Cообщение как надо беречь зрение. Береги зрение смолоду

Глаза - это тот инструмент, с помощью которого мы видим наш мир, накапливаем информацию, осмысляем и осознаем окружающую обстановку. Зрение - это подарок природы, который надо беречь. Однако в век компьютеров, человек стал все больше и больше времени проводить перед экраном. От напряжения и усталости глаз у людей начали слезиться глаза, а в отдельных случаях некоторые стали обращать внимание на то, что их зрение стало хуже. Так что же делать в такой ситуации? Как сохранить свое зрение и не допустить появления серьезных заболеваний глаз. Вот Вам несколько простых советов о том, как сохранить свое зрение.

Бросайте курить

Если у вас есть эта плохая привычка, то она поражает не только легкие, но и влияет на качество вашего зрения. От курения повышается внутриглазное давление, что вызывает различные заболевания.

Кушайте чернику

Черника увеличивают остроту зрения, снижает усталость глаз и помогает предотвратить некоторые глазные заболевания. Чернику можно заморозить и кушать круглый год. Это намного лучше, чем черника в таблетках.

Принимайте мультивитамины

Статистика показывает, что люди, употребляющие витамины, менее подвержены заболеваниям глаз.

Правильное положение монитора

При работе с компьютером, монитор следует поместить немного ниже уровня глаз. Таким образом, ваше верхнее веко будет опущено, что снизит испарение жидкости в глазу и уменьшит вероятность развития синдрома сухого глаза.

Почаще гуляйте

Прогулки на свежем воздухе благотворно влияют на весь организм, в том числе и на зрение. Ведь на природе мы расслабляемся и расслабляем свои глаза.

Защищайте свои глаза от яркого солнечного света

В солнечную погоду всегда надевайте качественные солнцезащитные очки. Не экономьте на своем зрении, покупая дешевые очки, которые не только не защищают глаза от солнечного излучения, а еще и вредят.

Побольше ешьте зелени

Зеленого лука, петрушки, укропа, салата, сельдерея и т.д. Зелень очень полезна для зрения. Также включайте в ваш рацион свеклу и блюда из нее - она содержит цинк, необходимый для поддержания остроты зрения, и, железо, которое способствует образованию красных кровяных телец, что нужно для зрения и организма в целом.

Давайте отдых глазам

Если ваша работа связана с компьютером или чтением книг, хотя бы раз в час давайте глазам отдохнуть. Сфокусируйте свой взгляд на какой-нибудь одной точке в течение 30 секунд.

Контролируйте уровень вашего кровяного давления

Многие болезни глаз напрямую связаны с повышением артериального давления.

Защитные очки при работе

Если вы плаваете в хлорированном бассейне, работаете со сваркой или просто убираете территорию на улице - обязательно одевайте специальные защитные очки, чтобы не повредить роговицу глаза.

Следуйте этим простым советам и Вы сохраните свое зрение на долгие годы. Ведь наше зрение, как и здоровье в целом - это самая важная драгоценность в мире, которая зависит, прежде всего от того, как мы ее будем беречь.

Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс

Цель:

Познакомить с элементарным строением глаза;

Объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь;

Научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.

Оборудование: макет глаза; карточки для самостоятельной работы; памятка с упражнениями для снятия усталости; памятки для охраны зрения.

Ход занятия.

Актуализация знаний.

Тему классного часа вы узнаете, разгадав загадку.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Знакомство со строением глаза.

Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. (Рассказ учитель сопровождает показом на макете всех частей глаза.)

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён –

Стенкой гладкой, белой,

Назвали еёсклерой .

Где находится склера? Зачем она нужна? (Это оболочка глаза.)

Впереди кружочек тонкий –

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

По очереди закройте глаз ладонью. Затем уберите руку и понаблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

В центре радужки – зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

оболочкой гладкой-

тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое

Тело стекловидное

Всё прозрачное такое

И почти невидное.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы.)

Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слёзы защищают глаза от пыли.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1. (сидя)

1.Кркпко закрыть глаза на 3-5 сек.

2.Открыть глаза на 3-5 сек. (Делать 6-8 раз.)

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3. (стоя)

1.Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2.Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек. (действие лечебное)

Упражнение 4. (стоя)

1.Закрыть веки.

2.Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5. (стоя)

1.Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от лица.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3.Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4.Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5.Палец левой руки на средней линии лица.

6.Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 сек.

7.Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой – укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6. (стоя)

1.Отвести руку вправо.

2.Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3.Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз – укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7. (сидя)

1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.

2. Спустя 2-3 сек снять пальцы с века.

Упражнение 8.(стоя)

1.Поднять правую полусогнутую руку вверх и медленно передвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.

2.Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.

Упражнение 9. (сидя)

1.Вытянуть полусогнутую руку вперёд и вправо.

2.На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные круговые движения рукой по часовой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.

3.Сменить руку. Те же движения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию сложных движений).

Упражнение 10.

1.Поднять взгляд кверху.

2.Опустить взгляд вниз.

3.Отвести взгляд в правую сторону.

4.Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).

Выведение правил охраны зрения.

А сейчас ведём мы речь, как глаза свои сберечь.

На доске записана частица НЕ. Рядом с ней нужно записать то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем к частице НЕ.

Хоть мальчуган был очень мал, он видел далеко.

Алёша вывески читал свободно и легко.

На задней сидя парте, всё разбирал на карте.

Он много книжек прочитал про войны, приключенья,

При этом, видимо, не знал, что лёжа вредно чтенье.

А если в лес идёт в поход, с собою книжку он берёт:

Лежит в траве мальчишка, читает лёжа книжку.

Алёша как – то раз идёт. Плывёт к причалу пароход –

Осталось метров триста. Вот пароход всё ближе…

«Седов», - кричат вокруг. - А я ещё не вижу, -

Сказал Алёша вдруг. Все буквы у названия

Слились на расстоянии…

Жаль Алёшу, плачь, не плачь, но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алёша, читал так много лёжа.

Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске? (НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА)

Наша Галя подросла, в первый класс она пошла.

Маленькая Галочка начала учиться –

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась,

Над тетрадкой новенькой низко наклонялась.

Выводила палочки маленькая Галочка –

Наклонялася бочком, помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос, словно пишет Галин нос!

Мама Гале говорит: - Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши, носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!

Галя с мамой не согласна: - Я же вижу всё прекрасно!

Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идёт… Пробежал за годом год.

Тут родные увидали: часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять, слов никак не разобрать.

Плохо видит Галя вдаль, и врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна, вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко, ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука – это и другим наука.

Вывод – НЕ НАКЛОНЯЙСЯ НИЗКО ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

НЕ ПИШИ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ.

Получила двойку Алла. Слёзы капали из глаз,

Рукавом их вытирала, помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу – в глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом – только чистеньким платком!

Мне соринка в глаз влетела, заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело, там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили, глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили, чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки, от песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать, можешь сильно пострадать.

Правило - НЕ ТРИ ГЛАЗА РУКАМИ.

Все в газете прочитали: будет солнышка затменье.

На уроке объяснили, как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка, побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто – без очков и без стекла.

Нам стекло, - сказали дружно,- затемнённое не нужно –

Без него на небе ясном видим солнце мы прекрасно.

Два подростка зря хвалились: их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла – то затемнённого глядеть.

Вывод – НЕ СМОТРИ НА СОЛНЦЕ БЕЗ ТЁМНОГО СТЕКЛА.

Какими предметами можно поранить глаз? (игла, ножницы, шило, стекло)

Шилом узел на верёвке развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи –

Ведь поранить очень просто можно глаз предметом острым.

Вывод – НЕ РАЗМАХИВАЙ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ.

Какие игры могут привести к травме глаз? (Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.)

Вот что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.

Как – то летом мальчик Петя воробьёв в саду пугал.

И, забыв про всё на свете, из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз.

Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток!

А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.

Случай был такой когда – то: на снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята, и взорвался гулко он.

По улицам мчится машина с Андреем –

Скорее в больницу! Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина, койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу – осколок медный.

И назавтра утром рано доктор сёстрам так сказал:

Привезите мальчугана в операционный зал.

В зале этом чисто, просто, здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно: лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски, странно всё – как будто в сказке.

Говорит сквозь маску врач: - Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек, но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать. Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты бились ветви тополей…

Очень медленно, ребята, поправлялся наш Андрей.

Правило – НЕ ИГРАЙ С ВЗРЫВООПАСНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Правило – НЕ СМОТРИ ДОЛГО ТЕЛЕВИЗОР,

НЕ ИГРАЙ ДОЛГО В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Теперь давайте прочитаем все правила, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.

Самостоятельная работа.

Кроссворд «Берегите глаза!»

По горизонтали:

2. Тонкий заостренный предмет для шитья.

4. Дугообразные полосы волос над глазами.

7. Отверстие в глазу, через которое свет падает внутрь глаза.

10. Инструмент для черчения окружностей.

11. Носовой…

13. Усталость, ослабление сил.

14. Инструмент для прокалывания отверстий.

15. Приемник, предназначенный для показа телепередач.

16. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.

17. Инструмент для резания, стрижки.

По вертикали:

1. Частичное или полное отсутствие зрения.

3. Металлический заостренный стержень для соединения деталей.

5. Оптический прибор для корректирования зрения.

6. Врач, специалист по глазным болезням.

8. Микроскопический болезнетворный организм.

9. Часть оболочки глаза, от которой зависит его цвет.

12. Воздействие на организм с целью его оздоровления.

Самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Работа в группах.

Сейчас вы в группах должны обсудить, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

Вредно

Полезно

Смотреть близко телевизор

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!

Как беречь зрение: самые важные правила Памятка «Береги зрение» Мнение многих о том, что при хорошем зрении не требуются никакие профилактические меры, ошибочно. Со временем такое отношение приведет к ухудшению состояния. Существуют некоторые способы, благодаря которым вы сможете сохранить хорошую работу своих зрительных органов, но не следует также забывать и о регулярном посещении офтальмолога Существует несколько важных правил, как беречь зрение. Их нужно строго соблюдать: бросайте вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем пагубно влияют на весь организм, и в частности, на глаза; употребляйте больше витаминов. Благотворно влияет на функцию органов зрения черника, она не только снимает усталость, но и способна предотвратить некоторые заболевания. Можно, конечно, принимать витаминные комплексы, но все необходимые вещества лучше искать в продуктах питания. Витамин А содержится в моркови, рыбьем жире, печени и в томатах. Почерпнуть витамин В можно из круп, орехов и почек. А витамин С, Е и калий можно взять из яблок, шпината, смородины, цитрусовых, яиц, растительных масел, бананов, меда, грибов и морепродуктов; чаще гуляйте на улице; защищайте глаза от ультрафиолета; просматривайте телевизор на расстоянии от 2 метров от его экрана; при работе за компьютером делайте регулярные перерывы и защищайте глаза специальными очками, используйте капли для увлажнения роговицы; при любом виде работы позаботьтесь о хорошем освещении. Отзывы о способах, как беречь зрение, указывают на большую эффективность гимнастики для глаз. Она помогла многим людям не только избежать заболеваний, но и избавиться от них. Поэтому чтобы расслабить глаза и укрепить их мышцы, периодически делайте профилактические упражнения для этих органов. Как беречь зрение детям? Потеря зрения в детском возрасте оставляет отпечаток на всю жизнь, поэтому родителям следует заботиться о здоровье своих детей. Сегодня в каждом доме есть телевизор, компьютер и мобильные телефоны, которые так нравятся детям. Но постоянная занятость ребенка просмотром мультфильмов и играми может спровоцировать развитие близорукости, как не потерять зрение в таком возрасте? Приучите своего ребенка к строгому зрительному режиму. Пока зрительная система только формируется, просмотр телевизора в день следует ограничить до 20 минут. Начиная от 2 лет, смотреть мультфильмы можно в течение 30 минут. Ребенку с пяти лет можно разрешить пребывать перед экраном 1 час, а с 7 лет это время можно увеличивать до 2 часов с небольшим перерывом. Что касается компьютера, то детям дошкольного возраста разрешается смотреть на его экран только 20 минут, и не каждый день. Если ребенку больше 7 лет, то можно провести за играми 1 час в день. Очень важно, чтобы это был качественный монитор и ребенок делал маленькие перерывы между играми. Если ваш малыш имеет генетическую предрасположенность к близорукости, то лучше вообще исключить его контакт с монитором компьютера до 12 лет. Важно! Поскольку дети не осознают, какой вред можно нанести зрению, то забота о сохранении этой важной функции - забота родителей! Детям необходимо рассказать о том, что читать нужно только за столом при хорошем освещении, а никак не лежа и не в транспорте. Когда малыш сидит, расстояние между столом и подбородком должно быть не менее 30 см. Не следует наклоняться вперед, нужно держать спину прямо. Родителям следует позаботиться о том, чтобы их дети делали уроки или читали в хорошо освещенных местах. Для этого освещение необходимо именно на рабочем столе. Если стол расположен перед окном, от которого исходит очень яркий свет, то это тоже вредно, следует оградиться легкими шторами. Хорошее освещение необходимо и при просмотре телевизора или компьютера. В темной комнате глаза устанут намного быстрее. Всегда напоминайте детям о том, чтобы они отвлеклись от телевизора, вышли на прогулку или играли в обычные игры. Правила сохранения зрения очень просты. Следует не только соблюдать их, но и следить за тем, чтобы их соблюдали ваши дети с самого раннего возраста, что поможет избежать осложнений в будущем. Наряду со зрительным режимом обеспечьте для своей семьи правильное питание: регулярное употребление фруктов и овощей сохранит не только зрение, но и поддержит хорошее здоровье всего организма. Важно не забывать один раз в год показываться офтальмологу для того, чтобы вовремя обнаружить проблемы и предотвратить ухудшение зрительной функции.

Как развивается зрение у ребенка? Что такое «конституция зрения»? Очки - это вопрос генетики? О том, как наблюдать за зрением у детей от рождения до 7 лет, мы попросили рассказать Марину Голубеву, клинического ординатора по офтальмологии.

Вопросы о зрении младенца начинаются с момента его появления на свет — как он видит, замечает ли родных и есть ли ему разница, какого цвета стены в детской? Есть много разных мнений, например, что дети видят всё перевёрнутым или что им неинтересно сидеть лицом к миру, потому что они не замечают большие незнакомые объекты. На самом деле, большинство таких характеристик восприятия связано не с зрением как таковым, а с дозреванием нервной системы, уровнем социализованности ребёнка, его темпераментом и еще много чем. Поэтому, если ваш младенец оживленно гулит на машинки и обожает розовый, это не совпадение. Это его вкусы. Ведь он хоть и маленький, но очень даже человек.

Эволюция зрения в онтогенезе

А вот зрение у этого человека действительно развивается после рождения и до самой школы. Врач поясняет: «Созревание зрительного аппарата происходит в первые несколько месяцев жизни: это изменения в сетчатке, зрительном нерве, роговице и хрусталике, вследствие чего у детей наблюдаются преходящие нарушения рефракции, и это абсолютная норма». Иными словами, четкость картинки у ребёнка в первые месяцы часто «скачет». Поэтому, кроме освоения моторных функций, младенец постоянно находится в состоянии приспособления к резкости зрительного восприятия.

Здесь важно помнить, что мир человек познаёт комплексно. Если рядом мама, которая расскажет, что происходит, какого оно цвета и формы, что вот это моя ручка, а это ножка, а также успокоит ребенка кормлением и своим присутствием, то познавание окружающей среды будет проходить гармонично и без каких-либо стрессов.

Когда картинка обретает стабильную резкость и цвет, наступает пора активного освоения пространства. В этом возрасте младенец учится переворачиваться. Однако ребёнку по-прежнему сложно оценивать движение в далёкой перспективе, так как «взрослый» вариант зрения вдаль сформируется аж к 5-7 годам. Это явление называется эмметропизация — размер глазного яблока человека при рождении в полтора раза пропорционально меньше взрослого. К 5-7 годам размер выравнивается, и зрение обретает привычный функционал.

В целом, зрение у человека развивается логично с точки зрения необходимости и эволюционной истории вида: в первые месяцы жизни люди являются обладателями гиперметропии слабой степени.

Говоря обычным языком, дети немного дальнозорки с точки зрения ближайшей фокусировки, они так себе видят и близко, и далеко, но этого им вполне достаточно первое время.

«Информация в мозг ребенка поступает не вся, а нужная. В первые дни и недели это образ главного человека — мамы — затем подробности и информация об окружении. Нервная система и мозг ребёнка дозревают только к 2-3 годам. Так, постепенно, расширяется география самостоятельности человека и вместе с ней его зрение», — уточняет Марина.

На счет цветов вопрос спорный. Можно предположить, что цветовосприятие у младенца отличается от нашего, а палитра не такая насыщенная и разнообразная. С рождения происходит миграция колбочек, заведующих цветовым зрением у homo sapiens, с периферии в центр сетчатки — в макулу, а она, в свою очередь, отвечает за хорошее центральное зрение. Возможно, дело в том, что вначале цвета не несут смысловой нагрузки для ребёнка. Если для взрослого на заре цивилизации яркие оттенки были признаком опасности или съедобности плода, маркировкой хищника, то для младенца это не ценная информация. Со временем, узнавая цвета от родителей, ребёнок учится их дифференциации. По сути, зрительный аппарат — это инструмент, а осознание цвета — это процесс работы специального участка головного мозга.

«Конституция зрения»

Зрение — это не так уж и просто: здесь читаю, там расплывается. Это большой комплекс «почему», основанный на наследственности, образе жизни, гигиене труда и многом другом.

Типы «зрительной конституции» полезно знать, особенно родителям, чтобы не изводить свои нервы и корректно вводить правила и ограничения для ребёнка. Есть гиперметропы — это, если кратко, дальнозоркие люди, а если подробно — люди, хорошо видящие и вдаль, и вблизи, но при этом точка ясного зрения у них дальше, чем у миопа. Миопы — это люди близорукие. А средняя норма называется эмметропия. При этом все эти типы не имеют болезненной маркировки — зрение не обязательно будет ухудшаться.

То есть если ребёнок гиперметроп — это не случилось потому, что он много читал. И лечить его не надо. Надо наблюдаться у врача и выбрать комфортный режим коррекции зрения.

Но если же поставлен диагноз «близорукость», следить стоит тщательно. Никаких особых мер, запретов на чтение или игры, просто следить, так как прогрессирующая близорукость может вызвать неприятные последствия, например, отслоение сетчатки. Но без паники — при соблюдении режима обследований все еще поправимо.

Есть еще такая вещь, как аккомодация. В детском возрасте проблем с ней обычно не бывает. Однако с возрастом эта мышца начинает работать не так хорошо, и к 40 годам запас аккомодации иссякает. Спазм аккомодации может произойти от несоблюдения расстояния до монитора и длительной работы за ним вплотную или чтения впритык. Есть ряд физиопроцедур, которые помогают расслабить мышцы — чем старше вы, тем менее они эффективны.

За первую парту

Нормы остроты зрения у всех возрастов свои. Поэтому дозревание зрительного аппарата показанием для ношения очков не является. Кстати, привычка сажать за первую парту тех, кто плохо видит написанное на доске, — это одна из тех правильных мелочей советской системы образования, которая была научно обоснована. Ребёнку вполне возможно не нужны очки, через год он сможет отлично видеть и из «середины зала», ведь в школу идут в 6-7 лет. А учителя, которые сегодня отправляют мам к офтальмологу, просто не в курсе процесса развития ребёнка.

Для поддержания уверенности, что со здоровьем глаз у ребёнка всё хорошо, достаточно регулярного профилактического осмотра врача и консультации педиатра в случае острых заболеваний.

Зрение до года

В первый год жизни достаточно не забывать про календарь осмотров в поликлинике, а также самостоятельно следить маме за зрением малыша дома. Важные моменты — это сосредоточение взгляда, удержание внимания и фокусировки, ясный взгляд, чистые глазки и отсутствие воспаления, нормальное прохождение слёз, одинаковая динамика движения обоих глаз. Здесь всё на стыке работы зрительного аппарата и нервной системы. Поэтому при возникающих вопросах вначале опишите их своему педиатру — он отправит вас к неврологу или офтальмологу, или домой.

Примерный график освоения зрительных навыков у младенца — это устойчивая фиксация в 6 недель, фиксация и слежение за предметом — например, яркой и громкой погремушкой — в 2 месяца, направленный заинтересованный взгляд в 4 месяца и скоординированность движений глаз и рук в год. Однако не стоит забывать, что темп развития у всех детей свой.

К слову, многие бытовые неловкости и анекдоты обретают иное звучание, когда мы касаемся научных фактов. Ребёнок не может быть совсем уж самостоятельным до 7 лет в связи с изменяющей рефракцией (процесс преломления световых лучей в оптической системе органа зрения — Прим. Ред.). Сегодня он хорошо видит другую сторону улицы, а завтра его вниманием завладела яркая витрина, да и резкость изменилась.

Поэтому фраза «как это так — вчера ты видел вазу, а сегодня не видел и разбил», — это опрометчивое замечание. И правда, не разглядел. Даже в 4 года острота зрения всё еще колеблется от 50 до 100% от нормы.

Зачем очки

«Детям в 3-5 лет назначают очки для коррекции косоглазия и амблиопии, миопии и гиперметропии высокой степени. Амблиопия — это когда один глаз видит хуже другого, а миопия и гиперметропия — это близорукость и дальнозоркость соответственно. Если мама подозревает ухудшение зрения у ребёнка, а также при косоглазии, необходимо наблюдение офтальмолога», — комментирует Марина Голубева.

На самом деле, внезапно возникающих причин для беспокойства не так много. Как правило, качество зрения связано с наследственными факторами. Например, близорукость и дальнозоркость зависят от размера глазного яблока, а это может быть обусловлено наследственностью. Еще один фактор риска — инфекционные заболевания и осложнения. Здесь обязательно лечение исходного заболевания и контроль течения болезни и выздоровления.

Кстати, часто беспокоящий родителей и детей коньюктивит, сам по себе и как последствие ОРВИ, хоть и неприятен, но не вызывает при своевременном лечении проблем в будущем.

Какие очки прописывают детям

Линзы для очков сегодня изготавливают из лёгких и прочных полимеров, они не травмоопасны. Оправу, как и взрослому, стоит выбирать по удобству. Заказ через интернет здесь неуместен, только если вы не уверены на 100% в модели. Если у вашего ребёнка есть необходимость в очках, но сами вы никогда их не носили, стоит обратиться к консультанту в оптике.

Детям с определенного возраста, если ношение очков доставляет дискомфорт, назначают и линзы. Они также мало чем отличаются от взрослых.

Отдельная тема — солнцезащитные очки. Это вовсе не модная фишка, а необходимая для защиты глаз от УФ-излучения вещь. И носить их стоит начинать, как только ребёнок готов спокойно воспринимать посторонний предмет на лице. Для совсем маленьких существуют модели с гибкими душками.

Здоровье и гигиена глаз

Наиболее частые причины внезапного ухудшения зрения — это травмы. Например, химические ожоги и эрозии, проще говоря — царапины роговицы. При своевременно оказанной врачебной помощи они пройдут без последствий. И всё же, как советует наш эксперт, стоит соблюдать меры безопасности. Следить, с чем играет ребёнок, держать вдали от детей химически опасные вещества, средства, которые можно распылить, разбрызгать, самостоятельно открыть.

Кроме того, посещая места скопления людей, а также, если дети ходят в детский сад и на занятия в кружках, стоит уделить отдельное внимание воспитанию личной гигиены. Не вытирать глаза грязными, общими тряпками и полотенцами, не тереть невымытыми руками. Мыть руки до и после уборной.

При этом не стоит ограничивать развитие и активность ребёнка. Путешествия или занятия в бассейне могут быть зонами риска, где «поджидает» коньюктивит, однако с тем же успехом подхватить его можно в общественном транспорте и школьной столовой.

Если ребёнок носит очки или линзы, стоит отдельное внимание уделить вопросу гигиены этих личных вещей.

Объясните ребенку, как мыть контейнер для линз, зачем нужен футляр для очков, а также расскажите, какие вещи можно давать поносить и померить, а какие не стоит.

Коварный планшет и умная книга

«Прямое патологическое влияние на зрение со стороны телевизора, компьютера и гаджетов не доказано. В большей степени они влияют на психику ребёнка, мешая его социализации. Конечно, возможно развитие близорукости, появление дискомфорта, утомляемости, нарушений аккомодации, но это так же произойдёт при работе на близком расстоянии, например, чтении и письме. Здесь важно соблюдать дистанцию, правильную посадку и гигиену труда и отдыха», — рассказывает доктор. Например, следить за постановкой тела, удобством рабочего места или места отдыха, делать перерывы и зарядку — общую и для глаз.

Очень важно освещение — вот это как раз не миф. Вы можете читать стоя на голове, лёжа или переплывая Ла-Манш. Но, пожалуйста, в хорошо освещенной локации. Если видно плохо, читать и работать за компьютером и гаджетами не полезно. И подсветка «изнутри» не сильно спасает. Старайтесь организовать рабочее место с дополнительным точечным освещением или мягким общим светом, или режим дня так, чтобы чтение и работа приносили больше полезного.

Есть средние нормы по безопасному времени перед экраном и монитором для разных возрастов, однако гораздо важнее обеспечить ребёнку визуальное разнообразие — кроме игр за компьютером, развивашек и чтения — прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и активным отдыхом, игры, требующие переключения зрительного внимания и масштабного зрения. Дать мозгу и эмоциям пищу — красивое, интересное.

Кстати, очкарик — это, вполне возможно, наследственное. Так как аметропия родителей, то есть их дальнозоркость или близорукость, — это предрасполагающий фактор к нарушению рефракции ребёнка. Кроме того, привычки в чтении и работе также имеют семейное влияние. И если на первое вы повлиять не в силах, то привычки можно менять всем вместе.

Библиографическое описание: Трынкина А. А., Абрамова С. И. Береги зрение смолоду // Юный ученый. — 2017. — №2.1. — С. 47-52..03.2019).





На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней, как среди детей, так и среди взрослых. Вот и в маленькой эвенкийской деревне Тяня увеличивается число детей и взрослых, которые носят очки, часто жалуются на болезни глаз. Совсем недавно эвенки и во сне не могли представить себе телевизор и компьютер, сотовый телефон и всевозможные игровые автоматы. Они появились почти как гром среди ясного неба. Казалось бы, все эти современные технологии расширили кругозор, но отняли самое дорогое – здоровье. Ведь эвенки были детьми природы. Они не были подготовлены к резким изменениям не только сознания, но и, в целом, образа жизни. Испокон веков всю информацию этот немногочисленный народ черпал из матушки-природы. Это она учила познавать окружающий мир, любоваться красотой, а не компьютер, который активно вошёл в жизнь каждого. А ведь для того, чтобы пользоваться компьютером, нужны глаза. Не стоит забывать, что 80% информации об окружающем мире человек получает через органы зрения – глаза. Трудно даже представить, какую колоссальную нагрузку получает зрение каждодневно, когда по несколько часов подряд дети сидят за гаджетами и компьютерами.

Цель: изучить влияние компьютера на зрение человека.

1. Выявить причины нарушения зрения.

2. Определить влияние компьютера на зрение.

3. Изложить основные правила гигиены зрения.

Во всех компьютеризированных странах признано, что работа человека, сидящего за компьютером - одна из самых напряжённых и утомительных.

По данным некоторых ученых, 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит, и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.

В школе есть предмет «Информатика», где обучают основам работы на компьютере. Большинство рефератов, работ для олимпиады, презентаций невозможно выполнить без компьютера. Ребята и дома продолжают активно использовать компьютер и телефон. Появилось много интересных компьютерных игр, с помощью которых можно развивать самые разнообразные навыки. Но часто люди, особенно дети, засиживаются за играми до самого утра. В результате глаза у них краснеют, опухают, слезятся. А сами они ходят отрешенные от всего, как зомбированные.

А ведь зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой красок живого мира.

Самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте. Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека. Ведь они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.

Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком (рис. 1).

Рис. 1. Глазное яблоко

Большая его часть расположена в специальном углублении, которое называется глазница или орбита. Снаружи глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой – роговицей. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку.

В центре радужной оболочки находится черный кружок, который называется зрачком. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый, тусклый – расширяется. В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Для того чтобы сформировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки, с помощью которой мы видим. Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому (зрительному) нерву в специальный отдел мозга. А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза (Рис. 2).

Рис. 2. Мозг получил сигнал

На сетчатке есть два вида светочувствительных клеток. Одни похожи на палочки, другие – на колбочки (Рис. 3).

Рис. 3. Палочки Колбочки

Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате можно различать предметы, но нельзя определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, тогда легко определить цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того, чтобы видеть свет и цветное изображение, необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

С помощью опытов выявляются некоторые функции глаза:Опыт № 1.

Если направить свет фонаря на глаза, то зрачки сужаются. А если выключить фонарь – зрачки расширяются (Рис. 4). Значит, зрачок регулирует количество света, если света недостаточно – автоматически расширяется, если света вполне достаточно – он сужается.

Опыт № 2.Картонная трубочка подносится к левому глазу. Правая рука располагается перед правым открытым глазом, ладонью к себе. Другой глаз смотрит в трубу (рис. 5). И тогда кажется, что на ладони дырка. Это потому, что глаза видят два разных изображения: ладонь и то, что видно через трубу. Но мозг старается совместить оба изображения, поэтому, получается обманчивая картина. Значит, глаза видят разное изображение, но мозг объединяет и делает единое изображение.

Опыт № 3. В темной комнате надо постараться увидеть игрушку. Первые 2 минуты не видно собственной руки, но уже через 5-10 минут картина проясняется, и можно разглядеть нужную вещь. Связано это с тем, что в темноте колбочки не работают, а палочки начинают работать в 200-400 раз сильнее и лучше воспринимают свет. Поэтому в темноте человек видит облик предмета, но не видит его цвет.

Строение глаза и проделанные опыты дают понять, насколько важную функцию выполняют органы зрения при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Но каковы же причины ухудшения зрения и как её сохранить?

Рассмотрим результаты проверки зрения учащихся начальных классов. В марте 2014 г. 17 учеников из 20 имели хорошее зрение и у 3 человек имелись нарушения. В марте 2015 г. уже только 15 человек имеют хорошее зрение, а количество детей с нарушением увеличилось до 5 человек (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проверки зрения

По мнению офтальмологов, причинами ухудшения зрения могут быть отягощенная наследственность, плохая экология, врожденные или приобретенные заболевания. Есть и другие причины: длящиеся часами мультфильмы, компьютерные игры, перегрузки в школе. Главная причинанеправильный режим дня. Прежде всего, речь идет о переизбытке сидячих зрительно-нагружающих занятий по сравнению с другими видами деятельности. Дети должны достаточное количество времени гулять (не менее 2-3 часов для 7-9 лет), хорошо высыпаться (не менее 10 часов для того же возраста), очень желательны занятия спортом (предпочтительно плаванием).

Результаты анкеты «Как я забочусь о своих глазах» показали, что не все дети заботятся о своих глазах (табл. 2).

Таблица 2

Анкета «Как я забочусь о своих глазах»

1. Всегда читаю сидя.

2. Делаю перерывы во время чтения.

3. Слежу за посадкой при письме.

4. Делаю уроки при хорошем освещении.

5. Делаю гимнастику для глаз.

6. Часто бываю на свежем воздухе.

7. Употребляю в пищу растительные продукты.

8. Смотрю только детские передачи по телевизору.

9. Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10. Каждый год проверяю свое зрение у врача

Полученные результаты подводят к выводу, что необходимо подробно рассказать школьникам о причинах, приводящих к потере зрения и выработать правила, соблюдение которых позволит сохранить зрение (рис.6-14).

Рис. 6. Необходимо подобрать стол и стул, соответствующие росту ребенка

Рис. 7. При выполнении уроков не наклоняйтесь близко к тетради, книге, сидите прямо, не клади ноги на стул – помни о своей осанке

Рис. 8. Никогда не щурьтесь, Все это создает напряжение, которое противопоказано!

Рис. 9. Никогда не открывайте глаза очень широко!

Рис. 10. Достаточное освещение – обязательное условие для зрительной работы (чтения, письма, рукоделия и т. п.)

Рис. 12. Не смотрите телевизор с близкого расстояния!

Рис. 13. Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу

Рис. 14. Неправильно подобранные стол и стул ведут к снижению зрения, нарушениям осанки!

Также следует регулярно проверять свои глаза, посещать окулиста не реже чем раз в год. Чтобы глаза стали лучше видеть, необходимо тренировать глазные мышцы. Из этого следует, что практически любой человек может полностью восстановить зрение с помощью упражнений для глаз. Упражнения простые, но довольно эффективные:

  1. Упражнение для укрепления мышц глаз. Сядьте, крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте глаза на такое же время. Повторите упражнение 6-8 раз.
  2. Упражнение для снижения утомления при длительной работе на близком расстоянии (чтении, письме). Встаньте. Посмотрите перед собой 2-3 секунды, затем, поднесите палец на 25-30 см перед глазами и смотрите на него 3-4 секунды. Опустите руку. Повторите упражнение 10-12 раз (рис. 15).

Рис. 15. Упражнение для снижения утомления глаз

  1. На уроке после 25-30 минут работы можно выполнять простое упражнение: закройте глаза и посидите 1 минуту, поморгать глазами 30 секунд, посмотреть неподвижно на одну точку 30 секунд, посмотри вверх и быстро переведи глаза вниз, в стороны, а потом вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Упражнение "Бабочка". Голова неподвижна, работаем только глазами. "Рисунок" должен получаться максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных яблок не перенапрягайте, следите за состоянием! Взгляд переводим в такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол, в нижний правый угол, в верхний левый угол. А теперь наоборот: в нижний правый, в верхний левый, в нижний левый и в верхний правый угол.
  3. Упражнение для глаз "Восьмерка". Глазами опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица. В одну сторону несколько раз, затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко.
  4. Упражнение "Большой круг". Выполняем круговые движения глазными яблоками. Голова остается неподвижной. Представьте перед собой циферблат золотого цвета. Этот цвет способствует восстановлению зрения. Медленно ведите взгляд, отмечая каждую цифру на воображаемом циферблате. Сначала в одну сторону, затем в другую.

Таким образом, если правильно следить за здоровьем глаз, то можно сохранить здоровье надолго, если долго и усердно помогать своим глазам, то можно сохранить свое зрение. А самое главное, если зрение ухудшилось, то его можно поправить, соблюдая простые правила.

Хочется, чтобы это исследование помогло ребятам сохранить и укрепить свое зрение на долгие годы. Ведь потерять зрение легко, а сохранить сложно.

Литература:

  1. Большая Детская Энциклопедия. – АСТ «Астрель», 2000. – с.140-144.
  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. – М.: «АСТ», 1996. – с.229-232.
  3. http://www.medpulse.ru/



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх