Анализ стихотворения некрасова поэт и гражданин. «Поэт и Гражданин», анализ стихотворения Некрасова
Творчество Н. А. Некрасова - яркая и интереснейшая страница русской классической литературы. Продолжая и обогащая идеи и пути, намеченные Пушкиным и Лермонтовым, Некрасов шагнул далеко вперёд в развитии тех демократических идеалов, патриотических взглядов и тенденций, которые были заявлены в творчестве его великих предшественников. Муза Николая Алексеевича - «муза гнева и печали», родная сестра крестьянки, избиваемой кнутом на Сенной. Всю жизнь он писал о народе и для народа, и «сермяжная» Россия - нищая, обездоленная и прекрасная - встаёт перед нами со страниц его стихотворных сборников как живая.
История создания
Анализ стихотворения «Поэт и гражданин», как и любого другого стоит начинать с изучения истории его создания, с общественно-политической обстановки, которая складывалась в стране на тот момент, и биографических данных автора, если они как-то связаны с произведением. Дата написания текста - 1855 г. - июнь 1856-го. Впервые оно было опубликовано в авторском сборнике, вышедшем в свет в том же 56-м. До этого Чернышевский проанонсировал некрасовскую книгу, напечатав в ближайшем номере «Современника» небольшой обзор-анализ стихотворения «Поэт и гражданин» и его текст, а также ещё несколько ярких и по-некрасовски хлёстких произведений, в том числе горькую сатиру «Забытая деревня».
Публикации вызвали в обществе большой резонанс и резкое недовольство властей и официальной критики. В «Поэте и гражданине» самодержавное правительство усмотрело (вполне, кстати, справедливо) жёсткую критику в свой адрес и подрывные, революционные призывы. Весь номер «Современника», как и тираж книги, были изъяты из свободного доступа и запрещены к переизданию. Над самим журналом нависла угроза закрытия. А над Некрасовым, находившимся в то время за границей, нависла угроза ареста по возвращении. Почему столь бурной оказалась реакция властей и цензуры? Разобраться в этом поможет анализ стихотворения «Поэт и гражданин».
Литературные традиции и преемственность
Когда до Некрасова доходили слухи о бесчинствах правительства в области культуры, общественного мнения, литературы, он отвечал, что русские писатели видели «цензурные бури и пострашнее». А демократические ценности, гражданскую сознательность и чувство ответственности творческой личности перед обществом, страной, временем и собственным талантом перенимает Некрасов у старших собратьев по перу - Пушкина (достаточно вспомнить его знаменитое «Разговор книгопродавца с поэтом») и Лермонтова («Журналист, читатель и писатель»). Анализ стихотворения «Поэт и гражданин» даёт возможность проследить, насколько развил и углубил Алексей Николаевич большие поэтические традиции.
«Чистое искусство» и демократическая линия
50-60-е гг. 19-го века - время, крайне напряжённое для России. Несмотря на реакцию, полицейский гнёт и самодержавную цензуру, в стране ширится недовольство политическим климатом, растёт самосознание прогрессивных слоёв населения.
Крепостничество трещит по всем швам, идеи народного освобождения, гнева и отмщения витают в воздухе. В это время среди представителей творческой интеллигенции ведутся напряжённые дебаты. «Поэт и гражданин» - стих Некрасова - ярко отражает их суть. Представители так называемого «чистого искусства» (от их лица спор в произведении ведёт Поэт) считают, что поэзия, литература, равно, как и музыка, живопись должны говорить о «вечном». Что настоящее искусство выше социально-политических проблем и Как пример подобной позиции приводит Некрасов цитату из произведения Пушкина («Поэт и гражданин», стих «Мы рождены для вдохновенья/ Для звуков сладких и молитв…»). Ярым противником такой точки зрения и защитником в искусстве выступает в стихотворении Гражданин. Именно он отражает взгляды и идеи самого автора, демократические тенденции и устремления.
Тема и идея стихотворения
Некрасов никогда не делил свою поэзию на сугубо лирическую, интимную, и гражданскую. Эти два направления, казалось бы, совершенно разные, гармонично соединились в его творчестве в одну общую струю. «Поэт и гражданин» (анализ стихотворения доказывает сие утверждение) - программное произведение в том плане, что в нём раскрыты самые важные для автора понятия, затронуты животрепещущие вопросы.
Некрасов ясно и открыто высказал своё творческое и общественно-политическое кредо: не важно, кто ты по профессии и убеждениям. Важно, что ты являешься сыном своей страны, а значит, гражданином, который обязан бороться за неё, за лучшую жизнь, процветание, как экономическое, так и духовное. К сожалению, согласны с ним совсем немногие. Потому Гражданин с горечью восклицает: «Наперечет сердца благие/ Которым родина свята». В «годину горя и печали» талантливые, честные, образованные люди не имеют права отсиживаться в стороне, воспевать «красы природы» и «ласку милой». Деятели искусства, особенно литераторы, наделены особым даром - воздействовать на умы и сердца людей, вести их за собой - на подвиг. Исполнить свой долг, отдать себя на служение Родине и народу - в этом видит предназначение творческой личности Некрасов. «Поэт и гражданин», анализ которого мы проводим, - стихотворение-манифест, стихотворение-призыв, открыто призывающий всех собратьев по перу выступить на стороне народа: «Не будет гражданин достойный / К отчизне холоден душой / Ему нет горше укоризны...».
Композиция произведения и стилистические особенности
Итак, тема стихотворения - поэт и поэзия, их роль в общественно-политическом движении страны. Главная идея и основная мысль выражены в таких строках: «Будь гражданин…/ Для блага ближнего живи…». Чтобы яснее её выразить и понятнее, ярче донести до читателей, Некрасов избирает оригинальную форму для лирического
произведения - драматизированный диалог, идеологический спор. Реплики героев перемежаются страстными монологами Гражданина, пестрят и восклицаниями, делая его речи чрезвычайно эмоциональными. В то же время и Поэт ведёт свой Большое количество глаголов повелительного наклонения, общественно-политическая лексика, призывные интонации создают у читателей тот самый активно-действенный настрой, к которому и стремится Некрасов. "Поэт и гражданин" - стихотворение, которым ему в полной мере удалось доказать мастерам слова, что их задача - не «изящная словесность» и услаждение слуха её любителей, не праздные разговоры, а служение народу. Актуальность свою не потеряло рассматриваемое произведение и в наши дни.
Стихотворения для чтения и анализа: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».
а) «Поэт и гражданин» (1856)
О чем спорят герои стихотворения?
Кто победил в этом споре?
(В споре нет победителя: и поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданственности, активности борьбы за гражданские убеждения).
б) Звучит стихотворение «Муза» (1852)
Кто такая Муза?
(Муза - 1. В греческой мифологии: богиня покровительница искусств и наук. 2. (перен. зн.) Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.)
А как изображает поэт Музу?
(Изображение Музы можно понимать по-разному. С одной стороны, Муза - крестьянка, потому что крестьянская тема - среди особо волнующих поэта, с другой стороны, судьба поэта, по-видимому, символически уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем более сильными мира сего. Наконец, можно считать этот образ емкой метафорой: крестьянка - сама поэзия, обреченная в эпоху Некрасова несколько умалять свое достоинство, на время «притворяться прозою», как бы в самом деле побыть некоторое время «безмолвной»)
Также в стихотворении «Муза» конкретизирован образ «бледной, в крови, кнутом иссеченной Музы», «плачущей, скорбящей и болящей, всечасно жаждущей, униженно просящей... согбенной трудом, убитой кручиной», «неласковой и нелюбимой».
Образ русской женщины предстал у Некрасова и образом самой его поэзии, и образом русской жизни во всех ее гранях, которые поэт создал в своем творчестве.
в) «Элегия (1874)
В письме к А. Н. Ермакову (А. Н. Ермаков был инженером путейцем, человеком отзывчивым и добрым, с большим художественным вкусом. После смерти его жены сестра Некрасова - Анна Алексеевна - воспитывала детей Ермакова, а позже вышла замуж за него) 29 августа 1874 года Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
Записываем определение жанра элегии.
Элегия - жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.
Почему Некрасов выбрал жанр элегии?
О чем говорится в первой строфе стихотворения? К кому она обращена?
(В первой строфе поэт обращается к молодежи, говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии.)
О чем говорится во второй строфе стихотворения?
(Во второй строфе поэт выразил свое отношение к реформе 1861 года и продолжает развивать тему служения народу).
Чем объясняется обилие риторических вопросов во второй части третьей строфы? Какой смысл этих вопросов?
(Размышляя о том, что он видит и слышит кругом, поэт конкретизирует риторический вопрос, завершающий вторую строфу).
О чем говорится в четвертой строфе стихотворения?
(Некрасов рассказывает о том, как приходит к нему вдохновение и как поиск ответов на тайные вопросы» выливается в громкую, широкую песню).
Итак, каким представлен народ в «элегии»? Что можно сказать о Некрасове, прочитав стихотворение «Элегия»?
(Он человек, умеющий не обольщаться, смотреть и думать. Поэт, создающий произведения не ради славы, а ради своей совести. Целеустремленный художник, хотя ему известны колебания и ошибки. Но в главном он человек и поэт, уверен: жить можно только в служении народу, а не себе. Нельзя быть счастливым, пока народ в беде. Это мужественный и мудрый человек. Верный друг. Ему никогда не была безразлична судьба молодежи, ее пути в жизни. Наконец, это поэт, который творит по внутреннему свободному побуждению.
Некрасовская муза - страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу. Поэт должен быть с народом, служить народу).
Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем.
Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать поэтическим манифестом поэта революционной демократии.
Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение - разговоры», а народу:
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим,
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Но гром ударил: буря стонет
И снасти рвет, и мачту клонит…
Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Гражданин в представлении Некрасова - это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать…
Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»… Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.
Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России - Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.
Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым - это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы, русская поэзия, русское слово.
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Ни один великий писатель не может пройти мимо вопроса о роли и назначении поэта и поэзии. Н.А. Некрасов явился преемником и продолжателем передовых традиций великих русских поэтов предшествующих эпох, утверждаемых Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Он воскресил боевой, действенный дух поэзии. Вопрос о назначении поэзии и роли поэта в обществе решался во многих стихотворениях Некрасова: «Тот не поэт», «Муза», «Блажен незлобливый поэт», «Элегия». В ряду этих стихотворений особое место занимает «Поэт и гражданин», которое можно считать поэтическим манифестом поэта революционной демократии.
Стихотворение «Поэт и гражданин» было опубликовано в 1856 году в поэтическом сборнике Некрасова. Оно было написано тогда, когда резко обострилась борьба между сторонниками реакционной теории «чистого искусства» и сторонниками гражданского направления в искусстве, во главе которого стоял Н.Г. Чернышевский. Полностью разделяя взгляды Чернышевского на искусство и долг поэта перед обществом, Некрасов писал о том, что искусство должно служить не богатым и праздным любителям «изящного», не либеральным «мудрецам», чье «назначение - разговоры», а народу:
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
Но политическое острие стихотворения было направлено не только против откровенных врагов гражданского искусства, но и против либералов, которые проводят время в бесполезных разговорах о благах народа:
Свою особу оградя,
Они бездействуют, твердя:
«Неисправимо наше племя,
Мы даром гибнуть не хотим.
Мы ждем: авось поможет время,
И горды тем, что не вредим!»
Эту логику эгоистов Некрасов называет презренной, противопоставляя ей логику общественного служения и пафос борьбы за высокие общественные идеалы. Прибегая к эзопову языку, Некрасов говорит иносказательно о том политическом подъеме, какой переживала Россия после Крымской войны:
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать.
Но гром ударил: буря стонет
И снасти рвет, и мачту клонит...
Обращаясь к поэту с призывом служить своим творчеством народу, Некрасов говорит:
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...
В тревожные для родины дни поэт не имеет права уклоняться от участия в борьбе, не должен спокойно глядеть на горе и страдания людей, не должен тратить свой талант по пустякам. Поэт должен выполнить свое высокое гражданское предназначение:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
Гражданин в представлении Некрасова - это «Отечества достойный сын». Называя поэта «избранником неба», «глашатаем истин вековых», Некрасов снова и снова призывает поэта повернуться лицом к жизни многомиллионной толпы «не имущих хлеба» и бороться за их счастье:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.
Стихотворение «Поэт и гражданин» написано в форме поэтического диалога, родоначальником которого был Пушкин. Вспомним его стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом». Некрасов свел в споре двух собеседников, исповедующих разные взгляды на искусство и его назначение. Но можно ли считать, что Гражданин отражает точку зрения автора? Конечно, внешние основания для этого есть. Но думается, что Некрасов спорит сам с собой и убеждает себя в необходимости подчинить искусство гражданскому служению. Ведь не случайно Поэт в споре с Гражданином ссылается на Пушкина как на величайший авторитет русской поэзии:
Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать...
Монологи Гражданина в этом стихотворении напоминают нам вольнолюбивые стихи Пушкина и Лермонтова. В этих монологах слышатся высокие слова революционной лирики 20-х годов: «поэт - избранник неба», «глашатай истин вековых», «вещие струны», «благо ближнего», «отечества достойный сын»... Но в последних строфах меняется строй речи поэта, появляются иные слова и чувства: «долг священный человека», «рок суровый», «песен дар необычайный». Это уже голос истинного поэта.
Значимость и декларативность стихотворения подчеркивались в сборнике особым шрифтом, которым оно было напечатано. Это одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства. За образом Гражданина угадывались учителя и друзья поэта, великие граждане России - Белинский, Чернышевский, Добролюбов. Идеал Гражданина, высшего человека, героя менялся у Некрасова, все более приобретая качества высшей духовности и идеальности.
Прошло более ста лет со времени смерти Н.А. Некрасова, но его поэзия продолжает жить, и не только сама по себе. Как всякая великая творческая стихия, она обогатила многие таланты, большие и малые, отозвалась в стихах А. Блока и В. Маяковского, докатилась до наших дней, сказалась в лирике М. Исаковского и в эпосе А. Твардовского. Новые встречи с Некрасовым - это всегда и встречи с его наследниками и продолжателями, и они не прекратятся, пока живы русская поэзия, русское слово.
Большинство стихотворений Н. Некрасова посвящено общественной тематике, в контексте нее он рассматривал и проблему поэтического творчества. Стихотворение «Поэт и гражданин» изучают в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Поэт и гражданин» по плану.
Краткий анализ
История создания – Работа над произведением началась в 1855 году, а закончил ее поэт в 1856. Впервые опубликовано в качестве предисловия к сборнику стихов Некрасова.
Тема стихотворения – роль поэта и его творчества в обществе.
Композиция – Анализируемое стихотворение построено в виде диалога между гражданином и поэтом. В ходе их разговора автор высказывает свои мысли по поводу ключевой проблемы. Стих делится не на строфы, а на реплики. Автор указывает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила».
Эпитеты – «звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса».
Сравнения – «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
История создания
Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим. Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин».
Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.
Тема
В анализируемом стихотворении развивается тема поэта и общества. Автор пытается показать истинную сущность поэтического творчества, которое считает оружием в борьбе за свободу народ, его права.
В начале стихотворения читатель знакомится с персонажами, за разговором которых будет наблюдать далее. Перед нами поэт, который предался хандре и не хочет ничего писать. Гражданин пытается «расшевелить» его, но все напрасно. Гражданин убеждает мастера пера, что его слово очень нужно людям, на что поэт отвечает с иронией. Он считает, что народ сам отказался от острого слова. Люди предпочитают пейзажную лирику, которая в условиях строгого политического режима является безопасной. К тому же, бунтарское слово не такое утонченное.
Свои произведения поэт-бунтарь противопоставляет стихам Пушкина. Он знает, что народ любит пушкинскую поэзию за филигранность, изысканные метафоры. Но он знает, что такие стихотворения не дадут ничего, кроме наслаждения.
В последней реплике поэт расставляет точки в своем рассказе, обосновывая свою пассивную позицию. Когда-то в юные годы он «шел в тюрьму и к месту казни, в суды, в больницы» , чтобы рассказать правду, но слова его считали «черной клеветой». Поэт увидел, что народ бороться не хочет, и его руки опустились. Он решил отказаться от борьбы во благо общества и позаботиться о своей жизни. Какое-то время, мастер слова бичевал «маленьких воришек для удовольствия больших» . Теперь он жалеет об этом и считает, что из-за его решения от него отвернулась Муза.
Композиция
Стих написан в форме диалога между поэтом и гражданином, это позволило Н. Некрасову показать взгляды двух сторон. Формально стихотворение делится не на строфы, а на реплики. Автор обозначает, кому принадлежит каждая из них.
Жанр
Жанр произведения - гражданская лирика. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Н. Некрасов использует перекрестную рифмовку АВАВ, некоторые строчки не рифмуются. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Для раскрытия темы и реализации идеи произведения автор использует средства выразительности. Они помогают автору расставить в тексте акценты, образно передать ключевые мысли.
Преобладают в тексте метафоры : «чувство долга не остыло», «сердце неподкупно», «я громи пороки смело», «хандра с души поэта соскочила». Дополняется картина эпитетами - «« звуки чудные», «сонная хандра», «рьяный чтец», «критик дикий», сатиры «неблагородны и обидны», «в сиянье спорят небеса» и сравнениями - «как моря вольные струи,… любовь сулила мне блага лучшие свои», «сокрылась навсегда, как свет».
Так как автор воспроизводит эмоциональный разговор, значительную роль играет интонация. В некоторых строфах используется аллите-рация, например, «с», «ж», «з»: «Блажен болтающий поэт, И жалок гражданин безгласный!».