К какому веку относятся приказы. Учреждение приказов на руси

Московский государь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, в управлении ею уже не мог обходиться при помощи тех органов, которыми пользовались его предшественники - Московский и другие удельные князья. Такими органами, как уже было сказано в своем месте, в центре государства были управители отдельных отраслей обширного дворцового хозяйства - дворецкий, казначей, стольник, чашник, конюший, ловчий, сокольничий и другие путные бояре, а в уездах и волостях - наместники, волостели и тиуны. Те дела, которые выходили из ведения всех этих правителей, решал сам князь единолично или советуясь с боярами. Органам княжеского управления в удельную эпоху были должностные лица, но не учреждения, не присутственные места с определенным кругом дел, с канцелярией и архивами. С объединением Великой Руси вокруг Москвы усложнились непомерно и увеличились правительственные задачи, и Московскому государю стало уже невозможно обходиться при помощи старых удельных сотрудников, а понадобилось много и других, новых, а главное - невозможно стало править так, как раньше - через лиц, потребовалось создать целые учреждения, присутственные места, бюрократические средоточения. Такие учреждения получили название приказов.

Приказы частью выросли вокруг прежних должностей удельной эпохи, а частью появились вновь для заведования делами уже чисто государственного значения, для которых в удельную эпоху не было никаких особых должностей. С расширением владений великого князя Московского расширилось и его дворцовое хозяйство, умножилось количество дел у тех лиц, которые им заведовали, и прежде всего у дворецкого. Одному ему и даже с помощником было уже не под силу справляться со всеми делами, и поэтому мало-помалу около него выросло целое учреждение со штатом дьяков и подьячих, с книгами и столбцами, получившее название приказа Большого дворца. Название Большого дворца этот приказ получил в противоположность другим приказам - «дворцам», которым на первых порах поручалось управление делами новоприсоединенных земель и княжеств. Таковы были приказы дворцов Нижегородского, Дмитровского, Ростовского, Тверского и Рязанского. С течением времени, однако, эти дворцы упразднились, и дела их распределены были между другими приказами, в том числе и приказом Большого дворца. Исключение представил приказ Казанского (и Мещерского) дворца, в котором сосредоточено было высшее управление областями царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Приказ Большого дворца заведовал содержанием дворца и теми людьми и местностями, которые доставляли это содержание. Таковы были: дворцовые села и разные оброчные имущества, московские ремесленные слободы, работавшие на дворец. Кроме того, в приказе Большого дворца судились те самые лица, которые освобождены были от суда наместников и волостей (преимущественно духовенство) и которых судил сам великий князь или его боярин введеный (дворецкий чаще всего бывал таким введеным, особо уполномоченным боярином). К приказу Большого дворца примкнули и стали к нему в подчиненное положение дворы: Кормовой, Хлебенный и Сытенный. В этих приказах сосредоточилось заведование теми делами, которые в удельное время подлежали ведению стольника и чашника, - около боярина-конюшия вырос в XVI веке приказ Конюший; соответствующие приказы образовались около ловчия и сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и торговых людей; ему подчинен был Денежный двор, где чеканилась монета; приказ Большого прихода, который ведал преимущественно таможни, мосты и перевозы, а также московские лавки, которые давали правительству большие доходы; и, наконец, так называемые чети, или четверти, взявшие на себя во второй половине XVI веке в известных районах государства прием и учет прямых (и некоторых косвенных) налогов, в том числе и оброков, заменивших кормы наместников и волостелей, а в связи с этим - и высший суд над податными людьми этих районов (четверти, по-видимому, возникли как ответвления приказа Большой казны и были первоначально столами, или повытьями в этом приказе).

Но особенно творческая работа жизни проявилась в сфере государственного управления в собственном смысле. Для этого управления в удельное время не было никаких центральных органов, помимо князя и его думы. Теперь эти органы вырастают один за другим. Таким образом, возникает особый Посольский приказ, или особая канцелярия при государе и его думе по иностранным делам, которой заведует думный посольский дьяк. В этой канцелярии хранятся получаемые бумаги и изго-товляются отпускаемые, находится целый штат дьяков, подьячих и переводчиков. Образование такого учреждения было вполне естественно. Пока Московский князь был мелким владетелем, у него не могло быть большой и сложной дипломатической переписки. Не так стало, когда этот князь превратился в правителя огромного государства. Уже у Ивана III завязались оживленные отношения с соседями и даже отдаленными государствами Европы, и накопилось несколько ящиков дипломатических бумаг, которые по роду дел назывались немецким, волошским и т. д. и были отданы на хранение казначею. Чем дальше, тем более развивались дипломатические отношения, росла переписка и увеличивалось количество бумаг. В конце концов царь Иван Васильевич приказал в 1565 году построить особую Посольскую избу и сосредоточить в этой избе все делопроизводство по иностранным отношениям и весь архив. Таким же путем возникли и другие канцелярии думы - Разряд и Поместный приказ. В удельную эпоху все служебные назначения делались князем по совету с боярами или единолично. Таких назначений не могло быть особенно много, и потому не возникало надобности в особой канцелярии для записи этих назначений. Иное дело стало, когда под властью Московского князя объединилась вся великая Русь, оказались сотни мест и должностей, которые приходилось замещать, понадобилось давать сотни всяких поручений и т. д. Тут уже нельзя было без записей, без предварительного составления проектов служебных назначений к докладу государю и боярам. Эти записи и эти проекты стали необходимыми в силу требований местничества. Все это вызвало возникновение особой канцелярии при государе и думе - Разряда под управлением думного дьяка. Когда началась усиленная вербовка военнослужащих людей, то понадобилось вести списки этих людей и их денежных и поместных окладов. Это делопроизводство сосредоточилось также в Разряде. Через Разряд же шли различные распоряжения по обороне государства, по ведению военных действий, по управлению некоторыми окраинными городами, имевшими стратегическое значение. Для регистрации и учета земель, которые шли в раздачу военнослужащим людям при государе и думе, возникла третья канцелярия - Поместный приказ под управлением особого, иногда думного, дьяка.

Выяснившаяся потребность в создании особого пешего войска - стрельцов - вызвала к жизни и особый Стрелецкий приказ специально для набора и снабжения всем необходимым этого войска. С введением артиллерии возникло и особое специальное учреждение для литья пушек и ядер и заведования артиллеристами - Пушкарский приказ. Такие же специальные учреждения появились и для изготовления холодного оружия - приказы Оружейный и Бранный. В удельную эпоху великий князь сам с боярами разбирал тяжбы и иски, связанные с существованием холопства, важные уголовные и гражданские дела, переходившие к нему прямо в силу так называемых несудимых грамот. Теперь управиться ему со всеми этими делами стало немыслимо, и потому в центре возникают особые приказы для разбора таких дел - Холопий, Разбойный, судные приказы Владимирский. Московский, Дмитровский и Рязанский. Разнообразные отрасли государственного управления вследствие его осложнения получают теперь особые учреждения, которыми заведуют особые лица с дьяками и подьячими. Таким образом, возникают приказы Ямской, который заведует ямской гоньбой и ямщиками во всем государстве; Каменный, который заведует казенными постройками; приказ Книгопечатного дела, Челобитенный с 1550 года (комиссия по принятию прошений на Высочайшее имя) и т. д.

ПРИКАЗЫ

ПРИКАЗЫ , 1) органы центрального управления в России в 16 - начале 18 вв. В основном имели судебную функцию (Земский П., Поместный П., Казённый П., Посольский П. и др.). Наряду с общегосударственными были П. с областной компетенцией (Казанского дворца П., Сибирский П., Новгородская четь и др.). Структурно подразделялись на столы и повытья. Стоявшие во главе П. лица в 17 в. получили название судей, наиболее крупные П. возглавляли судьи в чине боярина или окольничего. Непосредственное делопроизводство велось дьяками. В начале 18 в. заменены коллегиями .

2) Местные органы дворцового управления в 16-17 вв. (Новгородский, Псковский дворцовые П.).

3) Название стрелецких полков в 16-17 вв.

Источник: Энциклопедия "Отечество"


органы центрального управления в России XVI - н. XVIII вв. Название это произошло от слова «приказ» - особое поручение. Каждый приказ решал определенный круг вопросов. Приказ Большой Казны, Стрелецкий, Казанский, Тайных дел, Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела, Разбойный, Казачий и др.
Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Руководство приказов было коллегиальным. Стоявшие по главе приказов руководители назывались судьями. Состав судей был различным. В XVI в. среди них преобладали дьяки, в XVII в. некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших приказов (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством приказов. Непосредственно делопроизводство велось подьячими. В штат приказов входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава приказов («приказных людей») колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально приказы не имели внутреннего структурного деления. Оно появилось примерно с н. XVII в., когда с усложнением деятельности приказов начали создаваться столы, или повытья, образовавшиеся по функциональным или территориальным принципам.
С. И.

Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"


Смотреть что такое "ПРИКАЗЫ" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Приказы - в России, 1) органы центрального управления 16 начала 18 вв. Важнейшие приказы: Посольский (1549 1720), руководил внешней политикой; Разрядный (16 в. 1720), ведал военными и другими делами; Поместный (середина 16 в. 1720), ведал землевладением и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. Находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Реформа аппарата управления и введение коллегий привели к ликвидации приказной системы. Лишь немногие из них продолжали… … Юридический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.2) Местные органы дворцового управления в 16 17 вв.3) Название стрелецких полков в 16 17 вв … Большой Энциклопедический словарь

    1) органы центрального управления в России 16 нач. 18 вв.; 2) местные органы дворцового управления в 16 17 вв.; 3) название стрелецких полков в 16 17 вв. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    1) органы центрального управления в России XVI начала XVIII вв. В основе имели судебную функцию (Земский приказ, Поместный приказ, Казённый приказ, Посольский приказ и др.). Наряду с общегосударственными были приказы с областной компетенцией… … Энциклопедический словарь

    ПРИКАЗЫ - ORDERSТермин имеет следующие значения1. Письменные П. произвести ден. платеж, такие, как чеки, переводные векселя, платежные поручения и т. п.2. Указание брокеру на покупку или продажу ценных бумаг или товаров.На фондовом рынке П. клиентов… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Органы центрального управления в России 16 начала 18 вв. Термин произошёл от слова «приказ», употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с середины 16 в. Зарождение… … Большая советская энциклопедия

    Органы центр. управления в России 16 нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина приказ, употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60 х гг. 16 в. Складывание приказной системы… … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Аракчеев. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу поселенных войск 1820 года. Санктпетербург, 1822 г. Книга представляет собой репринтное издание.…
  • Приказы генерала графа Аракчеева по корпусу поселенных войск , Аракчеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Приказы главнаго над военными поселениями начальника генерала графа Аракчеева А. А. по корпусу…

акт руководителя органа государственного управления, госучреждения. В Вооруженных Силах - письменное или устное распоряжение начальника подчиненным, являющееся для них законом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИКАЗЫ

органы центр. управления в России 16 - нач. 18 вв. Их наименование произошло от термина "приказ", употребляемого в смысле особого поручения; применительно к учреждениям этот термин входит в обращение с 60-х гг. 16 в. Складывание приказной системы управления явилось одной из сторон процесса формирования Русского централизованного государства и было вызвано усложнением задач, стоявших перед молодой самодержавной монархией. В отличие от временных "путей" (формы управления периода феод. раздробленности), П. были постоянно действующими учреждениями. Каждый П. был организационно оформлен, ведал определенным кругом вопросов, имел самостоят. штат. Но приказная система представляла собой только нач. этап централизации гос. аппарата. Она не имела стройного внутр. единства и четкого разграничения функций между отд. учреждениями; для многих П. было характерно совмещение суд., адм. и финанс. функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Зарождение приказной системы происходит в кон. 15 - нач. 16 вв. Большинство исследователей (А. А. Зимин, А. К. Леонтьев и др.) появление П. связывает с перестройкой великокняж. дворцово-вотчинного управления, в результате к-рой были созданы дворцовые учреждения - Казна и Большой дворец. А. В. Чернов считает, что П. выросли непосредственно из личных поручений, к-рые давались вел. князьями отд. должностным лицам из среды господств. класса. Основой создания П. послужили дьяческий штат Казны и врем. боярские комиссии, создававшиеся для решения отд. вопросов. Специализация дворцовых дьяков по отд. вопросам гос. управления приводила к выделению этих вопросов в отд. ведомства, а затем в самостоят. учреждения. Они получили назв. дьячьих изб, а позднее - П. В складывании приказной системы важную роль сыграли преобразования сер. 16 в. В это время сложилась осн. сеть постоянных П., число к-рых к кон. 16 в. достигло 22. Воен. реформы привели к оформлению Разрядного П., ведавшего личным составом и службой поместного войска и Поместного П., к-рому было поручено обеспечение этого войска землей. К этому же времени относится создание Стрелецкого П., ведавшего др. частью рус. армии - стрелецким войском. Перестройка системы ямской гоньбы привела к созданию Ямского П. Введение губных учреждений на местах вызвало организацию Разбойного П. Расширение междунар. связей способствовало обособлению Посольского П. и т. д. Следствием сохранявшихся остатков разобщенности отд. земель, вошедших в состав гос-ва, явилось создание наряду с общегос. финанс. П. Большого прихода терр. судебно-адм.-финанс. четвертей (см. Чети), а также специальных суд. П. с областной компетенцией. Расширение границ на Ю.-В. положило начало существованию П. Казанского дворца. В 1-й пол. 17 в., после освобождения страны от польск. и швед. интервентов, перед царским пр-вом встали задачи по организации обороны страны и восстановлению ее х-ва, что определило на первых порах направления дальнейшего развития приказной системы. Пр-во восстановило временно ликвидированные П. (Каменный, Аптекарский, Книгопечатного дела и др.) и создало большое количество новых. Только в 1613-19 было организовано 11 П. При этом наблюдалась тенденция к дроблению однородных функций между различными учреждениями. В области воен. управления были созданы П.: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов одновременно с П. Большого прихода начали действовать П. Новой четверти и Большой казны, а полномочия терр. четвертей были значительно расширены. В 1-й пол. 17 в. создавались также врем. П., к-рые, выполнив поставленные перед ними частные задачи, прекращали свое существование. В воен. время возникали П. Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег и др. Врем. характер носили также многочисл. сыскные П. В результате к сер. 17 в. число постоянно действующих П. возросло почти вдвое по сравнению с кон. 16 в., а вместе с временными их насчитывалось ок. 80. В эти годы имели место и попытки централизации управления путем объединения руководства неск. П. в одних руках. Во 2-й пол. 17 в., особенно на рубеже 17-18 вв., громоздкая и сложная сеть П. была не в состоянии справиться с теми задачами, к-рые ставило перед ними складывающееся абсолютистское гос-во. Возникновение новых областей управления и расширение гос. границ вело к учреждению новых П., что еще более затрудняло слаженность работы гос. аппарата. Уже в 50-60-х гг. пр-во пыталось перестроить работу центр. учреждений. Были созданы П. Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных П. и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 80-х гг. пр-во провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Оно провело объединение большинства четвертей с Посольским П., создало на базе П. Большой казны крупное финанс. учреждение, в к-ром слились П. Большого прихода и Новой четверти, передав ему значит. часть финанс. функций четвертой. Укрупнения П. производились и в 1699-1701. Но отд. улучшения не смогли внести существенных изменений в общий строй приказного управления. Создание учреждений нового типа (их первоначально также наз. П.) и ликвидация приказной системы происходили в нач. 18 в. В 1698 был организован Военно-Морской П., в 1700 - Адмиралтейский, в 1701 - Артиллерийский и т. д. Реформа аппарата управления и введение в 1718-1720 коллегий привели к ликвидации приказной системы в целом. На протяжении 1-й четв. 18 в. прекратило свое существование подавляющее большинство П. Лишь немногие из них продолжали функционировать и позднее (до 1763 сохранился, напр., Сибирский П.). П. находились в непосредств. ведении царя и Боярской думы. Руководство П. было коллегиальным. Стоявшие во главе П. лица получили назв. судей (от суд. функций большинства П.). Состав судей был различным. В 16 в. среди них преобладали дьяки, в 17 в. нек-рые крупные П. возглавляли бояре и окольничие, более мелкие - думные дворяне. Однако и в это время дьяки оставались у руководства ряда важнейших П. (Разрядного, Посольского, Поместного). Кроме того, дьяки обязательно входили в состав судейских коллегий, руководили делопроизводством П. Непосредств. делопроизводство велось подьячими. В штат П. входили приставы, сторожа, переводчики и др. Количество личного состава П. ("приказных людей") колебалось от 3 до 400 чел. Первоначально П. не имели внутр. структурного деления. Оно появилось примерно с нач. 17 в., когда с усложнением деятельности П. начали создаваться столы или повытья, образовывавшиеся по функциональным или терр. принципам. Пестрота, разнохарактерность П., нечеткость в распределении между ними областей управления на всем протяжении их существования привели к тому, что в ист. лит-ре сложилось неск. классификац. схем для разделения П. по характеру их деятельности. Наиболее распространенным, хотя и не лишенным условности, является следующее деление П.: все П. разделяются на гос. и дворцовые; гос. П. в свою очередь разделяются на П., ведавшие вопросами внеш. политики, и П. с внутриполитич. компетенцией; последние - на П. общегос. и обл. значения; и, наконец, П. с гос. компетенцией делятся на адм., финанс. и судебные. Термин "П." применялся не только к центр. учреждениям. П. наз. также нек-рые местные дворцовые учреждения, как, напр., возникшие в 20-х гг. 17 в. Новгородский и Псковский дворцовые П., находившиеся в ведении П. Большой казны. Назв. П. употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Список приказов 16-17 вв.1 Аптекарский (Аптекарская палата), 1594/95-1714; первоначально дворцовый, впоследствии общегос. учреждение, ведал вопросами мед. службы. Астраханских дел, упомянут в 1643. Большого дворца (Большой дворец), 1534-1728; ведал дворцовым х-вом, населением дворцовых волостей, а также Хлебным, Кормовым и Сытным дворами. Большого прихода (Большой приход), 1554/55-1699; ведал сборами с населения: в 16 в. - прямыми и косвенными, в 17 в. - гл. обр. таможенными. Большой казны (Большая казна), 1621/22-1718; ведал сборами прямых налогов с торг. и ремесл. населения городов, монетным делом, казенной пром-стью; с 1680 - таможенными и кабацкими сборами. Бронный, 1573 - 1-я пол. 17 в.; осуществлял контроль за изготовлением воен. доспехов. Великого княжества Литовского (Литовский, Литовских управных дел), 1657-1674/75 (соединен с Устюжской четвертью); создан для управления завоеванными с 1654 землями Литвы. Великой России, 1687/88-1700; ведал управлением терр. слободских полков (Сумского, Харьковского и др.). Верхней типографии, 1680-?; ведал придворной типографией. Владимирской четверти (Владимирская четь, Владимирский), 60-70-е гг. 16 в. - 1690, терр. назв. с 1629; ведал управлением 26-30 городов с уездами (Владимиром, Мценском, Орлом и др.). Галицкой четверти (Галицкая четь, Галицкий), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1606; ведал управлением 22-25 городов с уездами (Галичем, Белоозером, Шуей и др.). Городового дела, 1638-44; ведал строительством системы укреплений по юж. границе гос-ва. Денежного и хлебного сбора, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал натуральными и ден. сборами на воен. нужды. Денежной раздачи, в 17 в. неоднократно возобновлял свою деятельность; временный, создававшийся в воен. время, ведал раздачей жалования ратным людям. Доимочный, 70-е гг. 17 в. - 1701; ведал сбором недоимок за прошлые годы. Житный (Житных дворов), 16 в. - 80-е гг. 17 в. (соединен со Стрелецким П.); дворцовый, ведал приемом и выдачей казенных припасов, поступавших для хранения на Житные дворы. Записной, 1657-59; ведал составлением истории династии Романовых. Земский (Земский двор), 1564-1699; ведал управлением Москвы, сбором налогов с ее тяглого населения, судом по уголовным и гражд. делам. Золотых дел (Золотой), 1624-56 (соединен с Серебряным П. в П. Золотых и серебряных дел); дворцовый, ведал надзором за изготовлением золотых ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой палатой. Золотых и серебряных дел, 1656-1700 (соединен с Оружейной палатой); дворцовый, ведал надзором за изготовлением ювелирных изделий для нужд двора, руководил Золотой и Серебряной палатами. Иконный, 1622-53; ведал дворцовыми иконописцами, работавшими в иконописной палате. Иноземский (Иноземный), 1624-1701 (соединен с П. Рейтарских дел); ведал иностранцами, поступившими на рус. службу. Казанского дворца (Казанский дворец, Мещерский дворец), 60-е гг. 16 в. - 1709; ведал терр., присоединенной к России в 16 в. после завоевания Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, в 17 в. часть земель переходит в ведение др. П. Казачий (Казачий разряд, П. сбора казачьих кормов), 1613-43; ведал сбором хлеба на жалование казакам и служилым людям по прибору. Казенный (Казенный двор), 1512-1700 (соединен с П. Большого дворца); дворцовый, являлся хранилищем царской вещевой казны, а также ведал ремесленниками, к-рые ее изготовляли (скорняками и др.). Калмыцких дел, 1661; ведал переговорами с калмыцкими тайшами по поводу принятия ими рус. подданства. Каменных дел (Каменный), 1583/84, 1615/16-1700 (соединен с П. Большого дворца); ведал казенным каменным строительством, заготовкой строит. материалов и записными каменщиками и кирпичниками. Княжества Смоленского (Смоленский), 1663/64-1712; ведал управлением смоленскими землями, возвращенными в ходе рус.-польск. войны 1654-67. Конюшенный, 1573-1728; ведал царским выездом и сборами пошлин с торговли лошадьми. Костромской четверти (Костромская четь, Костромской, Ярославская четверть), 60-70-е гг. 16 в. - 1700 (в 1680 соединен со Стрелецким П.), терр. назв. с 20-х гг. 17 в.; ведал управлением 17-22 городов с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.). Купецких дел, 1664-78; ведал оценкой мехов и др. вопросами, связанными с погран. торговлей рус. купцов (был подчинен Сибирскому П.). Литовских полоняничных дел, 1634-36; создан для решения судьбы пленных, захваченных во время рус.-польск. войны 1633-34. Лифляндских дел (Лифляндский земский П.), 1658-62; ведал землями, завоеванными в Лифляндии во время русско-швед. войны 1656-61. Ловчий, 1509 - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской охотой. Малой России (Малороссийский), 1662-1722 (в 1667 подчинен Посольскому П.); ведал отношениями с Украиной, имевшей автономное управление. Мещанского суда, 1666; ведал судом над белорус. населением Мещанской слободы в Москве. Монастырский, 1650-75, 1701-25; ведал хоз. делами монастырей, с 1701 и суд. делами церковнослужителей. Мушкетного дела, 1663-64; ведал изготовлением ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Новгородской четверти (Новгородский), 60-70-е гг. 16 в. - 1720 (в 1680 подчинен Посольскому П.), терр. назв. с 1601; ведал управлением 21-33 городов с уездами (Новгород, Псков, Архангельск, Вологда и др.). Новой аптеки, 1673-74 (соединен с Аптекарским П.); создан в связи с постройкой новой аптеки в Москве. Новой четверти (Новая четь, Кабацкий П.), 1619-1680 (соединен с П. Большой казны); ведал кабацкими сборами с Москвы и юж. городов (до 1665), борьбой с корчемством, в 1678 и сношениями с калмыками. Оружейной палаты (Оружейный), 1-я пол. 16 в., возобновлен в 1613 - до 20-х гг. 18 в.; ведал произ-вом холодного и ручного огнестрельного оружия. Панихидный (П. у вечного поминка), 1628-97; ведал поминанием лиц царской семьи. Панский, 1614-23; ведал служилыми иностранцами, выходцами из стран Зап. Европы. Патриарший дворцовый, 1620-1726 (в 1701 - передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал управлением патриаршим х-вом, сборами с раскольников и др. Патриарший казенный, 1617/18-1726 (в 1701 передан в ведение Монастырского П., в 1721 - Синода, в 1726 соединен с Коллегией экономии); ведал сбором налогов, поступавших в патриаршую казну. Патриарший судный (Патриарший разряд, Патриарший духовный), нач. 17 в. - 1700; ведал суд. делами о преступлениях против веры, назначением духовенства на должности и др. Патриарший церковных дел, 1674-90; ведал надзором за благочинием в церквах и поведением духовенства. Печатный, 16 в. - 1722; ведал хранением и прикладыванием гос. печатей и сбором печатных пошлин (был подчинен Посольскому П.). Печатный (Книгопечатного дела), 1553-1722 (преобразован в Типографскую контору при Синоде); ведал работой Моск. печатного двора. Полковых дел, упомянут в 1661 (был подчинен П. Казанского дворца). Полоняничный, сер. 16 в. - 1679; ведал выкупом рус. населения, попавшего в плен. Поместный, 1577-1720 (в 1712 подчинен Сенату); ведал вопросами феод. землевладения, судом по земельным спорам, описанием земель. Посольский, 1549-1720; ведал сношениями с иностр. гос-вами. Постельничий, 1573 (по мнению А. К. Леонтьева, 50-е гг. 16 в.) - 1-я пол. 17 в., дворцовый; ведал царской спальней, а также лицами, обслуживавшими царскую семью. Преображенский (до 1695 - Преображенская канцелярия), 1686-1729; ведал "потешными" полками, позднее - проведением рекрутских наборов, полицейской службой, с 1697 - делами о гос. преступлениях. Приказных дел, 1622-60-е гг. 17 в.; исполнял особые поручения, являлся апелляционной инстанцией для суд. дел Поместного и Холопьего П. Пушкарский, 1677-1700; ведал артиллерией рус. армии и обслуживающим ее населением, в его управлении находились казенный Пушечный двор и пороховые мельницы. Разбойный (с 80-х гг. 17 в. - Разбойный сыскной), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 1539) - 1701; ведал контролем за решением уголовных дел в приказных избах. Разрядный (Разряд, Большой разряд), 1555/56 (по мнению А. К. Леонтьева, 30-е гг. 16 в.) - 1711; ведал обороной гос-ва, учетом и управлением служилыми людьми, назначением на гражд. должности, 33 погран. городами с уездами. Ратных дел, 1633; функции неясны. Рейтарский, 1649-1701 (соединен с Иноземским П.); ведал полками "нового строя". Розыскных дел, 1689-94; создан для следствия по делу Ф. Л. Шакловитого и его сообщников. Рудного сыска, 1642-1709 или 1710; ведал организацией разведок залежей полезных ископаемых. Сбора даточных людей (Сбора ратных и даточных людей, Сбора ратных и доимки даточных людей), 1633 - кон. 30-х гг. 17 в., 1651-54 (соединен с П. Костромской четверти), временный; ведал набором тяглых людей для тыловых работ в воен. время, занимался также комплектованием драгунских и солдатских полков. Сбора немецких кормов (П. немецких кормов, п. сбора хлебных и мясных запасов), 1632 - кон. 30-х гг. 17 в.; ведал сбором продовольствия для наемных иностр. войск на рус. службе. Сбора пятинных и запросных денег (Сбора пятинных и земских денег), 1616-18, 1632-37, временный; ведал сбором чрезвычайных налогов, идущих на воен. нужды. Сбора ратных людей, 1637-1654; ведал проведением набора людей и сбора ден. средств для обороны юж. границ гос-ва. Сбора стрелецкого хлеба, 1672-1697; ведал натуральными сборами на армию. Семеновский, между 1688 и 1693-1718; ведал формированием Семеновского полка и сбором средств на его содержание. Серебряный (Серебряная палата), упомянут в 1613-56 (соединен с П. Золотых дел, в П. Золотых и серебряных дел); ведал ювелирными работами для нужд двора. Сибирский, 1637-1727, 1730-17 63; ведал управлением Сибири. Соборного дела, упомянут в 1653; ведал живописными и ремонтными работами в кремлевских соборах. Сокольничий, 1550 - 2-я пол. 17 в.; дворцовый, ведал придворной соколиной охотой. Ствольный, 1647-66; ведал изготовлением стволов для ручного огнестрельного оружия (был подчинен Оружейной палате). Стрелецкий (П. Надворной пехоты), 1571-1701 (реорганизован в П. Земских дел); ведал стрелецкими полками, в 1672-83 - также сбором стрелецкого хлеба и стрелецких денег. Строения богаделен, 1670-80; ведал постройкой богаделен в Москве и др. городах. Судный, 1699-1700; ведал суд. делами служилых людей. Судный Владимирский, 1582/83-1699 (объединен с Московским судным П. и переименован в Судный П.); ведал суд. делами высшего слоя служилых людей (думных и моск. чинов). Судный дворцовый, 1664/65-1709; ведал суд. делами дворцовых служителей. Судный Дмитровский, 1595 - нач. 17 в.; ведал суд. делами служилых людей Дмитровского уезда, неподсудных местным воеводам. Судный Казанский, 1591-1719; ведал суд. делами служилых людей Ср. и Ниж. Поволжья. Судный Московский, 1598-1699 (объединен с Владимирским и переименован в Судный П.); ведал суд. делами служилых людей Моск. и др. уездов. Счетный (Счетных дел, Столовых и счетных дел), 1656-77/78; осуществлял финанс. контроль за деятельностью центр. учреждений, с 1670 ведал сбором недоимок. Сыскной (Сыскных дел), 1619; создан для разбора жалоб, гл. обр. по земельным делам. Сыскной, 1638-42; ведал сыском посадских людей, заложившихся за вотчинников в Москве и Ярославле. Сыскной, 1648-52; проводил "посадское строение", 1649-52. Сыскной (Сыскных заставных дел), 1657-60-е гг. 17 в.; создан для выяснения размеров опустошений после эпидемии 1654-55; ведал предупредительными санитарными мерами. Сыскной, 1662; создан для следствия над участниками Моск. восстания 1662. Тайных дел (Тайный), 1654-76; собств. канцелярия царя; осуществлял контроль за деятельностью гос. учреждений, ведал делами о политич. преступлениях, с 1663 и дворцовыми землями. Устюжской четверти (Устюжский), 60-70-е гг. 16 в. - 1680 (соединен с Посольским П.), терр. назв. с 1611; ведал управлением 22-26 городов с уездами (Устюг, Сольвычегодск, Можайск и др.). Хлебный, 1663-83; ведал натуральными сборами для армии, а также житницами, в к-рые свозился "стрелецкий хлеб", управлял нек-рыми дворцовыми вотчинами (Скопин, Романов и др.). Холопий (Холопьего суда), 50-70-е гг. 16 в. - 1681, 1683-1704; ведал регистрацией кабальных актов и суд. делами о холопах. Царевой мастерской палаты, 1613 - нач. 18 в.; ведал изготовлением царской одежды и мастеровыми людьми, ее изготовлявшими. Царицыны мастерской палаты (Постельный), 1656 (по мнению С. К. Богоявленского, 1626) - 1701; ведал изготовлением одежды для цариц и царских детей, а также дворцовым населением Кадашевской слободы и с. Брейтова. Челобитный, упомянут в 1550, 1613-85 (соединен с Владимирским судным П.); являлся апелляционной инстанцией по делам др. приказов, в него поступали все челобитные на имя царя. Ямской, 1550-1723; ведал организацией ямского дела. Лит.: Вернер И. И., О времени и причинах образования Моск. приказов, М., 1907; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Моск. гос-ва, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; Зимин A. A., О сложении приказной системы на Руси, "Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР", в. 3, М., 1954; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, (М.), 1961; Устюгов Н. В., Эволюция приказного строя Рус. гос-ва в XVII в., "Абсолютизм в России", сб. ст., М., 1964; Чернов А. В., О зарождении приказного управления в процессе образования Рус. централизованного гос-ва, "Тр. МГИАИ", т. 19, М., 1965. Н. P. Демидова. Москва. -***-***-***- 1 Список составлен на основе имеющейся литературы. В нем нет части сыскных П. 17 в. и П., созданных в последние годы 17 в. и нач. 18 в. Из множества сыскных П. в список включены наиболее значительные, действовавшие сравнительно долгое время. П. последних лет 17 в. и нач. 18 в. - Адмиралтейский, Артиллерийский, Военно-Морских дел, Провиантский, Земских дел (1701), Синодальный дворцовый и др. - в список не включены потому, что они представляли собой новый тип центр. учреждений, отличный от П. 16-17 вв. В списке после назв. П. указаны крайние даты его существования и функции П. (как правило, первая дата имеет в виду первое упоминание в источниках приказной избы или П.). Упразднение и восстановление П. показаны перерывом в датах (напр., Монастырский, 1650-75, 1701-25). П. в списке даны в алфавитном порядке.

Приказ в Москве.

Картина Янова А.С.1880-е годы.

Серпуховской художественно-исторический музей.

Органы власти на Руси за столетия претерпели большие изменения. Сначала это была дружина князя, затем появилась Боярская дума Следующими возникли приказы . Что входило в ведение приказов, какие были приказы, кто их ввёл на Руси? Ответим на эти вопросы.

Приказы

Приказы - это органы государственной власти на Руси. Учреждена была приказная система власти Иваном Грозным по реформе центрального управления в 155о году. Однако появились приказы значительно раньше.

Из истории названия

Откуда пошло такое название? Объяснение очень простое: царь « приказывал» боярину ведать той или иной сферой общества или отдельной областью страны. Отсюда и появилось название - приказы.

Из истории возникновения приказов

    Первые приказы появились при Иване 3, было это примерно в 1512году. Тогда были следующие приказы: разрядный. Казённый, конюшенный, постельный, холопий, житный и приказ Большого двора(заведовал землями самого князя Московского).Отдельные приказы заведовали делами в присоединённых территориях, а также в самом государстве.

    Василий 3- отец Ивана Грозного - ввёл новые должности, поэтому были созданы и специальные приказы для них. Это: ловчий, оружничий, кравчий. Это произошло в 1509, 1511 и 1514 годах соответственно.

    Наконец, при Иване Грозном в Судебнике, принятом в 1550 году приказная система сформировалась окончательно. Все последующие цари добавляли новые приказы, объединяли несколько или упраздняли некоторые совсем.

    Приказы заменены коллегиями были Петром Первым в, однако некоторые приказы остались и просуществовали довольно долго. Например, в 1730 был восстановлен Сибирский приказ (до 1755). Полностью приказы исчезли в правление Екатерины II в 1775 году, но и то некоторые учреждения продолжали называться приказами (например, Приказ общественного призрения), правда, круг полномочий у них был иным.

Таким образом, приказы довольно долго существовали в России.

Другие названия приказов:

палаты, избы, дворцы, избы, дворы, трети, четверти.

Данные названия, хотя и синонимы, однако имеют некоторые различия.

Избы - органы власти, имеющие меньше полномочий, чем приказы.

Дворы и дворцы ведали только хозяйственными делами.

Интересна история названий « треть» и « четверть». При Иване III государство делилось на три части. Значит, трети - органы власти, ведавшие делами в каждой из этих трёх частей. То же произошло и со слово « четверть». Только это было при Иване IV- страну поделили на 4 части.

Приказы в России

Приказ

Какими делами ведал

Челобитный

1571- 1685 гг. Челобитная - это прошение индивидуальное или коллективное, обращённое к царю(« челом били», то есть низко кланялись, чело- лоб).

Посольский

1549-1720. ведало отношениями с другими странами, хотя имело и ряд других полномочий.

Поместный

Ведало всем землевладением в государстве. Упразднён в 1719г.

Стрелецкий

Создан в период реформ в 1555-1556 голах, ведал стрелецким войском и городовыми казаками.

Пушкарский

Имел военно- административные и судебные функции, связанные с делами в войсках.

Бронный

Обязанности - изготовление вооружения для войска: шлемы. сабли, луки, самострелы и др.

Разбойный

С 1571 года до 1701. ведал разбойными делами, грабежами, убийствами, тюрьмами.

Печатный

Удостоверял подлинность грамот, указов. Любых письменных актов путём приложения к государственной печати, занимался сбором Печатных пошлин. Просуществовал до 1763 г.

Холопий

В 1681 году объединён с Судным приказом.

Сокольничий

С 1550г. Ведал придворной соколиной охотой. При Алексее Михайловиче этим стал заниматься приказ тайных дел.

Земские приказы

Ведал управлением Москвой и некоторыми другим и городами, наведением в них порядка.

Галицкая четверть

Ведала финансами и судом на данной территории. С 1606-1667, затем вошла в Посольский приказ.

Устюжская четверть

Ведала финансами и судом на данной территории.

Новая четверть

С 1597. Ведала финансами и судом на данной территории.

Казанский приказ

50-60-е годы 16 века. Управлял делами на юго-востоке страны. Ликвидирован в 1708 г. в связи с образованием Казанской губернии.

Сибирский приказ

Ведал делами присоединённой Сибири, создан Фёдором Иоанновичем. С 1637 по 1773 г.

Патриарший казённый приказ

В 1589 году при Фёдоре Иоанновиче было установлено на Руси патриаршество. В связи с эти и появился приказ, ведавший делами церкви.

Приказ каменных дел.

Учреждён при Борисе Годунов. Ведал он строительством в городах.

Дворцовый

При Михаиле Фёдоровиче,

Судный

При Михаиле Фёдоровиче, судебный орган с 1593 года.

Аптекарский

При Михаиле Фёдоровиче, в ведомстве находились аптекари, доктора, лекари, лекарства. До 1716 года(медицинская коллегия0.

Приказ тайных дел

При Алексее Михайловиче, в 1563 году, закрыт при Фёдоре Алексеевиче. Ведал следственными делами по особа важным государственным делам.

Хлебный

С 1663-1679, ведал царскими пашнями, соединён с приказом Большого дворца.

Панихидный

Цель приказа- повиновение лиц царской фамилии. С 1663-1686гг.

Рейтарский

Орган военного управления, ведал рейтарами, то есть конными войсками, часто наёмными, сборами, выдачей жалования. С 1649 по 1701. Далее – Приказ Военных дел, с 1711- Главная военная канцелярия.

Приказ строения богаделен

Закрыт в 1680, при Фёдоре Алексеевиче.

Монастырский

С 1649 года, ведал судебными делами духовенства. Упразднён в 1725 году, стал Камер-конторой святейшего Синода.

Таков далеко не полный перечень приказов, существовавших в России.

Состав приказов

    Во главе приказа стоял окольничий , назначаемый царём из бояр.

    Одна часть служащих занималась принятием решений - судьи.

    Другие занимались письменной частью это дьяки и подьячие , о есть дьяк- это начальник канцелярии приказа, подьячий- его помощник, заместитель.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна


История возникновения приказов и их классификация

Зарождение приказной системы управления относится к концу XV – началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности – казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) – ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел – своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ.

Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей.

XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом - отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек.

Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

Структура приказа

Важной особенностью почти всех новшеств середины XVI века были сугубый практицизм правительственных мер, слабость их идейного обоснования и несовершенство или отсутствие у них законодательной основы. Приказы не имели регламента, который определял бы структуру новых учреждений и регламентировал их деятельность.

Для работы приказов характерен жесткий бюрократический стиль: строгое подчинение (по вертикали) и следование инструкциям и предписаниям (по горизонтали). Служащие в приказах и княжеской администрации составляли костяк формирующегося дворянства.

Вся приказная система была основана на предположении личного участия царя в управлении. Приказные судьи и дьяки – только приказчики царя. С течением времени, по мере роста государства, умножения и усложнения дел, личное участие царя в делах становится все затруднительнее, пока не делается во многих отношениях фикцией.

У московских царей не было постоянных контрольных учреждений, обычно они рассчитывали на частные изветы, жалобы пострадавших и обиженных, чем на сыскные и счетные приказы. Ревизии производились редко. Внутренний контроль в приказах не был предусмотрен определенными правилами и всецело зависел от предусмотрительности и служебного усердия судей и дьяков.

Важным средством контроля над приказными были челобитья населения. Никто не был ограничен в праве подать лично царю челобитную с просьбой о какой-нибудь милости, с жалобой на любой судебный приговор или на любое действие приказных, на обидчиков вообще.

Личный состав приказов был очень разнообразен. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. В зависимости от деятельности приказа начальниками могли быть: судья, казначей, печатник, дворецкий и т. д. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Техническую и канцелярскую работу осуществляли подьячие.

Дьяки, первые приказные люди, зародившись в пределах государева двора и для целей дворцового управления, мало-помалу проникают во все важнейшие отрасли суда и администрации. Всего в 38 приказах, находившихся в городе Москве, в середине XVII века дьяков было до 70 человек. Дьяки были главными дельцами приказов. В противоположность дворянам, которые садились управлять приказом между военной и дворцовой службами, дьяки были специалистами дела. Большинство дьяков происходило из подьячих, выслужившихся после нескольких десятков лет приказной работы.

За заслуги царь жаловал дьяков в думу, причем обычно они продолжали управлять тем же приказом. Такие дьяки в XVII веке назывались думными. Первыми в состав думы вошли руководители Казенного приказа. В 1560-х годах думными дьяками стали разрядный, поместный и посольский дьяки. Они постоянно присутствовали на заседаниях думы и докладывали дела. По существу, приказы стали разветвленной канцелярией думы. Таким образом, Боярская дума окончательно конституировалась в высший орган государственной власти лишь с образованием приказной системы.

Дьяки того времени зачастую были крупными государственными деятелями. К примеру, дьяки Посольского приказа - Иван Михайлович Висковатый и братья Щелкаловы.

Черную работу в приказах исполняли подьячие, набранные чаще всего из детей духовенства и посадских людей. Подьячие делились на старых и молодых. Молодые употреблялись для письма, а старые, как давно состоящие в должности подьячего и потому опытные и дело знающие, для более важных назначений.

В приказах имелись также приставы и сторожа, а в некоторых приказах (Посольском и Казанского дворца) - переводчики и толмачи.

Структурным подразделением приказа являлся стол, специализировавшийся в своей деятельности по отраслевому или территориальному принципу. Столы, в свою очередь, разделялись на повытья.

Деление приказов на столы и количество столов было различным. К примеру, денежный и судный столы встречаются в большинстве приказов.

Эта структура была довольно устойчивой. Так, на протяжении XVII века в Поместном приказе было 4 территориальных стола: Московский, Псковский, Рязанский, Ярославский (Владимирский), хотя состав подчиненных им городов со временем изменялся. К концу века в этом приказе появились чисто функциональные столы: Вотчинных дел и др. Менее устойчивой была структура Разрядного приказа. В разные годы здесь существовали территориальные столы: Белгородский, Казанский, Московский, Новгородский, Смоленский и функциональные: Денежный, Приказной, Хлебный. Сибирский приказ был разделен только на территориальные столы: Ленский, Тобольский и Томский. Во многих приказах, даже крупных, деление на столы отсутствовало.

Повытья в основном создавались по территориальному принципу. Они получали названия по местности, делами которой занимались, либо назывались по фамилии стоявших во главе их подьячих. К примеру, в Московском столе Разрядного приказа было 8 повытий, в ведении каждого из которых было от 4 до 26 городов.

Обычно приказ помещался в просторной избе, его обстановку составляли простые деревянные столы и скамейки. Общегосударственные приказы чаще всего размещались в Кремле. В царствование Бориса Годунова между архангельским собором и Спасскими воротами было построено длинное двухэтажное здание, и каждый приказ занимал в нем по две-три комнаты. В одной из них работали дьяки, в другой – подьячие, а третья предназначалась для хранения денег и документов. Просители ожидали решения вопроса в прихожей или на улице. Рабочий день в приказах продолжался по 12 часов и более. Нечеткое распределение функций между приказами, медлительность в решении дел из-за болезни, например, судьи, утраты документов из-за продолжения работы над ними в домах судей и дьяков, непонимание многими служащими приказов новых задач, стоявших перед органами центрального управления, привели к отказу от приказной системы управления.

Основные приказы и их функции

Раньше, чем усложнилось управление государственными делами, произошло усложнение управления дворцовым хозяйством Московского княжества как вотчины московских князей. Первоначально князья управляли хозяйством лично, поручая, отдельные отрасли его своим слугам. Постепенно около этих слуг образовались целые дворцовые учреждения: это были или отдельные приказы, или подчиненные им части, называвшиеся "дворами". Так вокруг дворецкого сложился приказ Большого дворца, вокруг казначея - Казенный приказ, сокольничего - Сокольничий приказ, ловчего - Ловчий приказ, постельничего - Постельный приказ, конюшего - Конюшенный приказ.

Самым старым дворцовым приказом является приказ Большого дворца, ведавший первоначально только московскими землями, так как вновь приобретавшимися землями заведовали другие приказы. Приказ Большого дворца разделялся на несколько подчиненных органов – дворов (а именно: казенный двор, сытенный двор, кормовой двор, хлебенный двор житенный двор). Для суда дворцовых служащих и крестьян существовал Дворцовый Судный приказ. Приказу Большого дворца были ведомы монастыри до 1649 года, когда для них был учрежден особый приказ – Монастырский.

Из ведомства великокняжеского казначея образовался Казенный приказ (приказ Большой Казны), ведавший казну в широком смысле слова: деньги, товары, "твердую рухлядь" (металлы, иконы в ценных окладах, золотая и серебряная посуда, предметы домашнего обихода, драгоценные ткани), "мягкую рухлядь" (меха) и т.д.

Среди московских дворцовых приказов следует отметить еще Конюшенный приказ, который ведал скотоводство вообще и коннозаводство, а также взимание пошлин с купли-продажи скота по всей Московской Руси. Кроме того, в ведении Конюшенного приказа находились все луга, "пожни" на Московской земле и доходы с них, как натурой, так и от продажи сена; в его ведении находилась также конюшенная казна (сбруя и пр), всякого рода средства передвижения: кареты, коляски, сани и т.п.

Разные мелкие нужды царского обихода удовлетворял целый ряд мелких самостоятельных приказов: Аптекарский, золотой и серебряный, Постельный и др.

В период становления приказной системы ведущая роль принадлежала военно-административным приказам. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Для управления стрельцами был создан специальный приказ. Стрелецкий приказ ведал выдачей стрельцам жалования, наделял их землями и дворами, судил и т.п.

Формированию новой организации Русского государства сопротивлялись крупные бояре-землевладельцы, которые привыкли являться в походы со своими полками и занимали места в сражениях по своему выбору. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми. В отличие от Западной Европы, где военные силы формировались из вербованных или нанятых войск, армия России состояла из собственных подданных. К лицам, обязанным нести службу, относились «служилые люди по отечеству» (князья, бояре, дворяне, дети боярские) и «служилые люди по прибору» (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.).

Одним из первых возник Разрядный приказ. Он ведал личным составом боярской и дворянской конницы, фиксировал все случаи назначения на службу, перемещения в должностях. Назначения на должности осуществлялись в соответствии с принципом местничества - по родовитости, знатности. Приказ регулярно проводил смотры дворян и детей боярских, определяя их готовность к воинской службе.

Изготовление, закупку и хранение оружия выполняли Оружейный (заведовал Оружейной палатой) и Пушкарский (создан с появлением артиллерии в годы Ливонской войны) приказы. Последний также на значительной части территории Московского государства заведовал стройкой и содержанием городских укреплений, ведал пушкарями и казенными кузнецами.

Поместный приказ занимался поместными и вотчинными делами, раздавал и отбирал поместья, следил за переходами их и вотчин от одних лиц к другим и судил истцов в земельных делах. Приказ производил описания земель и переписи населения, рассматривал споры по земельным делам служилых людей. В конце первой трети XVII века в Поместном приказе сосредоточилось писцовое дело всех поместных и вотчинных земель, которое до того он разделял с приказом Большого прихода и четвертями.

Под названием четвертей или четей в XVII веке существовало шесть приказов. Вопрос о происхождении четей до конца не выяснен. С уверенностью можно сказать, что в начале второй половины XVI века в связи с отменой кормлений часть государства была разделена между 4 учреждениями, которые получили название четвертей. Чети должны были собирать со своих городов доходы, которые были предназначены на жалованье служилым людям, т.н. четвертчикам вместо отмененных кормлений.

Приказ Большого прихода в XVII веке ведал таможни и лавки в большинстве городов всех четей, а также Москвы. Этот приказ занимался сбором прямых и косвенных налогов на большей части государства. Есть указания, что в его руках было дело дозоров и описаний, отдача на оброк пустошей, оставшихся от поместной раздачи. В его кассу поступал важный в XVI веке налог – малые ямские деньги, который в XVII веке утратил свое значение.

В 1624 году создается Иноземский приказ, который ведал военными, в основном офицерами, нанятыми на русскую службу за границей. Он выдавал им жалования, распределял по полкам, решал вопросы, связанные с их проживанием в России, и дела судебного характера.

С 1649 года обязанности по комплектованию полков нового строя (рейтарских, драгунских, солдатских) были возложены на Рейтарский приказ.

Возник также Казачий приказ, который ведал казачьими войсками. Приказ судил их за преступления и проступки на службе и т.д.

Появились в это время специальные территориальные приказы, ведавшие делами тех территорий, которые были присоединены к России или осваивались. К ним относились Казанский и Сибирский приказы. В дальнейшем стал функционировать и Малороссийский приказ, ведавший делами Украины.

В период сословно-представительной монархии возникает подобие центрального полицейского органа. Вначале действовала комиссия Боярской думы по разбойным делам, затем создается Разбойный приказ. Он разрабатывал для местных органов наказы по вопросам борьбы с общеуголовными преступлениями, назначал на местах соответствующих должностных лиц. В 1682 году он был преобразован в Сыскной приказ. Обеспечением порядка в Москве ведал Земский приказ.

Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии - могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. Этот приказ имел двойное назначение. Во-первых, в нем были ведомы судом и управою дьяки и подьячие всех приказов, то есть ему были подсудны все иски частных лиц к приказным. Во-вторых, он был как бы канцелярией для челобитных, подаваемых царю.

В конце XVII в. создается система судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), которые выполняли функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы, а также Челобитный слились в единый Судный приказ.

В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. До его возникновения вопросами внешней политики Российского государства занимались многие органы. Отсутствие единого центра посольского дела создавало неудобства. Непосредственное участие Боярской думы во всех внешнеполитических вопросах было нецелесообразным. В этих делах следовало принимать участие ограниченному числу лиц, чтобы избежать разглашения государственной тайны. Царь считал, что все основные вопросы внешней политики (особенно оперативные) должны решаться лично им. Помогать в этом были призваны начальник Посольского приказа и небольшое число приказных.

Основные обязанности Посольского приказа состояли в том, чтобы вести переговоры с представителями иностранных государств. Эту функцию непосредственно выполнял сам начальник приказа. В приказе вырабатывались важнейшие документы, в которых обосновывалась позиция Российского государства по различным внешнеполитическим вопросам. Кроме того, он решал пограничные конфликты, занимался обменом пленных и пр. Появление Посольского приказа оказало влияние на снижение роли Боярской думы в решении вопросов внешней политики. Царь редко с ней советовался по этим вопросам, полагаясь главным образом на мнение Посольского приказа. Посольский приказ занимался делами иноземной торговли и судил иноземцев в торговых и других делах. В его же руках было дело выкупа пленных.

Во второй половине XVI в. создается специальное центральное учреждение, ведавшее делами о холопах. До сих пор этим занимались местные органы управления и Казенный приказ, который выполнял одновременно множество других функций. Теперь в связи с развитием кабального холопства возникает потребность в специальном органе. Главная обязанность Холопьего приказа заключалась в регистрации кабальных записей в особых книгах. Кроме того, он рассматривал иски по делам о беглых холопах, для которых существенное значение имела регистрация холопьих грамот в приказе.

Каменный приказ управлял во многих городах каменщиками, занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.д.

Важное место в системе приказов занимал Печатный, который хранил государевы печати и собирал печатные пошлины со всех документов, которые исходили из всех приказов, за исключением приказа Большого Дворца, который обладал самостоятельностью и сам брал пошлины со своих грамот.

Казенные сообщения с городами поддерживал один из древнейших приказов – ямской. Он строил ямские слободы, наблюдал за ними, судил ямщиков, а в XVII веке стал собирать один из самых тяжелых прямых налогов – большие ямские деньги. Последнее придало ему значение важного финансового приказа.

При царе Алексее Михайловиче был создан Тайный приказ, который можно рассматривать как симптом упадка приказного строя. Приказ Тайных дел – это личная канцелярия царя. Он имел право требовать отчетности от любого приказа или представления для проверки отдельных дел и документов.

Другим контрольным органом при Алексее Михайловиче был Счетный приказ. По специальным указам царя дьяки и подьячие других приказов были обязаны предоставить в него приходные и расходные книги для проверки законности и правильности финансовых операций.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх