена именно культовые (религиозные) памятники становились|стают| визитной карточкой эпохи. Таким образом, религия осуществляет|свершает,совершает| в обществе творческую культурную функцию .

Надо, однако, признать, что в истории немало примеров|приклада| разрушительной деятельности религиозных организаций, которые уничтожали не только памятники чужой конфессии или другой эпохи, но и собственных художников за свободомыслие или отказ следовать религиозным канонам.

Структура системы религии

Религия является сложнейшей системой , структура которой|какой| включает такие составляющие:

    вероучение;

    религиозное сознание|осмысленность|;

    религиозный культ;

    религиозные институты (организации).

Вероучение (учение о том, во что следует верить) - это основа|основание|, идейно-теоретическая база любой|какой-нибудь| религии, которая включает систему представлений о Высшем и связи человека с Ним .

Возможны разные|различные| пути формирования вероучения: когда основы|основание| учения складываются|состоят| постепенно, существуя и трансформируясь в течение|на протяжении| длительного времени в устной традиции - синтоизм, брахманизм; или когда Духовный Учитель (Моисей|Мойсей|, Будда, Христос, Мухаммед) излагают более-менее целостную|цельную| мировоззренческую систему, которая фиксируется их учениками, соратниками в виде Священных Писаний; возможно также, что абсолютно|сполна||вполне,целиком| светск|вполне|ие рассуждения, взгляды и деятельность конкретной исторической личности, например, китайского государственного чиновника Конфуция, сакрализуются его последователями в форме религиозного учения.

Любое вероучение включает:

    картину мира|света| (мифологическую, религиозную), которая дает представление о возникновении и устройстве мироздания;

    описание Высшего , которому|какому| поклоняются последователи данной религии - Бога, богов, духов, Абсолюта и т.п.;

    систему норм и правил ;

    систему ценностей и духовно-моральных идеалов ;

    рассказы об|некоих| исторических и мифологических событиях , жизнеописания Учителя, пророков, святых и т.п.

Кратко суть|сущность| вероучения может быть изложена|выложил| в виде догматов, объединенных в Символ веры .

религиозное сознание|осмысленность,сознательность| является специфической формой познания и освоения мира, основанной на вере в сверхъестественное . Это - одна из самых древних форм самосознания и самопознания человеком своей сущности и своего места в мире через соотношение себя с Высшим.

Религиозное сознание|осмысленность| включает:

    религиозную веру ;

    религиозное мировоззрение |миросозерцание|;

    психологию верующего - религиозные чувства, направление мыслей, способ переживания, специфические черты характера|мнения|;

    религиозную идеологию - систему идей, взглядов и представлений, созданных определенными социальными группами, и основанных на том или ином вероучении.

Специфические особенности религиозного сознания той или иной религии становятся решающим фактором при формирования религиозных отношений , как внутрикофессиональных, так и межконфессиональных. Так, миролюбивый, толерантный характер индуизма способствует мирному сосуществованию сотен религий и религиозных течений в Индии.

Религиозный культ является практической |практичной| реализацией отношений человека, общества с Высшим посредством выработанных в рамках данной религии способов и средств поклонения. Именно культовая деятельность наиболее наглядно|предметный| демонстрирует специфические особенности данной религии или конфессии.

К|до| религиозному культу относятся:

    культовые действия : обряды, ритуалы, молитвы, жертвоприношения, таинства, богослужения|священнослужение|, посты, паломничество, праздники и т.п.;

    культовая предметная среда - средства, с помощью|посредством| которых|каких| осуществляются культовые действия: здания и сооружения (храмы, святилища, алтари и пр.), талисманы, реликвии, произведения|сочинение| искусства (иконы, статуи|изваяния|, музыкальные произведения)|сочинение|, утварь, ритуальная одежда и еда, мощи и пр.;

    религиозная литература ;

    символы (крест в христианстве, звезда Давида в иудаизме и пр.).

Религиозные институты - это организации, сообщества и социальные институты, которые объединяют|совмещают| последователей той или иной религии для осуществления религиозной деятельности и решения определенных задач. К|до| ним относятся:

    общины, церкви (крупнейшие объединения верующих, например Православная Церковь), секты (отделившиеся от основной организации);

    институты священнослужителей (жрецы, духовенство - священники, диаконы) и монашества;

    духовные учебные заведения;

    общественные религиозные организации и союзы;

    государства (например, католическое государство Ватикан или арабское государство – халифат).

Кроме того, важную роль в процессе функционирования религии играет внекультовая религиозная деятельность , включающая образовательную, общественно-политическую, миссионерскую и др. виды деятельности.

Уровни и типы религий

Сегодня в мире сосуществует огромное количество религиозных конфессий, течений и сект. Наиболее значимыми и распространенными среди них являются: христианство (2 млрд. последователей), ислам (1,3 млрд.), буддизм (700-800 млн.), индуизм (около|порядка| 800 млн.), иудаизм|юдаизма|, конфуцианство и даосизм (Китай), синто или синтоизм (Япония).

Религия в своем историческом развитии прошла определенные ступени - уровни , которые характеризуют развитость|развитой| сознания|осмысленности,сознательности| верующих, - от наивных религиозных верований первобытного человека до веры в единого для всего человечества Бога.

1. На самых ранних этапах развития человеческого общества это были ранние религиозные верования или проторелигии :

    тотемизм ,основанный на вере в родство членов рода, племени с тотемом (животным, растением, которое считается их родоначальником);

    фетишизм , основанный на вере в сверхъестественную|сверхприродную,сверхестественную| силу предметов-фетишей (талисманов, амулетов, костей, камней и т.п.;

    анимизм , основанный на вере в наличие у человека, животных, растений души, в существование бестелесных сущностей - духов;

    магия - вера в сверхъестественные|сверхприродные,сверхестественные| возможности человека влиять на явления природы, людей, потусторонние силы и т.п.

Ранним религиозным верованиям присущ зооморфизм - придание божествам черт животных, в отличие от более позднего антропоморфизма - наделение божества чертами и свойствами человека.

Эти верования проявляются в формах идолопоклонства, колдовства (знахарства), заупокойного культа и культа предков, шаманизма (общения с духами) и др. Их характеризуют отсутствие института профессиональных служителей культа, магическая обрядность, синкретизм. (Более подробно речь о проторелигиях пойдет в следующей лекции).

2. Более высоким уровнем развития религий является политеизм - многобожие [от гр. poly - много + theos - бог ] или язычество . К политеистическим религиям относятся религии Древнего Мира Др. Египта, Др. Греции и Рима, славянское язычество и т.д., индуизм, синтоизм, конфуцианство, даосизм. Всем им присущи отражение в религиозных представлениях и культе этнических и общекультурных особенностей социума; сложная специфическая обрядовость; наличие института служителей культа - жрецов.

3. Наиболее развитым уровнем религий является монотеизм [от гр. monos - один + theos - бог] - вера в единственного|единого| бога. К|до| монотеистическим религиям относятся: иудаизм |юдаизм| , христианство и ислам .

Все религии мира|света| можно разделить на несколько типов , в зависимости от локализации, численности последователей и степени развитости|развитой|:

1. Родоплеменные религии, которые локализованы в пределах одного племени, племенного союза, находящихся на низкой ступени социокультурного развития.

2. Национальные или этнические религии, последователями которых|каких| являются представители одного народа, нации, страны, и национально-государственные - т.е. такие, которые имеют официальный статус в том или иной государстве и ограничены рамками этого государства: иудаизм (религия еврейского народа)|юдаизм|, индуизм (Индия), конфуцианство и даосизм (Китай), синтоизм (Япония) и др.;

3. мировые религии, т.е. религии, которые имеют межнациональный|междунациональный|, межгосударственный характер. Таких религий три: буддизм, христианство, ислам.

Особое место в современном религиозном мире|свете| занимают нетрадиционные религии и модернизированные культы, которые нередко опираются на достижения науки, техники, психологии, и чаще всего имеют эклектический характер: Церковь Саентологии, Университет Трансцендентальной медитации Махариши, "космические" и "уфологические" культы и т.п.

Они также имеют собственную классификацию: неохристианские , основывающиеся на Библии и учении Христа, неоориенталистские , взявшие за основу восточные учения и культы, неоязыческие и др., речь о которых пойдет в последней лекции.

Подобьем итог. Современный взгляд на религию требует рассматривать ее, с одной стороны, как универсальный социокультурный феномен - одну из важнейших сфер человеческой культуры, присущую всем обществам и всем эпохам, в основе|основании| которой|какой| лежит особая форма общественного сознания|осмысленности,сознательности|, базирующаяся на вере в сверхъестественное.

В то же время,|одновременно| религия представлена в конкретно-исторических формах, сформировавшихся на определенном этапе в культуре того или иного общества - племени, народа, государства, и имеющих собственную систему взглядов, культовых действий, отношений, которые отражающих самые сокровенные представления членов этого общества об отношениях человека с Высшим: христианство, ислам и т.д.

История мировых религий: конспект лекций Панкин С Ф

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, – результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти – с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра – с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

1. Родоплеменные примитивные древние верования. Они зародились в далеком прошлом, но не ушли из сознания человека, а запечатлелись и существуют среди людей и по сей день. Из них вытекают многочисленные суеверия (в древнеруссом языке «суе» – «напрасно, без пользы, попусту») – примитивные верования, которые очень похожи на религию по характеру своего возникновения, но не являются собственно религиями, так как не предполагают существования бога или богов, они не составляют целостного мировоззрения человека.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

3. Мировые религии – распространившиеся за границы наций и государств и насчитывающие большое число приверженцев по всему миру. Общепринято существование трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Также все религии еще делят на две группы: монотеистические, считающие, что существует один бог, и политеистические, чтящие множество богов. У термина «политеизм» есть русский аналог – многобожие.

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги История Древнего мира. Том 1. Ранняя древность [разн. авт. под ред. И.М. Дьяконова] автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 7: Первые государства в Индии. Предгородские культуры Средней Азии и Ирана. Полуостров Индостан в древности.Цивилизация на п-ове Индостан возникла позже египетской и шумерской, но почти тысячелетием раньше китайской. Современное и древнее значение слова «Индия»

автора

Тема 1 Проблемы генезиса восточных славян Лекция 1 Индоевропейцы и их происхождение: Современное состояние проблемы Лекция 2 Балтославяне и «великое переселение народов» Лекция 3 Восточные славяне: Источники и

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 2 ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО Лекция 4 Образование Древнерусского государства Лекция 5 Власть в Древней Руси Лекция 6 Древняя Русь: Общая

Из книги Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.); Курс лекций автора Данилевский Игорь Николаевич

Тема 3 ИСТОКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Лекция 7 Языческие традиции и христианство в Древней Руси Лекция 8 Обыденные представления древнерусского

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом - Должно уразуметь истинную сопричастность русской культуры насилию над русскими людьми. У России с Германией, кстати, есть сходство в этом вопросе. Культуры

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Дом культуры текстильщиков - Дворец культуры им. Н.К. Крупской Современный адрес - пр. Обуховской Обороны, 105.Построен в 1927 году на проспекте Крупской по проекту архитектора С.И. Овсянникова.Название проспекта и Дворца культуры связано с тем, что здесь находилась

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

автора Семенов Юрий Иванович

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в

Из книги История мировых религий: конспект лекций автора Панкин С Ф

ЛЕКЦИЯ № 8. История ислама и исламской культуры 1. Коран: несотворенная Книга, ниспосланная с Неба Ислам, самая молодая из мировых религий, складывался под сильным воздействием религий соседних народов – иудаизма, христианства, зороастризма. Как и названные традиции,

Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович

Из книги Феномены древней культуры востока Северной Азии автора Попов Вадим

Глава № 13 Вознесенская нижнеамурская символика – феномен неолита индоевропейской культуры Старательская работа в интернете по поиску значимых для меня историко-археологических сведений, наконец, была вознаграждена невероятной удачей. Я обнаружил концентрированный

Из книги История мировой и отечественной культуры: конспект лекций автора Константинова С В

ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина 1. Общая характеристика культуры данного периода Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.1-ю половину

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Цель курса - дать слушателю общее представление о том, какие религии есть, каких нет, сколько у них последователей и где они живут и работают, во что верят (или не верят) эти люди, а также куда и с какой скоростью все это дело катится. Поговорим о глобальных проблемах, связанных с религией и религиозностью в XXI веке и понемногу о многих религиях мира - одним словом, попытаемся взглянуть на мир глазами религиозных людей.

Лекция предлагает краткое введение в современную религиозную ситуацию в мире. Как выглядит карта с точки зрения религиоведения? Какие религии лидируют по количеству последователей, какие страны наиболее, а какие - наименее религиозны? Каковы были последствия модернизации и какие концепты предлагают социологи для описания ситуации? Чем секулярное отличается от постсекулярного? Что такое религия «a la carte« и «рынок религий»? Какие проблемы сегодня лежат перед религиозными людьми разных вероисповеданий? Поговорим об этом и о многом другом, посмотрим на карту мира, таблицы и графики, выясним, кого же все-таки больше и какие изменения претерпевает религия и религиозность в XX и XXI веке.

На лекции мы попробуем поговорить о т.н. «ранних формах» т.н. «религиозного сознания» и выясним, какое отношение они имеют к нашей с вами повседневной жизни. Во что верили люди времен палеолита и неолита и во что сейчас верят представители неразвитых (в наших глазах) культур? Что такое анимизм, аниматизм, манизм, тотемизм? Может ли крокодил быть предком человека? Зачем меланезийцы в середине XX века делали деревянные самолеты, наушники, радиовышки и взлетно-посадочные полосы? В чем заключается проблема «минимума религии» и как ее решали и решают разные ученые? Является ли эволюционная теория религии столь же авторитетной сегодня, как и вчера? Зачем люди беседуют с системным блоком компьютера, о чем-то его просят и угрожают ему? Почему ураганы обычно называют женскими именами? Все это мы и обсудим.

На лекции мы поговорим о зороастризме - одной из самых древних религий мира, и об ее влиянии на иудаизм, христианство и ислам. Какой была религия индоиранцев до того, как пророк Заратуштра получил откровение? Кто такие Ахурамазда и Анграманью, Амешаспенту, язаты, фраваши? Почему зороастрийские жрецы ненавидели тараканов, мышей и крыс и сражались с ними, не щадя живота своего? Что такое «башни молчания»?

Какой была судьба зороастризма в Средние Века? Много ли осталось зороастрийцев и с какими вызовами им приходится сталкиваться в наши дни? Словом, разговор пойдет о зороастрийской космогонии и космологии, божествах, обрядах, праздниках, священных писаниях, а также об эволюции этой религии на протяжении веков.

На лекции мы поговорим об иудаизме, начиная с эпохи патриархов и заканчивая современностью. Откуда взялся народ «иври» и что заставило Авраама бросить все и пойти в Землю Обетованную? Являлась ли религия Моисея монотеизмом в строгом смысле слова? Был ли Храм Соломона единственным в своем роде и как был организован храмовый культ? Написал ли Моисей Пятикнижие и как складывался канон иудейского Писания? Как возникло пророческое движение и как иудаизм стал этической религией? Каким был иудаизм эпохи Второго Храма и как обеденный стол стал жертвенником? Как был написан Талмуд и как развивалась раввинистическая литература? Чем занимались и чему учили средневековые каббалисты? В каком виде иудаизм существует сейчас? Обо всем этом и пойдет речь.

На лекции мы начнем разговор о христианстве - мировой религии с наибольшим количеством последователей. Собирался ли сын мастерового из Галилеи основать новую религию и считал ли себя Сыном Божьим? Что нового привнес в христианство апостол Павел? Когда были написаны евангелия и как складывался канон Нового Завета? Что представляла собой раннехристианская церковь? Чему учили люди, которые называли себя гностиками? Каково было положение христиан в Римской Империи и за что их преследовали? Откуда взялась идея Троицы и сколько во Христе природ, ипостасей, энергий и воль? Кто такие несториане и монофизиты? Наконец, из-за чего произошел раскол между западной и восточной церквями? Обо всем этом мы и поговорим.

Лектор - Алексей Зыгмонт - религиовед, преподаватель.

Запись по телефону: +7 910 478 65 54 или на сайте http://punktum.ru/archives/14661 .

Дайте знать, что Вы придете

1. Иудаизм как мировая религия

Иудаизм, наряду с христианством и исламом принадлежит к авраамитическим религиям, возводящим свои истоки к библейскому патриарху Аврааму. Однако, в отличие от христианства и ислама, иудаизм в религиоведческой литературе, как правило, классифицируется не как мировая религия, а как религия еврейского народа. Это не совсем точно. Если исходить не из количественных, а из качественных характеристик религии, из ее метафизической сущности, то, как справедливо подчеркивают некоторые известные специалисты в области иудаизма – «…он и есть мировая религия. Иудаизм сосредоточен на вере – вере народа Израиля в Бога. И этот Бог, евреи верят в это, не есть отсутствующий или безразличный Бог, но Бог, который сообщает о своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе – руководстве, которое Бог дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев – в любви и власти Бога донести свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израилев играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, – орудие для сообщения людям Божьей воли. Иудаизм, таким образом, – это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира не потому, что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из их убеждения, что мир принадлежит Богу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей». (Пилкингтон С. М. «Иудаизм». Серия «Религии мира». М.: «Гранд», 1999. С. 25.).

2. «Тора» – главный документ иудаизма

«Тора» включает в себя Декалог (Десять заповедей) и «Пятикнижие Моисеево»: первые пять книг Ветхого Завета – Танаха (сложносокращенное слово, составленное из первых звуков названий основных частей Ветхого Завета). «Тора» в иудаизме – наиболее авторитетная часть Танаха (Ветхого Завета). Это главный документ иудаизма и основа всего позднейшего иудейского права.

«Тора» («Пятикнижие Моисеево») в иудейской традиции имеет еще одно название – Письменный закон – потому что, по преданию, Бог через Моисея даровал народу «Тору» (613 заповедей Закона) в свитках, а Десять самых главных заповедей («Десятисловие») были начертаны Божьим перстом на каменных плитах – скрижалях. Однако иудеи верили, что Бог передал Моисею не только Письменный закон, но и сообщил ему Устный Закон – юридический комментарий, разъясняющий, как следует выполнять законы в разных, в том числе непредвиденных, обстоятельствах. Устный Закон трактовал многие предписания «Торы» не буквально, но в том или ином переносном смысле (например, требование брать «око за око»). Впрочем, по-видимому, закон никогда не имел в виду именно такое физическое возмездие (ослепление). Речь шла, скорее, о денежной компенсации и принудительной работе.

Несколько столетий Устный закон передавался именно устно, однако в катастрофические для иудеев первые века новой эры его стали записывать, а к III в. Устный закон был кодифицирован. Его древнейшие и самые авторитетные записи составили «Мишну» (буквально «второй закон, или заучивание»), ставшую основанием «Талмуда» (др. еврейск. – «изучение», «изъяснение» – свод всякого рода предписаний, толкований и добавлений к Танаху). «Мишна» содержит 63 трактата, в которых предписания «Торы» представлены систематически (по отраслям права и предметам). После кодификации поколения иудейских мудрецов тщательно изучали и обсуждали предписания «Мишны». Записи этих споров и дополнений называются «Гемара».

3. «Талмуд» – Священное Предание иудаизма

«Мишна» и «Гемара» составляют «Талмуд», самую всеобъемлющую компиляцию иудейского права. «Талмуд» складывался на протяжении 9 веков – с IV в. до н. э. по V в. н. э. Он представляет собой энциклопедически полный свод всякого рода предписаний, основанных на «Танахе», а также добавлений и толкований к «Танаху» – юридических, богословско-догматических, этических, семейно-бытовых, хозяйственных, фольклорных, исторических, филолого-экзегетических. Эта тематическая широта отличала «Талмуд» от Предания христиан (патристики) и мусульманского предания (Сунны и хадисов). Как писал В. С. Соловьев, «то, что для иудеев Талмуд, – то для православных Писания отцов церкви, жития святых, Кормчая».

В «Талмуде» две основных части:

1) более важная и ответственная – законодательный свод «Галаха», обязательный для изучения в иудейских школах;

2) «Аггада» (в другой транскрипции Гаггада) – собрание народной мудрости полуфольклорного происхождения. «Аггада» изучалась в меньшей мере, однако была популярна как нравственно-религиозное назидательное чтение и источник сведений о мире и природе.

Едва ли не в поговорку вошла запутанность и громоздкость «Талмуда». Действительно, только «Галаха», его юридическая часть, напоминает гигантский кристалл причудливой формы. Его зародышевой основой является «Мишна» (на иврите означает «второй закон», или «заучивание») – юридический комментарий к «Торе», восходящий, согласно ортодоксальным представлениям, к правилам, которые Бог устно сообщил Моисею одновременно с письменным Законом – «Торой». Вокруг и на основе этого «зародышевого» кристалла постепенно наращивались подробнейшие комментарии к каждому законоустановлению «Торы», включая рассказы об особо трудных случаях применения конкретного закона. Новое поколение комментаторов создавало свой комментарий к «Мишне», попутно обсуждая споры и решения предшественников, так что со временем в обращении стало несколько конкурировавших сводов толкований, из которых важнейшие это «Иерусалимский Талмуд» (ГУ в. н. э.) и «Вавилонский Талмуд» (V в.). При этом самый ранний комментарий – «Тосефта» – был необходим для понимания последующих сводов толкований и служил к ним своего рода введением.

В издании «Талмуда» на русском языке в переводе Н. А. Переферковича, шесть больших томов, которые планировалось дополнить 7-й книгой указателей. Что касается Иерусалимского и Вавилонского сводов комментариев, то каждый из них по объему в несколько раз превышает «Тосефту», и все вместе – это только законодательная часть «Талмуда». В. С. Соловьев сравнивал «Талмуд» с лабиринтом, состоящим из «целого ряда экзегетически казуистических и легендарных построек – на вид причудливых, бессвязных, как сама жизнь. Эти-то постройки, нарастая в течение шести или семи веков, были, наконец, трудами позднейших собирателей сведены в один огромный лабиринт „Талмуда“.

«Строители» «Талмуда» вполне сознавали его необозримость и связанные с этим трудности в его практическом использовании. «Талмуд» не раз кодифицировался, из него делались систематизированные извлечения, создавались сокращенные изложения. Юридические разделы «Талмуда» стали фундаментом иудейского права. Большинство разделов «Талмуда» имеют сходную структуру: сначала цитируется закон из «Мишны», затем следует дискуссия толкователей о его содержании из «Гемары». Пассажи из «Мишны», в силу их большей древности, более авторитетны, чем интерпретации из «Гемары».

Юридической регламентации «Талмуда» подлежали самые разные области жизни: в I томе «Тосефты» – древнейший свод «Талмуда» – («Посевы») – говорилось об имущественных отношениях, связанных с земледелием; во II («Праздники») – о ритуалах; в III («Жены») – содержались установления, касающиеся женщин; в IV («Спасение») – разбирались законы уголовного и гражданского права (если говорить сегодняшним языком); в V томе были сведены правила о жертвоприношении; в VI – о ритуальной нечистоте.

В законотворчестве авторов «Талмуда» поражают две черты: во-первых, стремление к максимально точному прочтению «буквы закона» (данного в «Торе») – путем выявления всех неявных и второстепенных, периферийных компонентов семантики слова, т. е. таких компонентов, которые служат как бы фоном для значений явных и первостепенных; во-вторых, стремление к максимальной детализации общей правовой нормы, установленной «Торой», – на основе предвидения и разбора всех мыслимых спорных и трудных частных случаев, которые должны регулироваться данной нормой.

Вот пример юридической детализации, продиктованной стремлением понять «Тору» как можно более точно и полно и указать все случаи, к которым применим закон. В «Третьей книге Моисеевой. Левит», среди прочих установлений сформулирован закон Яхве об оставлении края поля для бедных: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, оставь это бедному и пришельцу». «Талмуд» посвящает комментированию этого закона специальный трактат «Пеа» (др. – еврейск. пеа означает – край поля или пошлина в пользу бедных). В трактате последовательно разбирается каждое слово или словосочетание закона, при этом толкователи стремятся предусмотреть, с одной стороны, все возможные недоразумения или неоднозначные интерпретации текста закона, а с другой, – предвидеть все трудности применения закона в жизни. Комментарий строится отчасти в вопросно-ответной форме: «Откуда видно, что пошлинам в пользу бедных подлежат не только хлебные злаки, но и стручковые плоды? Из слов: поля твоего. В таком случае можно бы подумать, что сюда относятся все произведения поля твоего, как всякая зелень, огурцы, тыквы, арбузы и дыни? Эти все растения исключаются словом жатву, как не имеющие особенностей тех растений, которые требуют жнитва: подобно тому, как жнитво предполагает растение, которое идет в пишу, охраняется как собственность, произрастает из земли, убирается сразу и складывается для сохранения, так и все растения, удовлетворяющие этим требованиям, подлежат пошлинам в пользу бедных. Не подлежат (пошлинам): овощи, ибо они не складываются для сохранения, хотя уборка их совершается сразу; смоквы, ибо они не снимаются сразу, хотя и складываютя для сохранения; относится это правило к хлебным злакам и стручковым плодам, а также к следующим древесным породам: сумаху, рожковому дереву, ореховому, миндальному, виноградному, гранатовому, масличномуу и финиковому». Далее следует пространное толкование слов край поля. Перечисляются четыре причины того, почему усилено правило оставлять пеа непременно в конце поля:

1) в предупреждение ограбления бедных;

2) потери времени бедными;

3) для внешнего приличия;

4) потому что Тора употребила слово пеа, означающее «край», «конец».

Так же подробно разбираются размеры и место края поля: определяется, в каких случаях земледелец не обязан оставлять край поля и оставляют край два совладельца; кто именно считается бедным и оставляют ли край поля для бедных не иудеев и т. д.

«Мишна» была систематизированным сводом законов. В «Талмуде» тематическая структура «Мишны» в целом сохранялась, однако тома новых комментариев и дополнений делали юридическое содержание «Талмуда» необозримым и затрудняли быстрый поиск нужной нормы. Требовалась новая кодификация иудейского права. В ХП в. ее осуществил Маймонид, самый знаменитый иудейский философ средневековья, медик и рационалист. На основе «Талмуда» он составил полный систематизированный кодекс еврейского права в 14 томах – «Мишнэ-Тора». Кодекс Маймонида стал базовым руководством для иудейской юридической практики. В XVI в. на его основе был составлен новый кодекс, до сих пор авторитетный в ортодоксальном иудаизме.

Танах (Ветхий Завет) рассматривается в иудаизме как символическое, глубочайшее Откровение Бога о Мироздании, ключом к которому является Каббала.

О «Мишне», древнейшей части «Талмуда», евреи говорили: если «Тора» – Закон Израиля, то «Мишна» – «душа Закона». У Каббалы, тайного мистического учения иудаизма, «ранг» еще выше: это «душа души Закона».

Так как мистические занятия считались опасными для людей незрелых и недостаточно твердых в вере, то в иудейской традиции сочинения по Каббале разрешалось читать только женатым мужчинам старше сорока лет, хорошо знакомым с «Торой» и «Талмудом».

В околоталмудическом фольклоре отчасти шутя, отчасти всерьез был задан вопрос о возможности выразить суть иудаизма одной фразой Некий язычник пришел к мудрейшему из раввинов и попросил: «Научи меня всей „Торе“, но только за то время, пока я буду стоять на одной ноге». В ответ он услышал: «Не делай другим того, что не хочешь, чтобы тебе делали, – в этом итог всего Закона, остальное только подробности. Теперь иди и учись».

Это «высшее правило иудейско-христианской морали» (В. С. Соловьев) восходит к нравственной заповеди Бога: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

После канонизации «Талмуда» (V в. н. э.) замкнулся круг авторитетов иудаизма, с трудами которых традиция связывала иудейское Предание. У последующих авторов создатели «Талмуда» устойчиво называются мужами великого собрания (хотя историки сомневаются в реальности именно собрания или другой формы организации работы над «Талмудом»), в отличие от просто книжников – знатоков и толкователей «Талмуда». Христианскую параллель мужам великого собрания составляют создатели патристики – отцы церкви, в мусульманстве – составители ранних хадисов пророка. В поздних талмудических текстах «мужам великого собрания» приписывается следующий завет книжникам: «Будьте медлительны в суждении, поставляйте побольше учеников и делайте ограду Торе».

4. Апофатические тенденции в «Талмуде»

В иудаизме богословие (или теология) как теоретическое учение о Боге стало развиваться после сложения религиозного канона. Это естественная логика развертывания религиозного содержания: вера укрепляется знанием. Теологический компонент вносит в религию представления о внутренней иерархии религиозного учения, интеллектуальную глубину и тот элемент рефлексии, который свидетельствует если не о зрелости, то о начале «взросления» интеллектуальной системы. Создавая своего рода логические «скрепы» учения, богословие отвечает определенным внутренним – коммуникативным и психологическим – потребностям коллектива верующих в систематизации и укреплении религиозного знания.

После трагического поражения иудеев в двух антиримских восстаниях (66–73 гг. и 132–135 гг. н. э.) задача книжного «укреплении веры» была осознана в иудаизме как своего рода духовное преодоление катастрофы, дающее надежду на возрождение еврейского народа. Раввины «великого собрания» (иудейский аналог отцам церкви в христианстве) завещали последующим поколениям книжников «воздвигать ограду вокруг закона», и эта защита учения виделась именно в его теологической разработке.

В «Талмуде» собственно теологический компонент был относительно невелик и не вполне отделен от бесконечно детализированного юридического и разъяснительного комментария к «Торе». Тем не менее, в «Талмуде» становятся значительно более отчетливыми эсхатологические идеи: конец света, страшный суд, воскресение из мертвых, загробное воздаяние человеку по делам его. В теологическом отношении значимо также усиление монотеизма. Эта линия, предвестница будущего апофатического богословия в христианстве, проявилась, между прочим, и в устранении разных наименований и множества характеризующих определений Бога.

Апофатическое богословие (греч. apophatikos – отрицательный) исходит из полной трансцендентности Бога (т. е. его запредельности по отношению к миру и недоступности человеческому познанию). Поэтому в апофатическом богословии истинными признаются только отрицательные суждения о Боге («Бог не является человеком», «Бог не является природой», «Бог не является разумом» и т. д.). Что касается положительных суждений о Боге, то они невозможны: например, даже такое предельно общее утверждение, как «Бог существует», лишено смысла, Бог – вне бытия и выше бытия.

Катафатическая теология (kataphatikos – положительный) допускает возможность характеризовать Бога при помощи позитивных (положительных) определений и обозначений, которые, однако, не должны пониматься буквально и прямо. В христианской теологии оба принципа богопознания существуют, однако отрицательное богословие считается более высоким и совершенным. Н. А. Бердяев, например, в апофатической теологии видел противовес социоморфизму (трактовке Бога в категориях социальных взаимодействий между людьми).

Имени Бога иудеев Яхве в Библии, строго говоря, нет. Имя Яхве (Иегова) возникло в ХШ-XV вв. в среде христианских теологов, изучавших Ветхий Завет в оригинале (т. е. на древнееврейском языке), в результате огласовки (озвучивания) того условного и прежде существовавшего только на письме четырехбуквенного сочетания, которое употребляется в Библии для обозначения Бога. Эти четыре согласных буквы передают первые звуки древнееврейского выражения, которое толкуется как «Я есмь сущий (Бог)». По преданию, подлинное свое имя Бог открыл только Моисею, однако в записи «Торы» Моисей использует не настоящее имя Бога, а сокращение перифразы «Я есмь сущий (Бог)». Этот четырехбуквенный знак употреблен в Библии около 7 тысяч раз. Что касается подлинного звучания имени Бога, то оно произносилось всего один раз в году (в День очищения) первосвященником, причем тайна его звучания передавалась устно по старшей линии первосвященнического рода. После Вавилонского плена, примерно в V в. до н. э., иудеи, «благоговея к Имени Божию» (С. Н. Булгаков), перестали произносить это имя в Богослужении и при чтении Писания, заменяя его словом Элохим (Элогим). Это обозначение Бога, употребленное в Библии около 2 тысяч раз, представляет собой форму множественного числа древнееврейского слова со значением «Бог». Однако прилагательные и глаголы, относящиеся к этому слову, в Библии всегда стоят в единственном числе, т. е. Элохим выступает как обозначение некоторого единого и одного Бога. В «Септуагинте» и «Талмуде» Элохим было осмыслено как нарицательное слово со значением «господин, господь» (в «Септуагинте» оно переводится словом kirios).

В «Талмуде» уже нет тех многочисленных характеризующих наименований – эпитетов Бога, которыми изобилует Танах: Вечный, Всеведущий, Великий в советах, Знающий тайны сердца, Испытующий сердца и утробы, Благотворящий, Терпеливый, Ревнитель, Мститель, Отец, Кроткий и т. п. Абсолютное начало, таким образом, в «Талмуде» мыслится настолько всеобъемлющим, надчеловеческим и надприродным, что любые его характеристики становятся ничтожно малыми и ненужными.

После «Талмуда» иудейское богословие развивается в трудах многих поколений ученых, включая выдающегося мыслителя XX в. Мартина Бубера (1878–1965), гуманистического мистика и экзистенциалиста.

Самый знаменитый еврейский мыслитель средневековья Моисей Маймонид (1135–1204), раввин, врач, математик, астроном и кодификатор права, напротив, был ярким рационалистом в богословии.

Его написанный по-арабски «Наставник заблудших» (вариант перевода «Путеводитель колеблющихся») содержит логическое (по Аристотелю) и философское обоснование монотеизма. «Наставник заблудших» вызывал неприятие как иудейских ортодоксов, так и инквизиции. Консерваторы не раз запрещали это новаторское сочинение читать иудеям, впрочем, иногда – только несовершеннолетним.

Защищая и развивая рационалистические начала Писания, Маймонид систематизировал и дополнил приемы толкования «Торы», разработанные в «Талмуде». Например, такие обороты Писания, как перст божий и т. п., Маймонид учил понимать не буквально, а переносно, поскольку Бог, разумеется, не имеет физической плоти.

5. Комментаторская культура иудаизма

В религиях Писания проповедь рано стала выполнять еще одну коммуникативную задачу – толковать «трудные места» священного текста. Наряду с «наставлением и увещанием» «следовать Закону» и «подражать прекрасным вещам», проповедь стала жанром, в котором складывались приемы объяснения того непонятного, что звучало в литургии. Во время ритуального чтения отрывков из Писания попутный комментарий непонятного не допускался – таков фундаментальный принцип в отношении к священному слову в религиях Писания. Другое дело проповедь – в качестве текста «второго порядка», слова наставника по поводу слова Бога.

Проповедь в храме всегда в той или иной мере содержит толкование Писания, поскольку такова общая цель проповеди – донести смысл слова Бога до сознания людей. Однако очень скоро толкования выходят за границы того, что может вместить устное слово священника. Толкования, всякого рода комментарии к Св. Писанию становятся преобладающим типом знания вообще, а культура, в центре или в фундаменте которой находится религия Писания, развивается как комментаторская культура, как рефлексия по поводу главного текста культуры – Писания. При этом генетическая связь с проповедью, с наставлением в храме сказывается в характерном для такого знания привкусе дидактики, назидания. Это то знание, которое надлежит знать, которому учит конфессиональная школа.

В иудаизме разнообразные комментарии к «Торе» начинают составляться еще до канонизации «Танаха» («Ветхого Завета») – текстах, которые потом станут разделами и книгами «Талмуда». По своему содержанию или характеру основная масса толкований принадлежит трем областям знания (если говорить об этом в современных терминах): богословию, праву и филологии.

«Талмуд» всесторонне разрабатывает самое технику филологического и логико-филологического комментирования текста, методически определяя и демонстрируя на примерах 32 приема толкования текста. Часть приемов была связана с необходимостью устранить противоречия в интерпретации различных установлений «Торы», в том числе путем допущения непрямого, переносного, расширительного, сужающего, иносказательного и разного другого понимания слова или фразы. Таким образом, «Талмуд» и иудейская школа воспитывали готовность к небуквальному пониманию слова и учили понимать разные пласты смысла в одном слове. Понятно, что внесение в школу, в культуру таких принципов и методов понимания интенсифицирует мышление, расширяет информационные горизонты общества.

В «Талмуде» есть пассажи, напоминающие филологический разбор писательского мастерства, со своего рода мысленными экспериментами, позволяющими «взвесить» смысловую значимость отдельных элементов текста.

Вот пример таких наблюдений. Раввины считали, что каждое слово «Торы» – от Бога, ни одно слово не напрасно. Поэтому, когда они находили слово или выражение, казавшееся не столь важным, они стремились выяснить, какую новую идею или нюанс стремится передать с их помощью Библия. Характерна дискуссия о фразе из «Бытия», касающейся Ноя: «Вот житие Ноя. Ной был человек праведный, непорочный в своем поколении». Какие слова не кажутся существенными? – В своем поколении. – Почему же, спрашивают мудрецы, «Тора» включает их?

Высказывается несколько мнений. Один раввин говорит: «В своем, особенно порочном, поколении Ной был праведным и безупречным человеком, но не в других поколениях». Другой раввин возражает: «Даже если в своем поколении – то тем более в других поколениях». Замечательно, что «Талмуд» не только показывает, как по-разному люди понимают один от же текст, но и объясняет эти различия: дело в разном индивидуальном опыте людей. Оказывается, второй раввин стал религиозным только во взрослом возрасте, а до этого был вором, гладиатором и цирковым служителем. Он хорошо знал, как трудно быть хорошим, если происходишь из бедной и аморальной среды. В его глазах Ной, происходивший из такой аморальной среды, но ставший праведником, был куда более велик, чем если бы вырос среди праведников.

Самый знаменитый и до сих пор высокоавторитетный комментатор еврейских священных книг – раби Шломо бен Ицхах или сокращенно Раши (1040–1105), признан в иудаизме величайшим еврейским учителем средневековья. Он открыл бесплатную иудейскую школу в Труа (Франция) и стал родоначальником мощной комментаторской традиции. Его сжатый и ясный стиль до сих пор влияет на ивритоязычных авторов.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх