История создания стоматологии. История стоматологии: от пломбы времен палеолита до навигационной имплантации. Лазерное отбеливание зубов

-- [ Страница 3 ] --

В первой половине XIX века (второй период истории отечественного зубоврачевания) хирургия развивалась уже не как ремесленная специальность, противопоставляемая дипломированной медицине (терапии), а как полноправная ветвь официальной (научной) медицины; в рамках хирургии стало формироваться особое направление – челюстно-лицевая хирургия. В то же время зубоврачевание приобретает все более четкое понятийное оформление. Первые «правила об экзаменах» уже называют своим именем специальность - «зубной лекарь». Утвержденные в 1838 г. врачебные правила включают вполне оформленную специальность «дантиста».

Особенность развития отечественной медицины этого периода состоит в том, что при совершенно недостаточных масштабах подготовки врачей в России образуются два мощных центра формирования высококачественной подготовки медицинских кадров – Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и Московский университет. Не случайно именно в Медико-хирургической академии складываются две крупнейшие научные школы – анатомическая П.А. Загорского и хирургическая И.Ф. Буша. П.А. Загорский (1764 - 1846) в «Сокращенной анатомии…» (1802) изложил основы анатомии челюстно-лицевой области. В «Руководстве к преподаванию хирургии» И.Ф. Буша (1807 – 1808) представлены основы хирургической и терапевтической стоматологии, зубопротезного дела, профилактики болезней зубов. Еще раньше – в 1784 – 1786 гг. – вышла книга основоположника отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодика (1744 - 1812) «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», где подробно описаны болезни полости рта в период беременности (патология десен, пульпиты, молочница), а также дефекты уздечки языка, предложено хирургическое лечение заячьей губы. Таким образом было положено начало отечественной литературе по стоматологии.

Ученик П.А. Загорского и И.Ф. Буша крупнейший русский хирург допироговского времени И.В. Буяльский (1789 - 1866) ввел в хирургию операцию резекции верхней челюсти при ее опухолевом поражении, успешно делал пластическую операцию восстановления нижней губы из кожи подбородка; как управляющий Петербургским хирургическим инструментальным заводом он разрабатывал новые зубоврачебные инструменты. С именем великого хирурга России Н.И. Пирогова (1810 - 1881) связаны разработка методов пластических операций на лице, и прежде всего ринопластики, успешное выполнение многих других операций челюстно-лицевой хирургии, изготовление наборов хирургических, в том числе зубоврачебных, инструментов.

В первой половине XIX в. было узаконено обя­зательное выполнение лекарями операций, в том числе на органах челюстно-лицевой области. Дантисты и зубные лекари обслуживали придворную знать, высшие учебные заведения и некоторые закрытые учреждения, занимались протезированием. Подлекари, лекарские помощники, фельдшера и цирюльники проводили малые операции (в т.ч. экстракции зубов) и обслуживали неимущие слои городского, сельского населения и армию.

В этот период истории развития отечественного зубоврачевания появляются печатные работы рядовых русских лекарей. Среди них особого внимания заслуживает труд штаб-лекаря Петербургской медико-хирургической академии А.М. Соболева «Дентистика или зубное искусство о лечении зубных болезней с приложением детской гигиены» (1829) - настоящая энциклопедия передовых знаний в зубоврачевании того времени, в которой представлены все разделы зубоврачевания: терапия, хирургия, ортопедия и ортодонтия, профилактика заболеваний зубов. В 1838 г. зубной врач Б.С. Вагенгейм опубликовал книгу «Санкт-Петербургский зубной врач», отразившую уровень зубоврачебной помощи в России в первой половине XIX века.



В разделе 2.4 описано зубоврачевание во второй половине xix - начале XX века в россии. В этом третьем периоде истории развития отечественной стоматологии закладываются основы ее будущего организационного оформления как самостоятельной врачебной профессии и одного из научных разделов клинической медицины. В ее формировании участвовали крупнейшие отечественные хирурги. Так, например, ученик Н.И. Пирогова П.П. Заблоцкий-Десятовский (1816 - 1892) опубликовал классические труды «О болезнях челюстной пазухи» (гайморовой полости; 1851) и «О болезнях рта и соседних ему частей» (1856), с подробным описанием способов их оперативного лечения. Операции в челюстно-лицевой области, проведенные С.П. Коломниным (1842 - 1886) и Н.В. Склифосовским (1836 - 1904), были доступны только хирургам самого высокого уровня оперативного мастерства. Особенности челюстно-лицевых огнестрельных ранений, неотложную помощь и оперативные пособия при них изучал один из ведущих отечественных военно-полевых хирургов Н.А. Вельяминов (1855 - 1922).

В российском зубоврачевании второй половины ХIХ века особое значение приобретают принципиально важные научные выводы, связанные с комплексным подходом к заболеванию зубов как отражению общего состояния организма; постановка на повестку дня государственной политики вопросов принятия профилактических мер в борьбе с болезнями; акцент на оздоравливающем значении диеты. Однако эти достижения в теории и практике зубоврачевания имеют фоном ничтожные масштабы организации зубоврачебной помощи по Российской империи в целом.

К переломным моментам в истории становления отечественного зубоврачевания следует отнести появление профессии одонтолога на рубеже XIX – XX века. Этот момент наступил под влиянием комплексного воздействия внешнеисторических (по отношению к стоматологии) факторов (социально-экономический прогресс, стремительное развитие естествознания и техники) и дисциплинообразующих факторов так называемой внутренней истории науки: развитие профессионального образования, появление первых профильных стационарных лечебных учреждений, научно-общественная активность лидеров специальности - организация научных обществ, съездов, журналов и др.

Совершенствование системы профессионального образования в ХIХ веке во многом обязано в России частному почину самих врачей. Наиболее передовые из них настаивали, хоть и безуспешно, на введении высшего одонтологического образования (Н.В. Склифосовский, А.К. Лимберг, И.М. Коварский и др.): добиться разрешения правительства на такое нововведение в тот период не удалось. Первая частная «Русская школа для изучения зубоврачебного искусства Ф.И. Важинского» открылась в столице империи в 1881 г. (Аржанов Н.П., 2003) и положила начало отходу от повсеместной практики цехового ученичества дантистов – отходу, подхваченному во всех университетских городах.

После 10-летних проволочек власти утверждают закон «О преобразовании обучения зубоврачебному искусству» (1891), который узаконил существование зубоврачебных школ и легализовал звание зубного врача для выпускников этих школ (к концу века их было всего 9), сдавших экзамен в университете, а всех оставшихся «за бортом» практиков ремесленного зубоврачевания сохранил дантистами. В отношении постановки систематического образования для зубных техников правительство было настроено отрицательно и настаивало на сохранении цехового ученичества, относя этот важнейший сектор зубоврачевания к ювелирному делу.

К концу XIX века относятся организация Н.В. Склифосовским первой самостоятельной клинической доцентуры по одонтологии при кафедре факультетской хирургической клиники Московского университета (1885 г.) и открытие первой в России самостоятельной кафедры одонтологии в Клиническом институте усовершенствования врачей (А.К. Лимберг, 1899 г., Санкт-Петербург).

Другая особенность развития отечественного зубоврачевания в рассматриваемый период связана с социально ответственным отношением медицинской интеллигенции к состоянию народного здравоохранения. Эта тенденция проявилась, прежде всего, в организации первым профессором одонтологии и пионером отечественной детской стоматологии А.К. Лимбергом в 1886 г. первой в России бесплатной школьной зубоврачебной амбулатории, в пропаганде им и его последователями массовых профилактических мер, в разработке им идеи плановой санации полости рта.

Получила развитие информационная сторона зубоврачебного дела, связанная с изданием книг отечественных и зарубежных авторов, налаживанием выпуска профессиональной периодики, подготовкой первых фундаментальных учебных пособий и программ, которые одним своим появлением придали мощный импульс организации систематической профессиональной подготовки зубных врачей. Список выдающихся отечественных изданий этого времени включает учебник И.И. Хрущова «Полный зубоврачебный курс» (1886), где были изложены все разделы зубоврачевания, работу одного из основоположников отечественной педиатрии Н.П. Гундобина «О прорезывании зубов у детей» (1894) и фундаментальный пятитомник «Основы дентиатрии» Ф.А. Звержховского – уже в начале XX века (1909 – 1914) и др. Имена российских ученых и ведущих практиков зубоврачевания становятся известными читающей публике империи. Среди множащихся диссертаций должны быть отмечены первая в мире работа «О реплантации и трансплантации зубов» (1885, В.М. Антоневич); исследование о профилактике кариеса – «Современная профилактика и терапия костоеды зубов» (1891, А.К. Лимберг); диссертация о пульпе зуба (1894, А.И. Кудряшов).

Начался выпуск профильных периодических медицинских изданий, таких как «Зубоврачебный вестник» Ф.А. Звержховского (1885-1917); «Одонтологическое обозрение» И.М. Коварского и Г.А. Ефрона (1899-1915), «Зубоврачебное дело» А.В. Фишера (с 1906 г.). Периодические медицинские издания естественным образом стали центрами консолидации одонтологической научной мысли, эффективной трибуной для формирования корпоративной солидарности, которая также сыграла роль мощного катализатора научно-практического прогресса в российском зубоврачевании.

В 1880-х – 1890-х гг. в обеих столицах империи были созданы научные зубоврачебные общества. В 1891 г. А.К. Лимберг инициировал создание в С.-Петербурге Общества дантистов и зубных врачей, и в том же году по инициативе Г.И. Вильги, И.М. Коварского, М.М. Чемоданова было создано Московское одонтологическое общество; в 1899 г. Ф.А. Звержховский со своими единомышленниками основал Российское одонтологическое общество. С 1896 г., когда в Нижнем Новгороде состоялся первый съезд дантистов России, до революции 1917 г. было проведено 6 общероссийских одонтологических съездов и 5 Всероссийских делегатских съездов созданного в 1905 г. Союза зубных врачей; они сыграли исключительную роль в развитии отечественного зубоврачевания.

Таким образом, в начале ХХ века российская одонтология представляла собой определенную отрасль здравоохранения с собственной инфраструктурой для подготовки кадров, профессиональными объединениями, систематическими научными исследованиями. Вместе с тем, в течение третьего периода истории отечественной стоматологии не удалось приблизиться к решению проблемы обеспечения населения России зубоврачебной помощью: ее уровень оставался крайне низким. Так, в 1909 г. 97,7 % больных, обратившихся за зубоврачебной помощью, были приняты фельдшерами и врачами общей практики и только 2,3 % - зубными врачами.

Третья глава посвящена развитию стоматологии как врачебной специальности в СССР и Российской Федерации. В разделе 3.1. изложены общие и организационные вопросы возникновения, становления и развития отечественной стоматологии в XX веке. Четвертый и пятый периоды истории отечественной стоматологии демонстрируют решающую роль социально-исторического дисциплинообразующего фактора на определенных этапах развития науки.

После революции 1917 года Народный комиссариат здравоохранения приступил (во главе с наркомом Н.А. Семашко и руководителем зубоврачебной подсекции П.Г. Дауге) к созданию государственного зубоврачевания в стране, что ознаменовало начало четвертого (советского) периода истории отечественной стоматологии. Основными задачами системы зубоврачевания в то время были организация массовой зубоврачебной и зубопротезной помощи и подготовка кадров стоматологов.

Становление стоматологии как клинической науки и массовой врачебной специальности в СССР в 20-е – 30-е годы XX века явилось закономерным итогом эволюционного развития одонтологии, произошло на фоне общемировой тенденции к дифференциации клинической медицины и имело в своей основе объединение зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии, создание сети специализированных стоматологических стационаров и поликлиник и организацию подготовки соответствующих кадров врачей – стоматологов.

Вся стоматологиче­ская помощь в стране в годы Великой отечественной войны была направлена, главным образом, на лечение челюстно-лицевых раненых. По мере накопления опыта стоматологи разрабатывали оригинальные методы лече­ния челюстно-лицевых ранений, применяли оригинальные кон­струкции репонирующих, шинирующих, формирующих и заменяющих шин, аппаратов и протезов. Благодаря четко продуманной и организованной сети специализированных лечебных учреждений в действующей армии и в тылу, было полностью излечено и возвращено в строй 85,1 % ране­ных в челюстно-лицевую область, а в группе раненых с изолированными повреждениями мягких тканей лица – 95,5%.

В первые послевоенные годы в сфере здравоохранения основное внимание было уделено ликвидации последствий войны, в том числе восстановлению разрушенной во время войны сети стоматологических учреждений. За десять послевоенных лет число стоматологических поликлиник, отделений и кабинетов в СССР увеличилось в городах в 1,2 раза и в сельской местности - в 2,5 раза. В дальнейшем вплоть до 90-х годов XX столетия улучшение стоматологической помощи шло по количественному пути увеличения кадров и числа стоматологических учреждений.

С распадом СССР, наступлением в 1990-х годах в России эпохи рыночных отношений, произошли принципиальные изменения в государственной политике в сфере оказания населению стоматологической помощи, в организации, управлении и структуре стоматологической службы (пятый период истории отечественной стоматологии). В здравоохранение была введена система платных услуг. Реальное управление здравоохранением, в том числе и финансирование, стало перемещаться в регионы. Недостаточность бюджетного финансирования (в 1990-е годы применительно к стоматологии оно упало до 20 – 40 % от потребности) обусловила быстрое развитие частной (платной) стоматологии. Надежды на то, что рыночные отношения «сами собой» все отрегулируют, провалились полностью. Создание системы обязательного медицинского страхования в России распространилось и на стоматологию, но также не решило многих ее проблем. Поиски эффективной модели продолжаются.

Положительным явлением этого времени стали появившаяся возможность использовать высококачественные аппаратуру и материалы зарубежных фирм и значительное развитие соответствующей отечественной промышленности. В 1992 г. была создана Стоматологическая Ассоциация России (СтАР), которая во многом способствовала активному реформированию стоматологии; с 1995 г. ежегодно проводятся российские съезды ассоциации, конференции, выставки. Кроме журнала «Стоматология» (с 1922 г.), стали издаваться новые журналы «Новое в стоматологии» (Москва), «Пародонтология» (С.-Петербург), «Челюстно-лицевая хирургия» (Новосибирск), «Клиническая стоматология» (Москва), «Стоматология детского возраста и профилактика» (Москва – С.-Петербург) и др.

Раздел 3.2. посвящен подготовке специалистов стоматологического профиля - зубных врачей и врачей-стоматологов. После победы Октябрьской революции 1917 г. зубные врачи и дантисты были уравнены в правах - им было присвоено звание специалистов по зубным болезням, тем более что было решено радикально изменить всю систему подготовки кадров. Предполагалось готовить врачей одонтологов на кафедрах одонтологии в медицинских вузах - в 1919 г. такая кафедра была открыта в Донецком медицинском институте, в 1920 г. - на медицинском факультете I Московского государственного университета. Их готовили также в созданных самостоятельных медицинских стоматологических вузах (в Москве и на Украине). Такая система подготовки кадров себя не оправдала - в начале 40-х гг. возросшая потребность населения в спе­циализированной стоматологической помощи вынудила власти вновь открыть зубовра­чебные школы с трехгодичным сроком обучения, готовящие зубных врачей (лиц со средним медицинским образованием).

Для развития стоматологии как науки имели значение организация первого научно-исследовательского учреждения – Одесского НИИ стоматологии (1928), а на послевоенном этапе (1962) - Центрального научно-исследовательского института стоматологии (ЦНИИС, Москва). Первым директором ЦНИИС стал профессор А.И. Рыбаков - лидер советских стоматологов на протяжении многих лет (хотя итоговая оценка органами здравоохранения и научной общественностью его работы в качестве руководителя ведущего научного центра стоматологических исследований была отрицательной).

К 1990 г. в СССР действовали два стоматологических института (московский и полтавский) и 44 стоматологических факультета (общий прием на первый курс 8700 человек).

В разделе 3.3 освещены вопросы подготовки зубных техников в СССР. Начиная с 1919 г. зуботехнические кадры готовили в зуботехнических школах (первая из них была открыта в Москве в бывшей зубоврачебной школе И.М. Коварского). С 1952 г. подготовка зуботехнических кадров велась на зуботехнических отделениях зубоврачебных школ (Москва, Ленинград, Одесса и др.), а позднее на зуботехнических отделениях при медицинских училищах.

В четвертой главе изложены основные направления и тенденции развития отечественной стоматологии как научно-учебной дисциплины, отражено формирование ее современной структуры, освещены вопросы профилактического направления в стоматологии, описано развитие ведущих научных проблем в рамках основных стоматологических специальностей: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология, детская стоматология и ортодонтия. Наряду с профилактическим, во всех разделах стоматологии получило развитие функциональное направление, что отражало общую тенденцию клинической медицины в первой половине XX века. Это проявилось функциональным взглядом на проблемы патологии, клинико-экспериментальным подходом в научных исследованиях, особым вниманием к вопросам функциональной диагностики. Разработка классификаций болезней во всех разделах клинической медицины опиралась в то время на нозологический принцип (синдромный подход стал реально конкурировать с ним только во второй половине века), на научно разработанное понятие о болезни как нозологической единице. Это оказало прямое влияние на стоматологию, прежде всего в таких ее разделах, как терапевтическая стоматология, челюстно-лицевая хирургия, ортодонтия.

Стоматология как медицинская дисциплина сформировалась в 20-х годах текущего столетия в результате слияния зубоврачевания и челюстно-лицевой хирургии.

Если челюстно-лицевая хирургия зародилась и развивалась в рамках хирургии, то зубоврачевание вплоть до XVII века не было связано с общей медициной. До этого периода зубоврачевание являлось средством оказания помощи при болях и сводилось в основном к удалению больного зуба. Зубоврачебная помощь оказывалась цирюльниками, банщиками, ремесленниками и др.

Зубоврачевание как медицинская специальность зародилось в конце XVII - начале XVIII веков. В первую очередь это связано с трудами выдающегося французского врача П.Фошара. Разработки по изготовлению искусственных золотых коронок, пломбированию зубов серебряной амальгамой, а позже применение мышьяковистой кислоты для некротизации пульпы (1836) и изобретение бормашины окончательно утвердили эту специальность.

Зубоврачевание в России до XVII века не контролировалось государством. И только в 1810 г. был издан закон, по которому право на зубоврачебную практику предоставлялось лицам, получившим диплом "зубного лекаря". Следующим шагом по развитию зубоврачебного образования в России является закон (1838), в соответствии с которым звание "дантист" и право на самостоятельную работу присуждались после сдачи экзамена в медицинской академии. Однако только в 1900 г. была официально запрещена подготовка дантистов путем ученичества.

В 1829 г. женщины получили право на равных сдавать экзамены на звание зубного лекаря.

В конце прошлого столетия произошел ряд событий, которые оказали большое влияние на формирование специальности. Так, в 1881 г. в Санкт-Петербурге В. И. Важинским была открыта первая в России зубоврачебная школа. В Москве зубоврачебная школа была организована в 1892 г. И. М. Коварским. В этот период появляются высказывания о необходимости превращения зубоврачевания в специальность, которой можно овладеть, получив высшее образование. Важной вехой в этом направлении явилось открытие при факультетской хирургической клинике Московского университета первой в России приват-доцентуры по одонтологии (1885). Доцентский курс по зубным болезням возглавил Н. Н. Знаменский.

Огромная роль в организации курса по одонтологии принадлежит проф. Н. В. Склифосовскому, который понимал необходимость преподавания зубных болезней на медицинских факультетах. Следует отметить, что Н. В. Склифосовский проявлял интерес к зубоврачеванию и занимался научными исследованиями по этой проблеме. Он является основоположником изучения кариеса зубов в России в эпидемиологическом аспекте. Им впервые установлена более высокая распространенность кариеса зубов у городских жителей. Н. В. Склифосовский высказал мысль о необходимости проведения санации полости рта и профилактических мероприятий.

В 1892 г. были открыты приват-доцентуры по одонтологии при Военно-медицинской академии (возглавлял П. Ф. Федоров) и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге (возглавлял проф. А. К. Лимберг).

А. К. Лимберг первый в России (1891) защитил диссертацию по одонтологии на тему "Современная профилактика и терапия костоеды зубов". А. К. Лимберг является основоположником плановой санации рта школьников.

С полным основанием можно считать, что в факультетской хирургической клинике проф. Н. В. Склифосовского в Москве, Военно-медицинской академии и на Высших женских курсах в Санкт-Петербурге были воспитаны первые ученые-стоматологи: М. М. Чемоданов, Н. Н. Знаменский, Н. Н. Несмеянов, А. К. Лимберг.

В 1883 г. в Санкт-Петербурге было организовано первое в России научное общество дантистов, а в 1885 г. был учрежден печатный орган "Зубоврачебный вестник". Появление печатного органа позволило в короткий срок объединить разрозненные общества дантистов различных городов. В 1889 г. Московским одонтологическим обществом был учрежден свой журнал "Одонтологическое обозрение". Огромную роль в деле объединения дантистов в России сыграл I Всероссийский одонтологический съезд, который состоялся в Нижнем Новгороде в 1896 г. На съезде, кроме научных докладов, обсуждались вопросы подготовки зубоврачебных кадров, был поставлен вопрос о запрещении подготовки специалистов путем ученичества и впервые была сформулирована идея санации полости рта учащихся.

По мере становления одонтологии все больше раздавалось голосов в пользу точки зрения, что подготовка специалистов этого профиля должна проводиться в университетах. Так, в 1910 г. на XI Пироговском съезде было принято решение о необходимости учреждения на всех медицинских факультетах самостоятельных кафедр одонтологии с самостоятельными клиниками и техническими лабораториями. В ноябре 1918 г. вышло постановление о передаче зубоврачебного образования медицинским факультетам университетов. В 1918 г. при создании Народного комиссариата здравоохранения РСФСР в его структуре была образована зубоврачебная подсекция, которую возглавил П. Г. Дауге (1869-1946).

В марте 1920 г. в соответствии с постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата просвещения на медицинских факультетах государственных университетов были организованы кафедры стоматологии. Эта мера явилась важной вехой в развитии этой специальности. В соответствии с этим постановлением в апреле 1920 г. курс стоматологии медицинского факультета МГУ в Москве реорганизован в кафедру стоматологии, которой заведовал проф. Г. И. Вильга. С 1924 по 1926 г. ею заведовал проф. Л. А. Говсеев. На этой кафедре в то время работали будущие видные деятели стоматологии: В. А. Дубровин, И.Г. Лукомский, И. А. Бегельман, А. Е. Верлоцкий.

Наряду с организацией кафедр на медицинских факультетах были созданы институты: в 1919 г. в Петрограде - институт общественного зубоврачевания, в Киеве - Одонтологический институт. В 1922 г. в Москве создается Государственный институт зубоврачевания (ГИЗ), который в 1927 г. был переименован в Государственный институт стоматологии и одонтологии (ГИСО), а затем в Московский медицинский стоматологический институт (ММСИ), где срок обучения составлял 4 года. В 1928 г. был открыт Одесский научно-исследовательский институт стоматологии - первое научно-исследовательское учреждение в стране.

В довоенный период была создана значительная материальная база по подготовке стоматологов. В 1935 г. было открыто 11 стоматологических институтов. Однако война не позволила завершить начатые преобразования.

В 1946 г. в стоматологических институтах срок обучения был увеличен до 5 лет. Увеличивается число вузов, в которых ведется подготовка стоматологов. Отличительной особенностью является то, что открываются не стоматологические институты, а стоматологические факультеты в медицинских институтах.

По мере развития специальности уже в предвоенные годы определились три профиля: терапевтическая, хирургическая и ортопедическая стоматология. В 1963 г. была открыта кафедра стоматологии детского возраста. В настоящее время на ряде стоматологических факультетов имеется курс, а в ММСИ - кафедра физиотерапии. В соответствии с учебным планом по специальности "стоматология", утвержденным в 1983 г., на кафедре стоматологии детского возраста введен курс первичной профилактики.

Введение додипломной (субординатура) и постдипломной (интернатура) специализации с целью повышения качества подготовки молодых специалистов имело важное значение.

Субординатура предусматривает специализацию по всем профилям стоматологии в течение X семестра. Это позволило довести общее количество часов на преподавание профильных дисциплин до 1500.

Важную роль в развитии стоматологии в нашей стране сыграло постановление Совета Министров СССР от 05.11.76 г. "О мерах по дальнейшему улучшению стоматологической помощи населению". В приказе Министерства здравоохранения СССР № 1166 от 10.12.76 г., изданном на основании этого постановления (и имеющем то же название), предусмотрен ряд мер по расширению сети стоматологических учреждений и увеличению выпуска врачей-стоматологов. С этой целью был открыт ряд новых стоматологических факультетов и увеличен прием на ранее существующие.

В общей сложности в нашей стране функционировало 44 стоматологических факультета и 2 стоматологических института (в Москве и Полтаве) с общим приемом на первый курс 8700 человек.

Московский медицинский стоматологический институт им. Н.А.Семашко являлся головным в СССР и остается таковым в России по высшему стоматологическому образованию.

Терапевтическая (консервативная) стоматология занимается изучением причин возникновения и механизмов развития заболеваний зубов и околозубных тканей, заболеваний слизистой оболочки рта, их диагностикой, разработкой методов лечения и профилактики.

Уровень развития терапевтической стоматологии в значительной степени определяет состояние стоматологической помощи населению. Особенно важное значение принадлежит разработке и внедрению мер профилактики основных стоматологических заболеваний. В настоящее время уровень знаний по проблеме кариеса зубов и болезней пародонта таков, что мы успешно можем заниматься предупреждением этих заболеваний.

В терапевтической стоматологии наметилась дифференциация и определенная специализация. Различают кариесологию, эндодонтию, пародонтологию, болезни слизистой оболочки рта, хотя в самостоятельные разделы их выделять не следует.

Научные направления соответствуют основным проблемам этого раздела исследования, которые продолжаются до сегодняшнего дня.

Известно, что уровень исследований зависит от достижений науки и применяемых методик. Так, в 20-30-е годы проводились клинические исследования и определение химического состава тканей зуба с использованием аналитических методов. В 40-60-е годы с появлением возможности использовать радиоактивные изотопы и более современные биохимические методики изучали биохимический состав органического вещества твердых тканей и процессы обмена в норме и патологии. С использованием в стоматологии электронного микроскопа, электронного зонда, сканирующего микроскопа стало возможным изучение ультраструктуры тканей зуба, в том числе и эмали.

Никаких мифов или медицинских легенд. Мы решили копнуть глубже, изучить историю этапов развития стоматологии, а также выяснить, кем были первые в мире дантисты.

До нашей эры

Начнем с древних времен. В период веков до нашей эры знахари использовали как медицинские приемы по восстановлению здоровья полости рта у больных, так и религиозные ритуалы. Для лечения зубов применяли заговоры, которые должны были бороться со злыми духами. По мнению целителей, именно последние вызывали стоматологические заболевания. Но чаще всего, если ритуал не помогал, дантисты поступали очень просто: удаляли ноющий зуб за короткое время.

Древние народы Месопотамии и стран Востока спустя несколько тысячелетий уже имели представление о лечении полости рта, готовили лекарственные средства для зубов и десен. Первые зачатки профессии дантиста появились в Египте.

Специалисты определяли состояние здоровья по деснам, зубам или языку пациента. Древний Вавилон и вовсе удивил: согласно медицинским летописям, выбитые зубы оценивались очень дорого. Тому, кто являлся виновным в потерянном зубе у человека, назначали штраф до 167 грамм серебра. Так что, античные стоматологи предпочитали все-таки попытаться вылечить зуб, нежели подвергнуть его удалению. Еще античные представители благородной медицинской сферы работали вместе с Гиппократом. Он написал труды «О прорезывании зубов», «Об Эпидемии», «О болезнях», где описывал темы зубной боли и ее методы лечения. В VI веке до н.э. стали появляться так называемые больницы вместе с врачами. Они были универсальными: хирург, стоматолог, костоправ – все один человек.

Древнеримские стоматологи длительное время для лечения заболеваний использовали народные средства – отвары, травы, коренья и совмещали их со специальными ритуалами. Что интересно: также древнеримскими стоматологами могли выступить ювелиры или цирюльники. Это объяснялось, прежде всего, подходом и внимательностью к деталям во время работы. Так, древнеримские ремесленники получали дополнительную квалификацию, а также возможность помогать не только в вопросах быта и красоты.

Зачатки стоматологии как сферы и развитие ортопедической стоматологии началось еще в древности. И успешно продолжилось на протяжении следующих веков.

Повышение квалификации

Если в древности первые специалисты заложили базу для развития стоматологии, то в средние века начался новый этап развития терапевтической стоматологии. Становление в сфере происходило разными путями.

Например, европейские аристократы ценили наличие кариеса. Белые и ровные зубы были у необеспеченных людей, а вот богачи старались как можно быстрее заработать себе пару темных пятен на эмали. Те, у кого этого сделать не получалось, просто старались меньше улыбаться.

В зачатке первую методику обезболивания описал ученый из Германии Карданус: пациент должен сидеть пару часов под лунным светом, и тогда боль отпустит. Был еще один вариант первой анестезии, но уже при удалении зубов: алкоголь или тяжелый удар по голове. Становление этапов развития терапевтической стоматологии в отдельных странах проходило в довольно грубой форме по отношению к пациенту. Однако с каждым новым веком стремительное развитие искореняло первобытные зачатки, а методы работы принимали новые, более миролюбивые формы.

На развитие стоматологии оказал влияние и Китай: изобретение первой зубной щетки в 1497 году. На тот момент это – бамбуковая палочка, к которой прикрепляли щетину. В дальнейшем история аксессуара получила свое развитие: китайские торговцы стали транспортировать щётки в Европу. Однако там щетки из жесткой щетины популярностью не пользовались: европейцы предпочитали более мягкие варианты.

Петр Первый и врачевание

Развитие стоматологии в России получило во время правления Петра I. Именно этот царь в 1710 году стал повсеместно использовать понятие «зубной врач».

Дебютантом с новым профессиональным званием стал французский представитель профессии Дюбрель. В развитии ортопедической стоматологии участвовал и сам царь: самостоятельно проводил операции по удалению зубов в полости рта. История его практического опыта также получила развитие: в северной столице — Санкт-Петербурге находится хранятся в коллекции целых семьдесят три зубов, вырванных самим Петром I.

Становление компетенции работы женщин и мужчин в области стоматологии произошло позднее, в 1829 году. Будущие женщины-врачи получили право наравне со своими коллегами сильного пола сдавать экзамены для квалификации «зубной лекарь».

Параллельное развитие стоматологии в разных странах, знаковые изобретения аксессуаров для работы – от первых щеток до бормашины, позволили сегодня выполнять сложные операции с комфортом для пациента.

История развития стоматологии

Стоматология -- это клиническая дисциплина, изучающая физиологию и патологию зубочелюстной системы, в частности болезни зубов и других органов ротовой полости (частично шеи), разрабатывающая методы профилактики, диагностики и лечения, а также определяющая влияние заболеваний системы на общее состояние организма и здоровья человека. Все это и многое другое сейчас определено, а стоматология является областью клинической медицины, но ведь развитие стоматологии происходило несколько тысяч лет, и как отдельная наука стоматология сформировалась совсем недавно, только в 20-х годах ХХ века.

История развития стоматологии (зубоврачевания) берет свое начало еще с Античного мира, с Древней Греции, о чем сохранилось множество трудов известных мыслителей, философов, античных медиков. Эти собрания интересны и ценны первыми наблюдениями и заключениями, связанными с клиникой зубных болезней и болезней полости рта.

Мы же, в этой статье, оставим античный мир с его лекарями и больше времени уделим развитию стоматологии от времен Российской Империи до Советского Союза, как раз тех годов, в которые дисциплина стоматология имела наиболее активный этап своего развития и разделилась на три основных направления: хирургическую, ортопедическую и терапевтическую стоматологию. В последние года активно развивается такое направление, раздел, как детская стоматология.

Вернемся все же к истории развития стоматологии на территории нашей страны и страны, в состав которой некогда она входила. Этот долгий период развития исследователи и врачи разделили на ключевые моменты и основные этапы.

Так, развитие стоматологии совместно с открытием Академии наук и развитию университетов привело к возникновению в XVIII столетии научной медицины и позволило готовить собственных отечественных научных и медицинских специалистов. Во многом помогли реформы, внедренные Петром I, благодаря которым произошло существенное развитие научной и практической медицины, что позволило бурно развиваться и стоматологии, в те времена еще зубоврачеванию. Надо сказать, что звание или должность зубного врача появилась во времена, когда активно строились и открывались постоянные стационарные госпитали, преимущественно военные, госпитальные школы, а на знаниях и исследованиях анатомии продолжала развиваться анатомия, в составе которой, как неотъемлемая часть, происходило развитие стоматологии хирургической (зубоврачевания).

Следующим обзорным этапом в истории развития стоматологии принято считать XIX век. XIX столетие было столетием под знаменем развития хирургии, во время которого и во имя которой трудились гении Пирогов Н.И., Загорский П.А., Буяльский И.В. и многие другие выдающиеся медики и ученые. Хирурги XIX века уже проводили свои сложнейшие операции, относящиеся и к челюстно-лицевой области. Именно в этот период, во время сложнейших хирургических операций был открыт наркоз, были улучшены хирургические инструменты, в т.ч. и стоматологические. Лечением зубов, наряду с зубными врачами, в тот период занимались также цирюльники и лекари, которые были выпускниками медико-хирургических академий и специализированных университетов. В этот же период впервые упоминается звание «зубного лекаря».

Существенные открытия и изобретения, сделанные в химии, физике, механике, оптике и других науках во второй половине XIX столетия, привели к прорыву в исследованиях медицины и, соответственно, в развитии стоматологии. Так были разработаны антисептики и асептики, улучшены методы обезболивания и т.д. В то время отечественными хирургами уже проводились операции, которые в мире имели единичные случаи. Например, проведенную Склифосовским Н.В., операцию двухсторонней резекции верхней челюсти, могли сделать только специалисты столь же высокого уровня, а их было не так много даже в мире.

И вот, уже в конце XIX столетия, благодаря усилиям «зубных лекарей», хирургов, практикующих операциями на челюстно-лицевой области, в истории развития стоматологии свершилось великое знаменательное событие - зубоврачевание выделилось в самостоятельный отдельный раздел медицины, основанный на всех известных, на тот момент достижениях в других областях. В этот период в Российской Империи открываются первые специализированные частные стоматологические школы, выпускникам которых вручался диплом с указанием уже нового звания - «зубного врача». Кроме «зубных врачей» зубоврачеванием продолжат заниматься цирюльники (обучающиеся профессии путем собственного ученичества) и лекари (выпускники медико-хирургических академий и университетов).

Кроме открытия школ, вторая половина XIX века особенная созданием научных медицинских сообществ, среди которых было немало стоматологических, в частности одонтологических. Также организовывались съезды и созывы, во время которых обсуждались актуальные проблемы стоматологии: проблемы одонтологического образования, проблемы подготовки квалифицированных кадров, пути создания специализированных периодических печатных одонтологических журналов и газет. Среди инициаторов подобных мероприятий всемирно известные имена Склифосовский Н.В., Коварский И.М., Лимберг А.К (который стал первым профессором, затронувшим и посвятившим свои работы и научные труды детской стоматологии и путям ее развития, а также изучению, лечению и профилактике наиболее распространенного зубного заболевания - кариесу) и другие.

В конце XIX столетия стали открываться первые доцентуры и специализированные кафедры по одонтологии (зубоврачеванию), что стало большим прорывом в истории развития стоматологии. Однако, получить разрешение правительства на т.н. открытие высшего одонтологического образования, к сожалению, не удалось.

Несмотря на войны, революцию, постоянный голод и разруху, стоматология в Советском союзе продолжала развиваться. Во много развитие стоматологии было возможно благодаря большим немалым усилиям Семашко Н.А., главы народного комиссариата здравоохранения, и Дауге П.Г., руководителя зубоврачебной подсекции в составе комиссариата, которые способствовали созданию государственного зубоврачевания в молодой после революционной советской республике.

На тот момент, главными задачами зубоврачевания были: подготовка кадров, научные исследования в области будущей стоматологии и организация качественной массовой зубоврачебной помощи для народа СССР. Среди основных научных исследовательских работ выделялись проблемы изучения этиологии и патогенеза таких заболеваний, как: кариес и пародонтоз. Именно тогда, были структурированы знания, полученные по данным заболеваниям, а также сформулированы теории их возникновения и лечения. Пионерами в подготовке теорий были профессоры: Платонов Е.Е., Евдокимов А.И., Энтин Д.А., Шарпенак А.Э., Лукомский И.Г. и другие. Например, Платонов Е.Е. предложил собственную концепцию развития пародонтоза (альвеолярной пиореи) после обнаружения первичных изменений, наблюдавшихся в нервных волокнах пародонта. Существенным итоговым событием в изучении пародонтоза стал VI Всесоюзный съезд стоматологов 1975 года. Результаты обсуждения терминологии, диагностики, профилактики и лечения болезней пародонта именно этого съезда легли в основу дальнейших исследований и изучения болезни, как в СССР, так и за пределами республики.

В 1970 году была разработана реальная рабочая концепция патогенеза кариеса зубов. Особенностью этой концепции стало наиболее полное отражение механизма развития данного заболевания, с использованием всех доступных на тот момент достижений в области стоматологии и медико-биологических наук, а также с учетом местных и общих нарушений в организме, которые могут привести к появлению и развитию кариеса.

Этап истории развития стоматологии советского периода многие по праву считают одним из наиболее активных. Так, впервые в мире, в СССР была создана полная научно-обоснованная система медицинского наблюдения за ребенком, что позволило организовать и открыть первые кафедры стоматологии детского возраста, а также оказывать стоматологическую помощь детям от рождения до совершеннолетия в стенах детских стоматологических поликлиник, кабинетов, открытых прямо в дошкольных учреждениях и школах.

За период СССР уровень ортопедической стоматологии был поднят на новый более высокий уровень, была также улучшена техническая оснащенность стоматологических кабинетов и клиник. Главными задачами стали: повышение производительности зубных врачей и зубных техников, улучшение качества организации труда стоматологов, совершенствование зуботехнических лабораторий. Все это позволило создать главные предпосылки для изготовления наиболее эффективных и современных на тот момент зубных протезов в масштабах целой республики.

На этом же этапе истории развития стоматологии были разработаны новые металлические сплавы, не уступающие по своим свойствам золоту. Были изготовлены ситаллы, облицованные фарфором-металлокерамикой, фарфоровые и цельнолитые металлические коронки, цельнолитые мостовидные протезы, также облицованные фарфором, т.н. бюгельные протезы (цельнолитые съемные конструкции) и др. Все это позволило сделать большой шаг в эстетике зубных протезов, а также в улучшении качества помощи в ортопедической стоматологии.

Кроме того, учеными советского периода были разработаны модели стоматитов при заболеваниях внутренних органов, которые, в свою очередь, легли в основу эффективных методов лечения; изучены заболевания слизистой оболочки ротовой полости; разработаны и внедрены в практику методы моделирования кариеса зубов, одонтогенных воспалительных процессов, периодонтитов, а также пульпитов и т.д.

Советские ученые-стоматологи регулярно принимали активное участие в исследованиях и работе Всемирной организации здравоохранения, в обсуждении актуальных проблем и путей их решения. Именно поэтому монографии, учебники и статьи наших стоматологов переводились и переводятся на иностранные языки и берутся за основу в исследованиях во имя дальнейшего развития стоматологии.

В настоящее время в Украине подготовкой стоматологов занимаются в Украинской стоматологической академии, а также на факультетах «Стоматология» в высших медицинских учебных заведениях.

Недавно автора сайта, то есть вашего покорного слугу, постигла неприятная, однако довольно распространенная проблема — в очередной раз заболел зуб и пришлось срочно идти «сдаваться» знакомому стоматологу. Процедура не очень приятная (и часто не очень дешевая), однако необходимая. И все же современная стоматология сделала большой шаг вперед, теперь лечение зубов выглядит не так страшно и мучительно, как на картинке сверху. И бор-машинки уже меньше пугают, а не так как было, скажем, еще в сравнительно недавние советские годы (кто постарше, тот прекрасно помнит). Это все хорошо, а вот как обстояло дело с больными зубами не в наше время, а в прошлые века. Как лечили зубы в средневековье и эпоху античности, какими были стоматологи в древней и викторианской Англии, что делали с больными зубами украинские казаки и японские самураи? На самом деле история стоматологии уходит в глубины веков, ведь еще в черепах неандертальцев с эпохи раннего палеолита (100-50 тыс. лет до н. э.) были обнаружены следы кариеса. То есть проблема зубной боли сопровождала человека, чуть ли не с самого начала истории.

Как лечили свои больные зубы неандертальцы (и лечили ли) мы к сожалению не знаем, потому что эти господа увы не оставили после себя никаких следов такой лечебной деятельности. Считается, что впервые люди таки начавший лечить зубы появились примерно 9000-8000 лет назад — в 2001 году, во время археологических раскопок в Пакистане было найдено древнейшее в истории зубное сверло, которое пролежало под землей целых 9 тысячелетий! Оно было сделано похожим к инструменту для добывания огня и выглядело где-то так:

Кроме этого у одиннадцати похороненных там же людей были обнаружены следы стоматологического вмешательства. Сейчас это первая известная страница истории стоматологии, хотя кто знает, может и были умельцы стоматологи еще задолго до этого, от которых просто не осталось следов (или же оставленные следы еще ждут своего открывателя-археолога).

С появлением древнейших развитых цивилизаций, как-то сразу появилась и вполне развитая стоматология. Особенно значительное развитие она (впрочем как и вообще медицина) получила в древнем Египте. Так египетские жрецы-стоматологи первыми научились ставить зубные пломбы, изготавливать искусственные зубы (их привязывали с помощью специального провода к соседним здоровым зубам). Детальное описание зубных болезней упоминается в древнейшем египетском медицинском документе — папирусе Ебера (1550 год до н. э.) А еще, именно в Египте появилась первая в истории зубная паста, сделанная из смеси пемзы, яичной скорлупы, мирра и пепла от сожженных внутренностей быка. И да, еще 5000 лет назад древние египтяне могли похвастаться белизной своих здоровых зубов.

Кроме египтян искусными стоматологами древних времен были этруски, которые очень неплохо умели изготовлять зубные протезы. Делали их путем вырезания из подходящих зубов животных. Вставлены особым образом они отличались прочностью и прекрасно подходили даже для жевания грубой пищи. Позже стоматологическое мастерство этрусков переняли древние греки и .

Со времен эпохи Античности до нас дошло немало трудов греческих и римских медиков, посвященных, в том числе и лечению больных зубов. Новую страницу в истории стоматологии уже в I веке н. е. открыл древнеримский хирург Архиген, который был личным врачом римского императора Траяна — он первым с лечебной целю просверлил полость зуба трепаном. Позже с наступлением средневековья эта техника на несколько веков оказалась забытой.

«А века были так себе, средние», — пел когда- Высоцкий. И сопровождались великим упадком не только культуры, но и медицины, в том числе стоматологии.

Перед вами на картинке изображены щипцы обычные. Именно этот инструмент на долгие века стал универсальным лечебным средством стоматологов средневековья. Медицинские трактаты Античности были как-то подзабыты, а с ними подзабыты и различные способы лечения зубов, как то пломбирование, зубные протезы и т.д. Зубное лечение средневековья сводилось к удалению больных зубов с помощью вот таких вот щипцов.

Или еще вот так:

Место же стоматологов в средневековье заняли вовсе даже не медики, а обычные банщики, коновалы, цирюльники, последние могли не только подстричь и побрить, но удалить зуб (это если бы мы сейчас с больным зубом шли не в стоматологический кабинет, а в обычную парикмахерскую). Кстати, гопники-титушкы в темном переулке тоже в определенной степени и в определенных обстоятельствах могут заменить вам классического стоматолога продемонстрировав чудеса стоматологии по средневековому, но пробовать этот метод мы не советуем.

Однако в общей средневеково-стоматологической темноте невежества были и свои приятные исключения, проблески света знаний. Одним из таких проблесков стал профессор Болонского университета Джиовани ди Арколи, живший в 15-м веке. Он снова применил способ Архигена, и через несколько веков спустя таки вновь занялся лечением зубов.

Еще одну следующую страницу в истории стоматологии отрыл личный дантист самого Джорджа Вашингтона — Джон Гринвуд, изобретший в 1790 году первым смастерил стоматологический бур. Он же первым смастерил и бормашину, которая приводилась в действие с помощью ноги (там была специальная педалька).

А вот так собственно выглядел стоматологический кабинет того времени. Позже другой американский врач — Джеймс Моррисон усовершенствовал машину Гринвуда, и что немаловажно — запатентовал это изобретение. На календаре уже шел 1871 год, через 5 лет спустя созданная им компания SS White запустила стоматологическую новинку в массовое производство и вскоре она распространилась по всему миру.

А это уже картинка с начала 20-го века, такую трансформацию претерпела стоматология в сравнительно короткое время и пришла к тому виду, по которому мы прекрасно знаем ее сейчас.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх