Кто научился добывать огонь. Когда люди овладели огнем. Огненный плуг по-полинезийски

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь.

Как же люди все-таки научились разжигать костры?

«Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь.

В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки.

Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются и по се день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички.

Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства.

Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Для безопасности спичек состав головки был кардинально переработан. Теперь головка спички включает в себя окислитель, в качестве которого используется бертолетова соль, горючего материала - серы, и клеящего вещества. Таким образом, современная спичка не содержит ядовитого белого фосфора, но потеряла способность загораться от легкого трения о любую шероховатую поверхность.

Чтобы зажечь спичку нужно потереть ее о боковую поверхность коробка, на которую нанесено специальный материал, состоящий из смеси сульфида сурьмы, красного фосфора и клея.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией.

Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Позже, когда человек обучился выращивать скот, в качестве топлива начали использовать высушенный навоз животных. Он применяется до настоящего времени - в пустынях, степях, проще говоря, везде, где нет или практически нет лесов. Еще спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Из пещер, в которых жили пращуры современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов. А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Огонь был первой силой природы, покоренной человеком. Покорение огня окончательно оторвало человека от животного царства и сыграло величайшую роль в истории человечества.

Древний период человеческой истории, низшая ступень дикости, протекал еще без знания огня. На этой ступени развития находился, вероятно, питекантроп.

Однако очень рано, в конце низшей ступени дикости и в начале средней ступени дикости, человек знакомится с огнем и начинает широко его использовать. Памятниками этого являются известное местонахождение синантропа, а также некоторые стоянки Западной Европы, относящиеся к шелльскому времени.

Трудно предположить, что в эту эпоху человек уже умел искусственно добывать огонь. Древнейший период в истории овладения человека огнем - это период использования естественного огня, непрерывного поддерживания его и переноса его с места на место.

Современные племена дикарей хотя и умеют добывать огонь, но избегают это делать. Они предпочитают поддерживать в стойбище неугасимый огонь, при перекочевках переносить огонь с места на место, а в том случае, если огонь потухнет, одалживать его у соседей. Это является пережитком длительного периода, в течение которого люди знали огонь, но не умели его добывать. Из всех племен земли только одни андаманцы еще в XIX в. находились на стадии поддерживания и использования огня. Им не были известны способы искусственного добывания огня. Пережитки же этой стадии развития сохранились в культе и мифологии („неугасимый огонь») у очень многих племен и народов земли. Знаменитый миф о Прометее повествует не об обучении человека способам добывания огня, а о переносе огня. Таким образом миф о Прометее отражает ту стадию, которая предшествует открытию добывания огня.

Памятником стадии использования естественного огня является местонахождение синантропа, которое может быть отнесено к концу низшей ступени дикости и которое дало большие скопления золы. Сюда же относятся стоянки Шпихерн и Бурбах во Франции, давшие следы костров вместе с остатками теплолюбивой шелльской фауны (гиппопотам, древний слон и др.), стоянка Лайтенерберг в Богемии, давшая следы костров вместе с костями этруского носорога и махай- рода, грот Обсерватория близ Ментоны и другие памятники. Все они могут быть отнесены к шелльскому времени, к самому началу средней ступени дикости.

В эту эпоху человек мог пользоваться огнем, получившимся в результате лесных пожаров или же вулканических извержений. Напомним, что в начале плейстоцена вулканическая деятельность была развита гораздо сильнее, чем в настоящее время.

Если в стоянках шелльского времени остатки углей и костров появляются в виде исключения, то в мустьерских стоянках уже, как правило, находят скопления древесного и костного угля, а иногда и специально вырытые в земле очаги (яркий пример этого дает Чокурча). Можно предположить, что неандертальцы, хорошо овладевшие огнем и систематически его применявшие, уже умели его искусственно добывать. В верхнем палеолите человек овладевает огнем еще в большей степени. Увеличиваются скопления золы и угля, находимые в верхнепалеолитических стоянках. Совершенствуется устройство очагов, увеличивается их количество, появляются ямы-печи, каменные светильники, а также постоянные прочные жилища как показатель оседлости. В неолите процесс овладения огнем и увеличения его хозяйственного значения идет еще дальше. Несомненно, с этим процессом было связано расселение человечества по поверхности земли, а также расширение источников питания человечества (рыба, растительная пища и т. д.). Развитие того и другого можно констатировать на протяжении всего палеолита и неолита.

Каковы же были древнейшие способы добывания огня, появившиеся у неандертальцев мустьерской эпохи, и как они возникли? Во время археологических раскопок не удается обнаружить остатки несомненных древнейших орудий для добывания огня. Для того чтобы их гипотетически восстановить, нам придется дать обзор способов добывания, огня, бытующих у современных примитивных племен.

Таких способов несколько: 1) выскабливание огня (огневой плуг), 2) выпиливание огня (огневая пила), 3) высверливание огня (огневое сверло), 4) высекание огня, 5) получение огня сжатием воздуха (огневой насос).

Выскабливание (выпахивание) огня производится с помощью деревянной палочки, которую водят, сильно нажимая по лежащей на земле деревянной дощечке или палочке. В результате такого скобления получаются тонкие стружки или древесный порошок; они нагреваются (вследствие трения дерева о дерево возникает теплота) и начинают тлеть. Их присоединяют к легковоспламеняющемуся труту и раздувают в пламя. Выскабливание огня имеет довольно ограниченное распространение. Больше всего оно распространено в Полинезии. Изредка этот способ встречается у папуасов, австралийцев, тасманийцев и у некоторых примитивных племен Индии и Центральной Африки; но всюду здесь преобладает высверливание огня.

Огневая пила примыкает к огневому плугу, но деревянная дощечка, пилится или скоблится не вдоль ее волокон, а поперек. При пилении также получается древесный порошок, который начинает тлеть. Выпиливание огня широко распространено у австралийцев, а также известно в Новой Гвинее, на Филиппинских островах, в Индонезии и в некоторых местах Индии и Западной Африки. Иногда дерево пилится не ножом из твердого дерева, а гибким растительным шнуром.

Наиболее распространенным способом добывания огня является его высверливание. Этот способ широко распространен в Азии, Африке, Америке и Австралии. В виде пережитков, связанных с культом, он сохранился в Европе до самого последнего времени. Огневое сверло состоит из деревянной палочки, которой сверлят лежащую на земле деревянную же палочку или дощечку. В результате сверления очень быстро в углублении на нижней дощечке появляется дымящийся и тлеющий древесный порошок, который высыпается на трут и раздувается в пламя. Простейшее огневое сверло приводится во вращение ладонями обеих рук. Значительным усовершенствованием является присоединение к нему упора сверху и ремня, охватывающего сверло. Ремень попеременно тянут за оба конца, приводя сверло во вращение. Если концы ремня привязаны к концам деревянного или костяного лука, то появляется уже более совершенное лучковое сверло.

Наконец, дальнейшее усовершенствование огневого сверла заключается в появлении сверла-насоса или дриля.

В то время как простейшее огневое сверло очень широко распространено у самых примитивных племен, усложненное сверло с ремнем и луком встречается лишь у племен с относительно развитой техникой, находящихся, как правило, на ступени варварства.

Высекание огня может производиться ударом кремня о кусок железной руды (серный колчедан, иначе - пирит) и ударом кремня о железо или сталь. В результате удара получаются искры, которые падают на трут и воспламеняют его. Первый способ имеет очень ограниченное распространение. Он описан у айнов, эскимосов, некоторых племен североамериканских индейцев и у огнеземельцев. Существовал этот способ также у древних греков и римлян. Высекание огня ударом кремня о железо или о сталь относится уже к развитой технике и возникает очень поздно.

Добывание огня сжатием воздуха (огневой насос) - специфический, довольно совершенный и очень мало распространенный способ. Он описан в некоторых местах Индии и Индонезии.

Какой же из описанных выше способов добывания огня является древнейшим?

Представление о том, что, обрабатывая кремень, палеолитические люди научились высекать из кремня искры и таким путем стали добывать огонь, не соответствует действительности. Высечь искры ударом кремня о кремень и затем разжечь получившиеся таким путем искры в пламя почти невозможно. Всюду, где огонь высекают из кремня, его высекают ударом кремня о пирит. Но и этот способ нельзя считать древнейшим. Характерно, что в настоящее время он очень мало распространен и что из примитивных племен охотников-собирателей им пользуются только огнеземельцы. Да и последние вынуждены к нему прибегать, вероятно, лишь потому, что влажная насыщенная парами атмосфера Огненной земли не дает возможности получить огонь трением дерева о дерево. Если бы высекание огня было обычным способом в палеолите, то в палеолитических стоянках часто встречались бы находки кусков пирита, с помощью которых огонь высекался. Между тем, такие находки в палеолитических стоянках почти совершенно отсутствуют (исключение составляют верхнепалеолитические слои пещеры Шале в Бельгии и пещеры Лез-Эйзи во Франции).

Об относительно позднем появлении высекания огня свидетельствует и то, что многие народы, которые добывали или добывают огонь исключительно высеканием, все же сохраняют в качестве связанного с культом и с религией пережитка добывание огня трением дерева о дерево.

„Долго спустя после того, как люди ознакомились с другими способами получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем трения. Еще и поныне, согласно народному поверию большинства европейских стран, чудотворный огонь (например у нас огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен при помощи трения. Таким образом еще и в наше время благодарная память о первой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в народном суеверии, в остатках языческо- мифологических воспоминаний у образованнейших народов на земле».

Если мы, вследствие всего сказанного, признаем, что древнейшим способом добывания огня, появившимся еще в палеолите, было трение дерева о дерево, то нам остается выяснить, какой из снарядов для добывания огня появился прежде других - огневой плуг, пила или сверло.

Многие исследователи, исходя из широкого распространения, в том числе среди наиболее примитивных племен, огневого сверла, считают древнейшим способом добывания огня сверление. Наиболее подробно эта точка зрения развита Карлом Штейненом. Однако само сверление, как технический прием, возникает у первобытного человека не сразу. Оно появляется не раньше начала верхнего палеолита. А не зная сверления, неандертальский человек не мог изобрести и огневого сверла.

Вероятно, наиболее древним и примитивным приемом, доступным еще неандертальскому человеку, было выскабливание огня с помощью огневого плуга. Характерно то, что этот способ распространен, главным образом, на островах Тихого Океана, в Тасмании и в Австралии, т. е. в изолированных областях, где в меньшей мере имели место заимствования и обмен техническими достижениями. Раз возникнув, этот способ удержался здесь надолго, не будучи вытеснен каким-либо другим. Характерно и то, что этот способ существовал у тасманийцев и австралийцев - наиболее примитивных из племен земли, живших в XIX в.

В пользу наиболее древнего появления выскабливания огня свидетельствует и то, что у некоторых австралийских племен, добывающих огонь высверливанием, в легендах описывается добывание огня с помощью выскабливания.

Обработка дерева, изготовление деревянных орудий, несомненно, практиковалась неандертальцем. Дерево могли обрабатывать как с помощью каменных орудий, так и с помощью ножей и скребел из более твердых пород дерева. В результате такого резания, пиления и скобления дерева примитивными методами человек мог заметить возникающие дым, запах, тепло, тление, а затем и воспламенение стружек и опилок Возможно, что стружки и опилки также специально изготовлялись для сохранения и переноса огня, и в процессе их изготовления человек подошел к искусственному добыванию огня.

Выпиливание огня, распространенное в настоящее время у австралийцев, также могло возникнуть у неандертальского человека одновременно с выскабливанием огня. Как и выскабливание огня, выпиливание развилось, вероятно, из техники обработки дерева.

Эти два способа добывания огня можно считать древнейшими. Их возникновение было подготовлено как развитием техники обработки дерева, так и предшествующей им стадией использования и сбережения естественного огня. Слабо тлеющие стружки и опилки, получающиеся при обработке дерева, можно было раздуть в пламя лишь при наличии хорошего трута. А трут - это важнейшее достижение стадии использования огня.

В верхнем палеолите возникает сверление кости, а в некоторых случаях и камня. Несомненно существовало и сверление дерева, а следовательно, появилось и огневое сверло в его простейшей форме, приводимое в действие ладонями рук. Некоторые авторы (Соллас) выдвигают предположение, что сверло с луком появилось уже в конце верхнего палеолита, в мадленскую эпоху. Это предположение является очень заманчивым. Если допустить, что сверло с луком возникло в верхнем палеолите, то тем самым разъяснилось бы происхождение лука и стрел, возникающих как раз на рубеже палеолита и неолита. Однако нужно иметь в виду, что лучковое сверло существует лишь у современных племен, находящихся на ступени варварства. Племена эти по уровню развития своей культуры значительно выше палеолитических людей.

В неолите, в связи с развитием всей техники, в частности техники обработки камня и кости, развиваются и способы добывания огня. Лучковое сверло, несомненно применявшееся в позднем неолите для сверления камня, вероятно, применялось и для добывания огня. Разумеется, это усовершенствованное сверло появилось не всюду (и в настоящее время оно имеет ограниченное распространение) и сосуществовало со старыми, более примитивными способами добывания огня.

В неолите и в эпоху бронзы развивается и высекание огня путем удара кремнем или кварцитом о кусок серного колчедана. Об этом свидетельствуют сделанные в ряде памятников неолита и эпохи бронзы находки кусков кремня или кварцита вместе с кусками серного колчедана и с остатками трута. Такие находки, в частности, были сделаны в Маглемозе, в стоянках и погребениях Скандинавии и швейцарских и североитальянских свайных поселениях.

Впоследствии, в связи с развитием обработки железа, появляются и получают повсеместное распространение железные огнива, только к середине XIX в. вытесняемые спичками.

Так прослеживается в основных чертах развитие способов добывания огня в первобытном обществе. Однако у отдельных племен могла быть и иная последовательность приемов добывания огня. Так, одно из примитивных племен индейцев Южной Америки (Bwiha в Парагвае) добывает огонь с помощью трения дерева. Однако термин, обозначающий на языке этого племени добывание огня, происходит от слов „высекания ударом”. 3

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Свидетельства

1,42 млн лет назад: Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет . Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C - для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200-400 °C . Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня .

В эфиопском Габебе в локации №8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности . Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200°C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания . Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

790-690 тыс лет назад: Ближний Восток

В 2004 году была обнаруженна стоянка Bnot Ya"akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790-690 тысяч лет назад . В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382-200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка .

700-200 тыс лет назад: Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком . Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 - 0,7 миллиона лет, также как и в других районах - пещера Montagu Cave (0,058 - 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 - 0,13 миллиона лет) .

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии - при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа - 110 000 лет .

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей . Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет .

200 тыс. лет назад: Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 - 0,5 миллиона лет .

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет .

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих .

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Китай

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет . Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1 . Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях. Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют. На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.» Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Изменения в поведении и эволюция

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма . Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу .

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий .

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня

Суть разведения огня трением заключается в том, что при трении друг о друга любые предметы (в том числе деревянные) нагреваются. В данном случае в качестве трущейся поверхности выступает древесина. Нагреваясь от трения, она способна достичь температуры, достаточной для образования тлеющего трута, в качестве которого зачастую выступает пыль этой же самой древесины.

Теоретически этот метод прост, практически требует огромных усилий по реализации и определенных навыков.

Известно несколько способов добыть огонь трением, но из них не все применимы в реальных условиях с учетом особенности умеренных широт северного полушария (соответствующая древесина и её влажность).

Основные варианты добывания огня трением

Чаще всего, чтобы добыть огонь трением, используют такие методы:

  1. Огненный плуг. Здесь тлеющий трут образуется в результате трения колышка о канавку, вырезанную в деревянной дощечке.
  2. Ручная дрель. Тлеющие угли в этом случае появляются в результате сверления деревянной дощечки, подготовленной специальным образом.
  3. Огненный лук. Здесь все так же, как в случае с ручной дрелью, только сверло приводится в движение возвратно-поступательными движениями лучка.
  4. Огненный бамбук. В этом случае тлеть начинает заранее заготовленная растопка, зажатая в половинке ствола бамбука, которым «пилят» другую половинку.

Все способы разведения огня трением имеют свою специфику и достаточно сложны в реализации. Чтобы уверенно развести костер с их помощью, требуются предварительные тренировки.

Огненный плуг

Это один из самых сложных способов добывания огня трением. Тем не менее, за неимением веревки, которая нужна, например, для огненного лука, он становится приемлемым для разведения огня даже в степи и лесостепи.

Суть метода заключается в том, что при трении острой палкой о желоб в бревне стенки бревна разогреваются, с них соскабливается горячая труха, которая затем и будет раздуваться.

Для огненного плуга подходит сухая (но не гнилая) древесина мягких лиственных пород. Хвойные породы дерева для целей добывания огня трением не стоит использовать из-за наличия в них смолы, которая может препятствовать появлению тлеющего трута. Однако, если лиственных деревьев поблизости не оказалось, можно попробовать , например, с помощью палок сосны.

Некоторые полагают, что для разведения огня трением можно использовать кору в качестве основы. Но это не верно: огонь таким образом добыть не получится. Если уж и использовать кору, то березовую бересту и то только в качестве растопки.

Для того, чтобы добыть огонь огненным плугом, нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Делается дощечка, либо на горизонтально лежащем стволе делается ровная площадка длиной до полуметра.
  2. В дощечке вырезается неглубокая канавка почти на всю длину дощечки.
  3. Из того же дерева выстругивается колышек длиной до 30 см, который затачивается с одной стороны.
  4. Острой стороной колышек опускается в канавку.
  5. Колышек вдавливается в дно канавки и таким образом водится по всей ее длине в одну и другую сторону.
  6. На образованные в результате трения тлеющие угли кладется растопка, либо же угли аккуратно высыпаются в свернутую гнездом растопку, после чего раздуваются до появления огня.

Наши далекие предки добывали огонь именно таким способом – трением одного куска сухого дерева о другой по технологии огненного плуга.

Если сделать колышек подлиннее (чуть более двух метров), огненный плуг можно использовать вдвоем, что значительно упрощает работу добывающему огонь человеку. В этом случае сидящий у деревяшки человек направляет и прижимает колышек к канавке, а стоящий - прижимает и двигает его в одну и другую сторону. В видео видно, как это организуется:

Ручная дрель

Данный метод добычи огня трением используется в основном в тропической и экваториальной зоне, где имеется подходящая для этого древесина.

Алгоритм действий:

  1. Кусок небольшой ветки очищается от коры и расщепляется вдоль на две части.
  2. В одной половине сбоку вырезается «V»-образная щель, в самой узкой части которой с наружной стороны ветки делается углубление под будущее сверло.
  3. Из той же древесины делается сверло, представляющее собой заточенную с одной стороны нетолстую палку длиной не менее полуметра (при более короткой работать будет не так удобно).
  4. Палка с вырезанной щелью кладется плоской стороной на землю на заранее заготовленную растопку.
  5. Сверло острой стороной упирается в углубление в лежащей на земле палке.
  6. Верхняя часть сверла зажимается между ладонями и с нажимом вращается движением, напоминающим потирание ладоней во время мороза. Когда ладони соскальзывают вниз, не отрывая сверла от нижней палки, их необходимо вернуть на прежнее место и продолжить вращение.
  7. Образованные в результате трения внутри щели тлеющие угли аккуратно сбрасываются на растопку и раздуваются до появления огня.

Такой метод добычи огня трением применяли древние люди, живущее в жарких странах. В современных условиях его можно упростить за счет использования марганцовки, которая воспламеняется быстрее прута.

Если в аптечке туриста найдется перманганат калия, с разведение костра не возникнет проблем. В лунку, сделанную в бревне, нужно засыпать немного этого порошка, прижать его торцом небольшой палочки, обложив предварительно трутом, и сделать несколько вращательных движений. Трение приведет к вспышке и возгоранию трута.

Пример такого разведения огня в условиях тайги зимой показан на видео:

В наших широтах ручной дрелью добыть огонь несколько затруднительно: понадобится много времени, сил, а на руках могут образоваться ранки, в которые может попасть инфекция. Поэтому данный способ не получил широкого распространения, в отличии от следующего метода.

На видео показано, как разводят костер таким способом в Кении:

Огненный лук и его вариация

Этот метод разведения огня трением получил известность под названием индейская скрипка, хотя издавна использовался не только в Америке, но и на других континентах.

По сути этот метод - та же ручная дрель, только в этом случае вращение осуществляется не ладонями, а тетивой лука, что обеспечивает большую скорость и, соответственно, более высокие температуры. Поэтому иногда его называют лучковой дрелью.

Внешне приспособление для разведения такого костра похоже на лук, тетива которого обмотана вокруг палки.

Древесина используется такая же, как и для огненного плуга, то есть сухая древесина мягких лиственных пород, например, ольхи или осины. Деревья, лежащие на земле, для этих целей не пригодны, так как с большой вероятностью будут влажными или подгнившими и трухлявыми.

Также для этого метода нужна веревка, в качестве которой зачастую используют шнурки, снятые с одного ботинка. Главное требование к веревке - она должна быть прочной (очень хороши для этого туристические веревки).

Для получения огня своими руками с помощью огненного лука делается следующее:

  1. Срубается сушина.
  2. Делается дощечка, либо, как и в предыдущем случае, ветка расщепляется наполовину вдоль волокон.
  3. По аналогии с предыдущим методом делается «V»-образная щель и углубление в ее суженном конце.
  4. Из отдельного куска древесины выстругивается сверло длиной около 30 см, заостренное с двух сторон.
  1. Делается лук. Для этого можно взять искривленную достаточно жесткую палку длиной до метра и привязать к обеим ее сторонам веревку. Упругая ветка для этих целей тоже подойдет, но с ней будет тяжелее добиться натяжения веревки во время движения лука вперед, что может привести к проскальзыванию веревки по сверлу.
  2. Берется вторая часть расщепленной палки и в центре нее на внутренней стороне выковыривается небольшая лунка. В эту лунку будет вставляться верхняя часть сверла.
  3. Тетива оборачивается вокруг сверла один раз, сверло одним концом вставляется в нижнюю дощечку и прижимается второй дощечкой сверху. Оба заостренных конца сверла должны попасть в соответствующие лунки. Получается лучковая дрель.
  4. Человек стоит на правом колене, а левой стопой прижимает нижнюю дощечку, чтобы исключить ее смещение. Лук находится в правой руке, а левой рукой он держит верхнюю дощечку, которой прижимает сверло.
  5. Лук приводится в возвратно-поступательное движение, как при сверлении, это вызывает вращение сверла в опоре. По мере заполнения «V»-образной щели трутом скорость движения лука нужно постепенно увеличивать, доводя температуру в месте контакта сверла с опорной дощечкой до максимума.
  6. Образованный в результате преодоления силы трения тлеющий трут извлекается вместе с растопкой и раздувается до появления огня. Трут должен быть в форме маленьких черных иголочек: только в этом случае можно надеяться на хороший результат.

Некогда наблюдал такую картину: молодой человек прикрепил деревянное сверло к дрели и сверлил по центру деревянную доску - было много дыма, но развести огонь так и не получилось. Аналогичная ситуация прослеживается в некоторых книгах, иллюстрирующих изображения с подобной схемой. Нетрудно догадаться, что такой метод обречен на провал, ведь в нем негде накапливаться труту, который кроме прочего просто разлетается в стороны.

Этот способ добывания огня, как и описанные выше, основан на физическом явлении увеличения внутренней энергии за счет совершения работы по преодолению сил трения.
В наших широтах он наиболее предпочтителен, но по-прежнему остается одним из самых сложных и энергозатратных (в основном из-за высокой сложности изготовления лука) и требует предварительной отработки.

Существует также «родственник» огненного лука, получивший название насосной (помповой) дрели, но это устройство достаточно сложно для изготовления в условиях выживания и поэтому в данной статье рассматриваться не будет. На видео показан этот вариант:

Огненный бамбук

Данный метод добычи огня своими руками по очевидным причинам используется только в регионах, где произрастает бамбук. Для него годятся только высохшие стебли этого растения.

Огонь добывается следующим образом:

  1. Сухой метровый бамбуковый ствол расщепляется на две части.
  2. Одна часть (далее по тексту - первая часть) укорачивается до полуметра и в ней в середине ножом делается небольшое сквозное отверстие.
  3. С наружной стороны прямо по отверстию делается поперечная канавка.
  4. Из второго куска (далее по тексту - вторая часть) расщепленного ствола бамбука отрезается широкая щепка длиной около 40 см и надламывается посредине.
  5. Боковая сторона второй части ствола делается ровной и ее край заостряется ножом - получается своего рода бамбуковое лезвие.
  6. Со второй части ствола ножом соскабливается стружка в виде тонких скрученных ленточек. Для этого лезвие ножа удерживается под прямым углом по отношению к стволу и располагается поперек него.
  7. Стружки скатываются в плотный шарик, делятся на две равные части и укладываются внутрь первой части ствола прямо над отверстием (отверстие оказывается между ними), после чего прижимаются сверху надломленной щепкой.
  8. Вторая часть ствола упирается в живот одним торцом, а в землю другим. Вес тела прижимает ее к земле так, чтобы исключить смещение во время работы.
  9. Первая часть ствола с растопкой и щепкой берется двумя руками за противоположные концы и прислоняется канавкой к ровной боковой поверхности («лезвию») второй части.
  10. Возвратно-поступательное движение за счет трения обеспечивает нагревание, достаточное для образования тления в прижатой щепой растопке.
  11. Тлеющая растопка переносится в сухую траву и раздувается до появления огня.

Мне доводилось наблюдать и другое исполнение этого метода разведения огня трением. В нем половина ствола бамбука с растопкой лежала на земле (растопкой вниз), а второй половиной производилось пиление. Но такой способ, как по мне, менее универсален, поскольку для него нужно минимум два человека (один для удержания нижней части, второй - для пилящих движений), грунт должен быть сухим, чтобы не намочить растопку, да и руки можно повредить о лежащие на земле камни или колючки.

Как и другие методы добывания огня трением, этот требует предварительной тренировки. Без такой тренировки оказавшийся в аварийной ситуации человек рискует потратить много времени и сил, при этом оставшись без огня.

Как по мне, в наших широтах наиболее приемлемым вариантом для разведения огня в условиях выживания был и остается метод огненного лука. Хоть для него и требуется наличие прочной веревки, но именно он позволяет по сравнению с другими методами затратить меньше сил, которые в аварийной ситуации всегда есть, где применить.

Интересное видео: лучковая дрель в работе

Огненный плуг по-полинезийски:

Первобытный человек был знаком с огнем, но не сразу научился им пользоваться. Вначале у него преобладал инстинктивный страх, присущий всем животным. Но постепенно он стал употреблять огонь для своих нужд, например, чтобы отгонять животных. Правда, в то время он еще не умел добывать огонь.

Во время бури, когда молния попадала в сухие ветки или в дерево, они загорались. Тогда древние люди собирали горящие куски дерева. Потом им приходилось постоянно поддерживать огонь. Для этого обычно в племени выделялся специальный человек, и если он не мог уследить за огнем, его часто ждала смертная казнь.

И, наконец, спустя длительный период времени люди задали себе вопрос, а как же им добыть огонь. Благодаря раскопкам ученых мы знаем, как жили различные доисторические племена, например неандертальцы. Некоторые исследователи считают, что именно тогда человек впервые стал получать огонь.

Другие, небольшие по численности племена первобытных людей, чей образ жизни еще недостаточно изучен, жили в пещерах или около них. На стенах пещер нашли рисунки.

Конечно, чтобы рисовать внутри пещер, необходимо было освещать место будущего рисунка. Итак, вывод напрашивается сам собой: художники того периода уже работали при свете факелов и знали огонь.

Примерно 10 000 лет тому назад население Европы все еще вело кочевой образ жизни, и многое зависело от удачной охоты. Мясо при этом чаще ели сырым, но постепенно человек научился жарить его в пламени костра.

Вероятно, все началось со случайного попадания мяса в костер. Попробовав его, человек увидел, что поджаренное мясо мягче и вкуснее сырого. Кроме мяса первобытные люди поджаривали рыбу и мелких птиц.

Примерно в то же время человек одушевил огонь. Считая его живым существом, которого надо все время кормить, человек поклонялся огню, видя его разрушительную силу.

Давным-давно человек приручил огонь.Первобытные люди грелись у костра,готовили на нём пищу.С тех далёких времён и до наших дней огонь днём,и ночью служит человеку.Без огня люди никогда бы не смогли быстро ездить по земле путешествовать по рекам,и морям. В топках паровоз и пароходов сжигали уголь.Огонь нагревал воду,пар приводил в действие паровые машины.В Моторе автомобиля тоже работает огонь.Только здесь сгорает не уголь,а бензин.

Первобытных людей трудно назвать домоседами: они вели бродячую - кочевую - жизнь и постоянно передвигались по земле в поисках новой пищи. Вооружены они были довольно слабо - только палкой и камнем, однако и с их помощью древние люди ухитрялись охотиться на крупных животных. Если животные не попадались, первобытные люди могли спокойно довольствоваться и растительной пищей - ягодами и плодами.

До того, как первобытный человек научился собственными руками добывать огонь, он бережно хранил пламя, подаренное природой: полученное при ударе молнии, пожаре и т.д.

Древнейшие люди долгое время общались друг с другом только с помощью различных звуков, однако, как только они стали способны пользоваться отдельными словами, развитие их пошло стремительными темпами.

Источники: 900igr.net, potomy.ru, otherreferats.allbest.ru, leprime.ru, sitekid.ru

Лунар орбитер-4

Лунар орбитер-4 — автоматическая межпланетная станция НАСА. искусственный спутник Луны, запущенный в рамках программы «Лунар орбитер» ...

Суд богов

Бог огня Локи и гном Синдри поспорили между собой, заложив свои головы. Чтобы разрешить спор они решили положиться...

Рельсотрон

В Лаборатории импульсных энергетических воздействий на вещество в подмосковной Шатуре состоялись испытания так называемого рельсотрона - электромагнитной пушки, ...

Асгард Ирийский

Асгард в германской мифологии небесная крепость асов, молодого и сильного поколения семейства богов. Другая группа богов, ваны, жили...

Нюйва

О сотворении мира, пусть и в разных формах, но говорят все без исключения религии мира. Так, в Библии...

Современные виды МФУ

Многофункциональные печатающие устройства остаются лучшими видами аппаратуры для офисных и административных помещений. Они способны выводить на печать массу...



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх