Что означает инфантильная женщина. Как избавиться от инфантилизма

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.


Навигация по статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.


В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.
  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье . прим.ред.)

И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.

Зрелость человека определить достаточно трудно, особенно если у вас нет опыта взаимодействия с ним в ситуации общей ответственности. Но иногда незрелость просто бросается в глаза. Причем чаще мы ее встречаем среди представительниц женского пола. И речь идет не о ситуациях психической болезни, просто поведение таких женщин и девушек нормальное - но не соответствующее возрасту. И речь не о розовых мишках, которых она прикрепила к сумочке, все гораздо серьезнее.

В центре Вселенной

Инфантильность - это прежде всего внутренний отказ признавать себя взрослой. Наиболее часто встречающийся симптом - «все для меня». В этом случае инфантильная девушка считает, что все события и люди просто существуют для того, чтобы ей помогать или мешать, а также, чтобы наставить ее на путь истинный.

Осторожно! Фатализм

Хотя одного этого признака недостаточно. Иногда зрелые люди подвержены фатализму религиозного толка. И спорить с ними достаточно сложно. На возражение, что невозможно, чтобы всем людям одновременно давались те или иные знаки, вы получите ответ, что для Бога нет ничего невозможного. Поэтому если вы усомнитесь - зрелая личность даст вам этот аргумент. А инфантильность - это нежелание мыслить глубже обычного, поэтому незрелая личность в ответ на такую критику растеряется, да и бога вряд ли упомянет.

Позиция жертвы

Также инфантильность - это нежелание брать на себя ответственность. Если незрелый человек делает ошибку, он в этом не признается. Преподаватели утверждают, что на младших курсах часто в ответ на вопрос «Почему вы не готовы?» юные студентки отвечают: «Так получилось». Чем старше становятся, тем изощреннее становятся оправдания. Однако это не значит, что девушки психологически повзрослели, они просто научились сбрасывать с себя ответственность более приемлемыми для общества способами. Зрелая женщина скажет: «Я виновата в том, что…Готова сделать… Или другие варианты на ваше усмотрение». Инфантильная женщина обвинит обстоятельства и будет выглядеть жертвой событий или других людей.

Глубинный голод

Еще незрелые личности много говорят. И почти не слушают. Поэтому с друзьями у них часто проблемы, особенно если незрелость затянулось. Все в детстве проходят этап заинтересованности только собой, но некоторые не могут пойти дальше и научиться слушать, а не только говорить. Глубинная причина - человек не получает нужный ему тип информации в свое время, а потому психика не может развиваться правильно. Инфантильность - это своеобразная задержка развития. Вылечиться поможет хороший психолог, который поможет найти способы «насытиться» необходимой информацией. Это буквально творит чудеса, а самому найти способ часто нелегко. Тем более, что инфантильный человек часто не может осознать свою проблему.

Незрелость часто бывает очень даже привлекательной. Это непосредственность, яркость эмоций и альтернативный способ понимания, который личность предлагает окружающим. Так что с незрелым человеком нужно обращаться бережно и нежно помогать ему или ей стать психологически взрослее.

«Если не знаешь куда идти –

сделай шаг, дорога появится сама собой».

Стив Джобс

Разумеется, явление инфантилизма имеет отношение не только к мужскому полу. В интернете повстречал интересное стихотворение-иллюстрацию:

Странная девочка, тонкая талия,

Кожа прозрачная, глазки — усталые.

Книг начиталась и в принцев поверила.

Ты не из нашего, девочка, времени…

Музыка, танцы, театр, воспитание,

Выставки — вставки в твое мироздание —

Школа, ребята и — в губы несмелые

Чьей-то любви поцелуи неспелые…

Ты же — другая…

Странная женщина, тонкая талия,

Первых морщин паутинка усталая,

Кофе, коньяк, две подряд сигареты,

шторами плотными окна одеты.

Музыка старых пластинок — иголками —

Те же дорожки, за теми же полками —

Книги, в которых — всё так же — про принцев,

Не помогли, задрожали ресницы…

Ты лет на сто опоздала… на двести…

Где-то в веках твоя истина, место…

Ты потерялась, в душе, не запятнаны

Эти богатства остались запрятаны.

Странная женщина… вечная девочка…

Действительно, общение с инфантильным человеком отдаёт оттенком «не от мира сего» или «не по возрасту». Возникает закономерный вопрос: «А как протекает общение с противоположным полом у инфантильных личностей?»

Эту тему подняли и развили в своих статьях Татьяна Грибанова («Инфантилизм и одиночество. Какая взаимосвязь?») и Вадим Ротенберг («Инфантилизм интеллектуальной и духовной личности. Парение и обрыв.»)

(источник — Грибанова Татьяна, Инфантилизм и одиночество. Какая взаимосвязь // http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31486/)

(источник — Ротенберг Вадим, Инфантилизм интеллектуальной и духовной личности. Парение и обрыв. // http://flogiston.ru/articles/clinic/fly_and_fall)

По мнению Татьяны Грибановой , типичный инфант может производить внешнее впечатление умного и красивого человека , в то же время, оставаясь в душе одиноким и несчастным . Казалось бы, умение вовремя улыбаться, изысканно вести себя, выглядеть по моде неизбежно влечёт за собой грандиозный успех у публики. Но, несмотря на успех, такой человек, стараясь быть стандартным, одевая то, что ему показали по ТВ, используя косметику, заявленную в глянцевом журнале или банально «дуя» пиво возле подъезда, неизменно сталкивается с чувством глубоко разочарования и неудовлетворения, если только это ощущение не заглушено алкогольно-наркотическим опьянением или сокрыто пеленой виртуальной реальности розовых очков.

Решения, предлагаемые специалистами по «правильным отношениям», не идут далее рекомендаций быть как все, потому что, становясь собой, вырываясь за рамки круга навязанных стереотипов, человек сталкивается с необходимостью ежедневного и ежечасного созидания себя и своего мира здесь и сейчас, а не за гранью вымышленной реальности.

Таким образом, инфантилизм , согласно Владимиру Леви , неизбежно затягивает человека в пучину духовно-душевной опустошённости . Инфант попросту лишается возможности сформироваться как личность, реализовать себя за бортиком детской песочницы, как того требует система координат взрослого человека. Пребывая в мире иллюзий и компромиссов, инфантильная девушка будет бесконечно ждать «принца» находясь в отношениях с какие-нибудь некрофилом, окончательно лишающим её возможности на эволюцию личности и души. А инфантильный мальчик, если не женится вовремя по выбору родителей, будет маяться в ожидании «принцессы», долгие годы выполняя указания заботливых родителей («Ну куда же он без нас? Мы его таким правильным воспитали, а вокруг одни хищницы!»).

И всё потому, что инфанты, как и дети убегают от принятия решений и ответственности за их принятие, обвиняя всех вокруг – плохое государство, нецивилизованный народ, парня-козла, девушку-дуру, начальника-идиота… И плач сей длится бесконечно. Но инфанты не знают или забыли, что формирование личности идёт через волевое усилие . Именно здесь коренится проблема – в безволии и теплохладности .

Другой момент – «узкозаточеность» инфанта : он может добиться успехов в карьере и бизнесе, оставаясь незрелым на уровне межличностных отношений. Многие не понимают, как такое может быть, делая неверные выводы из финансовой успешности того или иного «взрослого ребёнка». Проведу аналогию. Жил да был ребёнок с большими амбициями и запросами, но не хотел прилагать особые усилия к их осуществлению. Но ему повезло – он родился большим и сильным, а вырос — стал ещё сильнее, и ещё здоровее. Недолго думая, ему пришла в голову мысль, что у него достаточно сил, чтобы забирать то, что он хочет, не работая. Начал с игрушек в песочнице, закончил рейдерскими захватами заводов. Вас смущает масштаб? На самом деле между олигархом, играющимся со стометровой яхтой и ребёнком в резиновых сапожках, пускающим кораблик в луже, не такая уж и большая разница. У инфантов – как у мужчин, так и у женщин – с возрастом меняются лишь игрушки, содержание же устремлений остаётся прежним, с поправкой на меняющиеся интересы.

Поразительный момент: начальник, блистающий на работе, вне кабинета становится тусклым подкаблучником, старательно угождающим стервозной жене; директор школы, мечущая молнии и громогласно «строящая» коллектив, приходя домой получает очередную порцию побоев от «принявшего» мужа. Таких примеров не счесть – оглянитесь вокруг и вы наверняка их обнаружите.

Что же происходит? Мышление штампами до добра не доводит, особенно когда штампы диктуют: «Ты должен слушаться женщину (так как тебя мама муштрует уже не один год, а твоя жена попросту её замещает)!» или «Ты должна терпеть выходки мужчины (потому что твой отец целенаправленно ломал твоё сознание непомерными ограничениями и открытой жестокостью)!»

И здесь на инфантилизм накладывается проблема неврозов, семейных психозов, истерий и того подобного . Семьи продуцируют клонов несчастных родителей, продолжаясь в поколениях детей с искалеченной, инфантильной психикой. Будучи зависимыми от чужого мнения, инфанты из кожи вон лезут, стараясь обновить компьютер для новых игрушек, купить «тачку покруче» влезая в непосильный кредит, носить высокий каблук, не взирая на ноющие ноги.

Формируя зависимые отношения, инфанты как бы перекладывают ответственность за все жизненные неурядицы на другого («Ведь это не я решила, а он!!! Значит, ему и отвечать!» ).

Психологическая зрелость не имеет прямой связи с прожитыми годами. Зрелось личности подразумевает следование выбранным путём с параллельной ответственностью за все свои решения. Короткий вопрос «Ради чего?», даёт толчок для переосмысления всей прожитой жизни. Только бы хватило сил на осознание полученного ответа… Иначе – бег по кругу из одних компромиссных отношений, в другие, через привычные «грабли» и шишки на лбу. Типичный пример – «качели в отношениях» или «шаг вперёд и два назад».

Инфантилизм далеко не всегда равнозначен интеллектуальной и духовной бедности. Вовсе нет! Инфантильные люди могут производить хорошее впечатление, быть начитанными, обладать широким кругом интересов. Их влекут мировоззренческие вопросы, этические проблемы, философские прения. Они тонко чувствуют поэзию, ценят музыку, нередко музицируют или поют. Одним словом, они могут выделяться из толпы своей яркостью и незаурядностью. Но как только доходит до непосредственного межличностного общения, когда возникает необходимость вступать напрямую во взаимодействие с личностью собеседника, особенно противоположного пола при построении отношений, у девушек такого склада начинается паника (парни реагируют аналогично).

Почему так? В процессе общения необходимо чувствовать состояние и настроение другого человека, причём, чувствовать напрямую без анализа и абстрагирования, просто погружаясь в процесс, интуитивно реагируя на другого. В такие моменты складывается впечатление, что эти девушки напряжены, не уверены в себе, закомплексованы и недовольны собой в той или иной мере. Эта внутренняя пустота проявляется в их потерянность и беспомощности в межличностных отношениях. У них панический страх перед формированием отношений, близких отношений в подлинном смысле этого слова, подразумевающих понимание партнера, глубокую эмоциональную связь, и постоянное ощущение себя в этих отношениях.

При этом, инфантильные девушки с лёгкостью идут на кратковременные отношения с людьми заведомо некрофилического или инфантильного уклада, то есть, с теми, кто заведомо не может им помочь повзрослеть и обрести зрелость. В свою очередь биофильные (положительные) личности не вызывают у них интереса именно в силу своей естественности и гармоничности, поскольку сами они далеки от гармонии. Они ищут чего-то необычного, кого-то экстраординарного , но при встрече с такими личностями спешат закрыться в себе и в результате влюбляются в неких персонажей упомянутого выше некрофилического типа, готовых всячески унижать, оскорблять и ограничивать развитие и внутреннюю эволюцию таких девушек (аналогичная ситуация и у парней).

Предаваясь бесконечным мечтам об отношениях, иногда даже находясь в негармоничной связи с кем-то, такие девушки не решаются сделать шаг и принять положительного заряженного мужчину как свою Половинку. Вместо этого, девушка начинает избегать развития здоровых полноценных человеческих отношений , зачастую резко обрывает их, выбивая почву из под ног у увлеченного ею молодого человека.

Личностная незрелость и отсутствие внутренней гармонии делает подлинные и полноценные любовные отношения невозможными . Происходит чередование влюбленности и отторжения при переходе отношений к чему-то более серьёзному, чем сиюминутная увлечённость.

Вадим Ротенберг приводит историю одной девушки, в которой можно проследить общие линии поведения инфанта в меняющейся ситуации, требующей волевого усилия, принятия решения и изменения сложившихся стереотипов.

«Ко мне обратилась как-то красивая молодая женщина 25 лет, обаятельная, мягкая, внимательная и серьезная — сочетание качеств, делавшее ее совершенно неотразимой. Ее романтические отношения развивались каждый раз по одному и тому же сценарию. Молодой человек влюблялся в нее, и она отвечала ему, как ей казалось, взаимностью, и их отношения начинали достаточно бурно развиваться. Вдруг, когда они становились все теснее, ей начинало казаться, что эти отношения ей не нужны, что она от них устала, что вообще это не тот человек, который ей нужен, и она решительно рвала с ним — без каких-либо определенных причин, почти в состоянии паники. Молодой человек оставался страдать в состоянии полной растерянности. Через некоторое, не очень продолжительное время, девушка с удивлением спрашивала себя, почему она с ним порвала, ее опять начинало к нему тянуть, она делала первый осторожный шаг к сближению, вызывавший у молодого человека восторженный отклик и полную готовность отношения восстановить. Они опять начинали встречаться, к полному счастью партнера, и на определенном витке развития отношений она опять их обрывала по неведомым ей самой причинам. От всего этого оставалось чувство вины, растерянности и тоски. Она, привыкшая искать и находить объяснение своих поступков, чувствовала себя совершенно беспомощной и отчаявшейся».

Вадим Ротенберг считает, что основной причиной такого неадекватного поведения у этих девушек является дисгармония между недостаточным личностным развитием и высоким интеллектуально-духовным. Им попросту не хватает личностной зрелости. И все их положительные черты (понимание, образованность, интеллектуальность) бессильны им помочь, поскольку уровень интеллекта и уровень духовного развития сами по себе не идентичны зрелости личности. Уровень интеллекта отражает способность к логическому анализу причинно-следственных связей. От уровня духовного развития личности зависят ценностные ориентации, интерес к абстрактным и мировоззренческим проблемам. А зрелость личности проявляется в ее способность адекватно вписываться в систему многогранных эмоциональных отношений между людьми. Непосредственное межличностное общение требует понимания себя и других на уровне интуитивных ощущений. Умение анализировать здесь бессильно. Немаловажно умение видеть и проецировать эти отношения в будущее. Зрелая личность видит путь, знает, к чему ведут её устремления, и готова платить за достижение своих целей.

ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ — это сформированное индивидуально мироощущение и способность правильно видеть и ощущать себя в отношениях с другими людьми.

ТИПЫ ИНФАНТИЛЬНЫХ ДЕВУШЕК / ЖЕНЩИН:

Тип 1. Гиперчувствительные (женский тип).

  • (возможно) опережающее духовно-интеллектуальное развитие,
  • ранимость и обидчивость,
  • повышенная чувствительность,
  • завышенные требования к себе,
  • презрение по отношению к себе,
  • фрустрации (разочарование) и внутренний конфликт,
  • глубокое переживание собственной неполноценности,
  • причиняют страдания себе и окружающим мужчинам, т. к. не осознают последствий своих действий,

Тип 2. Духовно-интеллектуальные (мужской тип).

  • опережающее духовно-интеллектуальное развитие,
  • отставание личностного развития,
  • затяжной инфантилизм, не осознаваемый ими,
  • самоутверждаются в своих глазах через выделение себя из мира и противопоставление себя миру,
  • презрение по отношению к окружающим (мужчинам),
  • внутренняя духовно-интеллектуальная гармония,
  • не ориентированы на межличностные отношения,
  • не ищут гармонии в отношениях,
  • причиняют страдания окружающим мужчинам, т. к. не осознают последствий своих действий,

ЧЕРТЫ ИНФАНТИЛЬНЫХ ПАРНЕЙ/МУЖЧИН:

  • меньше претензий к уровню собственной личностной зрелости,
  • мир рассматривается как объекту познания, анализа и творчества и
  • меньше погружены в нюансы межличностных отношений.
  • самоутверждаются в своих глазах и в глазах других,
  • не ищут гармонии в отношениях.
  • самоутверждаются через выделение себя из мира и противопоставление себя миру (не слияние с ним),
  • многогранные межличностные отношения не являются главенствующими,
  • есть страх выглядеть аутсайдерами,
  • имеют свою особую группу, совместно с которой выделяются из мира,
  • при конфликтах с девушками возникает презрение к женскому полу,

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД ИЗ ИНФАНТИЛИЗМА?

Тем не менее, возникновение жизненных и мировоззренческих вопросов является первым шагом на пути к личностной зрелости . Без поисков смысла, своего смысла жизни , человек рискует остаться одиноким, будучи окружённым ежедневной суетой и трепыханием, создающими видимость роста и развития.

Инфанта преследует великолепная четвёрка – «умный, но не мудрый, красивый, но без содержания, одинокий без уединения, несчастный без вкуса жизни». Самостоятельная полноценная жизнь остаётся чем-то недостижимым и запредельным. А всего то нужно один раз сцепив зубы сказать «нет» чужим установкам, не зря говорят: «Если не знаешь куда идти – сделай шаг, дорога появится сама собой» (с) (Стив Джобс).

С ЧЕГО СЛЕДУЕТ НАЧАТЬ

  1. Понять, что личностный рост возможен только естественным путем , в процессе формирования и развития межличностных отношений.
  2. Понять, что личностное развитие это процесс , поэтому каждый человек неминуемо находится на каком-то этапе формирования личности .
  3. Оценить текущий уровень своего развития , интеллекта, осознать духовные запросы.
  4. Понять, что имеющиеся проблемы временны , что это лишь этап на долгом пути .
  5. Для решения большинства проблем всё, что нужно, это продолжить прерванное однажды движение личностного роста.
  6. Наилучший способ расти и развиваться – общаться с людьми, уровень развития которых соответствует вашему или выше его .
  7. Станьте активным участником своего развития, управляйте этим процессом, накапливайте опыт эмоциональных связей с другими людьми ,
  8. Ошибки в процессе накопления опыта межличностных отношений естественны и полезны , принимайте их и осознавайте их, отпуская.
  9. Слушайте себя, внимайте интуитивным ощущением и это неизбежно изменит вашу жизнь .

Что такое инфантильность? Это феномен характеризующийся детским восприятием мира и окружающих, и все бы ничего, но взрослый человек, ведущий себя как ребенок, воспринимается другими очень критично. Инфантильные мужчины и женщины не способны на полноценные семейные отношения, плохо социализированы.

Что такое инфантилизм?

Что значит «инфантильный»? Это качество личности противоположное зрелости. Для любого человека является нормой изредка испытывать регресс, например в тревожных ситуациях, но зрелая личность тем и отличается от инфантильной, что умеет отследить это состояние и выйти на уровень поиска решения для выхода из сложившейся ситуации. Иногда инфантилизм - это проявление болезни, но чаще - это позиция взрослого человека, выраженная в избегании взросления, для инфантильных личностей характерны следующие проявления:

  • боязнь ответственности;
  • застревание в детских переживаниях обидах;
  • склонность обвинять весь мир в своих неудачах;
  • не стремятся к развитию и новым знаниям;
  • неумение ставить цели и реализовывать их;
  • сложно воспринимается чей-либо отказ в чем-то, инфантилы считают, что им все должны, а они никому;
  • сильная привязанность к родителям;
  • в работе стремятся переложить свои обязанности на других.

Инфантильная личность – это незрелая личность, сам инфантилизм многогранен и подразделяется на несколько видов:

  1. Физиологический – проявляется телесным недоразвитием вследствие тяжелой беременности или родов.
  2. Психический – врожденные психопатологии и расстройства.
  3. Психологический – формируется в процессе воспитания в семье.
  4. Социальный – нарушение механизмов социализации.
  5. Правовой – связан с пробелами знаний в системе прав и нежелание исследовать свои права.

Инфантилизм в психологии

Что такое инфантильность – психологи характеризуют этот феномен как незрелость индивида, проявляющаяся в мышлении, действиях, как несоответствующих возрастному критерию. Психический инфантилизм может явиться симптомом других расстройств: неврозов, фобий, задержкой развития нервной системы, тяжелых психопатологий (шизофрении, расстройств аутистического спектра).

Причины психологического инфантилизма:

  • активное вторжение родителей в пространство ребенка и пресечение его самостоятельности;
  • ребенок успешно манипулирует родителями, они выполняют все его прихоти, закрепляя в нем паттерн поведения, что всего можно добиться в жизни умело манипулируя на чувствах других.

Инфантильная сексуальность

Инфантильное поведение маленького ребенка направлено на удовлетворение им потребностей. Инфантильная сексуальность это аутоэротизм, когда ребенок сосредотачивается на ощущениях своего тела, получая от этого удовольствие и успокоение, например, в отсутствии материнской груди он заменяет ее сосанием своего пальца, или испытывает удовольствие от мочеиспускания и опорожнения. З. Фрейд в своих «Очерках о сексуальности» подробно рассматривал становление сексуальности человека через начальное проявление – инфантильную сексуальность.

Правовой инфантилизм

Инфантилизм бывает разным. Что такое правовой инфантилизм? Это явление, присущее современному обществу и выражается в том, что люди не стремятся к познанию правовой системы, не знают своих прав и отрицательно относятся ко многим законам, попросту игнорируя их. Правовой инфантилизм считается мягкой формой искажения правового сознания граждан, но может грозить тем, что ценностные установки постепенно разрушаются.

Что такое инфантильность в психиатрии? Инфантилизм проявляется незрелостью психофизиологических функций, внешне это выглядит как недоразвитие физическое, ребенок отстает в росте, мышечная и костная система недоразвиты, интеллектуальное развитие также страдает. Если провести медикаментозную и психологическую коррекцию – дети часто выправляются. Серьезным проявлением считается инфантильный психоз, являющийся признаком тяжелых расстройств аутистического спектра.

Проявляет себя инфантильный психоз следующим образом:

  • гиперкинестезия (попытка карабкаться на стены, высокий мышечный тонус вплоть до судорог, бег по кругу;
  • речь бессвязная;
  • агрессия;
  • нарушения внимания;
  • навязчивые однотипные телодвижения.

Социальный инфантилизм

Незрелость человека как личности в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью порождает явление – социальный инфантилизм, и он связан с таким понятием, как виктимность. Выученная беспомощность, позиционирование себя как жертвы обстоятельств, не в состоянии решать что-то по-взрослому и брать на себя ответственность за действия, исходя из социальной роли.

Инфантильный гедонизм одно из ярких проявлений социального инфантилизма. Чтобы что-то получить нужно отдать: свое время, труд, преодоление себя, но в современном обществе процветает потребительство и получение сначала удовольствия. Например, человек загорелся купить новый дорогой телефон, денег не накопил, но взял кредит под большие проценты, и с предвкушением счастья покупает телефон, он становится причастным к толпе, как все вокруг. Приходит время платы по счетам и столкновение с реальностью: на жизнь не хватает, а платить нужно.

Инфантильность – признаки

Что значит инфантильный человек? Для мужчин и женщин характерны следующие признаки инфантильности:

  • эгоцентризм – все должно вращаться вокруг него, без усилий с его стороны;
  • иждивенчество – социальная позиция;
  • совершает поступки, не задумываясь о последствиях, а лишь ориентируясь на свои потребности;
  • нет цели в жизни, кроме собственного комфорта;
  • нет адекватной оценки себя;
  • не стремится к самопознанию и саморазвитию;
  • не умеет решать проблемы, ждет когда кто-то решит за него.

Что такое мужская инфантильность? Психологический инфантилизм у мужчин может возникнуть, если он воспитывался в неполной семье, где мать заменяла обоих родителей была и мамой и папой, посвятила ребенку всю себя без остатка. Часто такое «залипание» на ребенке происходит, если женщина решает родить «для себя», в позднем возрасте. Мальчикам в этом плане везет меньше чем девочкам, потому что женщина не может дать отцовской любви и воспитания. Инфантильный мужчина, признаки:

  • тесная симбиотическая связь с матерью, слушает ее во всем, постоянно советуется;
  • не умеет обращаться с деньгами, у него их всегда нет;
  • часто это весельчаки и балагуры, любящие празднества и вечеринки за чужой счет;
  • избегает серьезных отношений с женщинами, а если женится приводит жену в дом родителей;
  • выглядит моложаво даже в зрелом возрасте взгляд ребенка;
  • предпочитает уход в иллюзорный мир фантазии, компьютерные игры;
  • капризничает и часто обижается как ребенок на любую критику в его сторону.

Инфантильность у женщин

Что такое женская инфантильность, отличается ли она от мужской? И да, и нет. Инфантильная женщина в некоторых обществах даже поощряется. Много семей, где решает все мужчина, а от женщины требуется только содержать дом в чистоте и рожать детей, она привыкает почти во всем полагаться на мужа. На часто проблемы женской инфантильности начинаются в родительской семье, девочек часто балуют: «Кто у нас тут папина девочка?», что взращивает в ней чувство того, что все должны о ней всегда заботиться. Сначала папа, потом она ищет мужчину «отца».

Женская инфантильность, признаки:

  • она выросла, но по сути осталась девочкой;
  • ищет в партнере решение всех своих проблем;
  • другой вариант, когда связь с мужчиной длится ровно до завершения романтики, на длительные глубокие отношения она не способна.

Личность сталкиваясь с последствиями реальности, или винит других в своих проблемах или, наконец раскрывает глаза и начинает задаваться вопросом: «Как перестать быть инфантильным?» Дорогу осилит идущий – это значит, что нужно признать свою инфантильность как реально существующую проблему и начать двигаться в направлении избавления от нее, на это уйдет какое то время, но большим бонусом будет то, что личность становится самостоятельной и жизнь начинает налаживаться. Шаги по избавлению от инфантильности:

  1. Если до сих пор взрослый человек живет со своими родителями, нужно «уйти» в самостоятельное плавание, например, снять квартиру.
  2. Научиться располагать теми денежными средствами, которые есть в наличии, перестать брать у родителей. Они уже ничего не должны взрослому сыну или дочери, и у них тоже есть свои потребности, не надо об этом забывать.
  3. Завести домашнее животное – о нем нужно заботиться, и это помогает взрослеть и быть ответственным.
  4. Найти работу и стать востребованным специалистом.
  5. Научиться иметь свое мнение и отстаивать его.
  6. Перестать перекладывать ответственность за принятие решений на близких, должна быть четкая позиция «Я так решил!», и четкое понимание, почему такое решение было принято со всеми вытекающими из него последствиями.

В современном мире появляется все больше людей, которые не стремятся к большим достижениям, а предпочитают жить за чужой счет. Что такое инфантильность? Прежде всего, за этим понятием скрывается неумение принимать на себя ответственность за события, происходящие в жизни. Причин для развития этой черты характера в настоящее время более чем достаточно. Люди буквально теряют способность сосредоточиваться на главном и все больше ленятся. Привыкнув праздно проводить время и постоянно отдыхать, личности становится все сложнее прилагать усилия для того, чтобы делать что-то для окружающих. Инфантильность часто развивается в такой семье, где растет единственный ребенок. Со временем он привыкает к тому, что родители стараются лишь для него одного, и начинает воспринимать любые проявления заботы как должное.

Признаки инфантильности

По каким признакам можно определить, что человек инфантильный? В большинстве случаев они буквально бросаются в глаза, потому что выглядят очень заметными.

Эгоистичность

Самый главный признак инфантильности, который постоянно проявляется в поведении такой личности. Сильная фиксация на своих переживаниях создает чрезмерную сосредоточенность на том, что происходит внутри. Эгоистичность выражается в неумении поставить себя на место других людей, в неспособности испытывать эмпатию. Характерной особенностью является такая сильная замкнутость на себе, доходящая до абсурдности. Собственные желания представляются самыми нужными и значимыми, в то время как потребности окружающих совсем не имеют никакого значения. Такому индивиду очень сложно что-либо объяснить, поскольку он сконцентрирован исключительно на своих мыслях.

Нежелание развиваться

Инфантильность препятствует всякому новому начинанию. Все потому, что нет желания бороться с трудностями, совершать какие-то действия в направлении желаемого результата. Личность не видит никаких перспектив для своего роста и продвижения вперед. Часто у нее присутствует желание переложить на окружающих свои проблемы. Все это происходит от неумения справляться с важными задачами, понимать суть происходящих событий. Взрослые дети, ставшие эгоистами, не желают начинать самостоятельную жизнь, а предпочитают сидеть на шее у родителей, постоянно требуя на свое содержание средства. Нежелание развиваться – еще один признак проявленной инфантильности. Индивиду гораздо выгоднее продолжать зависеть от кого-то, чем принимать подлинную ответственность за свою жизнь.

Неумение решать проблемы

Личность теряется при первых же возникающих трудностях. Ее совершенно не тяготит осознание того, что приходится постоянно перекладывать свои трудности на посторонние плечи. Что такое инфантильность? Это отсутствие веры в собственные перспективы и возможности. Человек опускает руки, как только сталкивается со сложной задачей. Ему даже не приходит в голову подумать, как можно решить самостоятельно тот или иной вопрос. Неумение решать проблемы – признак инфантильности. Когда индивид даже не пытается сосредоточиться на чем-то важном, его силы уходят на внутренние переживания. При этом внешне никаких действий не проявляется. Вряд ли с таким подходом можно достичь в жизни чего-то по-настоящему существенного.

Нет целей

Отсутствие стремлений к чему-либо обнуляет любые перспективы. Даже если возможности и появляются, ими становится невозможно воспользоваться как раз из-за того, что нет целей, на которые следовало бы направить свои усилия. Сильно развитая инфантильность мешает успешно двигаться по жизни , совершать обычные действия. Личность со временем становится настолько ленивой, что уже не способна действовать в соответствии с ситуацией. Если у нее и присутствуют какие-либо беспокойства, то они связаны с тем, чтобы удовлетворить собственные потребности. Чем больше сформирована привычка всегда и во всем полагаться на окружающих, тем сильнее проявляются признаки инфантильности.

Неадекватность поведения

Обычно взрослый состоявшийся человек совершает поступки, опираясь на собственные представления о жизни. Если индивид все еще живет в прошлом и не желает выходить из детского восприятия, то поведение его будет обязательно отличаться некоторой неадекватностью. В разговоре может присутствовать грубость, нетерпимость, раздражение или даже явная агрессия.

Инфантильность у мужчин

Особенно молодые парни этим страдают: они впадают в детство и перекладывают возникающие трудности на плечи своих родителей. Очень часто инфантильность заставляет вести пассивный образ жизни и днями напролет просиживать за компьютером, посвящая лучшие годы своей жизни играм. У мужчин это со временем может войти в привычку. Конечно, такое поведение никак нельзя назвать адекватным и правильным.

Инфантильность у женщин

У женщин нежелание взрослеть проявляется в выборе зависимого поведения. Им легче снять с себя всякую ответственность и быть слабыми, беззащитными, ведомыми. Такие девушки полностью зависят от мужчин, сами не хотят принимать никаких решений. И хотя подобное поведение часто воспринимается людьми как норма, оно существенно вредит развитию личности, не позволяет ей полностью раскрывать свой потенциал.

Как избавиться от инфантильности

Такая черта характера, безусловно, вредит личности, не может привести к благополучному исходу. В большинстве случаев требуется долгая работа над собой, чтобы победить детский взгляд на мир. Как избавиться от инфантильности? Рассмотрим подробнее.

Осознание проблемы

Любое изменение начинается с того, чтобы постараться понять собственную ошибку. Нельзя что-то поменять к лучшему, если не стремиться работать над собой. Честное признание своих промахов поможет преодолеть детское восприятие действительности. Понимание сути проблемы поможет выстроить перспективные шаги , помогающие справиться с возникшей ситуацией.

Выход из зоны комфорта

Прежде всего, нужно отказаться от мысли себя жалеть. Многие люди страдают тем, что стараются всеми силами избегать трудностей. Так поступать категорически нельзя. Такой подход только усугубляет проблему, а не позволяет своевременно решить ее. Выход из зоны комфорта гарантирует постепенное принятие ответственности за свою жизнь и происходящие в ей события. Постепенно откроются новые перспективы, появятся дополнительные возможности. Чем сильнее у человека выработалась привычка бездействовать, тем больше усилий придется приложить впоследствии.

Наличие цели

Сама по себе целеустремленность способна творить чудеса. Индивид постепенно расправляет плечи, начинает верить в себя. Задумываясь над тем, как преодолеть инфантильность, следует понимать, что быстро это сделать не удастся. Для начала необходимо определиться, что следует делать в первую очередь, а какие дела могут подождать. В любом случае необходимо действовать, а не сидеть на месте.

Принятие ответственности

Ключевой момент, который многое меняет в повседневной реальности. Принятие ответственности за самого себя существенно улучшает качество жизни, позволяет перестать быть большим ребенком, за которого все решают другие. С этого шага начинается подлинное взросление личности. Пока не принята полная ответственность за все свои поступки и действия, шанс исправиться практически отсутствует.

Забота о животном

Забота о маленьком существе, будь то котенок или щенок, значительно поднимает в собственных глазах и улучшает самооценку. Тут уже возникает необходимость заручиться собственной поддержкой для того, чтобы животное ни в чем не нуждалось. Стремление постоянно прятаться за спины окружающих людей здесь не поможет. Важно суметь открыть в себе дополнительные возможности, делать определенные шаги в направлении желаемого результата. Забота о живом существе действительно способна искоренить лень, апатию и чувство тщеславия.

Таким образом, чтобы преодолеть в себе инфантильность, нужно сначала честно признать наличие такой проблемы. Только так появляется возможность исправить удручающее положение. Чем откровеннее люди будут с самими собой, тем скорее удастся выйти из этого состояния.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх