Клавишный синтезатор: проблемы методики преподавания. Скачать книгу Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе

Все клавишные синтезаторы можно условно разделить на две большие группы: исполнительские - синтезаторы без автоаккомпанемента и синтезаторы с автоаккомпанементом ("самоиграйки").

Исполнительские синтезаторы исходно создавались для исполнения партии клавишных в составе ансамбля. Игра на 4-х и более октавных исполнительских синтезаторах предполагает игру двумя руками . Сейчас можно приобрести 3-х и менее октавные исполнительские синтезаторы, которые будут удобны для игры одной рукой.

Исполнительские синтезаторы появились раньше синтезаторов с автоаккомпанементом. Достаточно продолжительное время синтезатор воспринимался как музыкальный инструмент для тех, кто умеет играть двумя руками. Появление синтезаторов с автоаккомпанементом изменило ситуацию. Во-первых, он стал независимым музыкальным инструментом, с помощью которого можно исполнять не только отдельные партии различных инструментов, но и сыграть за всю музыкальную группу. Во-вторых, благодаря целому ряду функций он стал более доступным для освоения игры на нём.

Различные модели синтезаторов с автоаккомпанементом предлагают пользователям как функции для упрощения игры , например, игра аккорда одним пальцем, так и функции для самообучения - подсветка клавиш, отображение нот и аккордов на экране, встроенная библиотека песен для разучивания. Может показаться, что эти функции помогут научиться играть на синтезаторе, но это не так. При помощи данных функций можно научиться играть лишь простые мелодии одним пальцем. А умение играть на синтезаторе - это намного больше.

Многие пользователи воспринимают синтезаторы с автоаккомпанементом как электропианино и пытаются освоить игру на нем как на пианино, не подозревая о том, что в их распоряжении находится одна из самых мощных функций самообучения - автоаккомпанемент . Суть данной функции заключается в том, что левой рукой исполнитель задает управляющее действие (нажимает клавиши), на основе которого синтезатор сам создает и воспроизводит партии аккомпанирующих инструментов в соответствии с выбранным пользователем музыкальным стилем и темпом. То есть, левая рука не играет, а управляет аккомпанементом. Управлять аккомпанементом намного проще, чем играть левой рукой партию. Но это не главное. Игру в режиме “автоаккомпанемент” нужно рассматривать как тренажер, с помощью которого можно:

  • Приобрести навык игры мелодии в выбранном музыкальном стиле
  • Отрабатывать технику игры правой рукой
  • Научиться играть различные аккордовые последовательности
  • Улучшить чувство ритма и навык игры под аккомпанемент
  • Приобрести навык импровизации, сочинения партий, мелодий и композиций

В бюджетных синтезаторах для управления автоаккомпанементом используется только одно событие - нажатие на клавишу. После этого партия аккомпанемента воспроизводится циклически независимо от того, удерживается клавиша или она отпущена после нажатия. Можно сказать, что клавиши, входящие в область автоаккомпанемента, представляют собой кнопки, которые нажимают пальцы левой руки. При этом синтезатор привязывает события (нажатия на клавиши в области действия автоаккомпанемента) к ритму и тем самым скрывает неточности в нажатиях клавиш левой рукой. С одной стороны это упрощает процесс игры на синтезаторе, а с другой стороны крайне ограничивает подвижность левой руки.
Для обучения игре на синтезаторе в режиме "автоаккомпанемент" главную роль играет не навык игры двумя руками, как на пианино, а чувство ритма и синхронизация движений пальцев обеих рук. Это намного сложнее, чем играть детскую песенку одним пальцем правой руки. Здесь необходима определенная начальная подготовка. С этой позиции предлагаемая методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент не является универсальной , в отличие от классической фортепианной школы игры, когда сначала производится обучение игре правой рукой, затем левой, а затем двумя руками.

Очень часто интерес к игре на синтезаторе проявляется тогда, когда уже нет возможности пройти обучение фундаментальным основам музыки в детской музыкальной школе (ДМШ). Возникает вопрос, можно ли научиться играть на синтезаторе человеку, который никогда не занимался музыкой, что для этого нужно и сколько времени это обучение займет? Ответить на эти вопросы однозначно не получится, поскольку каждый случай индивидуален, а любые оценки условий, времени, затрат, умения игры относительны. Профессионализм педагога, одаренность и трудолюбие ученика, условия обучения, возможность применения полученных знаний и навыков - все это только в совокупности может привести к успеху. При этом немаловажную роль играет и выбор методики обучения. С помощью таблицы 1 Вы можете сравнить между собой две методики – фортепианная школа игры и обучение игре на синтезаторе под автоаккомпанемент. Под таблицей даны пояснения по некоторым затронутым в ней вопросам.

Таблица 1. Сравнение классической фортепианной школой игры и методики обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент.

Вопросы для сравнения

Классическая фортепианная школа

Методика обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент

1 Приобретаемый навык, после прохождения обучения Общий фундаментальный навык игры на фортепиано двумя руками Прикладной навык игры на синтезаторе в определенных стилях
2 Начальная подготовка Не требуется Необходима
3 Характер обучения Последовательный - от простого к сложному Последовательно-параллельный
4 Степень трудности для обучения Трудно Легко
5 Знание нотной грамоты Необходимо Необязательно
6 Позволяет развить чувства ритма Иногда Да
7 Позволяет развить навык импровизации Иногда Да
8 Степень развития музыкальной культуры Хорошее Слабое
9 Интерес к занятиям Слабый Сильный
10 Критерий умения игры на инструменте Качественное исполнение классического произведения двумя руками Свободная игра правой рукой под автоаккомпанемент в заданном стиле
11 Основной метод обучения Разучивание и исполнение технических и классических произведений Импровизация и активный поиск
12 Возможность дальнейшего самообучения после окончания курса Да, если есть знания нотной грамоты и навык чтения с листа Да, если понятны основы импровизации в различных стилях
13 Развитие навыка игры двумя руками Да Нет, развивается навык игры только правой руки
14 Наличие информации для обучения Много Не встречал, но есть на этом сайте
15 Возможность игры в выбранном музыкальном стиле Ограничена Есть
16 Возможность игры под ритм Да, при использовании метронома Да
17 Уровень подготовки для игры в составе ансамбля Слабый, если в процессе обучения проводились только индивидуальные занятия Средний, поскольку автоаккомпанемент – тренажер, который не может научить “чувствовать игру” людей
18 Полученные навыки позволяют играть Разученные классические произведения двумя руками Импровизацию в том или ином музыкальном стиле или направлении
19 Время обучения 7 лет (в детской музыкальной школе) или меньше, если заниматься частным образом От 2-3 лет после приобретения начального навыка игры на фортепиано

Пояснения к таблице 1.

2. Для обучения игре на фортепиано начальная подготовка не требуется, а вот для игры под автоаккомпанемент необходимо: обладать чувством ритма, уметь играть простые мелодии правой рукой, знать несколько простых аккордовых последовательностей, понимать разницу при игре в том или ином музыкальном стиле. Использовать методику обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент можно только после изучения основ практической игры на фортепиано .

3. Последовательно-параллельный характер обучения игре на синтезаторе под автоаккомпанемент отражает тот факт, что учащийся уже в самом начале обучения должен познакомиться: с ритмом, с аккордовыми последовательностями, с партиями аккомпанирующих инструментов, с характеристиками музыкальных стилей, голосами для правой руки, гармонией и многими другими моментами, которые необходимо понимать. При обучении игре на фортепиано всё намного проще, поскольку имеется один универсальный фортепианный тембр без автоаккомпанемента и ритма, а гармония звука записана в нотах разучиваемых классических произведений великих композиторов.

4. Разучить классическое произведение двумя руками намного сложнее, чем сыграть в ритме какую-нибудь танцевальную композицию, основанную на 4-х аккордах в партии левой руки и простой секвенции в партии правой руки.

5. Без знания нотной грамоты очень сложно разучить произведение, а сыграть импровизацию на синтезаторе можно.

6. Постоянное прослушивание ритма разных стилей развивает чувство ритма. У фортепиано нет функции воспроизведения ритма. За ритмическую точность исполнения произведения на фортепиано отвечает исполнитель, а не электроника, как в синтезаторе.

7. С помощью фортепиано начинающий пианист может сочинить немало интересных музыкальных фрагментов и даже произведений, но автоаккомпанемент синтезатора в этом плане предоставляет на порядок больше возможностей.

8. Классические фортепианные произведения - источник гармонии, в отличие от однообразного и примитивного звучания автоаккомпанемента.

9. Играть фрагменты из популярных песен и композиций намного проще и интереснее по сравнению с разучиванием классических произведений.

11. Только импровизация может добавить красок в скучный и однообразный автоаккомпанемент. Активный поиск заключается в том, чтобы в процессе импровизации не просто играть на синтезаторе, а искать, находить и запоминать при этом новые мелодические обороты, над которыми позже можно будет поработать и использовать в других музыкальных композициях.

14. Найти сборники произведений и самоучители по обучению игре на фортепиано не представляет труда.

15. На фортепиано можно без больших проблем сыграть вальс, марш, диско, рок-н-ролл и др. Автоаккомпанемент синтезатора предоставляет пользователю большее разнообразие. Игра под автоаккомпанемент - это всегда игра в каком-то стиле.

16. У фортепиано нет метронома, тогда как автоаккомпанемент на синтезаторе за редким исключением воспроизводится вместе с партией ударных.

17. При игре под автоаккомпанемент клавишник может оценить и скорректировать свою игру относительно точно воспроизводимого ритма и партий аккомпанемента. При игре на фортепиано такой возможности нет. Но постоянная игра под автоаккомпанемент вырабатывает "шаблонное мышление".

18. Обучение игре на синтезаторе под автоаккомпанемент не позволяет приобрести навыки, которые необходимы для игры классических произведений и джаза, поскольку одна из задач режима "автоаккомпанемент" - упрощение игры на синтезаторе. Электроника способна скрыть непрофессионализм исполнителя за стеной звуков и эффектов. Отключите электронику и услышите истину.

Если Вас заинтересовала данная методика, то познакомиться с ней можно

А. А. Титова

магистрант, преподаватель

Научный руководитель – Г. И. Батыршина,

кандидат педагогических наук, доцент

КЛАВИШНЫЙ СИНТЕЗАТОР: ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

На пороге 21 века, спустя почти век после изобретения телармониума, в мир музыкального исполнительства вошли клавишные синтезаторы. Вошли и на самом высоком сценическом уровне, в лице таких исполнителей как Жан Мишель Жарр, Джон Ллойд, Вангелис, и, благодаря покупательской доступности, на обывательском уровне, как инструменты домашнего музицирования. Новые инструменты сразу завоевали своих поклонников, а в музыкальной педагогике зародилось новое направление – преподавание игры на клавишном синтезаторе.

Методическое освещение вопросов исполнительства на синтезаторе и обучения ему представлено в работах таких авторов, как С.С. Важов , В.Г. Пешняк , А. Бентин , Т. Бурроуз , Д. Дрекслер и др. Один из ведущих российских специалистов в области электронной музыки, пропагандист электронного музыкального творчества И.М. Красильников раскрывает богатый арсенал художественных и развивающих возможностей синтезатора, анализирует достижения отечественной и зарубежной теории и практики преподавания игры на клавишном синтезаторе.

Однако методика преподавания клавишного синтезатора находится еще на пути своего становления. Сложность ее формирования как самостоятельной музыкально–педагогической области с устоявшимися принципами и технологиями обусловлена рядом факторов.

Во–первых, существует устоявшееся в сознании музыкантов, особенно академического направления, представление об исполнительстве на синтезаторе, как разновидности лишь любительского музицирования. Необходимо учитывать, что синтезатор воспроизводит не только собственно нажатые клавиши, но и сэмплы – блоки или фрагменты звучания одного или нескольких тембров, в том числе и шумовых. Нажатие одной клавиши, по сути – кнопки, может привести к многоголосному и многотембровому звучанию. Манипулирование этими сэмплами, на самом деле, – задача сложная, требующая знаний и мастерства в формообразовании, инструментовке, аранжировке, композиции. При этом синтезатор, как и любой другой музыкальный инструмент, способен выражать звуками художественную идею.

Во–вторых, методика преподавания синтезатора ошибочно понимается как продолжение фортепианной методики. Однако фортепиано и синтезатор схожи между собой только клавиатурой. В той же степени на синтезатор похож и аккордеон, и орган, и другие клавишные инструменты.

Специфика игры на клавишном синтезаторе заключается в следующих характеристиках.

– игра осуществляется в положении стоя, при этом руки, корпус исполнителя располагаются под иным углом, чем у других музыкантов, играющих на клавишных инструментах; существует несколько подходов к организации исполнительского аппарата и все они «непианистические» ; клавиши синтезатора чуть меньше и значительно легче, чем фортепианные, а корпус инструмента настолько маловесный, что не терпит массивного давления на клавиши;

– значительную часть панели управления синтезатора занимает не клавиатура, а кнопки, переключатели многообразных функций; главной областью владения синтезатором является компьютерная «начинка», знание которой и позволяет создавать на синтезаторе неповторимые ни на каком другом инструменте звучания;

– багаж знаний клавишника должен содержать знания по инструментовке, оркестровке, звукорежиссуре, композиции, аранжировке, импровизации, даже физике звука; клавишник ответственен не только за воспроизведение нотного текста, но и за средства, избранные для его произнесения – тембровые, фактурные, акустические решения, формообразование композиции.

В–третьих, очень остро стоит проблема профессиональной компетентности педагогов в области преподавания игры на синтезаторе и содержания обучения. Большинство педагогов – пианисты по образованию, для получения дополнительной квалификации проходят курсы подготовки преподавателей игры на клавишном синтезаторе, где в сжатые сроки восполняют необходимый набор знаний. При этом даже ведущие специалисты в области электроклавишных инструментов признают, что вкус и владение хорошей аранжировкой формируются не сразу, а в течение длительного времени, благодаря постоянному слушанию, анализу звукового материала, как классического, так и современного.

Серьезной проблемой является отсутствие преемственности в содержании обучения игры на клавишном синтезаторе в учебных заведениях различного уровня. В ссузах не осуществляется специализированная подготовка в области игры на клавишном синтезаторе, поэтому лучшей альтернативой для ученика, успешно окончившего школьный курс, представляется освоение синтезатора в рамках обучения по специальности «Композиция» или «Звукорежиссура». Зачастую такие ученики пускаются в «вольное плавание», пополняя многочисленные ряды аранжировщиков, композиторов музыки массового жанра, или ищут пути самореализации на сцене в составе вокально–инструментальных ансамблей. В последнем случае им приходится начисто отказаться от академического подхода к синтезатору и обратиться к самым простым, развлекательным функциям синтезатора – автоаккомпанемент, ритм–секция, исполнений пэдовой (аккордовой) партии в ансамбле.

В–четвертых, отсутствует полноценное научно-методическое освещение вопросов применения синтезатора на предметах музыкально-исторического и теоретического циклов. При этом использование синтезатора в курсе сольфеджио (например, при организации слухового анализа учащихся, тембровых диктантов), музыкальной литературы, в качестве ансамблевого, аккомпанирующего, иллюстрирующего и, само собой, солирующего инструмента стало неотъемлемой частью учебного процесса музыкальной школы, школы искусств.

Синтезатор имеет огромное количество модификаций и продолжает развиваться по инициативе заводов–изготовителей, сообразно потребностям исполнителей, техническому прогрессу. Функциональное многообразие клавишного синтезатора предопределяет многовариантность методических взглядов на преподавание игры на синтезаторе, развитие авторских методик его преподавания.

Понимание особенностей клавишного синтезатора, глубокое знание его возможностей, мастерство владения игры на нем и знания аранжировки позволят педагогам организовывать учебный процесс на современном уровне, раскрыть богатейшие ресурсы новой музыкальной выразительности, преодолеть ограниченное восприятие синтезатора как инструмента дилетантов.

Библиографический список:

1. Важов С. Школа игры на синтезаторе. – СПб.: Композитор, 1998. – 80 с.

2. Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе: Методическое пособие для преподавателей учреждений базового и дополнительного музыкального образования. – М.: Экон–Информ, 2011. – 241 с.

3. Пешняк В. Курс игры на синтезаторе: Учебное пособие для детских музыкальных школ. – М.: Композитор, 2000. – 200 с.

4. Benthin A. Der neue Weg zum Keyboardspiel. Die Keyboardschule fur alle einmanualigen Model emit Begleitautomatic und Rhythmusgerat, fur den Einstieg ins Tastenspiel fur Unterricht und Selbststudium. Band I–VI. Schott – Mainz – London – Madrid – New–York – Paris – Tokyo – Toronto, 1985. – 465 s.

5. Burrous T. Total Keyboard. The complete guide to playing, performing and recording on the piano and all types of electronic keyboards. Barnes&Noble Books. New York, 2000. – 192 p.

6. Drecksler J., Harle Q. 1000 Tips fur Keyboards. Voggenreiter Verlag Bonn–Bad Godesberg, 1987. – 264 s.

Например, в одной из московских школ принято играть с широко, нарочито расставленными локтями, видимо, для усиления сценического эффекта; в другой говорят о выдвижении кисти от клавиш ближе к исполнителю, что говорит об отказе использования полновесной кисти.

Скачать книгу Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе абсолютно бесплатно.

Для того, чтобы бесплатно скачать книгу с файлообменников нажмите на ссылки сразу за описанием бесплатной книги.


В книге рассматривается содержание обучения игре на клавишном синтезаторе, включая его композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую и звукового синтеза составляющие, вопросы приобщения учащихся к работе над музыкальным произведением и иным видам музыкально-творческой деятельности, предлагается перечень методов (свыше 20-ти) обучения игре на этом инструменте.
Клавишный синтезатор рассматривается как новое средство музыкального обучения, включая его исторический генезис, строение и функции; определяются особенности музыкального творчества на его основе и структура данной деятельности; анализируются различные подходы к преподаванию этого инструмента.
В Приложении 1 приводится текст примерных программ для ДМШ/ДШИ "Клавишный синтезатор", "Ансамбль клавишных синтезаторов", одобренных Учебно-методическим советом по детским школам искусств Министерства культуры РФ.
В Приложении 2 предлагается 12 задач по аранжировке музыкальных произведений для клавишного синтезатора. Этот материал может быть использован в учебной практике.

Название: Методика обучения игре на клавишном синтезаторе
Красильников И.М.
Год: 2009
Страниц: 209
Язык: Русский
Формат: djvu / rar
Размер: 11,03 Mb

Дорогие читатели если у Вас не получилось

скачать Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе

напишите об этом в комментарияхи и мы обязательно вам поможем.
Мы надеемся, что Вам понравилась книга и Вы получили удовольствие от чтения. В качестве благодарности можете оставить ссылку на наш сайт на форуме или блоге:) Электронная книга Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе предоставлена исключительно для ознакомления перед покупкой бумажной книги и не является конкурентом печатным изданиям.

Клавишный синтезатор рассматривается как новое средство музыкального обучения, включая его исторический генезис, строение и функции; определяются особенности музыкального творчества на его основе и структура данной деятельности; анализируются различные подходы к преподаванию этого инструмента. Также рассматривается содержание обучения игре на клавишном синтезаторе, включая его композиторскую, исполнительскую, звукорежиссерскую и звукового синтеза составляющие, вопросы приобщения учащихся к работе над музыкальным произведением и иным видам музыкально-творческой деятельности, предлагается перечень методов (свыше 20-ти) обучения игре на этом инструменте.

В Приложении 1 приводится текст примерных программ для ДМШ/ДШИ «Клавишный синтезатор», «Ансамбль клавишных синтезаторов», одобренных Учебно-методическим советом по детским школам искусств Министерства культуры РФ.

В Приложении 2 предлагается 12 задач по аранжировке музыкальных произведений для клавишного синтезатора. Этот материал может быть использован в учебной практике.
Обучение игре на электронных клавишных инструментах рассматривается в качестве предмета новой частной дидактики.
Методика включает разделы, посвященные истории создания синтезатора, его строению и функциям, работе над музыкальным произведением и иным формам музицирования в классе синтезатора (импровизации, игре по слуху, игре в ансамбле и др.). Охарактеризованы актуальные в данной педагогической практике методы (свыше 20-ти). В приложениях приводятся тексты учебных программ «Клавишный синтезатор» и «Ансамбль клавишных синтезаторов», одобренных Министерством культуры РФ, Министерством образования и науки РФ, а также задачник по электронной аранжировке музыкальных произведений.
Издание предназначено для студентов и преподавателей учреждений базового и дополнительного музыкального образования.

Глава 1. Клавишный синтезатор - новый инструмент
музыкально-педагогической деятельности 9
1.1. Исторический генезис, строение и функции клавишного синтезатора
1.2. Особенности электронного музыкального творчества
1.3. Структура музыкально-творческой деятельности на основе клавишного синтезатора
1.4. Различные подходы к преподаванию клавишного синтезатора
Глава 2. Учебная деятельность в классе клавишного синтезатора
2.1. Работа учащихся над музыкальным произведением
2.1.1. Композиторские составляющие аранжировки для клавишного синтезатора
2.1.1-а. Построение композиционной формы
2.1.1-6. Гармонизация мелодии
2.1.1 -в. Построение фактуры
2.1.1 -г. Применение паттерна в работе над фактурой
2.1.1 -д. Электронное инструментоведение
2.1.1 -е. Электронная инструментовка
2.1.2. Исполнительские составляющие аранжировки для клавишного синтезатора
2.1.3. Звукорежиссерские составляющие аранжировки для клавишного синтезатора
2.1.4. Работа над звуковым синтезом
2.1.5. Исполнение музыкальных произведений
2.2. Иные виды музицирования учащихся на клавишном синтезаторе
Глава 3. Методы обучения игре на клавишном синтезаторе
Литература
Приложение 1.
Клавишный синтезатор.Ансамбль клавишных синтезаторов. Примерные программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)
П. 1.1. Пояснительная записка
П. 1.2. Контроль и учет успеваемости. Текущая, промежуточная и итоговая аттестации
П. 1.3. Клавишный синтезатор. Содержание предмета. Программа для семилетнего курса обучения
П. 1.4.Ансамбль клавишных синтезаторов. Содержание предмета. Программа для семилетнего курса обучения
П. 1.5.Примерные варианты подбора музыкальных произведений для показа в течение учебного года на зачетах
и академических концертах
П. 1.6. Клавишный синтезатор. Содержание предмета. Программа для пятилетнего курса обучения
П. 1.7. Ансамбль клавишных синтезаторов. Содержание предмета. Программа для пятилетнего курса обучения
П. 1.8. Примерные варианты подбора музыкальных произведений для показа в течение учебного года на зачетах
и академических концертах
П. 1.9. Рекомендуемая литература
Приложение 2.
Задачник по аранжировке музыкальных произведений для клавишного синтезатора
1. Ж.Ф. Рамо «Тамбурин»
2. Русская народная песня «Солдатушки»
3. Г.Ф. Гендель Сарабанда
4. Собачий вальс
5. Л. Моцарт Менуэт.
б.Русская народная песня «Пойду ль, выйду ль я»
7. А. Гурилев «Матушка-голубушка»
8. Русская народная песня «Светит месяц»
9. Д. Кабалевский «Трубач и эхо»
10. Русская народная песня «Калинка»
11. М. Шмитц «Караван»
12. Русская народная песня «Из-под дуба, из-под вяза»
Возможные ответы на поставленные вопросы



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх