Что делать если паническая атака случается ночью. Паническая атака, как помочь ребенку

Детские панические атаки часто случаются после пережитых нервных потрясений, хронических стрессов. Особенно часто расстройствами страдают дети, проживающие в неблагополучной семейной обстановке. Паническим атакам способствует алкоголизм родителей, бедность, безответственность. Еще фактором стресса может служить непонимание в школе, физическое насилие, сложности с учителями.

Консультанты клиники "IsraClinic" будут рады ответить на любые вопросы по данной теме.

Я подтверждаю, что принимаю условия согласия на обработку персональных данных.

- нормальная реакция организма на страх - ситуацию, опасную для жизни или здоровья. Под воздействием страха происходит быстрая мобилизация функций организма -происходит выброс адреналина, учащается пульс и ускоряется сердцебиение, подключается инстинкт самосохранения. Тело готово помочь человеку преодолеть экстремальную ситуацию. Но под воздействием стресса, повышенной тревоги или других негативных факторов происходит сбой, и механизм самосохранения включается без объективных причин - это и называется панической атакой. Сегодня, по статистике, паническим атакам подвержено от 3 до 5% населения земного шара, в основном - жители больших городов. Панические атаки испытывают не только взрослые, но и дети, в основном школьного возраста. В последнее время возраст панических атак все более снижается, это связано с повышением психоэмоциональных нагрузок на ребенка, все более ранней его социализацией, семейными проблемами и т.д.

Панические атаки у детей, причины возникновения

  • Гиперопека родителей, прививание повышенной тревоги при воспитании ребенка, постоянный контроль, над личным временем, учебой, здоровьем ребенка.
  • Семья, где у родителей присутствует та или иная форма химической зависимости (алкоголизм, наркомания), из-за чего нередки конфликты.
  • Эмоциональная изоляция ребенка в семье происходит, когда родители не уделяют достаточно внимания детям, и у ребенка отсутствует эмоциональный контакт с одним или обоими родителями.
  • Постоянные конфликты в семье между родственниками по различным причинам: психологическая несовместимость, бытовые проблемы, измены и т.д.
  • Внешние факторы: высокая конкуренция в школе, страх насмешек, непонимания, страх ошибки и.д.
  • Детские страхи: страх темноты, страх быть брошенным и т.д.
  • Физиологические причины: переутомление, соматические заболевания и т.д.

Для ребенка, его семья-это весь мир, и то какой климат в семье, насколько родители эмоционально связаны с ребенком, чувствует ли ребенок их любовь, во многом зависит его эмоционально-психическое состояние. Прежде всего, родителям он может рассказать о своих страхах и проблемах. Сегодня наиболее распространены панические атаки у детей, причиной которых являются именно различные страхи.

Панические атаки у детей, особенности приступа

Как правило, без видимых причин. Но со временем, ребенок начинает сопоставлять возникновение панической атаки с тем или иным местом или ситуацией и пытаться избегать их. В связи с этим у детей часто развивается агорафобия, или боязнь открытого пространства, общественных мест, боязнь посещения школы.

Основные симптомы панической атаки у детей

  • страх;
  • сильная тревога;
  • головокружения;
  • дрожь;
  • потоотделение;
  • дискомфорт в зоне грудной клетки;
  • рвота

Особенность приступов паники у детей заключается также в отсутствии жизненного опыта, невозможности объяснить себе и окружающим что с ним происходит. Во время приступа ребенок чувствует только безмерный ужас и страх. Для родителей приступ панической атаки у ребенка вызывает шок, панику и они вызывают скорую. Врачи, как правило, не сразу диагностируют паническую атаку у ребенка, проводятся обследования у множества специалистов (кардиолога, терапевта, невролога), а нередко наличие панической атаки у ребенка не устанавливается вообще, а ставится диагноз вегетососудистая дистония и назначается лечение, которое не приводит к желаемому результату. Именно поэтому лечение панических атак у детей важно доверить компетентному доктору в Израиле.

Диагностика и лечение панических атак у детей

Диагностика панических атак у детей также имеет свои особенности, связанные с возрастом маленького пациента и развитием организма. Прежде всего, психотерапевт центра «IsraClinic» исключает наличие физиологических заболеваний, симптомом которых могут быть панические атаки. Далее с помощью специальных методик клиники анализируются симптомы, продолжительность и частота приступов. Наиболее распространенными симптомами панических атак у детей наряду с выраженным страхом и тревогой выступает дискомфорт, боль в области груди, напряжение в мышцах, усиленное сердцебиение, озноб, дрожь, потливость, тошнота, нехватка воздуха и т.д. Эпизод паники длится от 10 до 20 минут. При возникновении приступов раз в неделю можно говорить о наличии панического расстройства у ребенка, вне зависимости от развития агорафобии.

Программа лечения панических атак у детей строится на комплексном подходе :

  • Медикаментозные средства применяются на первых этапах лечения при наличии тяжелой симптоматики. Необходимость применения медикаментов, дозировку и виды назначает исключительно врач.
  • Психотерапия:
  • когнитивно-поведенческая терапия, которая направлена на определение, осознание, объяснение ребенком своих страхов, учит отслеживать панические мысли, заменяя их положительными, в результате чего удается избежать приступов паники.
  • эмоционально-ориентированная терапия, направленная на развитие у ребенка оптимистическихэмоций и позитивного мышления.
  • арт терапия помогает определить бессознательные тревоги и страхи ребенка, учит давать выход негативным эмоциям, снимает страхи, стрессы.

Комплекс профессионально подобранных мер поможет ребенку навсегда освободиться от панических приступов и вести нормальный образ жизни.

Профилактика развития панических атак у детей

Как и любое заболевание, паническое расстройство у детей проще предотвратить, чем лечить. Здоровая атмосфера в семье, взаимопонимание между родителями и детьми - залог успеха их психического здоровья. Забота, любовь и поддержка родителей - лучший метод профилактики развития панических атак у детей. Уважение ребенка, его желаний, поддержка того, что делает ребенок здесь и сейчас, вне зависимости от результата, разграничение собственных ожиданий и желаний ребенка, общий досуг и отдых всей семьей. Важно помнить, что ребенку, особенно подверженному паническим атакам, нужно обеспечить не только его материальные нужды, но и спокойствие. Также для профилактики панических атак у детей важно обеспечить соблюдение режима дня, полноценный сон, регулярные физические нагрузки, хобби.

Панические атаки у детей характеризуются отдельными эпизодами, длительностью около 20 минут каждый. Появление страха и тревоги известно всем людям, но если подобное состояние возникает регулярно и пациент при этом не в состоянии контролировать происходящее, то здесь имеет место серьезное устойчивое расстройство.

Возникновение чувства страха является проявлением нормальной реакции человеческого организма на пребывание в стрессовых ситуациях. В нормальном состоянии чувство тревоги отступает после ликвидации первопричин. Но, как показывают результаты многих исследований, около 4% населения подвергаются регулярным . И среди этой категории пациентов значительную долю занимают дети.

Причины возникновения панических атак у детей

Возникновение панических атак у ребенка может быть спровоцировано различными шоковыми и субшоковыми психическими травмами, способными вызвать состояние острого испуга или затяжных психотравмирующих ситуаций.

Многие факторы, способствующие заболеванию, состоят из внутренних и внешних условий. Первая категория представлена тревожно-мнительными чертами характера и проявлением психической незрелости, под которой следует понимать повышенную впечатлительность и внушаемость. Определенная роль отводится и рецессивно-генетической передаче от родителей.

Паническая атака может быть спровоцирована нарушениями вегетативной регуляции, натальными и постнатальными травмами, нейроинфекциями, интоксикацией, переохлаждениями, чрезмерными физическими нагрузками.

Панические атаки у ребенка могут развиться также на фоне семейных проблем. Все ссоры, происходящие между родными, могут навсегда оставить след на детской психике.

Как утверждают специалисты, возникновению панических атак больше подвержены лица, у которых слишком слабая система защиты от стрессов с недостаточным количеством гормонов, отвечающих за противостояние физическим и эмоциональным перегрузкам.

Для панических атак зачастую характерно спонтанное возникновение, но со временем дети могут начать связывать эти процессы с некоторыми внешними условиями.

Так, довольно часто панические атаки развиваются на фоне такого расстройства, как агорафобия. Под этим недугом подразумевается страх оказаться в месте или в условиях, из которых крайне сложно выбраться. Дети с данным недугом не желают посещать школу, общественные места или выполнять любые другие обычные виды деятельности.

Вернуться к оглавлению

Симптомы панических атак у детей

Клиническая картина заболевания характеризуется приступообразностью панических состояний. Приступы могут продолжаться от 10 минут до нескольких часов. Ребенка начинает одолевать паника и страх, сопровождающиеся продолжительными беспокойными движениями и различными расстройствами соматоневрологического характера, представленными сердцебиением, потливостью, затрудненным дыханием, неприятными ощущениями в груди, появлением дрожи.

Старшим детям во время приступов свойственна чрезвычайная ипохондричность. Их начинает тревожить чувство страха относительно возможной остановки сердца, нехватки воздуха, затрудненного глотания. Детей начинают пугать ошибочные догадки о тяжелых заболеваниях, приближающейся смерти. Подобные страхи в скором времени передаются родным и близким.

Второстепенные признаки, сопровождающие панические атаки:

  • озноб;
  • повышение артериального давления;
  • возникновение чувства сухости в ротовой полости;
  • диарея;
  • тошнота и дискомфорт в животе;
  • онемение кожных покровов на руках и ногах;
  • бледность и последующая гиперемия кожи.

Часто завершение приступа сопровождается повышенным выделением мочи.

В зависимости от продолжительности приступов, ребенка могут беспокоить различные симптомы. Так, при приступах, длящихся несколько минут, ребенка одолевают чувство недомогания, головная и лицевая боль, дурнота, болезненные ощущения в сердце, бледность кожи, тошнота, повышение потливости, изменение сердцебиения и нарушение дыхания.

При более продолжительных приступах симптоматика дополняется нарушениями работы ЖКТ, общемозговыми и очаговыми неврологическими расстройствами.

Наиболее тяжелым является первый панический приступ, для которого характерны ярко выраженный аффект и повышение артериального давления. Некоторые пациенты во время первого приступа сталкиваются даже с потерей сознания. Симптоматика последующих приступов не столь ярко выражена.

Вернуться к оглавлению

Диагностика панических атак у детей

Определением подобных проблем занимаются психологи и психотерапевты. Для постановки правильного диагноза специалисту предстоит предварительный анализ симптомов, на которые указывает пациент. В данном случае будет необходима следующая информация:

  • когда впервые проявились подобные приступы;
  • частота повторений приступов;
  • факторы, провоцирующие ухудшение состояния;
  • наличие подобных проблем у кого-то из членов семьи;
  • существование конфликтных ситуаций, связанных с работой или членами семьи;
  • сталкивается ли пациент с обмороками.

Для диагностики специалисту также может понадобиться дополнительная информация, которую он сможет получить посредством неврологического осмотра. Но в период между приступами довольно сложно обнаружить отклонения неврологического характера. Приступы же сопровождаются расширениями зрачков, изменением сердечного ритма и дыхания.

– внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы страха, сопровождающиеся вегетативными нарушениями. Приступ длится до 20-25 минут, тревога переходит в панику, повышается артериальное давление, учащается дыхание, сердцебиение, возникает тремор конечностей. Часто отмечаются нарушения работы пищеварительного тракта, мочеиспускательной системы. Основная диагностика проводится психиатром, по необходимости дополняется обследованием клинического психолога, невролога. Лечение включает применение медикаментов для купирования атак, психотерапию для предупреждения их последующего развития.

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации. Термин «панические атаки » как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство », «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Причины панических атак у детей

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания , лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК. Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха , ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница .

Осложнения

Без соответствующего лечения панические атаки у детей становятся причиной психических и соматических осложнений. Интенсивная выработка гормонов стресса может провоцировать неврозы , эпилепсию , заболевания сердца, сосудов, невралгии, обмороки , сопровождающиеся риском травм. Длительное течение панического расстройства приводит к депрессии , формированию фобий, социальной дезадаптации: ребенок постоянно подавлен, не интересуется учебой, не имеет увлечений, напряжен из-за возможного развития паники, боится выходить из дома, оставаться один (без помощи).

Диагностика

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра , детского невролога , но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр . Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог . Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Лечение панических атак у детей

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию .
  • Психотерапия . Используются когнитивно-поведенческие методы , дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Прогноз и профилактика

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии . Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме. Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта , приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни. Недопустимы высказывания типа: «не будешь принимать таблетки – опять приступы начнутся». При напряженной школьной обстановке стоит обсудить наличие заболевания со школьным психологом, классным руководителем.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх