Философия в таблицах и схемах рудченко читать. Философия

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

Повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

Является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Учебное пособие

По дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Курс: I, II

Братск 2015 г.

Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____ Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № _______

Председатель _______________ от «___»______________20_____г.

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

  • повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
  • является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Учебное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

  • представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Эпоха

Предмет изучения

Основная идея

1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Микро-макро-космос

Гармония между человеком и космосом

Космоцентризм

2. Средневековье

(Ф. Аквинский и др.)

Человек - бог

Теологическая идея. Мир человека через бога

Теоцентризм

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

Антропоцентризм

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Человек и природа

Естественнонаучное освоение мира

Наукоцентризм

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

Творческая субъективность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

Идея свободы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Нового времени»

Основные направления и характерные черты философии

эпохи Возрождения

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

Нового времени»

Основные философские направления

Нового времени и Просвещения

Идолы Френсиса Бэкона

Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов.

Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»

Философия марксизма

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. 5: «Русская философия»

Общее понятие и характерные черты русской философии

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Из книги Логика автора Шадрин Д А

Из книги Философия автора Канке Виктор Андреевич

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

Из книги Размышляя о политике автора Пятигорский Александр Моисеевич

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

Из книги Око духа [Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира] автора Уилбер Кен

Из книги Петрици автора Панцхава Илья Диомидович

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Из книги Том 25, ч.2 автора Энгельс Фридрих

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала - о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

Из книги Философские идеи Людвига Витгенштейна автора Грязнов Александр Феодосиевич

Из книги автора

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕНам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Из книги автора

II. Вексельный курс {Барометром движения денежного металла в международном масштабе является, как известно, вексельный курс. Если Англия должна уплатить Германии больше, чем Германия Англии, то в Лондоне повышается цена марки, выраженная в стерлингах, а в Гамбурге и

Из книги автора

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Из книги автора

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

Таблица 1

ГРАДАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ФИЛОСОФИИ

Направления и школы западной и русской философии

Примерная хронология

Представители

ДОФИЛОСОФСКАЯ СТАДИЯ

(до VII-VI вв. до н.э., Гомер, Гесиод и др.)

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (VII вв.до н.э.- V в.н.э.)

ДОСОКРАТИКИ

(натурфилософия)

До IV в. до н.э.

Фалес, Гераклит, Парменид, софисты, Эмпедокл, Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Пифагор и пифагорейцы и др.

АФИНСКАЯ ШКОЛА

V - IV вв.до н.э.

Сократ, Платон, Аристотель

ЭЛЛИНИЗМ (IV в. до н.э.- II в. н.э.):

IV - III в. до н.э.

Антисфен, Диоген Синопский и др.

эпикуреизм

IV – I в.до н.э.

Демокрит, Эпикур и др.

скептицизм

IV – I вв.дон.э.

Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик, Агриппа

стоицизм

III до н.э. - II в. н. э.

Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп, Панеций, Посидоний, Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий

АТОМИЗМ

V в. до н.э - I в. н.э.

Левкипп, Демокрит, Эпикур, Тит Лукреций Кар

НЕОПЛАТОНИЗМ

III – V вв.н.э.

Аммоний Саккас, Плотин, Порфирий, Прокл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (IV-XIV вв.)

АПОЛОГЕТИКА иПАТРИСТИКА

I-VIIIвв.н.э.

Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Василий Великий, Августин Блаженный, Максим Исповедник, Петр Ивер, Иоанн Дамаскин и др.

СХОЛАСТИКА (IX – XIV вв. н.э.):

Эриугена, Альберт Великий, Ансельм Кентерберийский, И. Росцеллин, Пьер Абеляр, Бонавентура, У.Оккам, Р.Бэкон, Иоанн Дунс Скотт, Фома Аквинский

Фома Аквинский (Аквинат)

Эриугена, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский

номинализм

И.Росцеллин, Пьер Абеляр.

оккамизм

Уильям Оккам

МИСТИЦИЗМ

Мейстер Экхарт

БЛИЖНЕВОСТОЧНАЯ (арабская) Ф-Я

Ибн Сина (Авиценна), Ибн

Рушд (Аверроэс), Маймонид, Газали, Фараби, О.Хайям и др.

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ (РЕНЕССАНС) (XIV-XVI вв.)

ГУМАНИЗМ И НАТУРФИЛОСОФИЯ

Данте, Петрарка, Савонарола, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Н. Макиавелли, Т.Мор, Т.Кампанелла, М.Монтень, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Н.Коперник, И.Ньютон, Г.Галилей, Кеплер и др.

НОВОЕ ВРЕМЯ И ПРОСВЕЩЕНИЕ (XVII-XVIII вв.)

СЕНСУАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

XVII – XVIII вв.

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Блез Паскаль, Ж. Ламетри, Э. Кондильяк и др.

РАЦИОНАЛИЗМ

XVII – XVIII вв.

Р.Декарт,Б.Спиноза,Г.Лейбниц,И.Кант

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

Дж. Беркли, Д. Юм

СКЕПТИЦИЗМ И АГНОСТИЦИЗМ

Д.Юм, И.Кант

КУЛЬТ РАЗУМА

(Просвещение)

Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П.Гольбах, Ш. Монтескье, И.-В. Гёте, Гердер, Даламбер и др.

КУЛЬТ ЧУВСТВА

(Романтизм)

XVII – нач. XIX вв.

В. Шекспир, Ф. Шлегель, Ф. Шиллер, Байрон, Ф. Шлейермахер и др.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (XVIII-XIX вв.)

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф. Гегель, Ф.В.Й.Шеллинг

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

Л.Фейербах

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

МАТЕРИАЛИЗМ

К.Маркс, Ф.Энгельс

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ (ХIХ – ХХ в.в.)

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ XIX в. – нач. XX в.

А.Шопенгауэр, О.Конт, Г.Спенсер, В.Дильтей, С.Кьеркегор, Ч.Пирс, Ф.Ницше, У.Джемс, Г.Коген, Э.Кассирер и др.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (волюнтаризм и философия жизни)

А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор

ПОЗИТИВИЗМ

О.Конт, Г.Спенсер, эмпириомонизм и др.

ПРАГМАТИЗМ

XIX в. – нач. XX в.

Ч.Пирс, У.Джемс, Дж.Дьюи

НЕОКАНТИАНСТВО

(Марбургская и Баденская шк.)

XIX в. – нач. XX в.

Г.Коген, П.Наторп, Э.Кассирер, Г.Риккерт В.Виндельбанд

ГЕРМЕНЕВТИКА

XIX в. – нач. XX в.

Ф.Шлейермахер, В.Дильтей

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ ХХ в.

Б.Рассел, Л.Витгенштейн З.Фрейд, К.Юнг, Э. Фромм, П. Рикёр, Ж.-П. Сартр, И.Лакатос, П.Фейерабенд,М.Фуко, Ж.Деррида, Ж.Делёз, Р.Рорти и др.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

М.Шелер, П.Тейяр де Шарден, Плеснер, Гелен и др.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Ф.Ницше,А.Бергсон, О.Шпенглер, Х.Ортега-и-Гассет

АНАЛИТИЧЕСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ

(неопозитивизм)

Л.Витгенштейн, О.Нейрат, Р.Карнап, Дж.Мур, Б.Рассел

ПСИХОАНАЛИЗ

(фрейдизм и неофрейдизм)

З.Фрейд, К.Юнг, А.Адлер, Э. Фромм, В.Франкл, Карен Хорни и др.

ГЕРМЕНЕВТИКА

Г.Х.Гадамер

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПЕРСОНАЛИЗМ

К.Ясперс, М.Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, С.де Бовуар, Г.Марсель, М.Бубер, Л. Шестов, Н.Бердяев, П. Рикёр, Ю.Хабермас, Э.Мунье и др.

ИНТУИТИВИЗМ

А.Бергсон, Н.Лосский

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, А.Шюц

КРИТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ

К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд и др.

СТРУКТУРАЛИЗМ

К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, Р.Барт, М.Фуко

ХРИСТИАНСКАЯ

ФИЛОСОФИЯ : XX в.

Неотомизм

Тейяр де Шарден, А.Швейцер, Э.А.Жильсон, П.Маритен и др.

Протестантизм

К.Барт, Р.Нибур, Р.Шолль, Д.Бонхёффер, Р.Бультман, П.Тиллих, Ю.Мольтман и др.

Религиозный персонализм

Н.Бердяев, Ж.Лакруа, Э.Мунье, Дж.Ройс и др.

Религиозный экзистенциализм

К.Ясперс, Г.Марсель, Н.Бердяев, Л.Шестов, М.Бубер

ПОСТМОДЕРНИЗМ

II-ая пол.ХХв. – н.в.

Ж.Деррида, Ж.Делёз, Ж.Батай, Р.Рорти,

Ж.-Ф.Лиотар, Ф.Гваттари, Э.Агацци, Ф.Фукуяма и др.

Безусловно, градацию огромного исторического наследия философии трудно осуществить точно (насколько возможна точность в философии), в ряде моментов она относительна и условна. Многие мыслители одновременно принадлежат к разным направлениям, их философия многопланова и структурно сложна. Тем не менее, такое распределение поможет лучше сориентироваться в истории философии и получить представление о её многообразии.

Таблица 2

АНТИЧНОСТЬ (7-6 вв. до н. э. – 5 в. н.э.)

и концепций

БОГ (теология)

Переход от мифологии к философии. Религиозная основа - политеизм . Монотеизм в зародыше, в философской форме как божественное «благо» (у Сократа, Платона, Аристотеля); «огнелогос» (у Гераклита, стоиков); «единое» (у неоплатоников).

ОНТОЛОГИЯ

(учение о бытии)

Основа мировоззрения – космоцентризм . Космос – главное понятие. Он система, порядок из хаоса, универсум. Управляется Логосом (космический закон, космический разум). Господствует целесообразность. Наивный, стихийный материализм в форме натурфилософии. Философский дуализм бытия (Аристотель, стоики). Идеализм (Сократ, Платон, неоплатоники).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – это микрокосм в общей системе бытия-космоса (макрокосма ). Распространен фатализм: («Живи согласно природе», «Согласного судьба ведет, несогласного – тащит»). Человек есть единство тела, души, воли. Он существо не просто природное, но и социальное («животное политическое» - Аристотель).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Высшее достижение человека – калокагатия как гармоническое единство внутреннего и внешнего, красоты и блага. Главная цель и образ жизни соответственно установке: а) стремление к счастью (эпикуреизм); б) мудрое достоинство и молчание, атараксия (стоики и скептики); в) свободная самодостаточность, анархизм (киники). Главные добродетели: мужество, справедливость, умеренность, любомудрие, невозмутимость. Создание этики как теории морали (Аристотель).

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Цель знания – формирование общих понятий. Деление знания на «знания-мнения», их относительность; и «знания-истины», они вне чувственного мира. Большинставо знаний – относительны (скептицизм). Основные гносеологические направления – сенсуализм (теория истечения чувственных образов Демокрита) и рационализм (интеллектуализм Платона – его теория «припоминания», Аристотель – создатель логики понятий, суждений, умозаключений).

СОЦИАЛЬНАЯ

ФИЛОСОФИЯ

Высшая форма бытия – государство. Соблюдение социальной иерархии: ремесленники, воины, мудрецы-правители – как образ идеального государства.

Разработка форм правления: тирания, олигархия, демократия – основные формы власти. История – циклически повторяемые стадии упадка и расцвета. Общая установка –телеология : движение к высшему благу.

Таблица 3.

Таблица 3.ЗАПАДНАЯ СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ (2–14 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Монотеизм. Философствование в вере: апологетика, патристика, схоластика. Философия – служанка богословия. Утверждение христианской догматики: Тертуллиан: «верую, даже если это абсурдно»; Августин Аврелий – «молот еретиков». Главная проблема – соотношение веры и разума , теологии и философии. Апологетика и патристика – приоритет веры над разумом, схоластика – гармонизация веры и разума (Фома Аквинский, теория двойственной истины).

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Основа мировоззрения – теоцентризм ,

креационизм и провиденциализм. Дуализм бытия: мир божий (небесный) – подлинное бытие и мир земной (сотворенный) – неподлинное.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Тварность (вторичность по отношению к Творцу) человека «по образу и подобию» Бога. Наделение его разумом и свободой воли. Постулирование идеи грехопадения и земной греховности человека, но, одновременно, и бессмертия души . Проповедь аскетизма и смирения.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Абсолютность божественных нравственных заповедей («Десять заповедей» в Ветхом Завете; «Нагорная проповедь» в Новом Завете). Вера, любовь к богу, надежда на спасение, смирение – высшие ценности. Также декларируются добрая воля и свобода совести, вера в духовное становление человека при приобщении его к божественной благодати (крещение, причастие, исповедь – основные нравственные ритуалы). Спор о природе и наличии добра и зла в мире – теория теодицеи .

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Бог – абсолютная, высшая истина: «Я есмь сущее» (Библия). Человеческие знания – лишь бесконечный путь к истине. Попытка получить абсолютное знание – гордыня, смертный грех, за который человечество уже несет наказание. Путь познания: на этапе апологетики и патристики – преимущественно, мистическое откровение, этап схоластики дополняется рационализмом (доказательства бытия Бога, спор об универсалиях, рассуждения о сущностях).

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Государство – воля Божия. Монарх – помазанник Божий (большое влияние власти церкви, папства, кардиналов). Общество стагнировано и традиционно. Законы монархичны и «неписаны». Понятия «исторического времени» еще нет. Господствует идея Апокалипсиса («второго пришествия Христа и конца света»).

Таблица 4

ВОЗРОЖДЕНИЕ И НОВОЕ ВРЕМЯ (15–18 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

БОГ (теология)

Изменение идеи бога, отход от догматитическо- христианского вероучения. Переориентация с теологического (патристика и схоластика) постулирования бога на философское понимание: деизм и пантеизм. Секуляризация схоластической философии.

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Переход от геоцентрической парадигмы мироздания на гелиоцентрическую . Полицентризм: идея бесконечности Вселенной и множественности миров. Возрождение натурфилософии и натуроцентризма : множество учений о субстанции , её атрибутах и модусах. Деизм, пантеизм, материализм, идеализм как онтологические позиции.

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Становление мировоззренческого антро-поцентризма и гуманизма. Реабилитация телесного начала и ограничение аскетизма. Возрождение идеи ценности земной жизни и жизненного опыта, свободы человека в его устремлениях. Культчеловека-творца. Развитие веры в духовное преображение человека, в его творческие способности, в возможности морально-духовного совершенствования.

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Моральный и нравственный дуализм : одновременно требование заповедей Священного Писания и пропагандирование эпикурейского отношения к жизни. Развитие теорий гедонизма, эвдемонизма, «разумного эгоизма». Главный акцент делается на искусство и эстетические начала бытия: новый толчок получают живопись, архитектура, театр, музыка, поэзия, технические идеи.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

Укрепление позиций разума. В центре внимания – познающий субъект: «Я мыслю – следовательно, существую» (Декарт). Становление наук (естествознание) и разработка методов познания как эмпиричеческого (индуктивные методы), так и теоретического (дедуктивные методы). Складываются основные гносеологические направления: сенсуализм, эмпиризм, рационализм. Зарождение и становление классической науки.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Создаются модели совершенного, справедливого общества (социальные утопии: Т.Мор, Т.Кампанелла и др.); теории государства как реализация идеи «общественного договора» (Гоббс, Руссо, Локк и др.). В поле внимания власть, мораль и политика, теория права (Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье и др.). Возникновение теорий исторического времени и общественного прогресса (Гердер, Тюрго, Вико). Реформация в Зап.Европе (16-17вв.) – переосмысление не только роли церкви, но и создание новых социальных и этических теорий.

Таблица 5

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МАРКСИЗМ

(18 – 19 вв.)

Главные составляющие (части) философии

и концепций

Философское постулирование бога как высших морали, цели, разума (Кант, Фихте, Гегель) неявно присутствует; а также радикальный (Фейербах, Маркс, Энгельс) и воинствующий (Ленин, большевизм в целом) атеизм .

ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии)

Мировоззренческие основания: объективный идеализм (Гегель), субъективный идеализм (Фихте); материализм + субъективный идеализм (Кант); антропологический материализм (Фейербах); диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин).

АНТРОПОЛОГИЯ

(учение о человеке)

Человек – единство мира природы и мира свободы; единство тела, души и духа. Сущность человека – его познающий разум и добрая воля, свобода, творчество и нравственность, т.е. духовность. Марксизм делает акцент на социальной природе и сущности человека, практическом характере его бытия: «Человек есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс).

АКСИОЛОГИЯ

(учение о ценностях)

Учение о «категорическом императиве» - нравственном законе. Постулирование автономии морали как результата свободы воли. Долг, совесть, ответственность – основные нравственные понятия «практического разума». Человек как высшая ценность: он – цель, а не средство (Кант). Право, мораль, нравственность как исторические явления. Свобода – показатель общественного развития, реализация Духа во времени (Гегель, марксизм). Нравственные чувства (любовь), стремление человека к счастью – основа бытия, даны человеку от природы, они его сущность (Фейербах). Своеобразная философия искусства Шеллинга, которая вытекает из его философии природы. Именно в искусстве, считает он, преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического освоения мира, наступает гармония сознательной (человека) и бессознательной (природы) деятельности, устанавливаемая Абсолютом.

ГНОСЕОЛОГИЯ

(учение о познании)

1.Познание – процесс субъектной активности, априорной заданности субъекта на познание (Кант, Фихте), где снимается классическая противопоставленность субъекта и объекта. 2. Познание как отражение самоосуществления Абсолютного Духа, как логическое развертывание его содержания через систему понятий и законов: от простого к сложному, от «ничто» к высшим формам – искусству, религии, философии (Гегель). 3. Познание как адекватное отражение объектов реального мира: «субъективный образ объективного мира», цель- получение объективной истины ; как постоянное приближение к абсолютному знанию: «от сущности 1-го к сущности n-го и далее порядка». Знание как единство относительных и абсолютных истин. Практика – критерий истины, основа и цель познания (марксизм). Общая методология – диалектика.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

История, по Гегелю – прогресс духа во времени, в осознании и обретении свободы и реализации нравственного закона. Общество в истории проходит ряд ступеней – семья, гражданское общество, государство. История как совокупность и смена разных культур: вавилонской, египетской, восточно-азиатской, германо-европейской. Последняя является высшей. Марксизм: теория исторического материализма – учение о смене общественно-экономических формаций (ОЭФ). Их пять, каждая ОЭФ совершеннее предыдущей по ряду параметров. Движение от низшей к высшей – цель и назначение истории. В целом характерен прогрессистско-формационный подход.

Следует обратить внимание, что схематизация философии – процесс очень сложный, здесь невозможно обойтись без значительного упрощения и потерь тех или иных положений и взглядов. Так как философия 19 – 20 вв. еще более сложная, разноплановая и неоднозначная в своих направлениях и позициях, автор не рискует продолжить далее, чтобы вместо истины не получить искажение, и тем не менее, считает, что такая трудоемкая работа была не напрасной. Компактное изложение основных позиций по отдельным предметным аспектам философии поможет лучше и быстрее сориентироваться в многообразном материале. Схемы можно использовать и как методологический материал для самостоятельной работы, например, можно дать такие задания: а) развернуть отдельные части; б) дополнить и уточнить позицию; в) подобрать соответствующую литературу, первоисточники и т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ

    Возникновение философии, её предмет и основные проблемы.

    Мировоззрение и философия. Сущность, структура и типы мировоззрения.

    Философское мировоззрение и житейское миропонимание.

    Специфика философии по отношению к мифологии и религии.

    Философия и наука. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм в вопросе их взаимодействия. Философия науки.

    Философия и другие формы интеллектуально-духовной деятельности (идеология, искусство, мораль).

    Структура и части современного философского знания.

    Социальная роль и функции философии.

    Исторические типы философствования, этапы становления и развития философии.

    Философия Древнего Востока: направления, особенности.

    Античная философия, её основные направления и идеи.

    Специфика, разновидности и основные представители средневековой философии: апологетика, патристика, схоластика.

    Философия эпохи Возрождения: пантеизм, антропоцентризм и гуманизм.

    Философия Нового времени и эпохи Просвещения: основная направленность, идеи и представители.

    Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах – их основные идеи.

    Философия марксизма: диалектический и исторический материализм.

    Западная философия 19 – 20 вв.: направления, представители, идеи (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ).

    Русская философия 19 – 20 вв.: крупнейшие мыслители, направления и идеи.

    Учение о бытии: понятие, структура, сферы бытия.

    Поиски оснований бытия, их многообразие. Характеристика онтологических оснований и понятие субстанции. Философский монизм, дуализм и плюрализм.

    Философский материализм и идеализм, их сущность и формы. Материя и Дух. Философские представления о материи: история и современность.

    Методологическая функция философии. Градация методов и их характеристика.

    Становление диалектики (Сократ, Гераклит, Гегель, марксизм)

    Диалектика как система: принципы, законы, категории.

    Проблема развития. Две концепции развития. Диалектика и метафизика как противоположные подходы к развитию.

    Современные методологии: представления о детерминизме. Синергетика. Концепция глобального эволюционизма.

    Гносеология, её предмет. Гносеологический оптимизм и гносеологический пессимизм: история и современность.

    Познание как процесс субъект-объектных отношений, их изменение в истории познания. Исторические типы рациональности.

    Пути, уровни, виды и формы познавательной деятельности, их характеристика.

    Возможности и границы познания: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм, их позиции и аргументы.

    Сенсуализм, эмпиризм, рационализм и иррационализм в познании: сила и слабость их аргументов.

    Проблема истины. Истина как процесс. Истина и заблуждение: верификация, фальсификация, пролиферация как методы научного познания. Объективность, абсолютность и относительность в процессе познания.

    Понятие критерия истинности знания. Различные концепции истинности знания в философии и науке, их характеристика.

    Внерациональные формы познания: Истина и вера. Истина и интуиция. Истина и ценность. Истина и правда.

    Виды знания. Научное знание, его отличительные характеристики. Исторические этапы естественнонаучного знания. Современные проблемы познания и требования к знанию.

    Наука и техника. Понятие НТП и НТР. Философия и технические науки. Сциентизм и антисциентизм.

    Философская антропология: предмет, формирование. Природа и сущность человека: биосоциальное единство и духовно-нравственная сущность.

    Проблема сознания. Социальная сущность сознания. Сознание и язык.

    Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание. Сознание и культура.

    Человек как индивид, индивидуальность и как личность: сравнительная характеристика. Философская позиция в их соотношении.

    Наиболее характерные концепции личности в философии 19 – 20 вв.: ницшеанство, психоанализ, марксизм, персонализм и экзистенциализм.

    Аксиология. Понятие ценности. Структура и иерархия ценностей. Высшие ценности.

    Личность и ценностные ориентации. Мораль и нравственность в системе ценностей, их основные категории.

    Свобода как реальная ценность и как понятие. Концепции свободы. Свобода, волюнтаризм, фатализм, конформизм.

    Внешняя и внутренняя свобода. Нравственная свобода, моральный выбор и ответственность.

    Философия о жизни, её смысле, смерти и бессмертии. Любовь как высшая гуманистическая ценность.

    Философия общества и исторического процесса, её проблематика. Философия и социология.

    Философия о единстве и многообразии исторического процесса: подходы и теории.

    Понятие цивилизации и культуры, их различие и взаимодействие.

    Глобальные проблемы современности, их оценка и возможности разрешения. Будущее человечества.

    Понятие гражданского общества и правового государства, их состояние и перспективы в России.

Приложение 1. Курс Философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Примечание. В таблице в соответствии с избранной круп­номасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безуслов­но, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают са­мых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 4. Философия Нового времени

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремя­щееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Ос­тин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от приня­тых в обществе норм, бунтующее против од­нообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и дру­гие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господ­ствует над сознательным (Фрейд и его после­дователи).

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего харак­теризуется в соответствии с избранными им ценностными ори­ентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, гер­меневтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использова­ния определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимает­ся главная ценность чувственно-эстетической жизни челове­ка. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрас­ному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода


Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира че­ловека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не проду­мав ее содержание и самое главное то, в ка­кой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герме­невтики). Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника - это проявление наиболее подхо­дящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий).

Таблица 19. Философия природы

Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека долж­на стать царством господства разума, ноо­сферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональ­ности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа - это сложная система, для кото­рой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обес­печить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание).

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх