Как побороть селективный мутизм. Описание заболевания мутизм. Причины развития мутизма

Речевой мутизм — наиболее тяжелое психомоторное отклонение, отмечающееся в неврологии и психиатрии. Характеризуется полной утратой вокализации и артикуляции, то есть, возникновением полного молчания. При этом понимание речи других людей и фонематический слух не являются нарушенными.

Виды и описание патологии

Болезнь является редкостью в детском возрасте, и ее часто путают с шизофренией, умственной отсталостью и прочими отклонениями. Нередко мутизм у ребенка списывается на его банальную лень и упрямство перед обучением речи.

Причины детского мутизма напрямую связаны с психическими отклонениями у ребенка, непониманием или гиперопекой со стороны родителей, своеобразным протестом, который порождает комплекс неполноценности.

Все типы патологии классифицируются как эндогенно-психотические, психогенные и психопатические. Виды мутизма различаются сообразно течению заболевания и его возникновению.

Элективный мутизм

Такой вид расстройства сохраняет способность больного воспринимать информацию и разговаривать. Характеризуется упорным отказом говорить в определенных ситуациях.

Может быть связан с психологическими факторами, депрессией, аффективными расстройствами; элективный мутизм у детей — с одиночеством или, напротив, гиперопекой со стороны родителей. В некоторых случаях элективный мутизм является следствием перенесенной эмоциональной или физической травмы.

Акинетический мутизм

Характеризуется системным торможением речевой и двигательной активности. Пациент находится в состоянии бодрствования, признаки усталости или сонливости полностью отсутствуют.

Однако просьбы выполняются с сильным промедлением, отсутствует экспрессивная речь и двигательная активность.

В медицинской практике такой синдром получил название «бодрствующая кома». Обычно состояние продолжается от нескольких недель до нескольких месяцев, а при выходе из него у больного отмечается амнезия впечатлений, существовавших все время проявления нарушения.

Избирательный мутизм

Часто проявляется в детском возрасте и отличается упорным отказом говорить с посторонними людьми, или в их присутствии. Все функции речевого аппарата при этом сохраняются.

Больной способен к анализу сказанного, нормально слышит и понимает чужую речь, однако не справляется с собственным барьером к продолжению разговора.

Селективный мутизм

Является схожим по признакам с избирательным мутизмом, однако может сохраняться и у людей взрослого возраста, особенно если в детстве не были предприняты меры по адекватному лечению. Селективный мутизм напрямую связан с социофобией у детей и взрослых.

Такие люди сохраняют способность к пониманию речи и разговору, однако не могут говорить сами в определенных обстоятельствах.

Истерический мутизм

Характеризуется острым парезом вербальной функции. Имеет определенные сходства с внезапным возникновением транзиторной фазы моторной афазии. Больной сохраняет мотивацию к диалогу, однако его вербальная способность теряет свои свойства.

У пациента отмечается способность к письму, жестикуляции, общению с помощью активной мимики; он может даже издавать нечленораздельные мычащие звуки с интонационной окраской, приоткрывать рот и шевелить губами. Разговор шепотом при этом становится невозможным, несмотря на сохранение артикуляционных функций.

Сильные головные боли могут быть спровоцированы токсической энцефалопатией головного мозга. Широкое применение ядовитых отравляющих веществ выводит это заболевание на первый план, особенно для работников, которые заняты в химических отраслях.

Синдромы мутизма

Синдромы мутизма возникают вследствие локального поражения доминантных отделов головного мозга травматическими, опухолевыми и воспалительными процессами. Пациент лежит неподвижно, его зрачки сохраняют двигательную активность, фиксация зрения не нарушена.

При этом больной никак не контактирует с окружающими и не имеет возможности с ними говорить. Ответом на болевые и звуковые раздражители становится временная активация физической активности.

Апаллический синдром

Отличается от акинетического степенью тяжести. В целом, данный случай медики относят к вегетативному состоянию и приравнивают к коме. У больного полностью отсутствуют какие-либо рефлексы и реакции, признаки жизнедеятельности.

Сохраненным оказывается только режим сна и бодрствования. Чаще всего такой процесс является необратимым.

Синдром акинетического мутизма

Характеризуется практически полной ликвидацией у больного психической деятельности и окружающего восприятия. Больной лежит неподвижно в постели, его двигательные и речевые функции грубо нарушены, и практически полностью отсутствуют.

Может отмечаться недержание мочи и кала. Все симптомы проявляются в состоянии бодрствования. Цикличность сна при этом сохраняется. Больной с готовностью принимает пищу из ложки, может проявлять признаки тревоги, беспокойства и неудовлетворенности.

Причины развития мутизма

Провоцирующие факторы мутизма различны и многообразны.

Расстройство может быть вызвано как нервными потрясениями и истерическими неврозами, так и наличием опухоли в некоторых зонах головного мозга.

Также его могут спровоцировать банальная усталость и сильный испуг.

Наиболее распространенными причинами заболевания считаются следующие факторы:

  • Сложные психические расстройства;
  • Доброкачественные и злокачественные новообразования, локализующиеся в лобных долях или верхней зоне ствола головного мозга;
  • Транзиторные дисфункции мозгового кровообращения ( , кровоизлияния и гематомы);
  • Воспалительные процессы в головном мозге ( , абсцессы);
  • Тяжелые ;
  • Аффективные нарушения;
  • Период выхода из комы;
  • Истерия;
  • Шизофрения;
  • Психоэмоциональные потрясения (посттравматический синдром, перенесенная авария, смерть любимого человека или его тяжелое заболевание).

Симптоматика

Клиническая картина нарушения может различаться сообразно типу нарушения и степени его тяжести. Особых различий в симптомах развития патологии у взрослых или детей нет.

Немаловажным все же является возраст больного и провоцирующие факторы, которые способствовали развитию мутизма.

Для всех больных отмечаются некоторые общие признаки расстройства:

  • Отсутствие экспрессивной и диалоговой речи;
  • Сохранение способности к пониманию и анализу речи другого человека;
  • Абсолютно трезвое сознание (больной находится в состоянии бодрствования, способен фиксировать взгляд, присутствует эмоциональная окраска поведенческих актов);
  • Сохранение цикла сна и бодрствования;
  • Физиологическая реакция на внешние болевые раздражители (интенсивное потоотделение, учащение сердцебиения);
  • Невозможность говорить в определенных обстоятельствах (в случаях взаимосвязи мутизма с социофобией и психологическими факторами).

Диагностика мутизма

Дифференциальная диагностика мутизма проводится комплексно и в несколько этапов, до установления истинных причин расстройства и его типа в каждом индивидуальном случае.

Может потребоваться дополнительная консультация психиатра и логопеда.

  • Оценка жалоб больного, или его близких (изучение события или болезни, которые предшествовали речевой дисфункции, сроки развития нарушения);
  • Оценка семейного анамнеза на предмет тромбозов, инсультов, ишемических атак, опухолевидных новообразований;
  • Традиционное неврологическое исследование (оценка рефлекторной способности, двигательной активности, измерение дыхательного ритма и артериального давления);
  • Электроэнцефалография;
  • Компьютерная томография сосудов головного мозга;
  • головы;
  • Консультация психиатра.

Дифференциальная диагностика мутизма и афазии:

Терапия и коррекционные методики

Эффективное лечение мутизма предусматривает использование медикаментозных препаратов и обязательную психологическую помощь. В некоторых случаях подбирается комплексная терапия.

Медикаментозное лечение

  • Антидепрессанты (Прозак, Флуоксетин);
  • Антипсихотические препараты и нейролептики (Рисперидон, Промазин, Френолон);
  • Бензодиазепины (Алпразолам, Гидазепам, Фторфеназин);
  • Ноотропные вещества (Оксирацетам, Пирацетам, Салбутамин).

Хирургическое лечение

  • Оперативная ликвидация опухолей головного мозга;
  • Резекция гематомы;
  • Хирургические вмешательства при кровоизлияниях.

Работа с психологом

  • Корректирующие беседы;
  • Помощь в преодолении психоэмоциональных потрясений и стрессов;
  • Терапия социофобии;
  • Разговоры с больным и коррекция его мимики.

Постинсультный уход

  • Упражнения по восстановлению речевой способности;
  • Дыхательные упражнения;
  • Релаксационная терапия;
  • Поддерживающие препараты для стимуляции кровообращения и сердечной деятельности;
  • Полноценный гигиенический уход;
  • Коррекция питания.

Физиотерапия

  • Акупунктура (иглорефлексотерапия);
  • Гидромассаж;
  • Точечный массаж;
  • Фототерапия;
  • Лечебная гимнастика.

Прогноз и последствия нарушения

В зависимости от типа отклонения и провоцирующих его факторов, прогноз может быть как благоприятным, так и сигнализировать о необратимости расстройства. Так, своевременная коррекция элективного мутизма и аффективных расстройств позволяет взрослым и детям вернуться к полноценной жизни.

Исход постинсультной и посттравматической терапии зависит от многочисленных аспектов, и адекватный прогноз может составить только специалист в каждом индивидуальном случае.

Если игнорировать расстройство и не придавать его проявлениям должной тревоги, мутизм может нанести непоправимый вред социальной адаптации больного и его трудовой деятельности.

Профилактические меры

Чтобы предупредить развитие нарушения, достаточно придерживаться общепринятых норм по ведению полноценного здорового образа жизни.

Очень важно окружить болеющего заботой и уходом, необходимо оградить его от потрясений и стрессов.

Больным, перенесшим инсульт, резекцию опухоли или транзиторную ишемическую атаку, в обязательном порядке назначается поддерживающая терапия.

Предупреждение заболевания предполагает выполнение следующих правил:

  • Своевременное лечение воспалительных и инфекционных заболеваний;
  • Ограничение или ликвидация вредных привычек (отказ от приема спиртного, психоактивных веществ, курения);
  • Коррекция режима дня и рациона;
  • Постоянный контроль уровня артериального давления;
  • Обращение к специалистам при недомоганиях и проблемах со здоровьем;
  • Нормализация физической активности;
  • Выполнение упражнений лечебной физкультуры;
  • Прогулки на свежем воздухе.

Важно понять, что при мутизме необходимо своевременно провести адекватную диагностику и немедленно начать лечение. Если нарушение связано с перенесенными заболеваниями, нужна специальная поддерживающая терапия и длительная работа со специалистами.

Если провоцирующим фактором является психическое нарушение, необходимо предпринять меры по специфической адаптационной работе. Ведя здоровый образ жизни и следя за состоянием своего здоровья, любой человек может избежать заболеваний и расстройств, которые они влекут за собой.

С данной странностью, я столкнулась, будучи клиническим психологом в отделении онкогематологии. Это был пациент предподросткового возраста, ему было 10 лет, хотя считается, больше болезни о которой пойдет речь подвержены дети от 3 до 8 лет. В круг его избирательного общения, к сожалению, попала и я. Но данное состояние никак не было связано с проблемой нахождения ребенка, в клинике.

Со слов мамы, “это” длится со времен поступления в школу. В школе он слывет «немым». И ругали, и уговаривали, и объясняли. Всё без эффекта. Ну не говорит (или не разговаривает) он в школе! Ни с учителями, ни с одноклассниками.

Я:- А как с успеваемостью?
Мама: – Хорошо. Пишет контрольные, диктанты.

Короче, все ответы письменно. Проблем особых нет, населенный пункт, где проживает ребенок, маленький, все друг друга знают…

Я:- А как дома он ведет себя?
Мама: – Он в меру, общительный, рассказывает все новости школы и улицы в том числе.
Я: -А как сейчас, здесь, в клинике? С кем-то общается?
Мама: -Нет, только со мной, «опять закрылся». Доктор, что делать и как вылечить ребенка?

Как вы поняли, речь идет о такой патологии, как селективный мутизм (если дословно, избирательное отсутствие речи). Это сложное тревожное расстройство, характеризующееся неспособностью ребенка говорить и эффективно общаться в некоторых общественных местах. Эти дети могут говорить и общаться в условиях безопасности, спокойствия, в привычной обстановке, например, в своей семье.

Ученый мир до сих пор не разобрался в причинах этого недуга. Допускают проблему обработки конкретной сенсорной информации, пониженный порог возбудимости в миндалевидной области мозга, но в их исследованиях большинство детей с избирательным мутизмом имеют генетическую предрасположенность к тревожности. И в истории их жизни отмечаются частые истерики и плаксивость, капризность, проблемы со сном, и крайняя застенчивость с младенчества.

И у 90% детей присутствует реальный страх при социальных взаимодействиях, но с разными вариациями.

Например, н екоторые дети просто немеют при определенных ситуациях, например, в школе, некоторые говорят ограниченно мало или даже может быть шепотная речь.
Но встречаются дети, которые выглядят расслабленными и беззаботными, но могут общаться только с одним или несколькими детьми, но не в состоянии общаться с учителями или с большим количеством сверстников.

И создается ложное представление, что эти дети застенчивые и робкие. И закрадывается мысль про жестокое обращение, психологические травмы. Но, увы, нет явных доказательств. Для детей, их избирательный мутизм, их немота, является средством избежать чувства тревоги, при социальных контактах.

Для таких детей коллективное посещение кино, театра, или любое общественное мероприятие, довольно энергозатратно. Появляются все признаки физических симтомов: боли в животе, тошнота, рвота, боли в суставах, одышка, спонтанные поносы, общая нервозность.

И все это сказывается на поведении ребенка.

Почему?

Важно знать родителям и учителям, так как эти симптомы на физическом уровне и поведенческие реакции на фоне немоты, обусловлены тревогой. Появление незнакомца, особенно у малышей, может вызвать ступор. Это нужно знать для оказания помощи ребенку, научить его навыкам снижающим чувство тревоги. Меньше обращать на его «неулыбчивое» лицо, на не всегда понятный «язык тела», избегание зрительного контакта, на мнимую любовь к одиночеству.

Они, как и здоровые дети хотят иметь друзей, не путайте с расстройствами аутистического спектра.

Оставаясь «немым» в обществе, они могут проявлятьь “характер” дома. Упрямые, властные, капризные, напористые, с резкими перепадами настроения. Все эти проявления не больше чем компенсаторные механизмы, опять же, борьбы с тревогой.

В школе эта особенность ребенка попадает в поле зрения учителей, прежде всего, как аутичный ребенок (педагоги более или менее знакомы с данной патологией), либо начинают указывать на серьезные трудности обучения.

Труднее родителям малышей ясельного возраста и дошкольников, поэтому, нужно быть внимательным в отношении коммуникации ребенка вне семьи. Зачастую, это может пройти под маской «застенчивый, стеснительный, пройдет…».

Что делать если подтвердился диагноз “селективный мутим”?

Если мутизм сохраняется в течении более месяца, двух, то это должно насторожить родителей. Заставляя говорить насильно, то есть подходы основанные на дисциплине, только могут усилить тревогу и тут можно добиться только оппозиционно настроенного ребенка.

Отойдите от мысли, что ребенок все это проделывает, чтобы контролировать и манипулировать вами. Понимание, поддержка ребенка, признание ваших собственных трудностей и разочарований, помогут вашему ребенку и вам в том числе.

Следующей задачей для вас будет поиск и находка семейного врача, педиатра, понимающего о чем идет речь, детского психиатра или детского психотерапевта.
Вы, как родитель, просто обязаны понять: мало снять тревогу ребенка, посредством лекарств, нужно искать возможности заниматься коммуникацией ребенка, переходить к речи, отходить от жестов и других невербальных видов общения, научить ребенка навыкам общения и создавать условия комфортности окружающей среды.

А где это можно добиться? Только в реальном мире, то есть в школьной среде, только там среди людей, реализуются стратегии и вмешательства, составленные врачами и психотерапевтами.

Мутизм у детей - обратимое отсутствие речи (от «мutus» - молчание), причины которого разнообразны (стресс, травма, заболевание). В любом детском коллективе можно встретить «странного» ребёнка замкнутого, молчаливого, почти «немого». Дома ребёнок ведёт себя уверенно, прекрасно общается, чувствует себя довольно комфортно, привязан к своим близким. Но стоит оказаться в иной обстановке, как поведение в корне меняется.

Малыш отказывается вступать в любые отношения с собеседником, уклоняется от разговоров, прикосновений, не желает играть с другими детьми. Подобная патология поведения называется «мутизм», что означает «временная немота».

  • последствия сильных стрессов (авария, смерть близкого человека, развод родителей);
  • неврологические расстройства, свойственные некоторым (истерия, );
  • наличие заболеваний, связанных с органическим поражением мозга (опухоли головного мозга, энцефалит, травма головы, гематома, последствия комы, острое нарушение мозгового кровообращения);
  • неправильное отношение родителей (гиперопека или непонимание).

Виды

Избирательный

Избирательный мутизм часто диагностируют у детей, которые упорно не желают разговаривать с посторонними людьми. Ребёнок способен слышать, понимать и анализировать чужую речь, но не может преодолеть собственный психологический барьер и участвовать в разговоре.

Элективный

Элективный (он же селективный) или психогенный мутизм является тревожным расстройством. Дети хорошо чувствуют себя и нормально разговаривают в условиях, комфортных для них (дом, семья, друзья).

Если же приходится менять привычную среду, дети перестают говорить и теряют навыки коммуникации. Ребёнок прямо-таки не может произнести ни слова (боязнь говорить), а не просто не хочет.

Элективный мутизм может сохраняться и во взрослом возрасте, проявляясь в виде различных социофобий.


Такое поведение чаще бывает у детей с лабильной нервной системой, особенностями характера в виде замкнутости, сопротивляемости, беспричинного беспокойства. Тревожные дети нуждаются в поддержке взрослых в экстремальных для них ситуациях.

Элективный мутизм встречается в семьях с некомфортным психологическим климатом. Ряд специалистов считают данный вид мутизма проявлением невротического расстройства.

У детей, кроме возникшей вдруг немоты, выражены симптомы депрессивных склонностей, ранимость, робость, впечатлительность. Особенно тяжело протекает заболевание в подростковом возрасте. Имеет свойство передаваться по роду.

Элективный мутизм у детей случается при наличии таких особенностей характера:

  • молчаливость;
  • склонность к изоляции от окружающих;
  • кажущееся равнодушие быстро перерастающее в агрессию;
  • тревога при обращении к нему лично;
  • задержка умственного развития;
  • нарушения или дефекты речевого развития;
  • острая реакция на смену обстановки, переезд, смену окружения.

Во взрослом возрасте при отсутствии лечения у таких больных могут быть сдвиги в поведении в виде:
  • отсутствия эмоциональных контактов с людьми;
  • погружённость « в себя»;
  • отсутствие потребности в общении;
  • упоминание о себе с использование вычурных слов, выражений, местоимений глаголов в неуместных формах (во втором или третьем лице).

Истерический

Истерическому мутизму характерно наличие острого пареза вербальных проявлений. Ребёнок сохраняет возможность общаться через жесты, мимику, письмо (артикуляционная функция).

Иногда малыш издает мычание или другие нечленораздельные звуки. Но даже говорить шёпотом он не может. Часто истерический мутизм у детей сочетается с другими невротическими заболеваниями ( , энурез).

Сурдомутизм

Сурдомутизм (или временное отсутствие слуха) может проявиться после стресса или травмы у ребёнка, однако поражение центральной нервной системы отсутствует.

Акинетический

Акинетический мутизм возникает при наличии изменений в тканях мозга (травма, опухоль). Симптомы указывают на наличие системного торможения психической активности ребёнка. Все просьбы выполняются с длительным промедлением, у ребёнка отсутствует речь и двигательная активность.

Апаллический

Апаллический синдром аналогичен акинетическому, но имеет более тяжёлые проявления и последствия. Апаллический вид мутизма называется «бодрствующая кома» и редко заканчивается полным выздоровлением.

Симптомы

Для всех видов мутизма характерны симптомы:

  • отсутствие речи при определённых обстоятельствах;
  • наличие ясного сознания и трезвой оценки происходящего;
  • сохранение эмоциональной окраски;
  • сохранение активных двигательных функций;
  • внешняя реакция на негативные моменты и болевые раздражители.

Лечение

Препараты

Медикаментозная терапия не является основной при мутизме. Назначать транквилизаторы без особой необходимости детям не рекомендуется. Если же препараты всё же применялись, то отменять их следует постепенно, предупреждая развитие зависимости у ребёнка.

Современная медицина разрабатывает применение новых методик (селективные ингибиторы серотонина), лечение которыми минимизирует побочные эффекты.

Психотерапия

Лечение мутизма проводится специалистами: психолог, психиатр, психотерапевт, логопед. Детям лечение мутизма назначается с использованием «мультимодального подхода», семейной, поведенческой и индивидуальной терапии.

Селективный мутизм лечится специалистами с учётом причины заболевания. Поражения центральной нервной системы при акинетическом мутизме лечатся сложно, а прогноз не всегда оптимистичный.

Лечение психологом при избирательном мутизме основывается на поведенческой методике путём налаживания общения со сверстниками и с незнакомыми людьми.

Часто проблема заболевания идёт со школы, поэтому школьному психологу важно использовать помощь учителей и одноклассников ребёнка. Ребёнка обучают элементарному поведению и умению говорить в больших группах людей (класс, компания друзей).


Если избирательный мутизм вызван психологической травмой, лечение состоит в помощи по осознанию истинности происходящего, психолог помогает принять и смириться с ситуацией, а иногда - поменять обстановку. Логопед может устранить проблемы артикуляции и восстановить нормальную речь ребёнка.

Прогноз

Прогноз при любой разновидности мутизма зависит от множества факторов: длительность заболевания, деформация личности ребёнка, его личностных качеств.

Если мутизм возник при поступлении ребёнка в школу, то недуг обычно имеет преходящий характер и проходит через 6-12 месяцев. Часто в средних классах это состояние проходит. Однако иногда имеются поведенческие отклонения у ребёнка и через много лет(5-10) после заболевания.

Важно начать лечение любого вида мутизма вовремя, ведь упущенное время может сослужить злую службу и привести к осложнениям, когда заболевание приобретает стойкий характер и чревато множеством отклонений во взрослом возрасте (социофобии, навязчивые состояния, психические расстройства).

  • Читайте также:

Профилактика

  • При возникновении молчаливости следует обратиться к специалисту не позднее двух месяцев от начала возникновения проблем.
  • Важно внимание учителя или воспитателя к поведению каждого ребёнка, умение установить индивидуальный контакт с каждым подопечным.
  • Найти индивидуальный поход к тревожному ребёнку родителям и учителям, сочетающий в себе доброжелательность и твёрдость.
  • Крайне важна правильная позиция родителей ребёнка. Они должны избегать конфликтов в семье, всячески поощрять попытки ребёнка преодолеть барьер общения и начать разговаривать.
Оцените статью:

пʼятниця, 6 січня, 2017

Это психическое расстройство может поражать некоторых детей - в основном девочек – дети почти полностью избегают говорить в определенных обстановках, таких как школа. Вот то, что вам необходимо знать о причинах и лечении избирательного мутизма.

Селективный мутизм - психическое расстройство, которое характеризуется способностью говорить комфортно в той или иной ситуации (например, дома) почти все время - и неспособностью говорить в других обстановках вообще (например, в школе или в общественных местах).

1 из 140 детей страдает данным расстройством, а у более 50 % детей с селективным мутизмом развивается еще одно тревожное расстройство – социальная фобия. По данным исследования, селективному мутизму более подвержены девочки, чем мальчики.

Признаки и симптомы

Из-за того, что дети с СМ (селективный мутизм) часто просто отлично говорят у себя дома, родители в течение многих лет не могут понять, что существует проблема. Так как такие дети, как правило, не разговаривают в школе, часто именно учитель доносит проблему до сведения родителей. «Учитель высказывает свое волнение, потому что, хотя ребенок кажется здоровым и счастливым, он не разговаривает с друзьями или с ней, - объясняет детский психолог Анастасия Бирюкова, - вместо того, чтобы общаться, ребенок кивает или использует жесты».

Селективный мутизм не следует путать с проблемой задержки речи. Также не следует путать это состояние с тем, что обычно происходит в начале учебного года с некоторыми учениками, особенно иммигрантами. Такие проблемы почти всегда носят непродолжительный характер.

Причины

Существует сильный генетический компонент, приводящий к селективному мутизму – почти 75 % вероятности, что ребенок будет иметь данное заболевание, если по крайней мере один из родителей имеет психическое расстройство. Ребенок, который чувствует тревогу в новых, неожиданных или нежелательных ситуациях, может чувствовать себя не в состоянии говорить. Выраженная конституциональная застенчивость может усиливаться домашним стрессом, положением иммигранта или смущением, вызванным относительно небольшими трудностями в артикуляции или когнитивными проблемами.

Лечение

В зависимости от тяжести селективный мутизм обычно лечат с помощью поведенческой терапии, медикаментозных препаратов, или обоими способами.

«Для маленьких детей, которые ходят в школу и наслаждаются учебой, будет достаточно только поведенческой терапии. Старшим детям, которые испытывают трудности ходить в школу, имеют семейную историю психических расстройств, могут быть назначены лекарства - часто селективный ингибитор обратного захвата серотонина (СИОЗС) - наряду с поведенческим вмешательством», - говорит психолог.

Во время поведенческой терапии, ребенок и родитель будут играть вместе в игры, которые укрепляют способность ребенка делать то, что специалисты называют «храбрым разговором». Если они играют с Lego, например, родитель будет учиться избегать односложных вопросов, которые не способствуют никакому реальному разговору. «Да-нет вопросы являются привычкой родителей, которую сложно изменить, - говорит Анастасия, - таким образом, вместо того, чтобы спросить ребенка: «Ты хочешь играть с Lego?», родителю будет предложено задать вопрос: «Ты хочешь поиграть с Lego или складывать пазлы?» или «Во что хочешь поиграть?». Также важно подождать не менее 5 секунд прежде, чем сказать что-то еще, давая ребенку реальный шанс ответить. «Примерно за пять секунд ребенок понимает, что его не собираются спасать, и ему придется ответить», - говорит психолог.

После того, как ребенок комфортно себя чувствует и играет с одним из родителей в кабинете терапевта, ребенок начнет делать то же самое с одним только терапевтом. После налаживания контакта, терапевт идет с ребенком в школу и делает то же самое там. Преподаватели и консультанты в школе также обучаются терапии, и в конечном итоге ребенок достигает точки, когда он может говорить самостоятельно в классе. Если у ребенка есть проблемы с речью в других местах, например, в спортивной секции или в доме родственника – там будут использоваться такие же стратегии.

У некоторых детей лечение может занять больше времени, чем у других - от нескольких месяцев до нескольких лет. Но в конце лечения, дети будут отвечать на вопросы в классе, общаться с детьми на площадке, разговаривать со всеми своими родственниками, и самостоятельно заказывать себе мороженое в кафе. Психолог говорит: «После того, как дети начинают говорить, они почти никогда не оглядываются назад».

– психическое расстройство, проявляющееся отказом говорить в определенных социальных ситуациях. Основной симптом – избирательная, психологически обусловленная немота. Дети имеют нормальный слух, способны понимать речь, разговаривать. Диагностика включает обследование психиатром, психологом, логопедом, неврологом, сурдологом. Лечение основано на когнитивно-поведенческой индивидуальной и групповой психотерапии, коррекционных логопедических занятиях. Дополнительно назначаются психофармакологические препараты.

Общие сведения

Сочетание «элективный мутизм» переводится как «избирательная, выборочная немота». Название расстройства отражает его суть – ребенок умеет говорить, но становится «немым» в отдельных ситуациях. Элективный мутизм называют также селективным, избирательным, парциальным, добровольным, психогенным, ситуационно обусловленным, характерологическим. Согласно МКБ-10, он является отдельной нозологической единицей. Распространенность составляет 1%. Наиболее подвержены данному расстройству дети, начинающие школьное обучение, иммигранты. Элективный мутизм встречается одинаково часто у детей обоих полов, различного социального уровня, географического пребывания.

Причины элективного мутизма у детей

Избирательный мутизм развивается при сочетании конституциональных психологических особенностей и средовых воздействий. Первые являются базой, вторые – пусковым механизмом для формирования расстройства. К этиологическим факторам относят:

  • Эмоционально-личностные особенности. Развитию психогенной немоты способствует тревожность , застенчивость, ранимость, робость, впечатлительность, молчаливость, равнодушие, подавленная агрессия, тенденция к уединению.
  • Отклонения психического развития. Селективный мутизм чаще возникает при ЗПР , дефектах развития речи. Трудности артикуляции, неуверенность в умственных способностях делают ребенка замкнутым, провоцируют немоту.
  • Неврологические особенности, нарушения. Ситуационная немота выявляется у детей с лабильным типом нервной системы, органическими повреждениями мозга (черепно-мозговыми травмами , нейроинфекциями, гематомами , опухолями).
  • Тип воспитания. Элективный мутизм возникает у ребенка как результат дисгармоничных отношений с застенчивыми, неуверенными родителями (родителем), имеющими высокий уровень социальной тревоги или депрессивные расстройства, склонными открыто выражать агрессию по отношению к членам семьи. Воспитание основывается на гиперопеке , тотальном контроле жизни ребенка.
  • Стресс. Расстройство дебютирует после стрессовых ситуаций – аварии, смерти близкого человека, развода родителей, насилия, иммиграции семьи.

Патогенез

Патогенетической основой элективного мутизма у детей является пассивная агрессия – своеобразный молчаливый протест против социального давления, гиперопеки, контроля родителей, психотравмирующей ситуации. Робость, неуверенность, застенчивость ребенка не позволяют выразить агрессию иным способом. Дефицит средств самовыражения препятствует устному изложению желаний, проблем, чувств. Стремление к одиночеству, молчанию усиливается непониманием со стороны взрослых. В итоге ребенок отказывается от попыток установления контакта, занимает выжидающую позицию, надеется на естественное разрешение проблем без его участия.

Классификация

По длительности течения элективный мутизм у детей подразделяется на транзиторный (проходящий) и континуальный (непрерывный, постоянный). Первая форма характерна для расстройства, спровоцированного психотравмирующей ситуацией. Вторая выявляется у психологически предрасположенных детей. Также психогенный мутизм классифицируется по особенностям течения:

  • Симбиотический. Ребенок имеет крепкую связь с определенным человеком (мамой, папой). С другими членами социального окружения отношения подчиненно-манипулятивные.
  • Речевой фобический. Психогенная немота дополняется страхом услышать свой голос, ритуальным поведением.
  • Реактивный. Развивается как осложнение депрессии , вызванной психотравмирующим событием.
  • Пассивно-агрессивный. Немота используется как психологическое оружие воздействия на окружающих.

Симптомы элективного мутизма у детей

Основным симптомом является избирательная немота – отсутствие речевого взаимодействия в конкретных ситуациях. Характерно появление мутизма в воспитательно-образовательных учреждениях – в школе, детском саду, интернате. Немота возникает в стенах здания либо ограничивается кабинетом, комнатой. Ребенок не разговаривает в присутствии любых людей или только учителей, определенного педагога (группы педагогов), нормально общаясь со сверстниками. Контроль уровня знаний ребенка проводится письменно. Крайне редки случаи, когда дети совсем не разговаривают дома, но охотно делают это в детском саду, школе, на улице.

Часто пациенты, не будучи способными установить вербальный контакт, используют для социального взаимодействия мимику, пантомимику. При тяжелом течении расстройства присутствие определенных лиц настолько напрягает, тревожит ребенка, что он полностью замирает, избегает тактильных контактов, не смотрит в глаза, старается спрятать голову, поджать ноги. Поведение становится необычным: формируются ритуальные действия, снижающие напряжение (раскладывание предметов, мытье рук). Школьная застенчивость, робость сменяется домашней агрессией, непослушанием, упрямством. Отмечается патологическая привязанность к матери, трудности сепарации. К избирательному мутизму добавляется задержка речевого развития , нарушения артикуляции, дизартрии , фобии , тики, депрессия, энурез , энкопрез .

Осложнения

Без адекватной терапии многолетний элективный мутизм у детей приводит к формированию вторичных психогенных расстройств. Критическое отношение к собственному состоянию провоцирует развитие депрессии (чаще апатической), искажает личностное развитие – подростки, взрослые имеют ярко выраженные шизоидные, тормозимые черты. Неуверенность, социальные страхи, неумение устанавливать контакты приводят к изоляции, проблемам трудовой социализации. Дефицит устной речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии, словесно-логическом мышлении. Появляются трудности усвоения школьной учебной программы, сдачи вступительных экзаменов профессиональных учебных заведений.

Диагностика

Диагноз элективный мутизм устанавливается врачом-психиатром на основе клинического обследования. Данные собираются в ходе опроса родителя, наблюдения за ребенком. Расстройство подтверждается при наличии следующих признаков:

  • Понимание обращенной речи. Ребенок способен выполнять просьбы, команды, кивком головы выражать согласие или отрицание.
  • Сформированность экспрессивной речи. Пациент может выражать свои мысли устно, обладает разговорной речью, достаточной для общения.
  • Применение речи. Существуют ситуации, где ребенок использует устную речь.

Важным моментом является различение избирательного мутизма с иными психическими расстройствами и органическими поражениями мозга, сопровождающимися нарушениями речи. Процесс дифференциальной диагностики может потребовать консультации невролога , психолога , логопеда , окулиста , отоларинголога , сурдолога , дополнительных физикальных и инструментальных исследований. При диагностике элективного мутизма должны быть исключены:

  • Ранний детский аутизм . Отличительные характеристики РДА: речь нарушена изначально, определяется независимость симптомов от ситуации, дисгармоничность развития психики, стереотипные действия, тотальные эмоционально-поведенческие отклонения.
  • Детская шизофрения . Заболевание сопровождается постепенной редукцией речи, продуктивной симптоматикой психоза (бред, галлюцинации, изменения мышления), разрушением бытовых навыков, упрощением игровых действий.
  • Неврологические заболевания. Данные нарушения подтверждаются инструментальными обследованиями головного мозга. Характерна постепенная утрата речи, быстрая истощаемость, утомляемость, снижение внимания, памяти.
  • Шоковые состояния. Мутизм на фоне аффективно-шоковой реакции отличается острым началом сразу после психологически травмирующей ситуации, тотальностью, относительной кратковременностью проявлений, выраженным паническим страхом, моторной заторможенностью, соматовегетативными нарушениями.
  • Истерическая немота. При элективном мутизме ребенок нерешителен, стремится оставаться незамеченным. При истерической немоте определяется завышенная самооценка, потребность во внимании окружающих, склонность к фантазированию, попытки манипуляции людьми.

Лечение элективного мутизма у детей

Основой лечения является психотерапия , направленная на устранение социальных фобий, тревожно-депрессивного компонента, выработку навыков коммуникации. Используются следующие методы:

  • Когнитивно-бихевиоральные . Работа проводится индивидуально. Сказки, рисование, лепка используются психотерапевтом для налаживания контакта, помогают выразить, пережить негативные эмоции. Применяя элементы суггестивной терапии, специалист корректирует отношение ребенка к окружающим. позволяют без сопротивления отработать базовые навыки речевой коммуникации.
  • Поведенческие. Групповые тренинги ориентированы на формирование навыков межличностного принятия, коммуникации, сотрудничества, вербального взаимодействия. Контактируя с людьми различного возраста, ребенок преодолевает застенчивость, смущение. Успешные действия подкрепляются похвалой, вниманием.
  • Семейное консультирование. Психотерапевт рассказывает родителям, педагогам о механизмах элективного мутизма, дает рекомендации относительно способов общения с ребенком. Подчеркивается важность одобрения, похвалы, преподносятся техники ненавязчивой стимуляции развернутых высказываний.

Психотерапия дополняется логопедическими занятиями, направленными на коррекцию дизартрии , артикуляционных нарушений. Правильно поставленное произношение снижает неуверенность ребенка, способствует скорейшему восстановлению речевого общения. Психофармакотерапия показана при социальных фобиях, тревожных, депрессивных проявлениях. Назначаются антидепрессанты (СИОЗС), транквилизаторы, ноотропы.

Прогноз и профилактика

Прогноз элективного мутизма у детей зависит от длительности его течения. Расстройство удается полностью устранить при начале лечения в течение первых шести месяцев. Постепенное улучшение происходит при психотерапевтическом вмешательстве спустя 1-2 года после дебюта. Отсутствие улучшений либо незначительные сдвиги определяются у детей, лечение которых начато через 3-10 лет. Основная профилактическая мера – предоставление ребенку возможности выбора, выражения эмоций, собственного мнения. Важно уделять внимание его проблемам, переживаниям, обучать самостоятельности, умению принимать неудачи, строить планы. Детско-родительские отношения должны базироваться на принципах сотрудничества, а не тотального контроля и подчинения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх