Имя Евгений в православном календаре (Святцах). Евгений Родионов. Не снял православного креста с шеи под страхом казни. (4 фото)

Русское (восточнославянское) имя, образовалось от др.-греческого (εὐ-γενής) этимология (определение) - "благородный; хорошие () гены; родовитый, знатный". Английская форма - .

Производные: Геша, Евген, Евгеньюшка, Евгеха, Еня, Енюта, Енюха, Еняха, Еняша, Женька, Женечка, Жека итд.

Православные Именины (День Ангела):

21 января и 3 февраля - мученик Евгений.
25 февраля - преподобный Евгений.
4 марта - преподобный Евгений исповедник, пресвитер Антиохийский.
10 марта - праведный Евгений.
20 марта - священномученик Евгений, епископ Херсонесский.
3 августа - мученик Евгений.
8 октября - мученик Евгений Дамасский.
20 ноября - мученик Евгений Мелитинский.
7 декабря - мученик Евгений.
23 декабря - мученик Евгений Кесарийский.
26 декабря - мученик Евгений.

Святой мученик Евгений жестоко пострадал за веру Христову при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской.

Император Диоклетиан, желая возродить угасающую языческую религию, в 302-ом году издал указ, которым предписывалось разрушать христианские храмы и лишать христиан всех гражданских прав и должностей. Вскоре после этого он издал второй указ, предписывающий употребить все меры к тому, чтобы склонить христиан к отречению от своей веры, а непокорных казнить.

Слишком велика была ненависть язычников к христианам, чтобы эти императорские указы оставались в бездействии. Вскоре по доносу врагов тюрьмы наполнились христианами-епископами, пресвитерами и мирянами. В Армении был схвачен пресвитер Аравракинской церкви Авксентий, который вместе с другими христианами был отдан в городе Саталионе под суд областному правителю Лисию, жестокому гонителю христиан.

В Саталионе над войском начальствовал , христианин, муж благочестивый, проповедник христианского образа жизни. Узнав, что пресвитер Авксентий находится в городской тюрьме, Евстратий пришел к нему и просил его молиться, чтобы Господь укрепил его на мученический подвиг. И, когда пресвитер Авксентий вместе с другими заключенными христианами предстал на суд, Евстратий объявил себя христианином. Разгневанный Лисий велел лишить Евстратия всех воинских званий и предать истязаниям. Друг Евстратия - Евгений, тоже военачальник, пожелал разделить участь своего друга Евстратия и всенародно объявил себя христианином. Он тотчас же был закован в цепи и вместе с другими брошен в темницу.

На утро всех заключенных повели в город Никополь. В цепях, под ударами воины погнали святых мучеников, а Евстратию надели еще сапоги с гвоздями, которые пронзали его ноги. Следуя по своему страдальческому пути, мученикам пришлось проходить через свой родной город Аравракин. Граждане вышли навстречу, чтобы видеть Евстратия, которого все любили и уважали, но не смели подойти к нему, потому что боялись навлечь на себя гнев и гонение начальников.

Однако некто пренебрег опасностью. Оставив свою семью на попечение благочестивых соседей, а больше - на промысл Божий, он последовал за своими друзьями, готовыми принять мученический венец. На все угрозы Лисия Мардарий кротко отвечал: "Я христианин." Пресвитер Авксентий, Евгений и Мардарий после многих пыток были казнены. Перед своей казнью святой Мардарий молился Господу: "Владыка Боже Отец Вседержитель, Господь Сын Единородный Иисус Христос и Святой Дух, едино Божество и одна Сила, помилуй меня грешного, и Тебе известными путями спаси меня недостойного раба Твоего, потому что Ты благословен во веки. Аминь" (Эта молитва святого Мардария читается в храме в конце 3-го часа).

На смену только что замученных христиан привели новых мучеников, готовых своей кровью запечатлеть свою верность и любовь ко Христу. Равитель Лисий, увидев крестик на груди своего воина Ореста, спросил: "Не христианин ли ты?" Орест не стал отпираться: "Я раб Бога Всевышнего" - ответил он. Его тот час же схватили и присоединили к прочим мученикам.

Когда же пришли в Никополь, многие воины объявили себя тоже христианами. Лисий был смущен; он боялся, что казнь такого множества христиан вызовет волнения в народе и сочувствие к мученикам. Он решил отправить Евстратия и Ореста в город Севастию, где градоправителем был некий Агриколай, известный своей жестокостью.

Святой Евстратий, представ перед своим новым мучителем, так мудро и убедительно говорил ему о Боге, о любви Его, о неизреченной благости, которая побудила Сына Божия воплотиться и страдать за людей, о безумии и суетности идолопоклонства, что жестокий судья склонился к милосердию. Желая спасти Евстратия, он убеждал его притворно отречься от Христа и принести жертву богам, обещая ему дары и почести. Но Евстратий оставался непоколебимым. Тогда у него на глазах замучили на раскаленном одре молодого воина Ореста. Теперь Евстратий остался один.

Последнюю ночь в темнице святой мученик провел в непрестанной молитве, укрепляемый Богом на предстоящие страдания. Радостно выслушал на утро Евстратий свой смертный приговор. С молитвой на устах он вошел в огненную печь и в ней предал дух свой Господу.

Увидев мучения святого Евстратия, его смелость, терпение и явленное на нем чудо Господа нашего Иисуса Христа, святой Евгений воскликнул громким голосом: "Лисий! И я - христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!". Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечем.

Впоследствии в память пяти святых мучеников (Евгения, Мардария и ) близ Царьграда в ограде монастыря Олимп построили храм.

Новомученик Евгений Родионов вместе с тремя своими однополчанами, такими же необстрелянными ребятами, нес караульную службу на незащищенном открытом посту чечено-ингушской границы. Их подразделение было переброшено из Калининградской области всего за месяц до этого случая. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение разрешено только после предупредительного выстрела вверх и это - в условиях войны.

Солдаты были взяты бандитами, проезжавшими на санитарной машине вооруженными чеченцами. После этого последовал трехмесячный плен, в течение которого нашим солдатам предлагали принять мусульманство. На Евгении, единственном из всех у кого был нательный крест, с которым он не расставался никогда, сознательно окрестившись в 11 лет. Это вызывало особую ярость у бандитов, от него требовали снять крест, и отречься от Христа. За бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

23 мая исполняется двадцать лет со дня мученической кончины воина Евгения Родионова, обезглавленного чеченскими боевиками за то, что отказался снять крест. Для людей светских он настоящий герой, пример для тех, кто жаждет подвига и правды. А среди верующих растет его почитание как мученика, принявшего смерть за православие. Члены «Изборского клуба», влиятельной политической площадки, обратились к патриарху Кириллу с просьбой канонизировать русского солдата.

«На наш взгляд, фигура воина-мученика Евгения Родионова является образцом героизма и подвижничества, мученичества за Веру и Отечество, столь необходимого нашему народу, в первую очередь молодому поколению», - говорится в обращении к Святейшему.

Открывая вечер памяти Евгения Родионова, первый заместитель председателя «Изборского клуба» Олег Розанов сказал:

Героическая линия в нашей истории не прерывалась никогда - ни в царский период, ни в советский, ни в новой России. Последний подвиг, когда старший лейтенант вызвал огонь на себя (погибший в Сирии Александр Прохоренко, посмертно награжденный Звездой Героя России. - «Культура» ), - свидетельство этому.

Параллели между нынешними годами и 90-ми, когда погиб Евгений Родионов, конечно же, уместны, но очевидно, что время изменилось. Сейчас русская армия пользуется гораздо большим уважением в обществе, чем тогда. Поэт и актер Влад Маленко напомнил, как чеченская кампания шельмовалась в либеральных СМИ:


Солдатам, отданным на заклание, преданным политиками, окруженным насмешками гламурной прессы, приходилось в сотни раз тяжелее, чем воинам Великой Отечественной. За солдатами той войны стояло мощное государство. За этими мальчишками не было ничего, кроме нищих матерей и дымящихся руин полуразваленной державы. Чем руководствовался рядовой Родионов? О чем он думал в последнюю минуту своей короткой жизни? На чаше весов, с одной стороны, была сытая жизнь, полная удовольствий, которая навязывается идеологией потребления. На другой чаше - лютая смерть в сыром подвале кавказского села Бамут с оловянным крестиком на шее. Выбор Евгения Родионова является смыслом христианской веры в ее чистом виде.

13 января 1996 года рядовой погранвойск Евгений Родионов вместе с тремя товарищами заступил на пост. При досмотре машины «Скорой помощи», которая, как оказалось, перевозила боевиков (в том числе полевого командира Руслана Хайхороева) и оружие, наших солдат взяли в плен. Вначале командование даже заподозрило ребят в дезертирстве, их искали по домашним адресам, и только значительно позже пришла достоверная информация о том, что же произошло во время досмотра машины. Маленко подробно рассказал историю гибели русского воина. Об обстоятельствах казни известно со слов самого Хайхороева, убитого в 1999-м, считается, что он и стал непосредственным палачом. В присутствии представителя миссии ОБСЕ Хайхороев заявлял: «У солдата был выбор. Он мог сменить веру, но не захотел снять с себя креста». После трех месяцев пыток ему отпилили голову.

История Евгения - это еще и история его матери Любови Васильевны. Для того, чтобы поехать в Чечню и разыскать тело сына, она продала квартиру. Тело ей отдали - без головы, но с крестом на шее. Затем было возвращение за головой сына, похороны, смерть мужа, новые поездки в Чечню - с продуктами и теплой одеждой для солдат.


В течение 20 лет иконы с ликом воина-мученика Евгения Родионова появляются по всей нашей стране и за рубежом, - рассказал Маленко. - Его почитают во всем православном мире. В самом Бамуте, где погиб Евгений, жители ухаживают за крестом, стоящим на месте казни. За эти годы родилось множество фильмов, памятников, картин, песен и стихов, в которых прославляется подвиг Евгения.

Известный православный публицист Виктор Саулкин отметил, что те, кто казнил солдата, «не мусульмане, а сатанисты».

С такими же извергами, которые режут мусульман, алавитов и христиан, сейчас сражаются наши воины в Сирии, - сказал он. - Женя Родионов и его товарищи противостояли именно первой попытке сатанистов создать псевдоисламский халифат на нашем Кавказе. И старший лейтенант Александр Прохоренко, и Женя Родионов - герои России. Армия в стране возрождается и благодаря тем, кто воевал в 90-е годы.

Евгений Родионов родился в селе Чибирлей под Кузнецком. Теперь в этом городе есть школа его имени. По словам мэра Кузнецка Сергея Златогорского, подвиг земляка имеет огромное воспитательное значение. «У нас нет проблем с призывом, никто не «отмазывается» от службы в армии», - констатировал градоначальник.

Похоронен герой на территории «новой Москвы», близ деревни Сатино-Русское.

Его могила должна стать местом воинской славы, - заявил политик Евгений Тарло и сообщил, что строит часовню Евгения Родионова в Переславле-Залесском.

Завершая вечер, глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов подчеркнул: «Очень важно, чтобы Евгения Родионова прославили как можно скорее. Пришло время. Современный святой - образец для всей нашей молодежи».

23.05.1977-23.05.1996

Евгений Александрович Родионов - первый воин российской армии, которого в конце 2003 года было предложено канонизировать. Является местночтимым святым в Сербии. Священник Московской Патриархии Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».

В патриотической прессе прошлых лет много писалось о подвиге 19-летнего солдата Евгения Родионова, в 1996 г. оказавшегося в чеченском плену и в момент самых изощренных пыток не предавшего Отечества и не снявшего с себя нательного креста. Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности. Посмертно награждён орденом Мужества и орденом «Слава России». Сейчас на его могиле, благодаря пожертвованиям, установлен двухметровый крест, горит лампадка, - и сюда идут, и идут люди. А однажды на могилу Евгения близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова приехал один из ветеранов Великой Отечественной войны. Он снял с себя фронтовую награду - медаль «За отвагу» - и положил ее на могильный камень…

Родился Евгений Александрович Родионов 23 мая 1977 г. в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.

В городе Озерске Калининградской области проходил службу в учебном подразделении воинской части учебной части №2631 пограничных войск Российской Федерации (ныне расформирована).

После учебного подразделения 25 июня 1995 г. призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 г.) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 г.

13 января 1996 г. Родионов был направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен. 18-летнего Евгения Родионова, вместе с еще тремя рядовыми - Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым - взяли в плен в ночь с 13 на 14 февраля 1996 г. недалеко от селения Галашки. Ребята, всего за месяц до того прибывшие в расположение части из Калининградской области, несли караульную службу на чечено-ингушской границе. Из подъехавшей машины «Скорой помощи», которую пограничники остановили для проверки, внезапно выскочили «санитары» в камуфляже - более десятка вооруженных до зубов бандитов. Этим головорезам не составило особого труда справиться с еще необстрелянными юнцами.

А затем начался плен…Чеченские головорезы убили Евгения Родионова 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут. В день смерти у Евгения был День рождения - ему как раз исполнилось 19 лет. Российскими войсками Бамут был взят - на следующий день.

Убийцей Евгения Родионова оказался Руслан Хайхороев, который вместе со своими телохранителями был убит во внутричеченской бандитской разборке 23 августа 1999 года.

Сейчас у входа в школу, где учился Евгений, установлена мемориальная доска героя-пограничника. Вышел документальный фильм, посвященный ему. Нательный крестик Евгения Родионова передан матерью в храм святителя Николая в Пыжах и хранится в Алтаре. А на кресте, установленном над могилой, надпись: «Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года».

25 июня 1995 года 18-летнего Родионова призвали в армию. Сначала он попал в учебное подразделение воинской учебной части №2631 Пограничных войск РФ под Калининградом. После этого служил гранатометчиком на 3-й пограничной заставе 3-й мотоманевренной группы 479 пограничного отряда особого назначения на границе Ингушетии и Чечни.

13 января 1996 года Евгения направили на боевую стажировку в Назрановский пограничный отряд. 4 февраля 1996 года он находился на посту вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым. Военные остановили микроавтобус с надписью «Скорая помощь», в которой ехал со своими боевиками бригадный генерал Чеченской Республики Ичкерия Руслан Хайхороев. Оказалось, что в машине перевозили оружие. При попытке досмотра пограничников захватили в плен.

Сначала пропавших солдат объявили дезертирами. Милиция искала Родионова дома у родителей. И только после детального осмотра места происшествия, когда были обнаружены следы крови и борьбы, была принята версия насчет плена.

Мать Евгения Любовь Васильевна отправилась в Чечню на поиски сына. Ей удалось выйти на Шамиля Басаева, но после попытки переговоров ее жестоко избили и три дня продержали в заложниках. Только когда Любовь Родионова заплатила боевикам крупную сумму денег – около 4 тысяч долларов (для этого ей пришлось продать квартиру и все ценные вещи) - ей рассказали о судьбе сына и указали место его захоронения.

Как выяснилось, Евгений Родионов был казнен чеченскими боевиками. Сто дней его с товарищами жестоко пытали, требуя принять ислам. Однако Женя отказался снимать православный крест. 23 мая 1996 года, в собственный день рождения, его обезглавили.

Труп Евгения Родионова, найденный в могиле без головы, мать опознала по нательному кресту. Позднее экспертиза подтвердила результаты опознания.

Документальный фильм "Рядовой Евгений Родионов"

(скачать , формат.avi, 527 Мб, 50 мин.)

Что лучше: быть убитым, но остаться в живых для будущих поколений, или заживо погибнуть, как Иуда? Этот вопрос нам - живущим в 21 веке. Этот вопрос, наверное, задавал себе, находясь в заточении, восемнадцатилетний солдат Евгений Родионов, которого бригадный генерал "казнил за упрямство" в самый день его рождения, 23 мая. В этот день был праздник Вознесения Господня. Вместе с ним погибли еще три солдата. Их мучили четыре месяца. Им предлагали сменить веру и остаться в живых. Но они не отреклись от веры, а значит от Родины, от себя. Бамут, где их убили, был взят на следующий день после казни. Им не хватило одного дня.

Песня Александра Маршала: Евгений Родионов

Песня о подвиге святого воина Евгения Родионова

Евгений-воин

15 лет назад рядовой Родионов принял мученический венец Спецпроект «Завтра» Андрей Фефелов 18 мая 2011 года
Номер 20 (913)

Воин Евгений представляется мне, словно выходящим из сумерек. Что это за сумерки? Быть может, это "тьма внешняя", иначе говоря, наша с вами тревожная эпоха; мир, облекшийся в траур по утерянному смыслу. Или это значительные сумерки храма, в которых таинственно плавают разноцветные светила, молчат иконы?

А может быть, эти сумерки — живое, клубящееся и дышащее море русского народа, из глубины которого медленно всплывает навстречу заре легкий золотой корабль?

БИОГРАФИЯ

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, погиб 23 мая 1996 года близ села Бамут в Чечне.

Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике, учился на шофёра. Весной 1995 года был призван в ряды Вооруженных Сил, в состав пограничных войск РФ.

Зимой 1996 года в районе границы Чечни с Ингушетией вместе с тремя сослуживцами (Александром Железновым, Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым) попал в плен к боевикам.

Находился в плену в селе Бамут в течение ста дней, на протяжении которых подвергался избиениям и пыткам.

В день своего рождения, в праздник Вознесения, вместе с тремя пленными товарищами был выведен в лес. Всем четверым было предложено перейти в ислам и присоединиться к банде.

Имеющему нательный крестик Родионову было предложено сорвать с себя символ Христа и тем самым сохранить себе жизнь. После отказа два пленника были убиты выстрелами в темя, Евгению и еще одному солдату боевики перерезали горло, а затем отрезали головы.

Вскоре после пленения пограничников мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Командир Евгения сообщил ей, что ее сын в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам выкуп за информацию о месте захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту.

Погребен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Надпись на кресте гласит: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года"

Многими православными людьми в России и за ее пределами Евгений Родионов почитается как святой воин-мученик.

Из статьи в электронной энциклопедии

ДУХОВНИК ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА" священник Дмитрий Дудко всегда выражал свои мысли просто и коротко: "Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой, вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа…"

В одной короткой фразе отца Дмитрия сказано многое. Например, то, что советское "безбожие" было менее опасным и тягостным для души человека, чем нынешнее "развращение". Ведь первое, невзирая на "материализм", тянуло вверх, а последнее предполагает открытое главенство низменных инстинктов, бытовой цинизм и торжество эгоизма. Речь идет об обществе, в котором не принято жертвовать хоть чем-то во имя других людей, но, напротив, приветствуется вырвать больше и больше благ из рук ближнего своего. Уж какие там идеалы, высшие принципы, вечные ценности?! Все это в развращенном обществе считается пустыми глупыми фразами, "разводкой для лохов", далекими, полузабытыми абстракциями. Главное здесь и сейчас продвинуться, закрепить за собой как можно больше конкретных материальных благ и ресурсов. Духовное развращение — это примат сиюминутного, принципиальный отказ от вечности.

В одной из статей о подвиге Евгения Родионова написано следующее: "Он пришел к нам в кромешную пору всеобщего разложения и предательства, во времена великой народной беды и народного падения."

И если эпохи побед и восхождений имеют своей высшей точкой некую сияющую вершину, расположенную на определенном кратком отрезке истории, то эпохи распада и обрушения отмечены особыми впадинами. Именно такой дымящейся впадиной русской истории, черным чудовищным кратером был 1996 год, наполненный до краев дьявольским бредом. Это год предательства, когда в ходе необъявленной Чеченской войны российское телевидение превозносило убийц русских женщин и детей, плевало в спину воюющей армии. А затем в Хасавюрте был подписан позорный мир — российские власти на глазах у всего мира капитулировали перед шайкой бандитов. Затем последовали чудовищные по степени цинизма и фальсификаций "выборы Ельцина", сопровождаемые бесовскими плясками и шквалом информационного насилия над населением. После такого стало ясно: с народом можно делать всё, что угодно!

И в недрах этого вращающегося кратера, среди потоков гноя и серы явился новый христианский мученик — воин Евгений. Неузнанное, непознанное в невыносимом, мучительном и страшном обличье — случилось чудо Божье!

О ВОИНАХ-МУЧЕНИКАХ

"Святые воины-мученики составляют особый высокий чин небесной иерархии. История церкви отмечает дарованное им особое свойство являться в сражениях и поражать плотских врагов. Так, Дмитрий Солунский уже после своей кончины являлся на стенах осажденной Солуни и поражал сарацинов, а святые страстотерпцы Борис и Глеб, пришедшие на помощь своему сроднику князю Александру в Невской битве, сокрушили часть шведского войска на другом берегу Невы — там, где не проходила с боем княжеская дружина. Как и все мученики за веру, он несет в себе частицу того страшного огня попаляющего, который есть Господь. Несомненно, что так же, как и они, Евгений Родионов - лучший воин в полном смысле слова. Он вел брань свою не только с земными служителями преисподней, но и с духами злобы поднебесной. Он был и есть солдат той армии, Великий Полководец которой не предает своих солдат и ни единой капли пролитой крови не оставляет незамеченной. Так и Евгений брань свою продолжает и после своей земной смерти. Быть может, его явление знаменует рождение среди нас воинов, идущих в бой со Христом в душе. Крепко стоящих в этом бою до смерти и после смерти. На земле и на Небе".

Юрий Юрьев, из статьи "Чудо о Евгении" ("Завтра", 1999, № 46)

СОВСЕМ НЕДАВНО федеральный список экстремистских материалов пополнился лозунгом "Православие или смерть!" Теперь этот лозунг в России официально запрещен, на него поставлена государственная печать — "экстремизм"! Но ведь знаменательная и героическая кончина Родионова есть прямое, непосредственное воплощение принципа "Православие или смерть!". Евгений Родионов был поставлен перед ясным, очевидным, заостренным, как лезвие меча, выбором. "…От него требовали немного — снять крестик." Он не снял крест и выбрал бессмертие… Посмотрим, что выберем мы?

Эта заостренность, кристальность выбора, явленная в мученической кончине Евгения-воина, пугает многих. Иным такой подход представляется и впрямь вредным и экстремистским. Многим православным в рясах и без оных гораздо уютнее пребывать в мире полутонов, в стабильном режиме компромисса с нахрапистой антихристианской цивилизацией. Любые разговоры о неминуемом выборе отметаются, сама постановка вопроса выставляется нелепостью, вывихом сектантского сознания, результатом религиозной экзальтации. Пример Родионова четко указывает на то, что экзальтация тут не при чем. Евгений вовсе не был религиозным фанатиком, едва ли был воцерковлен. Но решил вопрос своей вечной жизни принципиально, по сути, а не по форме.

Современным докторам богословия, отягощенным Сорбонной, изрядно искушенным в многословных прениях, есть чему поучиться у русского мальчика, окончившего девять классов средней школы поселка Курилово.

Панически бежит прочь от Родионова многочисленное племя церковных секретарей и светских очковтирателей-имитаторов. Вблизи от пресветлого лика Евгения-воина обнажается любая, даже самая тонкая, самая изысканная ложь. Любая подделка становится грубой и очевидной. Потому-то многочисленные прокремлевские молодежные движения никогда не поднимут на знамя образ Евгения. Ибо он их спалит, выжжет их них притворство, разрушит фикцию синтетического патриотизма.

"Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил." Это слова Рамзана Кадырова. Любопытно, что нынешний глава Чечни, говоря о Евгении, обратил внимание именно на религиозный, духовный смысл случившегося, чего в упор не видят или не хотят видеть иереи из Синодальной комиссии по канонизации.

ЗАСТУПНИК РУССКИХ

Тихо, в снегах и румяных зорях, встаёт над Россией звезда Евгения Родионова, русского солдата и мученика, святого юноши, сложившего голову за родную страну и народ. К могиле его, что под Подольском, приходят женихи и невесты, прибредают искалеченные в боях пехотинцы, стекаются отчаявшиеся горемыки. Утешаются, крепнут духом, исцеляются от тоски и недугов.

Художники пишут его иконы. Поэты слагают о нем стихи. Сельские батюшки открывают ему алтари. Иконы мироточат, алтари творят чудеса.

Монах в северной отдаленной обители под заиндевелой сосной, перед иконой Евгения Родионова молился: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, воинов крепость, молитвенников сладость, правдолюбцев надежда, жертвующих утоление, труждающихся награда, ищущих обретение, спаси Россию!"

И в снегах, в прозрачных метелях, среди серебряных вьюжных дорог возникало великое шествие. Полки, батальоны, несчетные ратники, несметные ополченцы. От города к городу, от села к селу. Все, ныне живущие среди градов и весей. И все, почившие прежде, распахнувшие сугробы могил. Вся русская мысль и святость. Вся русская мощь и краса. Двигались бессчетно в полях, среди песнопений и гулов. И вел их юноша Евгений Родионов, держа негасимую свечку, сиявшую сквозь метель.

Преклонив колени, я молился вслед за монахом: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, спаси Россию!"

Александр Проханов, из передовицы "Чудесная звезда Евгения Родионова" ("Завтра", 2002, № 5)

ИКОНОГРАФИЯ ЕВГЕНИЯ-ВОИНА велика и обширна. Автор этих строк знает более полутора десятков различных икон с изображением мученика. Газета "Завтра" публиковала часть из них.

Сегодня мы украшаем полосу драгоценной работой художника и режиссера Николая Деткова, создавшего образ Евгения-воина в особой технике. Портрет выполнен на бересте, лицо солдата вырастает из великого соцветия русской святости, выходит из сонмища страстотерпцев и подвижников — именитых и безымянных.

Лик молодого воина словно наливается божественным смыслом и ангельской силой. И мы видим воочию, как свершается великое чудо прославления. Наблюдаем великий миг, когда кроткий мальчик становится грозным наставником. Когда невинный юноша превращается в воинственного предстоятеля, небесного витязя-защитника. Там, за спиной Евгения, ткутся наши с вами молитвы, пламенеет и созиждется вечно живая нетленная святая Русь.

Есть предсказания, что когда-то Золотой Крест святого Евгения станет одной из высших воинских наград будущей России. Но до этих дней предстоит нам еще дойти, пройти через великие испытания и искушения.

Святый мучениче Евгение, моли Бога о нас!

О ПОДВИЖНИКАХ БОЖЬИХ

Помимо канонизированных святых, есть ещё один особый вид почитаемых усопших — подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Патриарх Иосиф дозволял петь на гробнице Соломониды, разведенной супруги Великого князя Василия III, не только панихиды, но и молебны. Святой Анне Кашинской после ее деканонизации и до восстановления чествования ее памяти пели панихиды, а затем читали молитвы с обращением к ней, как к угоднице Божией. В XIX веке преподобному Максиму Греку в Троице-Сергиевой Лавре пели панихиды с тропарем ему, как святому. Писали и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах.

В большинстве случаев канонизации святого предшествует народное почитание как подвижника благочестия.

Протоиерей Владислав Цыпин, из книги "Курс церковного права"

23 мая в понедельник с самого раннего утра и целый день будут служиться молебны и панихиды у могилы героя-воина.

АКАФИСТ мученику воину Евгению (Родионову)

Избранного воина Христова и мученика предивного, поборника святыя веры православныя, Российскою землею рожденного и в земли Кавказстей возсиявшего, святаго мученика Евгения Нового, похвальными песньми почтим; ты же, угодниче Божий, яко предстояй пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, с любовию и благодарением зовущих ти:

Радуйся, святый и преславный мучиниче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил, предуведевый благое произволение твое, всеславный мучиниче Евгение, от града Подольска, избра тя, благодатию своею преобильно тя одари и венцем мученическим тя увенча, и аки предстателя и заступника небеснаго, тебе нам паки дарова.
Мы, же, дивящися таковому о тебе Божию смотрению, во умиление сердец зовим ти:
Радуйся, Христа ради на земли пострадавый!
Радуйся, с Ним на небесех воцаривыйся!
Радуйся, светлое звездо Российския земли!
Радуйся, Отечество земны молитвами твоими не оставляй!
Радуйся, заступниче скорый тя призывающих!
Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих!
Радуйся, целомудренных усердный охранителю!
Радуйся, в скорбех наших присный утешителю!

Кондак 2

Видя Христос Господь сердца твоего благое намерение, блаженнее Евгение, предначерта ти тернистый и многотрудный путь спасения: егда во время служения твоего воинского плениша тя агаряне в земли Кавказстей, идеже ты прибыл еси непоколебим в вере православней, веры ради страдание претерпел и смерть приял лютую еси, непрестанно усты и сердцем Господеви воспевая: «Аллилуйя!»

Икос 2

Разумом свыше просвещаем, честный Евгение, начаток и конец жития твоего на камене благом, Христе Спасителе положил еси; Ему же последующее вся красное мира сего презрел еси и страдание прескорбное Его же ради претепевше, радуешися и веселишися ныне в чертозех небесных. Мы, подвиги твоя досточудные ныне поминающе, таковвыя похвалы приносим ти:
Радуйся, Духом Святым просвещенный!
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный!
Радуйся, жизнь за Христа отдавый!
Радуйся, страданиями Его подражавый!
Радуйся, очи твоя к Богу обративый!
Радуйся, волю твою в добродетели утвердивый!
Радуйся, змия лукавого посрамивый!
Радуйся, лик святых возвеселивый!

Кондак 3

Силою Христовою соблюдаем, достохвальный старстотерпче Евгение, о болезнех телесных не брегл еси, подвигом добрым подвизатися хотящее; тою же силою укрепляем страданий путь всеславно прошел еси, и приял еси от Бога власть чудеса различные творити; да вси, к тебе ныне притекающии, исцеления от недуг телесных, паче же душевных получают; Богу же о тебе вопиют: «Аллилуйя!»

Икос 3

Имея ныне радость вечную в небесных селениях, и нас грешных ан земли не забываеши, угодниче Божий прехвальный воине Евгение; мы же, труждающиеся и обремененные, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебя просящих, но мольбы наша на алтарь небесный принеси, да радостно зовем ти:
Радуйся, в единем Христе утешение полагаяй!
Радуйся, во старданиях призывати Бога научаяй!
Радуйся, чада наша от соблазнов мира соблюдаяй!
Радуйся, оных в целомудрие и чистоте укрепляй!
Радуйся, за грешных Бога умилостивляющий!
Радуйся, блазих в добре утверждающий!
Радуйся, мятущихся помыслов умирителю!
Радуйся, вражиих советов преславный разорителю!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 4

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша тя, мучениче Христов Евгение, не погибл бое си, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему Сладчайшему Спасителю Нашему принесл еси; молися убо ныне, да и мы в житейском море сущии, к тихому пристанищу Господу Спасителю притецем, в умилении зовущее: «Аллилуйя!»

Икос 4

Слышавшее злочестивые воеводы российстии о пленении твоем, всеславный Евгение, отступником и изменником бытии тя мняху. Мы же, ведуще тя, яко истиннаго воина Христова, чести отечества твоего не посрамившего и веру Православную во страданиях твох сохранившего, таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, воине Христов непобедимый!
Радуйся, в терпении твердейший адаманте невредимый!
Радуйся, яко от неблагомысленных наветы претепел еси!
Радуйся, яко от яростных поношения приял еси!
Радуйся, сердец смятенных умирителю!
Радуйся, от озлобления на нас враждующих охранителю!
Радуйся, яко от неверия избавляеши!
Радуйся, яко от малодушия исцеляеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 5

Боготечной звездою пришел еси в мире сем, страстотерпче преславный Евгение, яко веру Христову пред обезумевшими агаряны дерзновенно исповедал еси; страдания многа и люта мужески претерпел еси и ко Христу Господу и Спасу Нашему радостно востекл еси, Ему же ныне с лики Ангельскими предстошии и немолчно воспеваеши: «Аллилуйя!»

Икос 5

Видевши неверные агаряне знамение Креста Господня на вые твоей, святый Евгение, разсверепеша зело и мукам горьким тя предаша. Ты, старстем Христовым приобщившись, убелил еси ризы твоя в крови агнчей, древлим страстотерпцам равночестен и новым мученикам равнославен явился еси. Мы, вся сия ныне поминающее, таковые похвалы возносим ти:
Радуйся, кровию твоею торжество веры истинныя утвердивый!
Радуйся, яко Сам Господь свыше презре на страдания твоя!
Радуйся, паче мужей сильных крепчайший явившийся!
Радуйся, заточение темничное Христа ради претерпевый!
Радуйся, всемощную силу благодати познавый!
Радуйся, на подвиг мученичества свыше укрепленный!
Радуйся, огнем земным Христа ради опаленный!
Радуйся, Божественным огнем сердца наша возжигающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым апостолом, поревновавшее, не убоялся сеи зверонравных мучителей, Святый Евгение, но с дерзновением имя Христа Бога проповедал еси, Его же ради муки многообразныя претерпел и смерть лютою приял еси, да прославится тебе ради Дивный во святых своих Господь, Ему же ты ныне вопиеши: «Аллилуйя!»

Икос 6

Возсия свет Христов в триех воинех русстих, иже с тобою, пречудный Евгение, во узах агарянских скорбный путь проходиша. Овые убо тобою научаемы, живот свой Христу Спасу Нашему посвятиша и Его же ради мучения лютыя претерпеша, востекли суть в чертози Отца Небесного. Мы же, сия поминающе, молим тя, светозарный мучениче Евгение, просвети и наша сердца, мраком житейских попечений омраченные, озари лучами Божия добродетели всех, любящих тя и молитвенно к тебе ныне взывающих:
Радуйся, триех воинов светом Христовым просветивый!
Радуйся, во страдания оных надеждою укрепивый!
Радуйся, купно с ними в Чертоги Отчии востекший!
Радуйся, купно с ними венец нетленный обретший!
Радуйся, яко заблуждающихся на путь истины наставляеши!
Радуйся, яко всех нас к покаянию ныне призываеши!
Радуйся, яко паче лучей солнечных благодатию просиял еси!
Радуйся, яко светом невещественным души наша просвещаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 7

Хотяще зверонравному мучителю льстивыми словесы отвратити тя, прехвальный Евгение, от Бога Истиннаго и в зловерие агарянское тя соблазнити, мужественне противостоял еси, глаголя: «не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога Моего, Ему же со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки пети буду: «Аллилуйя!»

Икос 7

Новою показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, всеславный страстотерпче Евгение, повеле мукам многоскорбным предати. Ты же гнева агарян и страданий прескорбных не устрашився, паки исповеда себе христианина быти и радостоно восприял еси биения, узы железныя, и иныя муки нестерпимыя. Тем же вси, таковому твоему дерзновению дивящееся, глаголем:
Радуйся, злобы мучителей твоих не устрашивыйся!
Радуйся, муки нестерпимыя победно претерпевый!
Радуйся, язвы Господа на теле твоем носивый!
Радуйся, терпение крепкое во страданиях явивый!
Радуйся, от веры Православныя не отступивый!
Радуйся, страстем Христовым мужественно подражавый!
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый!
Радуйся, подвигами твоими верных христиан возвеселивый!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 8

Странно бе видити зловерным и бесоподобным агарянам, Силы Божьей неведущем, како в возрасте юношестем и телеси ослабленном возмогл еси, мучениче Евгение, лютейшие муки за Христа притепети. Мы же, благодаре о сем Бога, крепость таковую тебе даровавшего, с любовию ему вопием: «Аллилуйя!»

Икос 8

Яко новое светило на тверди небесней, воссиял еси всему христианскому роду, всехвальный мучениче Евгение, егда во главу усеченный, душу твою Господу предал еси. Тем же мы, благоговейно поминающе страдания и подвиги твоя, с любовию зовем ти:
Радуйся, смерти телесныя не устрашивыйся!
Радуйся, до смерти верен Господу пребывый!
Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый!
Радуйся, ум и сердце посреди мучения ко Господу устремивый!
Радуйся, радостно за главу Церкви Христа главу свою под меч приклонивый!
Радуйся, венец славы из рук Господа приявший!
Радуйся, бды и печали от любящих тя отгоняющий!
Радуйся, всем призывающим тя, скорую помощь подавающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 9

Вси чини Ангельстии и праведных лики возрадовашася, зряще тя, святый Евгение, новаго мученика в пострадавшей и поруганней земле Российстей возсиявшаго. Мы, ныне прославляющее подвиг твой, ко Господу и Спасу нашему взываем: «Аллилуйя!»

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпца святаго Евгения, яко же и премудрость века сего слова крестного вместити никако же может; мы же, смирении, буйством прповеди о Распятом спасаемы, всеславного Евгения, яко же самого себе отвергшегося и душу свою Христа ради отщепившего, несумненно прославляем, зовущее к нему тако:
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши!
Радуйся, яко в селениях небесных почивая, нас не оставляеши!
Радуйся, венцем нетленным украшенный на небеси!
Радуйся, всечестно почитаемый на земли!
Радуйся, неверных светом веры просвещаяй!
Радуйся, чад Церкви Христовой в вере утверждаяй!
Радуйся, о спасении нашем Спасителя умоляяй!
Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняяй!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 10

Спасения нашего ходатай буди и ныне, святый новомучениче Евгение, зане многия растленныя обычаи нечестивые людие введоша в страну нашу и теми крепость наша оскуде, но в сокрушении сердец наших к твоему предстательству припадаем и на твое заступление уповающе, вопием Богу: «Аллилуйя!»

Икос 10

Стена крепкая и твердая ограда буди нам, страстотерпче святый Евгение, с теплой верою и любовию к тебе ныне прибегающим; ограждаемы бо от враг видимых и невидимых и избавлены тобою, прославим тя тако:
Радуйся, Святыя Православныя Церкви украшения!
Радуйся, о чадах ея теплое моление!
Радуйся, чаше, елей милости Божия к нам содержащая!
Радуйся, горо, тучи гнева Господня от нас отводящая!
Радуйся, печальниче болящим и безпомощным!
Радуйся, заступниче убогим и обидимым!
Радуйся, яко помраченных просвещаеши!
Радуйся, яко просвещенных утверждаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 11

Пение наша всякое побеждается, и многое множество хвалебных песен, воспеваемых ти, несть довольно, дабы по достоянию восхвалити тя, всеславный мучениче и чудотворче Евгение, обаче молитвами твоими получающее от Христа Бога благодеяния многообразныя, благодарни сущи, поем о тебе Богу: «Аллилуйя!»

Икос 11

Света нетварного зритель и радости Божественныя причастник явился еси, страстотерпче святый Евгение. Тем же молим тя: не престани молитися о всех нас купно с пострадавшими с тобою блаженными мученики Александром, Игорем и Андреем, да помилует нас Господь вашего предстательства ради, и сподобит нас, немощных, новую силу нечестия посрамити и победители злонравия явистися, да ублажаем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, яко орли, к Солнцу Правды воспаривши!
Радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача востекшии!
Радуйтеся, Царствия небесного наследници!
Радуйтеся, вечныя славы сопричасници!
Радуйтеся, теплотою Божественныя любве души наша согревающии!
Радуйтеся, в скорбях и болезнех терпению Христову нас научающии!
Радуйтеся, от сетей вражиих верныя избавляющии!
Радуйтеся, ходити в заповедях Божиих на наставляющии!
Радуйтеся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 12

Благодать великая дана есть ти от Бога Вышняго, пречудный страстотерпче, яко прешедше от скорби велие и убелившему в крови Агнчей ризы своя; сего ради со святыми Престолу Божию предстоиши, зовуще: «Аллилуйя!»

Икос 12

Поющее Бога, Дивного во святых Своих, ублажаем тя, преславный страстотерпче Евгение, почитаем страдания твоя, славим долготерпение и мужество твое непоколебимое, хвалим мученическую кончину твою, торжествуем небесную твою славу и таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, выну уповати на Творца нас наставляющий!
Радуйся, к покаянию всех нас призывающий!
Радуйся, омраченныя умы наша просветляющий!
Радуйся, окаменелые сердца наша оживляющий!
Радуйся, скорби наша в радость претворяющий!
Радуйся, светом надежды нас озаряющий!
Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий!
Радуйся, о праславляющих тя, Господа умоляющий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 13

О святый и преславный страстотерпче, воине-мучениче Евгение, земли Российстей и всего мира христианского похвало и украшение, приими сие малое моление от нас, грешных, любящих тя и благоприятными твоими к Богу молитвами от враг видимых и невидимых нас защити и огради, от всяких болезней душевных и телесных свободи, и от вечнаго мучения твоим ходатайством нас избави, да сподобимся с тобою в селениях райских воспевати Богу победную песнь: «Аллилуйя!»

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак).

Молитва ко святому мученику воину Евгению Новому

О всеславный достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, воинства Русского похвало и утверждение, мучениче святый Евгение Новый! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши с Царем-искупителем Николаем, ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух Правыя Веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, ею же ближняя твоя возлюбил еси, испроси у Всещедрого Бога Отечеству твоему и нашему купно, мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, таин Божиих причастную. О святый заступниче наш, не отсави нас, слабых и безпомощных, молися за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу и Пречистой Владычице Богородице, и подвигни на молитву за нас богопрославленные соузники твоя, блаженные мученики Игоря, Андрея и Александра, с ними же вкупе на Небеси предстоиши Престолу Царя Небесного, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делам нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам беззакония и согрешения наша, да избавит ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх