Конспект урока биологии на тему "клетка элементарная единица жизни". План конспект урока по биологии на тему " клеточное строение организма" Конспект по биологии тему клетка
Цыганкова Наталья Николаевна, учитель биологии.
Тема урока: Клетка – основная единица живого. Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии .
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать строение клетки;
Рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
Уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
Слушать товарища и обосновывать свое мнение;
Выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
Находить отличия;
Составлять схемы-опоры;
Работать с информационными текстами;
Объяснять значения новых слов;
Сравнивать и выделять признаки;
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником .
Продолжить формирование умения находить о тличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические р есурсы: учебник, рабочая тетрадь , ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I . Мотивация
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!
Слайд № 1
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Слайд № 2
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток ). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
II . Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Заполните схему по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
III . Актуализация нового материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения? 2.Ученый открывший клетку. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? Защищает клетку от влияния окружающей среды. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6.Полужидкое содержимое клетки.2. Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной ; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б ) животных , в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов , в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма ; в) вода;
IV . Лабораторная работа.
а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
б) Работа с компьютером.
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.
V. Рефлексия .
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI . Домашнее задание.
Всем:
Параграф §8, вопросы на странице 31.
Творческий уровень :
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
Цель : сформировать убеждение о том, что клетка - главный структурный и функциональный элемент организма;
Задачи :
Обучающая
: Обеспечить в ходе урока усвоение и повторение знаний о строении животной клетки, структуре и функциях частей и органоидов клетки (ядро, цитоплазма, клеточная и ядерная мембраны, ЭПС и ее виды, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК);
Развивающая
: Развить у учащихся умение сравнивать и обобщать клетку человека и растительную клетку;
Воспитательная
: Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений и убеждений о клеточности строения всего живого на нашей планете;
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование : Плакаты растительной и животной клетки, компьютер и мультимедийная доска, карточки
Ход урока:
I. Обобщение знаний по разделу: «Человек - как биологический вид» (блиц-опрос)
- Какой вклад в развитие науки о человеке внесли Гиппократ и Аристотель?
- Что изучает анатомия, физиология и гигиена?
- Что включает в себя понятие - здоровый образ жизни?
- Каково положение человека в системе животного мира?
- Что свидетельствует о близком родстве человека и человекообразных обезьян?
- Чем человек умелый отличается от австралопитека?
- Какие орудия могли изготавливать неандертальцы?
- Как называют первых ископаемых людей современного типа?
- Какие три большие расы людей выделяют сегодня?
- Назовите признаки указывающие на принадлежность людей к одному виду?
II. Изучение нового материала
Все живые существа состоят из клеток. Давайте вспомним, что такое клетка?
Клетка - наименьшая единица строения и жизнедеятельности живых организмов.
Все части и органы тела человека построены из клеток. Клетки обладают следующими свойствами: они растут, размножаются, участвуют в обмене веществ, активно реагируют на раздражение, обладают способностью к регенерации и передаче наследственной информации.
Все клетки разнообразны по форме и размеру. Форма и размеры клеток зависят от их функции (электронный адрес.4 рисунок 1).
Так, например, существуют клетки, имеющие форму двояковогнутого диска (эритроцит), или длинного волокна (нервная клетка).
По форме выделяют клетки: (с отростками, веретенообразные, круглые, плоские).
Размеры клеток тела человека варьируются от 2–7 мкм (у тромбоцитов) до гигантских размеров (до 140 мкм у яйцеклетки).
Несмотря на такое разнообразие все клетки тела человека имеют единый план строения. Основные части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана (электронный адрес.5 рисунок 2).
Отграничивает клетку от окружающей среды клеточная мембрана. Мембрана служит защитной оболочкой клетки и активно участвует в регуляции обмена веществ между клеткой и окружающей средой, а также осуществляет связь с другими клетками.
Ядро - важная часть клетки, оно содержит наследственную информацию клетки.(рис. 3, 4 стр. 16, 17)
Цитоплазма заполняет большую часть клетки. Цитоплазма состоит из двух частей: жидкой части - гиалоплазмы и органоидов.
Органоиды - постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. Давайте более подробно рассмотрим органоиды клетки человека. (рис. 2) стр. 16
Заполнение таблицы «Органоиды клетки» (работа с учебником)
Органоид |
Особенности строения |
Функции |
Эндоплазматическая сеть А) гранулярная (шероховатая) Б) агранулярная (гладкая) |
Система трубочек На поверхности – рибосомы Гладкая поверхность |
Синтез белка Синтез гликогена и жиров |
Рибосомы |
Самые маленькие органоиды округлой формы |
Образование белка |
Аппарат Гольджи |
Трубочки и цистерны |
Накопление и транспортировка веществ |
Митохондрии |
Состоит из двух мембран, внутренняя образует складки |
Образование энергии (АТФ) |
Лизосомы |
Округлые тельца |
Расщепление веществ |
Многие ученые, исследовавшие клетки, пришли к выводу, что клетки животных, растений и микроорганизмов сходны по химическому составу и строению, это одно из основных положений клеточной теории.
Как вы думаете, о чем свидетельствует данный вывод?
(Родство и единство происхождения всего живого. Эволюция живой природы началась с эволюции клетки. Исходный уровень организации живой материи - клеточный.)
Тем не менее клетки животных несколько отличаются от клеток растений, и следует знать эти отличия. (В клетках животных и человека отсутствуют пластиды, центральная вакуоль и целлюлозная клеточная стенка.)
Рассказ учителя о свойствах клетки. (Учащиеся заносят в тетрадь основные жизненные свойства клеток).
1.Обмен веществ - совокупность реакций, включающих поступление в клетку питательных веществ и выделение продуктов обмена; реакции биосинтеза сложных соединений и реакции распада веществ.
2. Биосинтез - способность живых клеток синтезировать определенные вещества из поступающих в нее компонентов. Большинство реакций ферментативные.
3. Дыхание - окисление и распад питательных веществ с выделением заключенной в них энергии, которая запасается в форме молекул АТФ и расходуется на внутриклеточные нужды при необходимости.
4. Рост - увеличение размеров клетки, количества цитоплазмы и органоидов в процессе активного биосинтеза веществ.
5. Раздражимость - способность клеток реагировать на изменение факторов окружающей среды изменением своей жизнедеятельности.
6. Деление - воспроизведение дочерних клеток из материнской. Лежит в основе регенерации тканей и органов, а также размножения и развития организмов.
III.Закрепление. (Кто быстрей)
1. Какая наука изучает клетки? Когда и кем впервые была открыта клетка?
(Цитология. В 1665 г. Роберт Гук впервые открыл существование клетки при изучении среза коры пробкового дерева.)
2. Почему клеточные структуры называют «органоидами», а не «органами»?
(Орган - многоклеточная структура, а органоид - часть клетки, выполняющая функции, свойственные органам в многоклеточных организмах.)
3. Какая часть клетки выполняет защитную функцию?
(Клеточная мембрана защищает клетку от окружающей среды и обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку.)
4. Чем представлена транспортная система клетки?
(Эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи участвуют в транспорте веществ в пределах клетки, а клеточная мембрана осуществляет перенос веществ внутрь и наружу.)
5. Какова структура и функции ядра клетки?
(Ядро содержит наследственную информацию о признаках данной клетки и целого организма, которая реализуется в синтезе определенных белков. Снаружи - ядерная мембрана, внутри - хроматин с уплотнениями - ядрышками.)
6. Что вы знаете о структуре и функциях хромосом?
(Хромосомы представляют собой комплекс ДНК и белков. ДНК имеет вид двойной спирали и состоит из отдельных участков - генов, каждый из которых отвечает за синтез одного белка клетки и, следовательно, за развитие определенного признака. В соматических клетках 46 хромосом, в гаметах (половых клетках) - 23 хромосомы.)
7. Какие органоиды и каким образом обеспечивают клетку энергией для осуществления ее жизненных функций?
(Митохондрии за счет окисления органических веществ синтезируют молекулы АТФ, в которых накапливается необходимая клетке энергия.)
8. В каких органоидах происходит непрерывный синтез различных органических соединений? (Рибосомы на поверхности гранулярной ЭПС синтезируют белок, комплекс Гольджи - сложные углеводы, каналы гладкой ЭПС - углеводы и жиры, митохондрии - АТФ, ядро - ДНК (перед делением клетки.)
9. В чем состоит функция лизосом?
(Растворение отработанных веществ и частей клетки. У животных с метаморфозом лизосомы участвуют в редукции отдельных органов, например хвоста у головастиков. В случае длительного голодания разрушают все органоиды, кроме ядра, для поддержания жизни организма.)
10. Как осуществляется взаимодействие клеток друг с другом и органоидов внутри клетки?
(Через клеточные мембраны соседних клеток, цитоплазматические мостики и межклеточное вещество. Через гиалоплазму.)
IV. Подведение итогов урока
V. Дом.задание:
§ 4–5; Заполнить таблицу в тетради «Строение клетки» стр. 17 учебника.
Используемые источник и:
1. Учебник. Биология. Человек. Авторы: Е. А. Очкур, Л. Е. Аманжолова, Р. Е. Джумабаева Алматы «Мектеп» 2008 г.
2. Биология человека в таблицах, рисунках и схемах. Резанова Е.А, Антонова И.П, Резанов А.А. М., Издат-Школа
3. http://nsportal.ru/
Данный видеоурок посвящен теме «Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность». Наука, изучающая клетку, называется цитология. На этом занятии мы обсудим строение самой маленькой структурной единицы нашего организма, узнаем ее химический состав и рассмотрим, как осуществляется ее жизнедеятельность.
Тема: Общий обзор организма человека
Урок: Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность
Организм человека - это огромное многоклеточное государство. Клетка - структурная единица как растительных, так животных организмов. Наука, изучающая клетки, называется .
По форме, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но все они имеют общую структуру. А вот форма, размеры, и особенности зависят от выполняемой органом функции.
Впервые о существовании клеток сообщил в 1665 г. выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук.
Рис. 1.
После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов животных и растений. И все они имели общий план строения. Но в световой микроскоп можно было увидеть лишь цитоплазму и ядро. Появление электронного микроскопа позволило ученым не только увидеть другие, но и рассмотреть их ультраструктуру.
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 М.:Дрофа - с. 32, задания и вопрос 2, 3, 5.
2. Какие существуют основные части клетки?
3. Расскажите о клеточных органеллах.
4. Подготовьте сообщение об истории открытия микроскопа.
Клеточное строение растительного организма
На заре развития жизни на Земле все клеточные формы были представлены бактериями. Они всасывали органические вещества, растворенные в первичном океане, через поверхность тела.
Со временем некоторые бактерии приспособились производить органические вещества из неорганических. Для этого они использовали энергию солнечного света. Возникла первая экологическая система, в которой эти организмы были производителями. В результате этого в атмосфере Земли появился кислород, выделяемый этими организмами. С его помощью можно из той же самой пищи получить гораздо больше энергии, а добавочную энергию использовать на усложнение строения тела: разделение тела на части.
В природе существуют как одноклеточные растения, так и многоклеточные. Например, в подводном мире можно встретить одноклеточные водоросли, которые имеют все функции присущие живому организму.
Многоклеточная особь - это не просто набор клеток, а единый организм, способный образовывать различные ткани, органы, которые взаимодействуют друг с другом.
Строение растительной клетки у всех растений одинаковое и состоит из одних и тех же компонентов. Её состав следующий:
оболочка (пластинка, межклетник, плазмодесмы и плазмолеммы, тонопласт);
вакуоли;
цитоплазма (митохондрии; хлоропласты и другие органоиды);
ядро (ядерная оболочка, ядрышко, хроматин).
Рис. 1. Строение клетки растения.
Протоплазма — это живое вещество организма; в ней протекают сложнейшие реакции обмена, характерные для жизни.
В протоплазме находится большое количество мембран-пленок, в образовании которых большую роль играют соединения белков с фосфатидами (жироподобными веществами). Благодаря наличию мембран у протоплазмы имеются огромные внутренние поверхности, на которых и протекают процессы адсорбции (поглощения) и десорбции (выделения) веществ и их передвижение, происходящие с большой скоростью.
Большое количество мембран, разделяющих содержимое клетки, позволяет различным веществам, находящимся в клетке, не перемешиваться и передвигаться одновременно в противоположных направлениях.
Однако физико-химические свойства мембран непостоянны; они непрерывно изменяются в зависимости от внутренних и внешних условий, что дает возможность саморегулирования биохимических процессов.
Очень сложен. Она состоит из органических и неорганических соединений, находящихся как в коллоидном, так и в растворенном состоянии.
Удобным объектом для изучения химического состава протоплазмы является плазмодий фикомицетов, представляющий собой голую, лишенную оболочки протоплазму.
Химический состав протоплазмы высших растений близок к приведенному выше, но он может изменяться в зависимости от вида, возраста и органа растения.
В протоплазме содержится до 80% воды (в протоплазме покоящихся семян — 5—15%). Она пропитывает всю коллоидную систему протоплазмы, являясь ее структурным элементом. В протоплазме все время происходят химические реакции, для протекания которых необходимо, чтобы реагирующие соединения были в растворе.
Основной частью протоплазмы является цитоплазма , представляющая собой полужидкое содержимое клетки и заполняющее ее внутреннее пространство.
В цитоплазме расположены ядро, пластиды, митохондрии (хондриосомы), рибосомы и аппарат Гольджи.
Наружная мембрана цитоплазмы, граничащая с клеточной оболочкой, называется плазмалеммой. Плазмалемма легко пропускает воду и многие ионы, но задерживает крупные молекулы.
На границе цитоплазмы с вакуолью тоже образуется мембрана, называемая тонопластом.
В цитоплазме расположена эндоплазматическая сеть, представляющая собой систему ветвящихся мембран, соединенных с наружной мембраной. Мембраны эндоплазматической сети образуют каналы и расширения, на поверхности которых и протекают все химические реакции.
Важнейшие свойства цитоплазмы — вязкость и эластичность. Вязкость цитоплазмы изменяется в зависимости от температуры: при повышении температуры вязкость уменьшается и, наоборот, при понижении — увеличивается. При большой вязкости обмен веществ в клетке снижается, при малой — возрастает.
Эластичность цитоплазмы проявляется в ее способности возвращаться к исходной форме после деформации, что указывает на определенную структуру цитоплазмы.
Цитоплазма способна к движению, которое тесно связано с окружающими условиями. Основу движения составляет сократимость белков цитоплазмы клеток. Повышение температуры ускоряет движение цитоплазмы, отсутствие кислорода останавливает его. Вероятно, движение цитоплазмы тесно связано с превращением веществ и энергии в растении.
Способность цитоплазмы реагировать на внешние условия и приспосабливаться к ним называется раздражимостью.
Наличие раздражимости характеризует живой организм. Ответная реакция цитоплазмы на воздействие температуры, света и влаги требует затраты энергии, которая выделяется в процессе дыхания. Листочки стыдливой мимозы при механическом раздражении быстро складываются, но при частом повторении раздражения перестают на него реагировать; последнее, по-видимому, объясняется недостатком энергии. Раздражимость цитоплазмы— основа всех видов движения и других явлений жизнедеятельности раст.
Ядро — важнейший и самый крупный органоид клетки. Размеры ядра зависят от вида растения и состояния клетки (у высших растений в среднем от 5 до 25 мк). Форма ядра чаще всего шаровидная, у вытянутых клеток — овальная.
Живая клетка обычно имеет только одно ядро, но у высших растений сильно вытянутые клетки (из которых образуются лубяные волокна) содержат по нескольку ядер. В молодых клетках, не имеющих вакуоли, ядро обычно занимает центральное положение, у взрослых при образовании вакуолей оно отодвигается к периферии.
Ядро представляет собой коллоидную систему, но более вязкую, чем цитоплазма. Оно отличается от цитоплазмы и по химическому составу; в ядре содержатся основные и кислые белки и различные ферменты, а также большое количество нуклеиновых кислот, дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) и рибонуклеиновая кислота (РНК). ДНК преобладает в ядре и обычно не содержится в цитоплазме.
Ядро отделяется от цитоплазмы тонкой оболочкой, или ядерной мембраной, в которой находятся отверстия — поры. Через поры осуществляется обмен между ядром и цитоплазмой. Под мембраной находится ядерный сок, в который погружены одно или несколько ядрышек и хромосомы. В ядрышке содержатся рибонуклеиновая кислота (РНК), которая принимает участие в синтезе белка, и фосфорсодержащие белки.
Ядро принимает участие во всех жизненных процессах клетки; при его удалении клетка отмирает.
Пластиды
имеются только в растительных клетках. Они хорошо видны в обычный микроскоп, так как более плотные и иначе преломляют свет, чем цитоплазма.
Во взрослой растительной клетке различают 3 типа пластид:
хлоропласты, имеющие зеленую окраску,
хлоропласты желтые или оранжевые,
лейкопласты — бесцветные.
Размеры пластид зависят от вида растения и колеблются от 3—4 до 15—30 мк. Лейкопласты обычно мельче хлоропластов и хромопластов.
Митохондрии встречаются во всех живых клетках и расположены в цитоплазме. Форма их весьма разнообразна и изменчива, размеры 0,2—5 мк. Количество митохондрий в клетке колеблется от десятков до нескольких тысяч. Они более плотны, чем цитоплазма, и имеют иной химический состав; в них содержится 30—40% белка, 28—38% липоидов и 1 — .6% рибонуклеиновой кислоты.
Митохондрии передвигаются в клетке вместе с цитоплазмой, но в некоторых клетках, по-видимому, они способны и к самостоятельному движению. Роль митохондрий в обмене веществ клетки очень велика.
Митохондрии являются центрами, в которых происходит дыхание и образование макроэргических связей, заключенных в аденозинтрифосфорной кислоте (АТФ) и имеющих большой запас энергии (стр. 70, 94—96).
Освобождение и перенос образующейся энергии происходят с участием большого числа ферментов, находящихся в митохондриях.
В цитоплазме находится аппарат Гольджи , форма которого различна в разных клетках. Он может быть в виде дисков, палочек, зернышек. Аппарат Гольджи имеет много полостей, окруженных двухслойной оболочкой. Роль его сводится к накоплению и выведению из клетки различных веществ, вырабатываемых клеткой.
Рибосомы — это субмикроскопические частицы, имеющие форму зернышек размером до 0,015 мк. Рибосомы содержат много белка (до 55%) и богаты рибонуклеиновой кислотой (35%), что составляет 65% всей рибонуклеиновой кислоты (РНК), находящейся в клетке.
В рибосомах из аминокислот синтезируются белки, что возможно только при наличии РНК. Рибосомы находятся в цитоплазме, ядре, пластидах и, возможно, в митохондриях.
Характерный признак растительной клетки — наличие прочной оболочки, которая придает клетке определенную форму и предохраняет протоплазму от повреждений. Оболочка может расти только при участии протоплазмы. Клеточная оболочка молодых клеток состоит в основном из целлюлозы (клетчатки), гемицеллюлоз и пектиновых веществ.
Молекулы целлюлозы имеют вид длинных цепочек, собранных в мицеллы, расположение которых неодинаково у разных клеток. У волокон льна, конопли и других, представляющих собой вытянутые в длину клетки, мицеллы целлюлозы расположены вдоль клетки под некоторым углом. У клеток с одинаковым диаметром мицеллы расположены по всем направлениям в виде сетки. В межмицеллярных пространствах оболочки находится вода.
В процессе жизни растительного организма в строении клеточной оболочки могут происходить изменения: оболочка может утолщаться и химически изменяться. Утолщение оболочки идет изнутри за счет жизнедеятельности протоплазмы, причем оно происходит не по всей внутренней поверхности клетки; всегда остаются не утолщенные места — поры, состоящие только из тонкой целлюлозной оболочки.
Через поры, расположенные в соседних клетках друг против друга, проходят тончайшие нити цитоплазмы — плазмодесмы, благодаря которым осуществляется обмен между клетками. Однако при очень сильном утолщении оболочек резко затрудняется обмен, в клетке остается очень мало протоплазмы, и такие клетки отмирают, например лубяные волокна льна и конопли.
В оболочке клетки могут происходить также химические изменения в зависимости от характера растительной ткани. В покровных тканях — эпидермисе — происходит кутинизация. При этом в межмицеллярных пространствах целлюлозной оболочки накапливается кутин — жироподобное вещество, трудно проницаемое для газов и воды.
Однако кутинизация не приводит к отмиранию клеток, так как отложения кутина не захватывают всей поверхности клетки. В клетках покровной ткани кутинизируется только наружная стенка, образуя так называемую кутикулу.
В оболочках клеток может также откладываться суберин — пробковое вещество, тоже жироподобное и непроницаемое для воды и газов. Отложение суберина, или опробковение, происходит быстро по всей поверхности оболочки, это нарушает обмен клетки и приводит к ее отмиранию. Может происходить и одревеснение оболочки. В этом случае она пропитывается лигнином, который приводит к остановке роста клетки, а в дальнейшем, при более сильном одревеснении, и к ее отмиранию.
Молодая растительная клетка полностью заполнена протоплазмой, но по мере роста клетки в ней появляются вакуоли, заполненные клеточным соком . Вначале вакуоли возникают в большом количестве в виде мелких капелек, затем отдельные вакуоли начинают сливаться в одну центральную и протоплазма оттесняется к стенкам клетки.
Изменения происходящие в растительной клетке при ее росте
— молодая клетка,
— образование вакуолей,
— слияние вакуолей и оттеснение протоплазмы к оболочке.
Клеточный сок, заполняющий вакуолю, представляет собой водный раствор органических и минеральных веществ. В нем могут находиться сахара, органические и минеральные кислоты и их соли, ферменты, растворимые белки и пигменты. Весьма часто в клеточном соке встречается пигмент антоциан, окраска которого меняется в зависимости от реакции среды.
Тема урока: Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Цель: продолжить формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки.
Задачи:
Образовательные: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.
Развивающие: продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, выделять главное, сравнивать, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, творческое мышление, монологическую речь, умение публично выступать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества.
Ожидаемые результаты: знают процессы жизнедеятельности клеток, умеют разъяснять понятия, обосновывать ответы.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Ключевые идеи: деление клеток, их рост и развитие, специализация, свойства раздражимости и возбудимости.
Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А 3 , А 4.
Этапы урока и стратегии | Действия учителя | Действия учащихся |
||
Введение Тренинг «Подари тепло своей ладони» | Приветствие учителя и психологический настрой. Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех. | Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность. |
||
Презентация Деление на группы (1 мин) | Уровень А 1. Красящие вещества растительной клетки называются: а) целлюлозой в) гемоглобином с) клеточным соком д) цитоплазмой е) пигментом 2. Какая структура располагается в цитоплазме клетки на рисунке: а) хлоропласты в) хромосомы д) вакуоль е) вакуоль 3. Дайте определение понятиям: а) цитология - … в) лизосома - … с) рибосома- … Уровень В 4. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками. Уровень С 5. Докажите, что клетка - живая структура. | По цвету стикеров делятся на группы. |
||
Основная часть Работа в группах Составление постера Физминутка Индивидуальная работа | Проблемная ситуация Доказать, что клетка обладает признаками живого организма Определяем цели урока Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах Изучите, обсудите основные процессы жизнедеятельности клетки, заполните таблицу и выступите с отчетом.
А). Творческое задание: Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно разложить этапы, проверка на экране. Б). Устно: Какие процессы протекают в клетке? Что общего между вашим организмом и клеткой? Может ли жить одна клетка? Домашнее задание 1.§ 4, вопросы 2.Составить 5 тестовых вопросов | Отвечая на вопросы, решают проблемную ситуацию. Взаимооценивание групп Самооценивание Записывают задание в дневник. |
||
Заключение | Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления Суммативное оценивание Рефлексия Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке Итоги урока | Самоанализ деятельности и самооценка Учащиеся поднимают сигнальные карточки |